ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-84/2022 от 06.06.2022 Радищевского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2-2-84/2022

УИД 73RS0018-02-2022-000174-45

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

р.п. Старая Кулатка 06 июня 2022 года

Ульяновской области

Радищевский районный суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Корсаковой И.М.,

при секретаре Аввясовой И.Р.,

с участием представителя истца прокуратуры Старокулаткинского района Берникова Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области о возложении обязанности предусмотреть и реализовать финансирование мероприятий по обеспечению объекта культуры Старозеленовской сельской модельной библиотеки оборудованием объекта системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; к районному муниципальному учреждению культуры «Старокулаткинская межпоселенческая центральная библиотека» о возложении обязанности в течение двух месяцев со дня поступления финансирования оборудовать объект культуры - Старозеленовскую сельскую модельную библиотеку системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Старокулаткинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области (далее – администрации МО «Старокулаткинский район») о возложении обязанности предусмотреть и реализовать финансирование мероприятий по обеспечению объекта культуры Старозеленовской сельской модельной библиотеки оборудованием объекта системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; к районному муниципальному учреждению культуры «Старокулаткинская межпоселенческая центральная библиотека» (далее – РМУК СМЦБ) о возложении обязанности в течение двух месяцев со дня поступления финансирования оборудовать объект культуры Старозеленовскую сельскую модельную библиотеку системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района выявлены нарушения, допущенные при исполнении обязанностей РМУК СМЦБ по обеспечению антитеррористической защищенности объекта культуры Старозеленовской сельской модельной библиотеки, расположенного по адресу: ..., ..., поскольку вопреки п.п.«з» п.25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 №176, указанный объект культуры не оборудован системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, тогда как ему присвоена 3 категория опасности.

Выявленные нарушения требований антитеррористического законодательства не позволяют в полной мере обеспечить постоянный контроль, а также предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории объекта культуры, нарушают права, свободы и интересы неопределенного круга лиц (работников, а также иных лиц, посещающих объект) на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции РФ и других нормативно-правовых актах.

Просит обязать администрацию МО «Старокулаткинский район» предусмотреть и реализовать финансирование мероприятий по обеспечению объекта культуры Старозеленовской сельской модельной библиотеки, расположенной по адресу: ..., ..., оборудованием системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обязать РМУК СМЦБ в течение двух месяцев со дня поступления финансирования оборудовать объект культуры Старозеленовскую сельскую модельную библиотеку, расположенную по адресу: ..., системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области Берников Ю.А. исковое заявление поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в нем.

Представители ответчика администрации МО «Старокулаткинский район», РМУК СМЦБ в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления МЧС России по Ульяновской области, УФСБ России по Ульяновской области, МО МВД России «Новоспасский», Управления Росгвардии по Ульяновской области, ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Ульяновской области», Новоспасское ОВО – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя истца Берникова Ю.А., изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно п.«д» ст.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В силу п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с ч.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (пункты 4, 6 ч.1 ст.5.2 указанного выше Федерального закона)В силу п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Пунктом 3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу п.4. ч.2 ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 №176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» установлен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

В соответствии с п.3 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).

В силу п.п. «з» п.25 указанных Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании установлено, что Старозеленовская сельская модельная библиотека является территориальным структурным подразделением РМУК СМЦБ – некоммерческой организации в форме учреждения культуры, созданной и финансируемой учредителем учреждения с целью обеспечения свободного доступа к информационным и тиражированным документам для удовлетворения информационных, культурных и образовательных потребностей населения района.

Учредителем РМУК СМЦБ является администрация МО «Старокулаткинский район», что следует из Устава учреждения.

Постановлением главы администрации МО «Старокулаткинский район» №269 от 04.07.2019 РМУК СМЦБ передано на праве оперативного управления одноэтажное здание библиотеки общей площадью 148, 0 кв.м., 1989 года постройки, расположенное по адресу: ..., балансовой стоимостью 144 350 руб., остаточной стоимостью 86 238 руб.

В судебном заседании также установлено, что Старозеленовская сельская модельная библиотека, расположенная по адресу: ..., относится к 3 классу опасности, однако в нарушение п.п.«з» п.25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 №176, указанный объект культуры не оборудован системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, тогда как ему присвоена 3 категория опасности.

Отнесение Старозеленовской сельской модельной библиотеки к третьей категории опасности подтверждается паспортом безопасности РМУК СМЦБ Старозеленовская сельская модельная библиотека, актом обследования и категорирования объекта, утвержденного директором учреждения, и сторонами не оспаривается.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на дату рассмотрения дела приведенные выше требования законодательства по оборудованию здания Старозеленовская сельская модельная библиотека системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации фактически не выполнены, поскольку РМУК СМЦБ ненадлежаще выполняет требования правил антитеррористической защищенности объекта культуры Старозеленовская сельская модельная библиотека, а администрация МО «Старокулаткинский район» не исполняет возложенных Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ полномочий по осуществлению финансового обеспечения такой деятельности.

Данное обстоятельство не позволяет в должной мере обеспечить антитеррористическую защищенность учреждения культуры и может привести к нарушению прав и интересов работников учреждения, а также иных лиц, посещающих здание учреждения культуры, то есть неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, суд считает исковые требования прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Старокулаткинский район», РМУК СМЦБ законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области предусмотреть и реализовать финансирование мероприятий по обеспечению объекта культуры – Старозеленовской сельской модельной библиотеки, расположенной по адресу: ..., оборудованием объекта системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации

Обязать районное муниципальное учреждение культуры «Старокулаткинская межпоселенческая центральная библиотека» в течение двух месяцев со дня поступления финансирования оборудовать объект культуры - Старозеленовскую сельскую модельную библиотеку системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.М. Корсакова