Дело № 2-2-856/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
судьи Кротова А.В.,
при секретаре судебного заседания Голициной А.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО2,
представителя ответчика администрации Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО3,
представителя ответчика администрации Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, администрации Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области об оспаривании действий органа местного самоуправления,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском и с учетом уточнений (л.д.240) просила признать незаконным и отменить постановление администрации Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области № 441 от 30.12.2016 года о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма ФИО1, обязать администрацию Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области, администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области восстановить ФИО1 в составе семьи из трех человек: ФИО1, ФИО5, ФИО6, на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с момента постановки на указанный учет, то есть с 06.10.2016 года.
Свои требования истица обосновывает тем, что она является собственником жилого двухэтажного дома * года постройки общей площадью * кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, Балаковский район, село Быков Отрог, улица *, дом № *. Вместе с ней по указанному адресу зарегистрированы члены ее семьи: мать ФИО5, сын ФИО6
27.08.2013 года по неустановленной причине произошло возгорание указанного жилого дома, в результате которого практически весь дом вместе с дворовыми постройками сгорел. Актом межведомственной комиссии от 09 сентября 2015 года жилое помещение признано непригодным для проживания. Постановлением администрации Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской № 271 от 16 августа 2016 года ее жилой дом признан непригодным для проживания. Постановлением администрации Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской № 346 от 06 октября 2016 года ФИО1 признана малоимущей и с составом семьи из 3 человек принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, представляемом по договору социального найма.
В связи с потерей единственного жилья ФИО1 обращалась в органы местного самоуправления - администрацию Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области с заявлением от 12 октября 2016 года о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, но ей было отказано. В связи с этим, ФИО1 была вынуждена обратиться в суд с иском о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке в составе из трех человек: ФИО1, ФИО5, ФИО6.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 09.12.2016 года суд удовлетворил исковые требования ФИО1, обязав администрацию Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области предоставить ФИО1 на состав семьи из трех человек: ФИО1, ФИО5, ФИО6, вне очереди по договору социального найма, благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящимся в границах Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области общей площадью 48 кв.м.
30.12.2016 года администрацией Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области было принято Постановление № 441 о снятии с учета в качестве нуждающейся ФИО1 и членов её семьи (л.д. 12).
Истец ФИО1, представитель истца ФИО2 полностью поддержали доводы искового заявления, дополнив тем, что основание, по которым ФИО1 снята с учета необоснованны. Не была ознакомлена с письмом заместителя главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области по строительству и развитию ЖКХ от 26.12.2016 года, считает оспариваемое постановление неправомерным и подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель администрации Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО4 с иском не согласилась по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление (л.д.150-151), а именно при подаче заявления ФИО1 документы представлены не в полном объеме, определенным законом. Для признания её в качестве нуждающейся расчет параметров для признания граждан малоимущими не производился. В качестве основания для признания ФИО1 и членов её семьи малоимущими были приняты во внимание только справки ГАУ СО «УСПН Балаковского района» о том, что ФИО1 и члены её семьи являются малоимущими и нуждаются в мерах поддержки. Выявлены в представленных документах сведения, не соответствующие действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также имели место неправомерные действия должностного лица, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. В связи с указанными обстоятельствами ФИО1 была снята с учета.
В судебном заседании представитель администрации Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО3 с иском не согласился, просил отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что в заявлении о признании малоимущими от 05.04.2016 года (л.д. 88) отсутствуют подписи ФИО5 и ФИО6, а представленные ФИО1 при подаче заявления документы представлены не в полном объеме, определенным законом. Наличие указанного факта установлено при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Третье лицо ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 80, 222).
Треть лицо муниципальное казенное учреждение Балаковского муниципального района «Управление жилищно-коммунального хозяйства» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще, суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав стороны, изучив предоставленные материалы, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно статье 49 (часть 2) ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статья 52 (часть 1) ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано статьей 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ).
Исходя из приведенных правовых норм в их взаимосвязи, предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является признание гражданина малоимущим и нахождение малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно правовой позиции, отраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П «По жалобе гражданина ФИО7 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации», федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
В приведенном определении Конституционный Суд РФ указал, что решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными ЖК РФ основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств, включая характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат и т.п.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности индивидуальный жилой дом усадебного типа общей площадью *кв.м., расположенный по адресу: Саратовская область, Балаковский район, село Быков Отрог, улица *, дом № *, кадастровым номером * согласно свидетельству о государственной регистрации права (л.д.9), техническому паспорту (л.д. 79-86), выписке из ЕГРП (л.д. 160).
Дом расположен на земельном участке площадью * кв.м. также принадлежащем ФИО1 согласно свидетельству о государственной регистрации права (л.д. 8) и кадастровой выписке о земельном участке (л.д.89-90), выписке из ЕГРП (л.д. 159). 27.08.2013 года произошел пожар в жилом доме № 2 по улице Механизаторов села Быков Отрог Балаковского района Саратовской области. Постановлением администрации Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской № 271 от 16 августа 2016 года ее жилой дом признан непригодным для проживания (л.д.10).
Постановлением администрации Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской № 346 от 06 октября 2016 года (л.д. 11) ФИО1 признана малоимущей и с составом семьи из 3 человек принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, представляемом по договору социального найма.
Согласно материалам учетного дела ФИО1 признание ее малоимущей и нуждающейся в жилом помещении произведено в установленном порядке (л.д.152-184). В связи с потерей единственного жилья ФИО1 обращалась в органы местного самоуправления - администрацию Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области с заявлением от 12 октября 2016 года о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, но ей было отказано.
ФИО1 обратилась в Балаковский районный суд Саратовской области с иском о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке в составе из трех человек: ФИО1, ФИО5, ФИО6.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 09.12.2016 года суд удовлетворил исковые требования ФИО1, обязав администрацию Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области предоставить ФИО1 на состав семьи из трех человек: ФИО1, ФИО5, ФИО6, вне очереди по договору социального найма, благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящимся в границах Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области общей площадью 48 кв.м.
30.12.2016 года администрацией Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области было принято Постановление № 441 о снятии с учета в качестве нуждающейся ФИО1 и членов её семьи (л.д. 12).
Как следует из содержания обжалуемого постановления № 441 от 30.12.2016 года для снятии ФИО1 и членов её семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в том числе учитывалось письмо заместителя главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области по строительству и развитию ЖКХ от 26.12.2016 года.
Судом установлено, что ФИО1 05 апреля 2016 года обращалась к ответчику с заявлением о признании малоимущими ФИО1, ФИО5, ФИО6 (л.д.88), которое подписано только ФИО1
В силу положений ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, ст. 18, ч. ч. 1, 2 ст. 19 Конституции РФ, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности ст. 2, ч. 1 ст. 21 Конституции РФ вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющих возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Порядок предоставления гражданам жилых помещений урегулирован главой 7 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 5 Закона Саратовской области от 28.04.2015 года № 39-ЗСО «предоставлении жилых помещений» в Саратовской области граждане признаются малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма исходя из оценки средней стоимости жилого помещения в соответствующем муниципальном образовании (далее - средняя стоимость жилого помещения), стоимости имущества, находящегося в собственности всех членов семьи (одинокого гражданина), размера совокупного семейного дохода и возможности погашения кредита (займа) на строительство (приобретение) жилого помещения. Перечень и стоимость имущества, находящегося в собственности всех членов семьи (одинокого гражданина) и применяемого в целях настоящего Закона, определяются в соответствии с порядком определения стоимости подлежащего налогообложению имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений (приложение 4).
Сведения о размерах и об источниках доходов всех членов семьи (одинокого гражданина), находящихся (находящегося) в трудоспособном возрасте, представляются в уполномоченный орган местного самоуправления в виде:
1) копии декларации по налогу на доходы физических лиц за год, предшествующий подаче заявления, заверенной налоговым органом по месту жительства, если в соответствии с законодательством член семьи (одинокий гражданин) обязан представлять указанную декларацию;
2) копий деклараций по единому налогу на вмененный доход за год, предшествующий подаче заявления, заверенной налоговым органом по месту жительства, если член семьи (одинокий гражданин) зарегистрирован как индивидуальный предприниматель и является плательщиком налога на вмененный доход;
3) справки о доходах физического лица, если член семьи (одинокий гражданин) в соответствии с законодательством не обязан представлять налоговую декларацию.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 указанного закона принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях из муниципального жилищного фонда по договору социального найма осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления по месту жительства.
(часть 1 в ред. Закона Саратовской области от 30.09.2014 N 123-ЗСО)
2. Принятие на учет граждан, указанных в пунктах 3 - 11 части 1 статьи 1 настоящего Закона, в качестве нуждающихся в жилых помещениях из государственного жилищного фонда области по договору социального найма осуществляется уполномоченным государственным органом области.
(часть 2 в ред. Закона Саратовской области от 30.09.2014 N 123-ЗСО)
3. Заявление подписывается всеми совершеннолетними членами семьи (в том числе временно отсутствующими, за которыми сохраняется право на жилое помещение), желающими получить другое жилое помещение по договору социального найма вместе с заявителем.
4. Для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, кроме заявления по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону, подписанного всеми совершеннолетними членами семьи, необходимы следующие документы:
документ, удостоверяющий личность заявителя, копии документов, удостоверяющих личность всех членов его семьи;
копия вступившего в законную силу судебного решения об установлении места жительства заявителя или заявителя и членов его семьи в случае отсутствия у указанных лиц регистрации по месту жительства;
документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о рождении, копия вступившего в законную силу решения соответствующего суда о признании гражданина членом семьи заявителя - при наличии такого решения);
документы, подтверждающие право собственности на жилые помещения, право собственности на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (в случае наличия таких жилых помещений у заявителя и (или) членов его семьи);
документ, подтверждающий факт установления опеки или попечительства (для лиц, над которыми установлена опека, попечительство);
документы, подтверждающие право на внеочередное получение жилья;
документы о размере и об источниках доходов (для граждан, указанных в части 1 настоящей статьи);
документы об имуществе, за исключением документов, указанных в пункте "б" части 8 настоящей статьи (для граждан, указанных в части 1 настоящей статьи);
договор социального найма жилого помещения или договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (в случае, если заявитель и (или) члены его семьи занимают такие жилые помещения) либо их копии.
30.12.2016 года администрацией Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области было принято Постановление № 441 о снятии с учета в качестве нуждающейся ФИО1 и членов её семьи (л.д. 12) на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ - выявлены в представленных документах сведения, не соответствующие действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также имели место неправомерные действия должностного лица, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Расчет параметров для признания граждан малоимущими не производился. В качестве основания для признания ФИО1 и членов её семьи малоимущими были приняты во внимание только справки ГАУ СО «УСПН Балаковского района» о том, что ФИО1 и члены её семьи являются малоимущими и нуждаются в мерах поддержки (л.д.158). В связи с указанными обстоятельствами ФИО1 была снята с учета. На дату принятия оспариваемого постановления ФИО1 была обеспечена земельным участком по адресу: Саратовская область, Балаковский район, село Быков Отрог, улица *, дом № *, кадастровая стоимость которого по состоянию на 03.02.2017 года составляет 999979, 93 рублей (л.д. 238).
Согласно заключению судебно-оценочной экспертизы № * от 31.03.2017 года рыночная стоимость имущества - домовладения, состоящего из жилого дома и земельного участка по адресу: Саратовская область, Балаковский район, село Быков Отрог, улица *, дом № *, по состоянию на 06.10.2016 года составляет 239000 рублей (л.д.107-133).
Основания подвергать сомнению правильность или обоснованность заключения эксперта у суда отсутствуют. Экспертиза проведена в специализированном экспертном учреждении, эксперт имеет достаточный стаж в экспертной работе, заключение мотивировано.
Однако как следует из приложения 4 к Закону Саратовской области от 28.04.2005 N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" Настоящий порядок определяет правила расчета органами местного самоуправления стоимости имущества, подлежащего налогообложению, находящегося в собственности гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи, для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма или нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. В целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования учитывается стоимость подлежащего налогообложению их имущества в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.3. Определяется стоимость следующего подлежащего налогообложению имущества: земельных участков (на основании справок о величине кадастровой стоимости земельных участков, выдаваемых органами, осуществляющими ведение земельного кадастра. Кадастровая стоимость кадастрового участка по состоянию на 03.02.2017 года составляет 999979, 93 рублей. На основании таблицы предварительного расчета (л.д.239) с учетом кадастровой стоимости земельного участка ФИО1 на момент постановки на учет не могла быть признана малоимущей.
Таким образом, судом установлено, что представленные ФИО1 при подаче заявления документы представлены не в полном объеме, определенным законом отсутствует волеизъявление ФИО5 и ФИО6 Для признания ФИО1 в качестве нуждающейся расчет параметров для признания граждан малоимущими не производился. В качестве основания для признания ФИО1 и членов её семьи малоимущими были приняты во внимание только справки ГАУ СО «УСПН Балаковского района» о том, что ФИО1 и члены её семьи являются малоимущими и нуждаются в мерах поддержки. В связи с указанными обстоятельствами ФИО1 была снята с учета обоснованно.
Поэтому оснований для признания незаконным постановления администрации Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области № 441 от 30 декабря 2016 года не имеется и в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, администрации Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области об оспаривании действий органа местного самоуправления - отказать.
В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.
Судья А.В. Кротов
«Согласовано»
Судья А.В. Кротов