РЕШЕНИЕ
И 1
Калужский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Пешеходько Д.М.
При ведении протокола секретарем 4
Рассмотрев в открытом судебном заседании
ДД.ММ.ГГГГ
в <адрес> гражданское дело № по иску 2 к администрации МО МР «<адрес>», администрации МО СП <адрес>» об оспаривании принятого решения, отмене постановления органов местного самоуправления, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просил признать незаконным отказ № от ДД.ММ.ГГГГ в проведении аукциона на земельный участок с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м. по адресу: <адрес>, д.Караваинки, признать Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ Администрации сельского поселения «<адрес>» об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № незаконным, возложить на администрацию МО МР «<адрес>» обязанность исключить земельный участок с кадастровым номером № из земель общего пользования, обязать администрацию МО МР «<адрес>» обязанность установить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № для индивидуальной жилой застройки, обязать администрацию МО МР «<адрес>, выставить на муниципальные торги земельный участок с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием уточнения иска судом в порядке части 5 статьи 16.1 КАС РФ произведен переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в дело в качестве соответчика привлечена администрация МО СП «<адрес>».
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что истец является арендатором смежных земельных участков. Испрашиваемый земельный участок зарос деревьями и кустарниками, требует очистки, не используется местными жителями, в связи с чем не может быть отнесен к землям общего пользования, вид разрешенного использования должен быть изменен на «для индивидуальной жилой застройки», земельный участок должен быть выставлен на торги в целях заключения договора аренды.
Отнесение испрашиваемого земельного участка к землям общего пользования является неправомерным, свидетельствует о злоупотреблении правом ответчиками.
В судебном заседании истец 2 и её представитель по доверенности 5 заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации МО СП «<адрес>» 6 возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что оспариваемое постановление принято в соответствии с требованиями закона, земельный участок с кадастровым номером 40:22:120701:206 ни когда не относился к землям, на которых велась индивидуальная жилая застройка. Земельный участок используется для прохода к источнику водоснабжения (колодцу) и к реке.
Представитель ответчика администрации МО МР «<адрес>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы настоящего дела, дела №а-2-181/2021 приходит к следующему.
В соответствии с вступившим в законную силу определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-2-181/2021 признано незаконным решение администрации муниципального района «<адрес>», выраженное в ответе №С-484/07-20 от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 40:22:120701:206. На администрацию муниципального района «<адрес>» возложена обязанность рассмотреть вопрос о возможности проведения аукциона в отношении указанного земельного участка.
Из материалов дела видно, что взыскателю на основании вышеприведенного судебного постановления выдан исполнительный лист.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Ферзиковского РОСП возбуждено исполнительное производство №-ИП.
ДД.ММ.ГГГГ названное исполнительное производство окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа.
Судом по настоящему гражданскому делу установлено, что 2 вновь, в том числе на личном приеме у главы администрации МО МР «<адрес>» и путем направления жалобы в органы прокуратуры, обращалась в администрацию МО МР «<адрес>» с заявлениями о проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 40:22:120701:206.
По результатам рассмотрения обращений администрацией МО МР «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ№ж, ДД.ММ.ГГГГ№ и ДД.ММ.ГГГГ №Кол-58/22лп приняты решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 40:22:120701:206.
В оспариваемом ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ заместитель главы администрации МО МР «<адрес>» со ссылкой на положения пункта 18 части 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации сообщает, испрашиваемый земельный участок является земельным участком общего пользования, в связи с чем администрация не может принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды.
Также судом установлено, что постановлением администрации (исполнительно-распорядительного органа) сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 40:22:120701:206, являющегося государственной неразграниченной собственностью, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, д.Караваинки, в территориальной зоне Ж1-зоне застройки малоэтажными жилыми домами изменен с вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» на вид разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования» (код вида 12.0), соответствующий градостроительному регламенту, установленному Правилами землепользования и застройки сельского поселения «<адрес>».
Таким образом, на дату принятия оспариваемого решения ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок имел вид разрешенного использования – «земельные участки (территории) общего пользования».
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
Согласно подпункту 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель, территории общего пользования.
Под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в публичной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка (пункт 1 статьи 262 Гражданского кодекса РФ).
К землям общего пользования относятся участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
С учетом изложенного оспариваемого решение администрации МО МР «<адрес>» соответствует требованиям закона, в связи с чем исковые требования о признании незаконным отказа № от ДД.ММ.ГГГГ в проведении аукциона, возложении обязанности на администрацию МО МР «<адрес> выставить на муниципальные торги земельный участок с кадастровым номером № удовлетворению не подлежат.
Разрешая исковые требования о возложении на администрацию МО МР «<адрес>», администрацию МО СП «<адрес>» обязанности исключить земельный участок из земель общего пользования, установить вид разрешенного использования земельного участка «для индивидуальной жилой застройки», суд руководствуется следующим.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом (абзац третий); органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных упомянутым пунктом (абзац четвертый).
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района отнесено рассмотрение вопросов о предоставлении земельных участков расположенных на межселенных территориях муниципального района, государственная собственности на которые не разграничена.
Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 40:22:120701:206 не расположен на межселенных территориях муниципального района, в связи с чем органы местного самоуправления муниципального района полномочий по изменению вида разрешенного использования указанным земельным участком не имеют.
Полномочиями по установлению вида разрешенного использования в отношении испрашиваемого земельного участка наделена администрация МО СП «<адрес>», поскольку земельный участок расположен на территории муниципального образования «<адрес>».
При таком положении администрация муниципального района «<адрес>» не может быть признана надлежащим ответчиком по вышеуказанным исковым требованиям.
В подпункте 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой использование землепользователем земли в соответствии с градостроительными регламентами. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Как следует из положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
Сторонами в судебном заседании не оспаривалось, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 40:22:120701:206 в соответствии с принятыми в муниципальном образовании СП «<адрес>» Правилами землепользования и застройки расположен в территориальной зоне Ж1-зоне застройки малоэтажными жилыми домами, одним из видов разрешенного использования в которой является «земельные участки (территории) общего пользования» (код вида 12.0).
С учетом изложенного представленные в дело доказательства не дают оснований для вывода о необоснованности установления административным ответчиком вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 40:22:120701:206 «земельные участки (территории) общего пользования (12.0)».
Доводы истца о нецелесообразности использования земельного участка с кадастровым номером 40:22:120701:206 для заявленного вида разрешенного использования как территорий общего пользования по причине того, что участок является оврагом, поросшим многолетними деревьями, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ органа местного самоуправления, в связи с чем не могут являться основанием для удовлетворения исковых требований.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вопреки вышеприведенным требованиям суду не представлено допустимых доказательств, которые могли бы явиться достаточным основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, в том числе подтверждали недобросовестность действий ответчиков, а именно осуществление им гражданских прав исключительно с намерением причинить вред истцу, в обход закона с противоправной целью.
Тот факт, что вышеприведенным судебным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию муниципального района была возложена обязанность рассмотреть вопрос о проведении аукциона не означает, что ответчиками должно быть принято в обязательном порядке решение о проведении такого аукциона, поскольку обстоятельства, препятствующие проведению аукциона на право заключения договора аренды, на момент рассмотрения нового обращения истца ДД.ММ.ГГГГ существовали с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, заявленные исковые требования о возложении органы местного самоуправления муниципального района и сельского поселения обязанности по изменению вида разрешенного использования земельного участка, по сути, направлены на вмешательство в деятельность органов местного самоуправления.
Вместе с тем, суд, в соответствии с закрепленным в статье 10 Конституции Российской Федерации принципом разделения властей, не вправе подменять органы местного самоуправления.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования 2 оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Калужский районный суд.
Председательствующий подпись
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Копия верна
Судья Калужского районного суда
<адрес> Д.М. Пешеходько