ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2 от 20.01.2016 Некоузского районного суда (Ярославская область)

дело № 2-2

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 января 2016 года Некоузский районный суд Ярославской области

в составе председательствующего судьи Ждановой Т.Н.

при секретаре Моховой О.Н.

Рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Некоузского района в защиту прав граждан к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом ФГУП «ЖКУ РАН», ИБВВ РАН им. И.Д. Папанина о возложении обязанности передать имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, а именно жилые дома № 8а, 19, 20, 29, 30, 79, 80, расположенные в пос. Борок Некоузского района Ярославской области и земельные участки под данными жилыми домами, из федеральной собственности в собственность Некоузского муниципального района.

У с т а н о в и л:

В прокуратуру Некоузского района поступило поручение о проведении проверки по обращению Главного федерального инспектора по Ярославской области ФИО1 о расселении аварийных жилых домов, расположенных в п. Борок Некоузского района Ярославской области.

В ходе проверки прокуратурой Некоузского района Ярославской области установлено следующее:

На основании Распоряжения Президиума Российской академии наук от ДД.ММ.ГГГГ весь жилой фонд п. Борок Некоузского района передан на баланс ФГУП «Управление эксплуатации Научного центра Российской академии наук в Черноголовке», а ДД.ММ.ГГГГ в ФГУП «ЖКУ РАН» на основании Распоряжения Президиума РАН от ДД.ММ.ГГГГ.

При передаче государственная регистрация права собственности Российской Федерации на объекты недвижимости, в том числе жилой фонд, не осуществлялась, право хозяйственного ведения за ФГУП «ЖКУ РАН» не зарегистрировано.

Согласно выписок из ЕГРП право собственности РФ на большую часть жилого фонда в п. Борок Некоузского района, в том числе и на аварийные жилые дома, зарегистрировано в ДД.ММ.ГГГГ.

В отношении земельных участков, на которых расположены переданные объекты недвижимости, в связи с отсутствием на момент передачи финансовых средств ИБВВ РАН им. И.Д. Папанина не было проведено межевание земельных участков и их последующая регистрация. Кадастровые работы проведены в ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ все земельные участки прошли государственную регистрацию права собственности РФ и постоянного (бессрочного) пользования ИБВВ РАН, вошли в реестр федерального имущества.

Начиная с ДД.ММ.ГГГГ ИБВВ РАН ведет переписку с ФГУП «ЖКУ РАН» по вопросу передачи земельных участков расположенных под переданными объектами недвижимости, в том числе и под жилыми домами. До настоящего времени вопрос о передаче земельных участков не решен.

В соответствии с Постановлением главы Некоузского муниципального района "Об утверждении заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания" от ДД.ММ.ГГГГ и заключениями межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, жилые дома №№8А, 19, 20, 29, 30, 79, 80 в п. Борок находятся в аварийном состоянии, признаны непригодными для проживания и требуют расселения проживающих в них граждан.

Расселение аварийного жилищного фонда осуществляется в рамках Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ» и Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22.04.2013 №432-п, и возможно лишь после передачи аварийного жилого фонда в муниципальную собственность.

В целях принятия мер по расселению жильцов из аварийных жилых домов, расположенных в п. Борок Некоузского района, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, Администрация Некоузского муниципального района неоднократно обращалась в ФГУП «ЖКУ РАН», к директору ИБВВ РАН им. И.Д. Папанина, в Российскую академию наук, к руководителю Федерального агентства научных организаций с просьбой передать аварийные жилые дома и земельные участки под ними из федеральной собственности в муниципальную собственность.

Из ответов, полученных из Филиала ФГУП «ЖКУ РАН» в п. Борок и ИБВВ РАН следует, что они не возражают против передачи указанного имущества в муниципальную собственность, однако до настоящего времени процедура передачи имущества, в том числе квартир в аварийных жилых домах, из федеральной собственности в муниципальную собственность не начата, документы в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 года № 374 в Росимущество не направлялись.

Прокурор Некоузского района обратился в суд с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, ФГУП «ЖКУ РАН», ИБВВ РАН им. И.Д. Папанина, Администрации Веретейского сельского поселения о возложении обязанностей по передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность Веретейского сельского поселения.

С учетом уточненных исковых требований прокурор просит:

Возложить обязанность на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда сформировать (провести межевание) земельные участки, находящиеся в государственной собственности, под жилыми домами №№ 8а, 19, 20, 29, 30, 79, 80, расположенными в пос. Борок Некоузского района и поставить их на кадастровый учет.

Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ФГУП «ЖКУ РАН», ИБВВ РАН им. И.Д. Папанина в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу передать имущество, находящееся в собственности РФ, а именно: жилые дома №№ 8а, 19, 20, 29, 30, 79, 80, расположенные в п. Борок Некоузского района Ярославской области, и сформированные под ними земельные участки из федеральной собственности в муниципальную собственность Веретейского сельского поселения Некоузского муниципального района.

Возложить на администрацию Веретейского сельского поселения Некоузского муниципального района обязанность принять в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу имущество, находящееся в собственности РФ, а именно: жилые дома №№ 8а, 19, 20, 29, 30, 79, 80, расположенные в п. Борок Некоузского района Ярославской области, и сформированные под ними земельные участки из федеральной собственности в муниципальную собственность.

В суде помощник прокурора Некоузского района Бородулина Ю.А. заявленные исковые требования поддержала, по существу иска пояснила, что решением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной Постановлением главы Некоузского муниципального района «Об утверждении заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания» от ДД.ММ.ГГГГ жилые дома № 8а, 19, 20, 29, 30, 79, 80 в п. Борок находятся в аварийном состоянии, признаны непригодными для проживания и требуют расселения проживающих в них граждан.

Расселение из аварийного жилищного фонда осуществляется в рамках Федерального закона № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ» и Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области. Начиная с 2013 года, органами местного самоуправления Некоузского района ведется активная переписка о передаче аварийных жилых домов в муниципальную собственность, однако, собственники имущества каких-либо действий по передаче жилых домов не предпринимают, данное бездействие нарушает жилищные права граждан.

Представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не прибыл, о рассмотрении дела ответчик извещен надлежаще.

Представитель ФГУП «ЖКУ РАН» Мулюкин Е.В., действующий на основании доверенности, полагает, что исковые требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

Представители ИБВВ РАН им. И.Д. Папанина Чуйко И.Д. и Чуркина А.В., действующие на основании доверенности, по существу иска пояснили, что на основании Распоряжения Президиума РАН от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ с баланса Института биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН на баланс филиала ФГУП «Управление эксплуатации Научного центра РАН в Черноголовке» пос. Борок (ныне филиал ФГУП «ЖКУ РАН» в пос. Борок) передано федеральное имущество, в том числе указанные жилые дома, но без земельных на которых они расположены.

Распоряжением Президиума РАН от ДД.ММ.ГГГГ институту было выделено целевое финансирование на проведение межевания земельного участка общей площадью <...> га с разрешенным видом использования «для научных целей и жилого поселка».

На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым был разделен на 33 земельных участка. С 2010 года институт неоднократно обращался к ЖКУ РАН с предложениями по передаче земельных участков под жилыми домами, до настоящего времени ЖКУ РАН не предприняло никаких действий по оформлению прав на земельные участки под аварийными домами с кадастровыми общей площадью <...> кв. м., общей площадью <...> кв. м., общей площадью <...> кв. м.

Полагают, что исковые требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

Глава Веретейского сельского поселения Некрутов С.В. считает иск прокурора обоснованным, пояснил, что Администрация Веретейского сельского поселения заинтересована в передаче аварийного жилого фонда, расположенного в пос. Борок и земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность Веретейского сельского поселения, просит иск удовлетворить.

Представитель Администрации Некоузского муниципального района Лошенков В.И., действующий на основании доверенности, пояснил, что земельные участки не сформированы под аварийными домами 8а, 79, 80.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпункта 2 статьи 2 Закона Ярославской области от 30.06.2014 года № 36-з «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области» к вопросам сельского поселения относится: - «обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством». На этом основании полагает? что передача аварийных жилых домов должна быть осуществлена в муниципальную собственность Веретейского сельского поселения.

Представитель Филиала ФГБУН Институт Физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН – Геофизическая обсерватория «Борок» Баннов А.Г., действующий на основании доверенности, полагает, что исковые требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

Представитель Федерального агентства научных организаций Жаворонок А.П., действующий на основании доверенности, в порядке ст. 174 ГПК РФ представил суду объяснения по исковому заявлению. Из которых следует, что в соответствии с п. 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2014 года № 959, ФАНО России осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя организаций, подведомственных Агентству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными Агентству организациями.

Согласно Перечня организаций подведомственных ФАНО России, утвержденного распоряжением правительства Российской Федерации от 30.12.2013 года № 2591-р ФГУП «ЖКУ РАН» и ИБВВ РАН им И.Д. Папанина являются подведомственными Федеральному агентству научных организаций.

ФАНО России как учредитель указанных организаций, а также орган, осуществляющий функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными организациями не возражает против удовлетворения искового заявления прокурора Некоузского района к Росимуществу, ФГУП «ЖКУ РАН», ИБВВ РАН о передаче федерального имущества, находящегося в пос. Борок, дома № 8а, 19, 20, 29, 30, 79, 80 в собственность Некоузского муниципального района.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст.71 Конституции РФ в ведении РФ находится федеральная государственная собственность и управление ею. В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросу принятия решения, связанного с передачей федерального имущества в муниципальную собственность.

На основании ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае:

если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

если указанное имущество используется органами местного самоуправления, для целей, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Из анализа указанных норм, суд приходит к выводу о том, что жилые помещения, расположенные в аварийных жилых домах в п. Борок Некоузского района, и находящиеся в федеральной собственности, а также земельные участки под данными жилыми домами подлежат передаче в муниципальную собственность Веретейского сельского поселения.

С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П и в определении от 07.12.2006 N 542-О, положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ применяются в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, и безвозмездная передача имущества из одного уровня собственности в другой осуществляется с соблюдением порядка, установленного названной законодательной нормой, и при наличии волеизъявления сторон.

В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, г. Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах)...".

Согласно пункту 1 приложения № 3 к постановлению к таким объектам государственной собственности относится и жилищный фонд.

Следовательно, в силу Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года N 3020-1 жилые дома, расположенные в п. Борок, должны находиться в муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" установлен перечень документов, необходимых для осуществления передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.

Однако, до настоящего времени ФГУП «ЖКУ РАН» процедуру передачи имущества, в том числе квартир в аварийных жилых домах, из федеральной в муниципальную собственность не инициировали, документы в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 в Росимущество, не представлялись.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Жилые дома №№ 8А, 19, 20, 29, 30, 79, 80 в п. Борок Некоузского района находятся в аварийном состоянии, с ДД.ММ.ГГГГ признаны непригодными для проживания и требующими расселения проживающих в них граждан. Затягивание процедуры передачи имущества в муниципальную собственность со стороны ответчиков существенно нарушает жилищные права граждан.

Спорные многоквартирные дома расположены на сформированных земельных участках (дома № 19, 29, 30), (дом № 20), (дом № 8А), (дома № 79, 80) которые являются собственностью Российской Федерации, земельные участки под спорными домами отдельно не сформированы, на кадастровый учет не поставлены.

На основании ч. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению Федеральным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в сфере управления имуществом Российской Федерации.

К полномочиям Федерального агентства по управлению государственным имуществом относится осуществление в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочий собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности (п. 5.2 Постановления № 432).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. N 691, таким федеральным органом исполнительной власти является Росимущество.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Некоузского района обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда сформировать (провести межевание) земельные участки, находящиеся в государственной собственности, под жилыми домами № 8а, 19, 20, 29, 30, 79, 80, расположенными в пос. Борок Некоузского района Ярославской области и поставить их на кадастровый учет.

Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ФГУП «ЖКУ РАН», ИБВВ РАН им. И.Д. Папанина в течение 12 месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, передать находящиеся в собственности Российской Федерации: жилые дома № 8а, 19, 20, 29, 30, 79, 80, расположенные в пос. Борок Некоузского района Ярославской области, и сформированные под ними земельные участки из федеральной собственности в муниципальную собственность Веретейского сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославской области.

Возложить на администрацию Веретейского сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославской области обязанность принять, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, находящееся в собственности Российской Федерации жилые дома № 8а, 19, 20, 29, 30, 79, 80, расположенные в пос. Борок Некоузского района Ярославской области, и сформированные под ними земельные участки из федеральной собственности в муниципальную собственность Веретейского сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через Некоузский районный суд.

Судья Некоузского

районного суда Т.Н. Жданова

мотивированное решение изготовлено 25.01.2016 года.