Калининский районный суд Тверской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Калининский районный суд Тверской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
дело № 2-200/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 января 2011 года г. Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего федерального судьи Кулакова А.В.,
при секретаре Костеревой Е.А.,
с участием помощника прокурора Калининского района Тверской области Солуяновой Е.А.,
ответчика Умарова И.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калининского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ИП Умарову И.Т. о приостановлении производственной деятельности деревообрабатывающего цеха,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Калининского района Тверской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Умарову И.Т. о приостановлении производственной деятельности деревообрабатывающего цеха, указывая, что индивидуальным предпринимателем Умаровым И.Т. по договору аренды от 01.04.2010 года, заключенному с СПК колхоз «Даниловское»,
арендуется нежилое помещение по адресу: . В данном помещении размещено оборудование ИП Умарова И.Т., предназначенное для использования в целях организации цеха по деревообработке. 11 августа 2010 года в ОГПН по Калининскому району Тверской области поступило сообщение о сжигании отходов лесопильного производства на лесопильных предприятиях, расположенных в д. Даниловское. 11.08.2010 года в д. Даниловское были выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности при эксплуатации деревообрабатывающих производств. По выявленным нарушениям индивидуальный предприниматель Умаров И.Т. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа. 30.09.2010 года прокуратурой Калининского района Тверской области совместно с ОГПН по Калининскому району произведен осмотр зданий и помещений деревообрабатывающего цеха, принадлежащего ИП Умарову И.Т., в ходе которого было установлено, что на всей территории цеха допускается хранение сгораемых отходов производства (горбыль, опилки); допускается сжигание отходов лесопильного производства; загорожен подъезд к противопожарному водоему, расположенному на территории лесопильного цеха; не установлены указатели к пожарному водоему, у водоема отсутствует площадка с твердым покрытием для установки пожарной техники; отсутствуют распорядительные документы по пожарной безопасности; отсутствует обучение по противопожарному минимуму у ответственных лиц; отсутствуют специально оборудованные места для курения, допускается проживание людей на территории производственного цеха; в помещениях допускается хранение газовых баллонов и теплогенерирующих установок на газовом топливе; соединения электропроводки в помещениях выполнено пожароопасным способом. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69 ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно п. п. 1 ч. 8 раздела 4 Указа Президента РФ от 21 сентября 2002 года N 1011 «Вопросы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Согласно пункту 4 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03) руководители, организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. В соответствии с п. 6, 7 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03), утвержденным Приказом МЧС РФ № 313 18.06.2003 года на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка. Все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем. Пункт 13 ППБ 01-03 предусматривает, что во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. Использование для проживания производственных зданий, складов на территориях предприятий, а также размещение в складах производственных мастерских не допускается (п. 200 ППБ 01-03). Согласно п. 120 Правил пожарной безопасности хранение баллонов с горючими газами в индивидуальных жилых домах, квартирах и жилых комнатах, а также на кухнях, на путях эвакуации, в цокольных этажах, в подвальных и чердачных помещениях, на балконах и лоджиях не допускается. Газовые баллоны (рабочий и запасной) для снабжения газом бытовых газовых приборов (в том числе кухонных плит, водогрейных котлов, газовых колонок) должны, как правило, располагаться вне зданий в пристройках (шкафах или под кожухами, закрывающими верхнюю часть баллонов и редуктор) из негорючих материалов у глухого простенка стены на расстоянии не ближе 5 м от входов в здание, цокольные и подвальные этажи. Пристройки и шкафы для газовых баллонов должны запираться на замок и иметь жалюзи для проветривания, а также иметь предупреждающие надписи «Огнеопасно. Газ» (п. 121 ППБ 01-03). На территориях населенных пунктов и организаций не разрешается устраивать свалки горючих отходов (п. 32 ППБ-01-03). В соответствии с п. 26 Правил пожарной безопасности сжигание отходов и тары в специально отведенных для этих целей местах должно производиться под контролем обслуживающего персонала. Согласно п. 57 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) проектирование, монтаж, эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. Согласно п. 1 ст. 99 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» производственные объекты должны обеспечиваться наружным противопожарным водоснабжением (противопожарным водопроводом, природными или искусственными водоемами). Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или части здания, сооружения, строения. Запас воды для целей пожаротушения в искусственных водоемах должен определяться исходя из расчетных расходов воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожаров. Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда (п.23 ППБ 01-03). Пункт 15 ППБ 01-03 предусматривает, что в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе определены и оборудованы места для курения; определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды; определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение. В нарушение указанных требований в лесопильном цехе ИП Умарова И.Т. меры по надлежащему содержанию помещений и обеспечению пожарной безопасности людей при нахождении в помещениях и на территории комплекса не исполнены. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. У жителей Калининского района, других граждан должна быть гарантия того, что хозяйственная деятельность данного объекта не повлечет причинения вреда здоровью людей и не создаст опасность причинения вреда в будущем. В результате эксплуатации деревообрабатывающего цеха может создаться реальная угроза возникновения пожара, что в последующем может привести к трагическим последствиям и повлечь гибель людей. В настоящее время деревообрабатывающий цех продолжает функционировать, нарушения пожарной безопасности не устранены. В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В соответствии с положениями ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита нарушенных гражданских прав может быть осуществлена, в том числе и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Нарушения законодательства о противопожарной безопасности, допускаемые ИП Умаровым И.Т., прямо затрагивают интересы неопределенного круга лиц, так как создают угрозу причинения вреда здоровью людей (как местных жителей, так и граждан, которые могут находиться в данном районе). Прокурор в соответствии с действующим процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц (ст. 45 ГПК РФ). Согласно ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ. Одним из основных направлений деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением прав, свобод и законных интересов человека и гражданина (ст. 2 ФЗ «О прокуратуре РФ»). В последнее время в России участились случаи возникновения пожаров в производственных учреждениях, а также в учреждениях социальной защиты, здравоохранения, образовательных учреждениях, повлекшие массовую гибель людей. Поэтому вынесение судебного решения – наиболее действенный способ защиты нарушенных прав и законных интересов, поскольку за неисполнение решения суда законодательством РФ предусмотрена различная ответственность, в том числе и уголовная, а также институт принудительного исполнения решения суда. На основании изложенного прокурор просил приостановить работу деревообрабатывающего цеха, расположенного по адресу: , до устранения выявленных нарушений законодательства о противопожарной безопасности, то есть очистки территории деревообрабатывающего цеха от сгораемых отходов производства (горбыля, опилок), обустройства электророзеток и соединений электропроводки в соответствии с правилами пожарной безопасности, разработки инструкции о мерах пожарной безопасности, обучению ответственных лиц противопожарному минимуму, прохождению работниками цеха противопожарного инструктажа, устранения проживания рабочего персонала на территории цеха, обеспечению подъездных путей к зданиям, сооружениям, открытым складам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, обустройства у противопожарного водоема площадки с твердым покрытием для установки пожарной техники, обустройства специальных мест для установки газовых баллонов, обустройства указателей к пожарному водоему, обустройству специальных мест для курения.
В судебном заседании помощник прокурора Калининского района Тверской области Солуянова Е.А. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила приостановить производственную деятельность деревообрабатывающего цеха, расположенного по адресу: , принадлежащего ИП Умарову Исе Тасболатовичу, до устранения выявленных нарушений законодательства о противопожарной безопасности – очистки территории деревообрабатывающего цеха от сгораемых отходов производства (горбыля, опилок), обустройства электророзеток и соединений электропроводки в соответствии с правилами пожарной безопасности, разработки инструкции о мерах пожарной безопасности, обучению ответственных лиц противопожарному минимуму, прохождению работниками цеха противопожарного инструктажа, устранения проживания рабочего персонала на территории цеха, обеспечению подъездных путей к зданиям, сооружениям, открытым складам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, обустройства у противопожарного водоема площадки с твердым покрытием для установки пожарной техники, обустройства специальных мест для установки газовых баллонов, обустройства указателей к пожарному водоему, обустройству специальных мест для курения, суду пояснила, что на момент рассмотрения дела выявленные нарушения правил пожарной безопасности в деревообрабатывающем цехе ИП Умарова И.Т., расположенном в д. , устранены не были.
Ответчик ИП Умаров И.Т. наличие выявленных прокуратурой в ходе проверки нарушений правил пожарной безопасности не отрицал, суду пояснил, что к моменту рассмотрению дела часть опилок и горбыля была вывезена с территории деревообрабатывающего цеха, фактически производственную деятельность цех не ведет из-за отсутствия заказов, работники цеха ремонтируют кровлю, однако, иска прокурора не признал, полагая, что выявленные нарушения не создают угрозы пожарной безопасности, а проведенная прокуратурой проверка является поводом к закрытию его производства.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора Калининского района Тверской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.
По договору аренды объекта недвижимости от 01.04.2010 года ИП Умаров И.Т. принял в аренду от СПК колхоз «Даниловское» нежилое здание, расположенное в д. Даниловское, для производства пиломатериалов.
Как установлено судом, 11.08.2010 года на лесопильнях в д. Даниловское произошло горение отходов производства, а также сжигание порубочных остатков работниками пилорам в непосредственной близости от штабелей бревен и складированной готовой продукции. Данное обстоятельство подтверждено актом проверки фактов разжигания открытого огня на лесопильных предприятиях в д. Даниловское от 11.08.2010 года, объяснениями граждан – жителей д. Даниловское, отобранными заместителем начальника ОГПН по Калининскому району Тверской области Лисовым В.С.
Протоколом № 61 об административном правонарушении в области пожарной безопасности от 13.08.2010 года подтверждено, что 12.08.2010 года в 14 часов 40 минут ИП Умаров И.Т. при эксплуатации деревообрабатывающего производства в д. Даниловское нарушил требования Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года, постановление главы МО Тверской области «Калининский район» «О режиме повышенной готовности» № 2236-1 от 03.08.2010 года, а именно: в условиях установленного особого противопожарного режима допустил бесконтрольное сжигание опилок и обрезок досок на территории деревообрабатывающего производства, допустил складирование сгораемых отходов на территории производства.
Постановлением № 61 по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности от 13.08.2010 года заместителя главного государственного инспектора Калининского района Тверской области по пожарному надзору Лисового В.С. ответчик привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3500 рублей за совершение административного правонарушения, выявленного 13.08.2010 года.
30.09.2010 года в ходе осмотра территории деревообрабатывающего цеха ИП Умарова И.Т. были выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности – на территории деревообрабатывающего цеха допускается беспорядочное складирование горючих отходов лесопильного производства, отсутствие возможности подъезда и забора воды от имеющегося на территории пилорамы пожарного водоема, отсутствие распорядительных документов по пожарной безопасности, инструктаж по пожарной безопасности с рабочими деревообрабатывающего производства не проводится, у водоема, расположенного на территории пилорамы, отсутствует указатель площадка с твердым покрытием, противопожарный водоем пересох, на территории пилорамы допускается проживание рабочего персонала, в помещении, где проживает персонал, электропроводка ветхая, выполнена пожароопасным способом, в помещениях допускается хранение газовых баллонов и теплогенерирующих установок на газовом топливе. О выявленных нарушениях составлен акт осмотра от 30.09.2010 года, осмотр производился в присутствии старшего смены деревообрабатывающего цеха Шернаева Н.М., от которого замечаний и возражений относительно нарушений не поступило.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом было достоверно установлено, что в результате производственной деятельности деревообрабатывающего цеха, принадлежащего ИП Умарову И.Т., причиняется вред окружающей среде, создается опасность возникновения пожаров, что может угрожать жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Доказательств устранения выявленных 30.09.2010 года нарушений требований Правил пожарной безопасности ответчиком не представлено.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе и с иском о приостановлении производственной деятельности в целях предупреждения причинения вреда в будущем.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости приостановления производственной деятельности деревообрабатывающего цеха, расположенного по адресу: , до устранения выявленных нарушений законодательства о противопожарной безопасности – очистки территории деревообрабатывающего цеха от сгораемых отходов производства (горбыля, опилок), обустройства электророзеток и соединений электропроводки в соответствии с правилами пожарной безопасности, разработки инструкции о мерах пожарной безопасности, обучению ответственных лиц противопожарному минимуму, прохождению работниками цеха противопожарного инструктажа, устранения проживания рабочего персонала на территории цеха, обеспечению подъездных путей к зданиям, сооружениям, открытым складам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, обустройства у противопожарного водоема площадки с твердым покрытием для установки пожарной техники, обустройства специальных мест для установки газовых баллонов, обустройства указателей к пожарному водоему, обустройству специальных мест для курения.
Руководствуясь ст. ст. 45, 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Калининского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ИП Умарову И.Т. о приостановлении производственной деятельности деревообрабатывающего цеха удовлетворить.
Приостановить производственную деятельность деревообрабатывающего цеха, расположенного по адресу: , принадлежащего ИП Умарову Исе Тасболатовичу, до устранения выявленных нарушений законодательства о противопожарной безопасности – очистки территории деревообрабатывающего цеха от сгораемых отходов производства (горбыля, опилок), обустройства электророзеток и соединений электропроводки в соответствии с правилами пожарной безопасности, разработки инструкции о мерах пожарной безопасности, обучению ответственных лиц противопожарному минимуму, прохождению работниками цеха противопожарного инструктажа, устранения проживания рабочего персонала на территории цеха, обеспечению подъездных путей к зданиям, сооружениям, открытым складам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, обустройства у противопожарного водоема площадки с твердым покрытием для установки пожарной техники, обустройства специальных мест для установки газовых баллонов, обустройства указателей к пожарному водоему, обустройству специальных мест для курения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд в течение 10 дней с момента его изготовления судом в окончательной форме через Калининский районный суд Тверской области.
Судья А.В. Кулаков
Решение в окончательной форме изготовлено 17 января 2011 года