ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-200 от 22.06.2011 Удорского районного суда (Республика Коми)

                                                                                    Удорский районный суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Удорский районный суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

№ 2-200/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре Екимовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан Удорского района Республики Коми 22 июня 2011 года дело по иску Э.А. к Управлению образования администрации МР «», И.А., Е.В. о признании права на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, компенсации морального вреда,

установил:

Э.А., обратившись в суд с иском, указала, что в период ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ работала в качестве учителя музыки в  школе. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» имеет право на меры социальной поддержки по категории педагогический работник. С ДД.ММ.ГГГГ предоставление мер прекращено. После получения судебного приказа о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг в размере  рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, выяснила, что директор школы И.А. не внесла её в списки работающих по школе, а также не внесла в списки не работающих пенсионеров. Е.В. передавала в организацию по предоставлению коммунальных услуг неверные сведения о количестве проживающих по адресу места её проживания. Кроме того, управлением по социальным вопросам было утеряно заявление её мужа В.И. об отказе от мер социальной поддержки по категории инвалид 2 группы от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ администрацией МР «» её отказано в предоставлении указанных мер социальной поддержки. Просит принять решение о принудительном предоставлении мер социальной поддержки по статье отопление на сумму  рублей, снять с неё указанную задолженность, принять решение о возмещении морального вреда, причиненного И.А., Е.В., в сумме  рублей с каждой.

В судебном заседании истица Э.А. доводы искового заявления поддержала в полном объеме, требования уточнила, просила признать за ней право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, вышедших на пенсию и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с Управления образования администрации МР «» задолженность по оплате коммунальных услуг в сумме  рублей, взыскать с И.А., Е.В. компенсацию морального вреда в сумме  рублей с каждой. Суду дополнительно пояснила, что в соответствии с Законом РФ «Об образовании» в 2010 году имела право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, по ДД.ММ.ГГГГ работала в качестве педагога в  СОШ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время находится на пенсии, и имеет право на меры социальной поддержки в качестве не работающего пенсионера педагога. С письменным заявлением в Управление образования МР «» о предоставлении мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в спорные периоды не обращалась, полагает, что данным вопросом должна была заниматься директор МОУ « СОШ» И.А., которая ей ничего о действующем порядке не сказала. В 2009 году указанные меры социальной поддержки получала в полном объеме. Кроме того, муж является инвалидом 2 группы, по действующему законодательству имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50%. В январе 2010 года он писал на имя социального работника заявление об отказе в предоставлении указанных мер социальной поддержки, однако, оно по каким – то причинам было утеряно. Постоянную регистрацию имеет в , временную по адресу: , фактически проживает в , который принадлежит её матери. Е.В. предоставила организации, занимающейся оказанием коммунальных услуг, неверную информацию о количестве зарегистрированных и проживающих по адресу: . Полагает, что действиями ответчиков И.А., Е.В., причинен ей моральный вред, по их вине она сильно переживала, была лишена права на меры социальной поддержки в спорный период.

Представитель ответчика – Управления образования администрации муниципального района «», А.Ю. с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что в администрации МР «» ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ действовал Порядок предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных учреждений муниципального района «». Согласно действовавшему порядку Э.А. должна была обратиться к работодателю с письменным заявлением с приложением пакета документов, однако, такого заявления, и пакета документов  от неё не поступало. По адресу временной регистрации истицы меры социальной поддержки до ДД.ММ.ГГГГ предоставлялись её мужу В.И., по категории инвалид 2 группы, в связи с чем, было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении мер социальной поддержки Э.А. Истице меры социальной поддержки предоставлялись по указанному адресу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик И.А. против удовлетворения исковых требований Э.А. возражала, суду пояснила, что является директором МОУ « СОШ», занималась формированием дел в отношении педагогических работников МОУ « СОШ», в 2010 году указанным работникам необходимо было предоставить сведения администрации СП «» о регистрации по месту проживания, однако, истица данные сведения не предоставила.

Ответчик Е.В. против удовлетворения исковых требований Э.А. возражала, указав, что работает специалистом администрации СП «», в должностные обязанности входит регистрация лиц, находящихся на территории поселения , по месту проживания и пребывания. Кроме того, занимается предоставлением сведений организациям коммунального хозяйства о зарегистрированных и фактически проживающих в жилых помещениях на территории сельского поселения «». По адресу истицы предоставляла сведения о 2 –х зарегистрированных и 1 проживающем лице, после прихода В.И., по его просьбе указала двоих зарегистрированных и двоих проживающих. В спорный период по адресу временной регистрации Э.В. не проживала.

Третье лицо – ОАО «», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора в судебное заседание не явились, представителя не направили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела №, суд пришел к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, а именно трудовой книжки, Э.А. имеет стаж работы педагогической деятельности более 10 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в качестве учителя музыки в МОУ « СОШ», является пенсионером по старости.

В.И. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: .

В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Э.А. имела временную регистрацию по упомянутому адресу.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением образования администрации МР «» в предоставлении мер социальной поддержки в соответствии со ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» Э.А. отказано.

Решением мирового судьи  судебного участка  от ДД.ММ.ГГГГ с В.И., Э.А. в пользу  филиала ОАО «» взыскана задолженность по коммунальным услугам по , образованная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере  рублей.

Рассматривая требование истицы о признании права на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд пришел к следующему.

В соответствии с положениями статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшими до ДД.ММ.ГГГГ правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются педагогические работники образовательных учреждений. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В силу положений абзаца 2 части 5 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Частью 2 статьи 2 Закона Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» определено, что при наличии у лиц, перечисленных в настоящем Законе, права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, установленным законами Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Законом, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору указанных лиц, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Порядок предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных учреждений МР «» был утвержден постановлением администрации МР «» ДД.ММ.ГГГГ №, который действовал до ДД.ММ.ГГГГ (постановление администрации МР «» от ДД.ММ.ГГГГ №).

Положениями данного порядка (пункты 2,3,4) предусмотрено, что для назначения меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогический работник муниципального образовательного учреждения МР «» предоставляет работодателю по основному месту работы пакет документов, в том числе заявление, копию паспорта, справку с места жительства о составе семьи (предоставляется ежегодно), копию документа, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, копию трудовой книжки и копию пенсионного удостоверения, документ, подтверждающий право владения жилым помещением. Руководители муниципальных образовательных учреждений на основании представленных документов формируют в отношении каждого заявителя дело, в которое включают документы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка. Сформированные дела в отношении каждого заявителя руководитель образовательного учреждения предоставляет в Управление образования администрации муниципального района "" в 7-дневный срок с даты их принятия. Решение о предоставлении (непредоставлении) мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг принимается Управлением образования администрации муниципального района "" в 7-дневный срок с даты принятия сформированного дела, указанного в пункте 3 настоящего Порядка.

До ДД.ММ.ГГГГ Э.А. пользовалась мерами социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «Об образовании», что подтверждается материалами дела, не оспаривается сторонами.

В судебном заседании ответчик И.А. пояснила, что в 2010 году педагогическим работникам, работающим в МОУ « СОШ» необходимо было предоставить лишь сведения о регистрации по месту проживания, указанную справку истица не предоставила. Данный факт Э.А. в суде не оспаривала, указав лишь, что ответчик справку о регистрации по месту пребывания не запрашивал.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истица имела временную регистрацию по адресу: , фактически проживала по иному адресу: , следовательно, коммунальными услугами по адресу временной регистрации в спорный период не пользовалась.

По сведениям ГУ РК «» в период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ В.И., являющийся нанимателем жилого помещения по адресу: , и членом семьи Э.А., получал меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «инвалид 2 группы» на основании федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №.

Учитывая установленные обстоятельства дела, принимая во внимание, что меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по данному адресу предоставлялись В.И. в соответствии с федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица проживала по иному адресу, фактически коммунальными услугами не пользовалась, следовательно, правом на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельской местности по адресу:  спорный период не обладает, следовательно, исковые требования в указанной части не законны, не обоснованны и удовлетворению не подлежат.

В части заявленного требования о признании права на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, вышедших на пенсию и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судом установлено следующее.

Право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг для педагогических работников образовательных учреждений, вышедших на пенсию, нормативными правовыми актами Российской Федерации не закреплено

В силу положений абзаца 2 части 5 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Пункт 2 Постановления администрации МР «» от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливает, что порядок предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилья и коммунальных услуг распространяется на педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедших на пенсию и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.

Согласно абзацу 1 пункта 4 Разъяснения о порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ № право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками, указанными в пункте 1 настоящего разъяснения, независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу.

Закрепленная пунктом 4 разъяснения норма во взаимосвязи с абзацами 6 и 7 пункта 1 разъяснения предполагает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением только за теми перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности педагогическими работниками дошкольных учреждений, кто пользовался этими льготами на момент перехода на пенсию.

Как установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГ Э.А. с заявлением к работодателю о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, вышедших на пенсию и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, не обращалась. Данный факт не оспорен истицей и в судебном заседании.

Из материалов дела, усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: , меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «инвалид 2 группы» на основании федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ предоставлялись В.И., являющемуся членом семьи истицы.

Кроме того, истица в данный период проживала по адресу: , на что было указано ею в пояснениях.

По сведениям Управления образования администрации МР «» от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг Э.А. предоставлялись.

Таким образом, требования о признании права на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, вышедших на пенсию и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не законны, не обоснованны и удовлетворению не подлежат.

Поскольку в требованиях о признании права на меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг отказано, следовательно, требования о взыскании задолженности по коммунальным услугам в сумме  рублей, не законны, не обоснованны и удовлетворению не подлежат.

Рассматривая требование истицы о взыскании компенсации морального вреда с И.А., Е.В., суд пришел к следующему.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Истицей не доказан факт причинения ей морального вреда действиями ответчиков, кроме того, в возникшей ситуации действующее законодательство не предусматривает такую компенсацию, следовательно, основания для её взыскания отсутствуют.

Определением Удорского суда от ДД.ММ.ГГГГ истице отсрочена уплата государственной пошлины до дня вынесения решения по делу.

Принимая во внимание, что Э.А. является пенсионером по старости, кроме пенсии, иных доходов не имеет, суд полагает возможным снизить размер государственной пошлины до  рублей, взыскав указанную сумму с истицы.

Оценив все доказательства по делу, суд пришел к выводу, что требования истицы не законны, не обоснованны и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении иска Э.А. к Управлению образования администрации МР «», И.А., Е.В. о признании права на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, компенсации морального вреда - отказать.

Взыскать с Э.А. государственную пошлину в доход местного бюджета МР «» в размере  рублей.

Составление мотивированного решения отложить до 18 часов ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Удорский районный суд.

Судья А.Н. Жданов

Мотивированное решение составлено к 18 часам ДД.ММ.ГГГГ го