Октябрьский районный суд города Ижевска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Октябрьский районный суд города Ижевска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-2000/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июля 2010 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
Председательствующего судьи Фроловой Ю.В.,
при секретаре Зариповой Е.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Октябрьского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации о признании противоречащим закону и недействующим Решения Городской Думы г. Ижевска от 16.03.2010 г. № 582 « О внесении изменений и дополнений в решение Городской Думы города Ижевска от 19 декабря 2008 г. № 464 « О бюджете муниципального образования « город Ижевск» на 2009 год»,
у с т а н о в и л :
Прокурор Октябрьского района г. Ижевска обратился в интересах Российской Федерации (далее по тексту - заявитель) в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим Решения Городской Думы г. Ижевска от 16.03.2010 г. № 582 ( далее по тексту – Решение Городской думы № 582) « О внесении изменений и дополнений в решение Городской Думы города Ижевска от 19 декабря 2008 г. № 464 « О бюджете муниципального образования « город Ижевск» на 2009 год» ( далее по тексту – Решение Городской думы № 464).
Требования заявления мотивированы тем, что Городской думой города Ижевска 16 марта 2010 года принято Решение № 582 (далее - Решение), опубликованное в газете «Известия Удмуртской Республики» 26.03.2010 (Спецвыпуск), которым внесены изменения и дополнения в Решение Городской думы Г.Ижевска от 19.12.2008 г. № 464 «О бюджете муниципального образования «город Ижевск» на 2009 год». Решение противоречит действующему законодательству по следующим основаниям. Согласно преамбуле Бюджетного кодекса Российской Федерации ( далее по тексту – БК РФ) кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации. Частью 2 статьи 2 БК РФ установлено, что регулирующие бюджетные правоотношения федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований не могут противоречить Бюджетному кодексу. В соответствии со статьей 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом и (или) законом (решением) о бюджете. Согласно статьям 12, 65, 83, 86, 111, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации образование и расходование бюджета формируется в расчете на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, в пределах и по итогам которого реализуются предоставленные законодательством полномочия. Решением Городской думы № 464 урегулированы отношения определенного им периода - с 1 января по 31 декабря 2009 года. Иных указаний о сроках своего действия данное Решение не содержит. Как следует из содержания Решения Городской думы г.Ижевска от 16.03.2010 № 582, им внесены изменения и дополнения, касающиеся статей расходов и доходов бюджета города Ижевска на 2009 год, т.е. внесены изменения в прекратившее свое действие решение Городской думы г.Ижевска от 19.12.2008 № 464, что противоречит нормам федерального бюджетного законодательства.
Обращение в суд вызвано тем, что Решение Городской Думы № 582 не соответствует действующему федеральному законодательству, вынесено в нарушение Конституции РФ, нарушает верховенства федерального законодательства, что влечет нарушение интересов Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Ижевска П.В.Г., действующий в должностных полномочий, доводы и требования, изложенные в заявлении поддержал, просил признать нормативный правовой акт органа местного самоуправления противоречащим статьям 5,12,65,83,86,111,242 Бюджетного кодекса РФ и недействующим Решение Городской думы № 582.
Представители заинтересованных лиц Городской Думы г. Ижевска и представитель Администрации г. Ижевска ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признали, при этом пояснили, что обжалуемое решение Городской Думы № 582 является законным и не нарушает права и законные интересы граждан, неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации.
Представитель Городской Думы г. Ижевска ФИО2, действующая на основании доверенности представила в суд письменные пояснения на заявление, согласно которых считает, что Решение Городской думы г. Ижевска «О внесении изменений и дополнений в решение Городской думы г. Ижевска от 19 декабря 2008 года № 464 «О бюджете муниципального образования «город Ижевск» на 2009 год» принято в установленном порядке и в пределах полномочий представительного органа муниципального образования «город Ижевск», поскольку Городская дума наделена исключительной компетенцией по утверждению бюджета города, и изменений в него на основании Федерального закона от 06 октября 2006 года № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ», Устава муниципального образования «город Ижевск». В соответствии со статьей 185 Бюджетного кодекса РФ, статьей 35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьей 40 Устава г. Ижевска глава Администрации города внес в Городскую думу проект решения о внесении изменений в бюджет города. Одновременно с проектом решения Главой Администрации была представлена и пояснительная записка с обоснованием предлагаемых изменений в решение о бюджете города. Внесенный в установленном порядке проект решения Думы прошел полную процедуру рассмотрения, предусмотренную Регламентом работы Городской думы г. Ижевска, а именно, были соблюдены требования, предъявляемые к проекту решения, порядок внесения проекта в Думу и его предварительного рассмотрения в постоянных комиссиях. После этого, в соответствии со статьей 21 Регламента работы Городской думы проект решения Городской думы «О внесении изменений и дополнений в решение Городской думы г. Ижевска от 19 декабря 2008 года № 464 « О бюджете муниципального образования « на 2009 год» был включен в повестку 35 сессии и 16 марта 2010 года на очередном заседании Городской думы был принят.
В соответствии с Постановлением Главы муниципального образования
«город Ижевск» от 11 декабря 2010 года № 733 последняя 34 сессия Городской
думы г. Ижевска в 2009 году была созвана 18 декабря 2009 года.
Первое заседание Городской думы в 2010 году в соответствии с
Постановлением Главы муниципального образования «город Ижевск» от 11 марта 2010 года № 122 было созвано и проведено 16 марта 2010 г.
Поскольку, согласно ч. 2 статьи 25 Устава г. Ижевска, основной формой
работы Городской думы является сессия, на которой принимается муниципальные правовые акты в виде решений Думы, и утверждение бюджета является предметом исключительной компетенции Городской думы, соответственно внесение соответствующих изменений в бюджет возможно только на заседаниях Городской думы и только в виде такого муниципального правового акта как решение Городской думы.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что принятие акта бюджетного законодательства за пределами финансового года не является признаком, указывающим на нарушение бюджетного законодательства, по следующим основаниям. Согласно ст. 31 Бюджетного кодекса органы местного самоуправления наделены правом самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Учитывая, что в течение года происходят процессы, которые невозможно заранее спрогнозировать и учесть в местном бюджете, Городская дума, по представлению Администрации города в соответствии с Бюджетным кодексом уточняет, изменяет, дополняет местный бюджет с учетом фактического его исполнения. Из этого следует, что изменению могут быть подвержены любые показатели бюджета города. Кроме того, бюджетное законодательство не содержит прямого запрета на возможность внесения изменений в решение о бюджете после окончания финансового года.
Представитель Городской Думы г. Ижевска ФИО3, действующая на основании доверенности представила в суд письменные пояснения на заявление, согласно которых указала, что в декабре 2009 года муниципальному образованию «город Ижевск» было выделено из бюджета Удмуртской Республики:
- финансовая помощь в форме дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме 150 млн. руб., согласно распоряжению Правительства Удмуртской Республики от 14.12.2009 г. № 1087- р ( Справка- Уведомление № 1696 от 17.12.2009 г.);
- бюджетный кредит в размере 250 млн. руб., согласно распоряжению
Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2009 № 1149-р ( Кредитный
договор № 11 от 29 декабря 2009г. ).
Финансовая помощь, выделенная из бюджета Удмуртской Республики,
повлияла на нарушение параметров бюджета муниципального образования «город Ижевск», в частности, на верхний предел и предельный объем муниципального долга. Учитывая сроки предоставления финансовой помощи из бюджета Удмуртской Республики, внесение поправок в бюджет муниципального образования «город Ижевск» 2009 года до конца финансового года технически было невозможным.
Администрация города Ижевска обратилась в Министерство финансов
Удмуртской Республики с просьбой отразить в годовом отчете об исполнении
бюджета муниципального образования «город Ижевск» за 2009 год необходимые поправки к бюджету, с последующим их утверждением на ближайшей сессии Городской думы города Ижевска в феврале-марте 2010 года (письмо от 18.01.2001 № 01-29-194). Годовая бюджетная отчетность принята Министерством финансов Удмуртской Республики 27.02.2010г. с учетом данных поправок.
Решением Городской думы города Ижевска от 16.03.2010 № 582 внесены поправки в решение Городской думы города Ижевска от 19.12.2008 № 464 «О бюджете муниципального образования «город Ижевск» на 2009 год». Решением Городской думы города Ижевска от 22 апреля 2010 г. № 600, в силу нормы п.5 ст. 264.2, ст. 264.6. БК РФ, утвержден Отчет об исполнении бюджета муниципального образования «город Ижевск» за 2009 год.
Во исполнение ст. 6, ст. 79 БК РФ, а также пунктов 10 и 16 раздела II
Положения о порядке осуществления бюджетных инвестиций в объекты
капстроительства за счет средств бюджета Удмуртской Республики,
утвержденного постановлением Правительства УР от 23.03.2009г. № 70 в оспариваемом решении Городской думы города Ижевска в
доходной и расходной частях бюджета муниципального образования «город
Ижевск» на 2009 год были отражены субсидии, доведенные главными
распорядителями средств бюджета Удмуртской Республики - Министерством
строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики и
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, в соответствии с уведомлениями о бюджетных ассигнованиях, поступившими в декабре 2009 года: уведомление № 448 от 02.12.2009г.; уведомление № 75 от 03.12.2009г. и от 21.12.2009г.; уведомление № 459 от 16.12.2009г. На основании полученных уведомлений, Управление финансов Администрации города Ижевска, в соответствии со ст.217 БК РФ, в декабре 2009 года внесло изменения в Сводную бюджетную роспись муниципального образования «город Ижевск» на 2009 ГОД, выписало уведомления о бюджетных ассигнованиях, уведомления о лимитах бюджетных обязательств и уведомления о предельных объемов финансированиях и довело до главного распорядителя бюджетных средств - Управления строительства Администрации города Ижевска. В 2009 году уведомления о бюджетных ассигнованиях Удмуртской Республики для осуществления бюджетных инвестиций в объекты капстроительства за счет средств бюджета Удмуртской Республики доводились до Управления финансов Администрации города Ижевска в размере предельного объема финансирования, определенного Министерством финансов УР на текущий месяц. Сроки доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях Удмуртской Республики в адрес Управления финансов представлены не были, по многим объектам уведомления о бюджетных ассигнованиях Удмуртской Республики доводились по нескольку раз в течение года и даже одного месяца, что не позволило Управлению финансов Администрации города Ижевска своевременно и единовременно отразить в бюджете муниципального образования «город Ижевск» на 2009 год утвержденный годовой объем бюджетных инвестиций в объекты капстроительства за счет средств бюджета Удмуртской Республики и сдерживало выполнение работ на объектах. Оспариваемое решение Городской думы города Ижевска
отразило уже произведенные, в соответствии со ст. 217 БК РФ,
в декабре 2009 года изменения в Сводную бюджетную роспись муниципального образования «город Ижевск» на 2009 год во исполнение ст. 79 БК РФ.
Выслушав пояснения явившихся по делу лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
19 декабря 2008 г. Городской Думой г. Ижевска принято решение № 464 « О бюджете муниципального образования « Город Ижевск» ( далее по тексту – город Ижевск) на 2009 год. Указанным решением разрешены вопросы, касающиеся доходов и расходов бюджета города, в том числе:
- утверждены основные характеристики бюджета города Ижевска на 2009 г.;
- определены прогнозируемые объемы поступлений доходов по основным источникам;
- утвержден перечень главных администраторов дохода бюджета города Ижевска;
- установлен верхний предел муниципального долга города Ижевска на 01 января 2010 г.
30 декабря 2008 г. данное решение было опубликовано в издании "Известия Удмуртской Республики", спецвыпуск.
16 марта 2010 г. Городской Думой г. Ижевска принято решение № 582 « О внесении изменений и дополнений в решение Городской Думы города Ижевска от 19 декабря 2008 г. № 464 « О бюджете муниципального образования « город Ижевск» на 2009 год».
26 марта 2010 г. данное решение было опубликовано в издании « Известия Удмуртской Республики», спецвыпуск.
Указанные обстоятельства дела подтверждены в судебных заседаниях исследованными доказательствами и сторонами не оспариваются.
Заявление Прокурора Октябрьского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации о признании противоречащим закону и недействующим Решения Городской Думы г. Ижевска от 16.03.2010 г. № 582 « О внесении изменений и дополнений в решение Городской Думы города Ижевска от 19 декабря 2008 г. № 464 « О бюджете муниципального образования « город Ижевск» на 2009 год» подлежит удовлетворению попподлежит удовлетворению. по сло в издании "ипального долга города Ижевска на 01 января 2010 г.; следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПКРФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 48 от 29 ноября 2007 г. при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
Таким образом, для признания судом недействующим полностью или в части нормативного правового акта государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица необходимо наличие следующих условий: противоречие федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также нарушение прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.
При рассмотрении настоящего дела, по мнению суда, данные условия нашли свое подтверждение.
В соответствии с пунктом 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Таким образом, суд должен проверить принято ли решение в соответствии с компетенцией органа и с соблюдением установленной процедуры принятия, а также дать оценку оспариваемому решению с точки зрения его соответствия законодательству.
Проверив компетенцию Городской Думы г. Ижевска, законность процедуры принятия оспариваемого решения, суд приходит к следующим выводам.
В соответствие со ст. 31 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления наделены правом самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
Согласно ст. 26 Устава муниципального образования « Город Ижевск» в исключительной компетенции Городской думы находится:
…2) утверждение бюджета города и отчета о его исполнении;…
Положениями ст. 52 Федерального закона от 06 октября 2006 г. № 131-ФЗ « Об общих принципах местного самоуправления в РФ» установлено, что формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 185 Бюджетного кодекса РФ, статьей 35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьей 40 Устава г. Ижевска глава Администрации города внес в Городскую думу проект решения о внесении изменений в бюджет города.
Согласно ч. 2 ст. 25 Устава г. Ижевска основной формой работы Городской думы г. Ижевска является сессия, утверждение бюджета, а также внесение соответствующих изменений в бюджет в виде муниципального правового акта как решение Городской Думы является предметом исключительной компетенции Городской Думы г. Ижевска.
В соответствии со ст. 19 Регламента работы Городской Думы г. Ижевска, утв. Решением Городской думы г. Ижевска от 23.11.2005 N 15 "Об утверждении Регламента работы Городской думы города Ижевска" проекты решений по вопросам бюджета города рассматриваются в соответствии с Уставом, настоящим Регламентом и Положением о бюджетном процессе, утверждаемым Думой.
Исходя из изложенного, суд полагает установленным то обстоятельство, что Городская Дума г. Ижевска наделена полномочиями по утверждению бюджета города и внесение изменений в него.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации ( преамбула Бюджетного Кодекса РФ).
Согласно п. 2 ст. 2 БК РФ муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иные муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ.
В соответствии со ст. 5 БК РФ закон ( решение) о бюджете вступает в силу с 01 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом и ( или) законом ( решением) о бюджете.
Статьей 12 БК РФ установлено, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Согласно п. 29 решения Городской Думы г. Ижевска от 19 декабря 2008 г. № 464 указанное решение вступает в силу с 1 января 2009 г., т.е. указанным решением урегулированы отношения определенного периода – с 1 января по 31 декабря 2009 г. Иных указаний о сроках его действия данное решение не содержит.
Статьей 65 БК РФ предусмотрено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
В целях учета и анализа расходных обязательств, повышения прозрачности бюджетного процесса, обоснованности правовой базы бюджетов и их ориентации на выполнение законодательно установленных функций государства (местного самоуправления) устанавливается обязанность органов государственной власти и местного самоуправления вести на постоянной основе реестры расходных обязательств соответствующих бюджетов.
Согласно Решению Городской Думы г. Ижевска № 464 на 2009 г. ( п. 1) были утверждены основные характеристики бюджета муниципального образования « Город Ижевск» на 2009 г.:
- прогнозируемый общий объем доходов бюджета города Ижевска в сумме 8219985,5 тыс. руб.;
- общий объем расходов бюджета города Ижевска в сумме 9098773,8 тыс. руб.;
- прогнозируемый дефицит бюджета города на 2009 г. в размере 9,99 процента от доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, что составляет 878788,2 тыс. руб., включая снижение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в сумме 301380,2 тыс. руб.;
- резервный фонд Администрации г. Ижевска в сумме 10000 тыс. руб.
В соответствии со ст. 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Согласно п. 2 ст. 52 ФЗ-131 « Об общих принципах местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.
Согласно ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.
В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
Статьей 111 БК РФ предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), утвержденный законом (решением) о соответствующем бюджете, по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за отчетный финансовый год не должен превышать 15 процентов объема расходов соответствующего бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законом (решением) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга с соблюдением ограничения, установленного частью первой настоящей статьи.
В декабре 2009 года муниципальному образованию «город Ижевск» было выделено из бюджета Удмуртской Республики:
- финансовая помощь в форме дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме 150 млн. руб., согласно распоряжению Правительства Удмуртской Республики от 14.12.2009 г. № 1087- р ( Справка- Уведомление № 1696 от 17.12.2009 г.);
- бюджетный кредит в размере 250 млн. руб., согласно распоряжению
Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2009 № 1149-р ( Кредитный
договор № 11 от 29 декабря 2009г. ).
Вместе с тем, пунктом 13 Решения Городской Думы г. Ижевска № 464 был установлен верхний предел муниципального долга г. Ижевска на 1 января 2010 г. в сумме 1637000 тыс. руб., в том числе верхний предел обязательств по муниципальным гарантиям города Ижевска в сумме 10000 тыс. руб.
Статьей 242 БК РФ определено, что операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с требованиями настоящей статьи.
Завершение операций органами Федерального казначейства по распределению в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса поступлений отчетного финансового года между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и их зачисление в соответствующие бюджеты производится в первые пять рабочих дней текущего финансового года. Указанные операции отражаются в отчетности об исполнении бюджетов отчетного финансового года.
Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета.
Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.
Анализ вышеперечисленных норм бюджетного законодательства позволяет говорить о том, что образование и расходование бюджета формируется в расчете на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, в пределах и по итогам которого реализуются предоставлены законодательством полномочия органов местного самоуправления.
Финансовый год завершается 31 декабря.
Поскольку финансовый год 2009 г. завершился 31 декабря 2009 г., то принятое 16 марта 2010 г. решение № 582, по которому правоотношения завершились 31 декабря 2009 г., вносит изменения в решение от 19 декабря 2008 г. № 464, которое прекратило свое действие 31 декабря 2009 г., что противоречит требованиям федерального законодательства.
Согласно ст. 9 БК РФ к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления относится, в числе прочих, осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами.
Предельный объем муниципального долга устанавливается правовым актом органа местного самоуправления о бюджете на очередной финансовый год и не должен превышать объем доходов бюджета муниципального образования без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Пунктом 13 Решения Городской Думы г. Ижевска № 464 определен верхний предел муниципального долга г. Ижевска на 1 января 2010 г. в сумме 1637000 тыс. руб.
Пунктом 4 статьи 79 БК РФ предусмотрено, что порядок отражения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации и объекты муниципальной собственности в законе (решении) о бюджете и (или) в сводной бюджетной росписи устанавливается соответственно законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом муниципального образования.
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и объекты капитального строительства муниципальной собственности в соответствии с инвестиционными проектами, софинансирование которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, подлежат утверждению соответственно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, решением представительного органа местного самоуправления о местном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.
Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ установлено, что бюджетные инвестиции представляют собой бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
Согласно раздела II пунктов 10 и 16 Положения о порядке осуществления бюджетных инвестиций в объекты капстроительства за счет средств бюджета УР, утвержденного Постановлением Правительства УР от 23.03.2009 г. № 70 субсидии местному бюджету из бюджета Удмуртской Республики на софинансирование объектов муниципальной собственности (далее - субсидии) предоставляются при соблюдении следующих условий:
принятие муниципального правового акта, предусматривающего объект муниципальной собственности и осуществление бюджетных инвестиций в указанный объект в текущем финансовом году;
утверждение в бюджете муниципального образования в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и фактическое осуществление указанных инвестиций;
заключение администрацией муниципального образования с Министерством или иным исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, являющимся главным распорядителем средств бюджета Удмуртской Республики (далее - Главный распорядитель средств бюджета Удмуртской Республики), соглашения, определяющего порядок предоставления и расходования субсидий. Форма соглашения утверждается соответствующим Главным распорядителем средств бюджета Удмуртской Республики.
Администрации муниципальных образований отражают субсидии в доходной и расходной части бюджета по кодам бюджетной классификации в соответствии с доведенными Главным распорядителем средств бюджета Удмуртской Республики уведомлениями о бюджетных ассигнованиях.
Так, уведомления о бюджетных ассигнованиях поступили в Управление финансов Администрации г. Ижевска в декабре 2009 г.:
уведомление № 448 от 02.12.2009 г.; уведомление № 75 от 03.12.2009 г.; уведомление № 459 от 16.12.2009 г.
На основании указанных уведомлений, в соответствии со ст. 217 БК РФ были внесены изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования « Город Ижевск» на 2009 г.
Вместе с тем, изменения в бюджете муниципального образования на 2009 г. о размере предельного объема финансирования и объема муниципального долга до 31 декабря 2009 г. ( в течение финансового года) внесены не были.
Наличие либо отсутствие технической возможности для внесения поправок в бюджет для соблюдения параметров бюджета муниципального образования не может являться основанием для признания внесения указанных изменений по истечении финансового года законными, суд отвергает доводы представителей Городской Думы г. Ижевска об отсутствии такой возможности, в связи с тем, что последняя сессия Городской Думы г. Ижевска прошла 18 декабря 2009 г.
Кроме того, доводы представителей Городской Думы г. Ижевска относительно того, что бюджетное законодательство не содержит запрета на внесение изменений в решение о бюджете после окончания финансового года суд признает несостоятельными, поскольку правовых норм, которые устанавливали бы порядок и методику внесения в бюджет по окончании финансового года представителями заинтересованных лиц в суде не указаны. Кроме того, ссылка представителей Городской Думы на то, что принятие изменений в решение о бюджете на 2009 г. направлены на исполнение бюджета и составления достоверной отчетности не является основанием для признания этого акта законным, не противоречащим федеральному законодательству. При этом, истечение срока действия решения о бюджете не может быть связано с принятием решения об утверждении его исполнения.
Иное толкование позволяло бы считать, что бюджет года может быть изменен в течение неопределенного и не ограниченного каким-либо сроком времени, что прямо нарушало бы установленный Бюджетным кодексом ( ст. 29) принцип единства бюджетной системы, единства бюджетного законодательства, единства порядка установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов всей бюджетной системы Российской Федерации.
Издание оспариваемого нормативного акта влечет нарушение интересов Российской Федерации, выражающееся в нарушении принципов верховенства федерального законодательства, государственной целостности Российской Федерации, установленных Конституцией российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 1 Конституции РФ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Статьей 12 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В силу статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы ( ст. 15 Конституции РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
С учетом опубликования Решения Городской Думы № 582 в газете «Известия Удмуртской Республики» от 26 марта 2010 года ( спецвыпуск), сведения о решении суда после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете «Известия Удмуртской Республики».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Заявление прокурора Октябрьского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации о признании противоречащим закону и недействующим Решения Городской Думы г. Ижевска от 16.03.2010 г. № 582 « О внесении изменений и дополнений в решение Городской Думы города Ижевска от 19 декабря 2008 г. № 464 « О бюджете муниципального образования « город Ижевск» на 2009 год» удовлетворить.
Признать противоречащим статьям 5,12,65,83,86,111,242 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и недействующим Решение Городской Думы г. Ижевска от 16.03.2010 г. № 582 « О внесении изменений и дополнений в решение Городской Думы города Ижевска от 19 декабря 2008 г. № 464 « О бюджете муниципального образования « город Ижевск» на 2009 год» со дня его принятия.
Сведения о принятом решении опубликовать в газете « Известия Удмуртской Республики».
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме в Верховный суд УР через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей 12 июля 2010 г.
Судья- Ю.В. Фролова