Дело № 2-2000/2017 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 августа 2017 года Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Белозера О.М., при секретаре Цехиной И.Ю., с участием: истца Саргсян Л.А., представителя третьего лица – Правительства Ставропольского края по доверенности Порохонько Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело иску Саргсян Л.А., действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних Аракелян Н.К., Аракелян С.К. к Администрации Минераловодского городского округа, Министерству труда и социальной защиты населения ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района с. Левокумка, обязании администрации Минераловодского городского округа включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе с. Левокумка, У С Т А Н О В И Л: Саргсян Л.А., действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних Аракелян Н.К. и Аракелян С.К. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации Минераловодского городского округа, Министерству труда и социальной защиты населения ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района с. Левокумка, обязании администрации Минераловодского городского округа включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе с. Левокумка. В обоснование заявленных исковых требований указала, что в мае 2017 года она обратилась с заявлением в администрацию Минераловодского городского округа о включении в списки ее и ее детей Аракелян Н.К. и Аракелян С.К. на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, так как дом, в котором они проживают оказался в зоне чрезвычайной ситуации, при этом они утратили имущество первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе с. Левокумка. Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 18 закона). Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" установлен порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуации федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим липам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями. Меры социальной поддержки граждан, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, кроме указанных нормативных актов, предусмотрены также Законом Ставропольского края от 10.04.2006 № 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны". Согласно Акту обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек в мае 2017г., они были признаны пострадавшими и нуждающимися в оказании единовременной и материальной финансовой помощи. Установлено, что полностью было утрачено имущество первой необходимости, в том числе: мебель, холодильник, стиральная машина, трещины по фундаментам и стенам. С соответствии с Методическими рекомендациями по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. МЧС России 02.10.2014 N 2-4-87-24-7 к имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник. телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Таким образом, они полностью утратили имущество первой необходимости. Однако, после обращения в администрацию Минераловодского городского округа ей был дан письменный отказ от 27.06.2017 .............., согласно которого они не были включены в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате наводнения в Минераловодском районе в период с 24.05.2017г. по 27.05.2017г. Данный отказ мотивирован тем, что они не зарегистрированы по месту жительства по адресу, попавшему в зону затопления: Ставропольский край. Минераловодский район, с. Левокумка, СНТ «Заречное», ............... Согласно главе 2 методических рекомендаций МЧС России от 03.10.2014 № 2-4-87-24-7 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений. Им было предложено обратиться в суд для того, чтобы признать факт постоянного проживания по адресу, попавшему в зону затопления Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, СНТ «Заречное», .............. о признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи. В данном доме они проживают постоянно. Факт проживания по указанному выше адресу подтверждается, в том числе актом о проживании, составленным соседями. Поскольку они постоянно проживают в доме, который подвергся затоплению, то имеют право на получение единовременной материальной и финансовой помощи, однако, до сих пор не могут ее получить. Так как они не имеют регистрации по месту жительства по данному адресу, то не могут подтвердить факт своего проживания в ином порядке, кроме как судебном. Установление судом юридического факта постоянного проживания в указанном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, позволит признать их пострадавшими, включить в установленном порядке в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, и обеспечит выплату им соответствующей помощи в размерах, определенных законодательством. Отсутствие регистрации по месту жительства в домовладении, оказавшемся в зоне ЧС, не может являться безусловным основанием к отказу в иске. По смыслу положений Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту жительства (пребывания) является административным актом, и сама по себе не свидетельствует о наличии, отсутствии либо характере жилищных правоотношений липа по отношению к жилому помещению, в котором у него имеется регистрация. Согласно ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Отсутствие регистрации по месту постоянного проживания не свидетельствует об отсутствии права на получение материальной и финансовой помощи при наличии доказательств их проживания в данном домовладении и утраты имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуации. Просят суд: - установить юридический факт постоянного проживания Саргсян Л.А., .............. года рождения, Аракелян Н.К., .............. года рождения, Аракелян С.К., .............. года рождения, в жилом помещении, расположенном по адресу: Минераловодский район, с. Левокумка, СНТ «Заречное», .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года, в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района с. Левокумка; - признать пострадавшими Саргсян Л.А., .............. года рождения, Аракелян Н.К., .............. года рождения, Аракелян С.К., .............. года рождения в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района с. Левокумка; - обязать администрацию Минераловодского городского округа включить Саргсян Л.А., .............. года рождения, Аракелян Н.К., .............. года рождения, Аракелян С.К., .............. года рождения в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе с. Левокумка в мае 2017 года; - обратить решение к немедленному исполнению. В судебном заседании истец Саргсян Л.А. поддержала заявленные исковые требования, по доводам, изложенным в иске, также пояснила, что она проживает в данном домовладении, зарегистрирована в нем, является его собственником. Она выплаты получила, есть счета, подтверждающие получение ею денег в размере 220 000 рублей на каждого человека: на себя, маму, папу и брата, В администрации составили так заявление, в которое включили и ее. Дом переведен в статус жилого, ею предоставлены суду все необходимые документы. Дети не зарегистрированы в данном домовладении, но факт их проживания подтверждается теми фактами, что дочь ходит в школу .............., сын посещает детский сад при этой школе. С отцом детей она в разводе, они сделали запрос в ПВС г. Черкесск по факту регистрации детей, но ответа до сих пор не получили. Дети нигде на сегодняшний день не зарегистрированы, место жительства детей по суду не определялось. Просит суд удовлетворить требования в части, касающейся детей. Ответчики – Администрация Минераловодского городского округа, Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, заявления об отложении рассмотрения дела не представил. Представители третьих лиц - ГУ МЧС России по Ставропольскому краю Ульяников В.А., ГУ МВД России по Ставропольскому краю Дубцов А.С., надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В поданных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель третьего лица – Правительства Ставропольского края Порохонько Е.С. в судебном заседании пояснил, что местом жительства несовершеннолетних детей является место жительство родителей. Истец в разводе с мужем, место жительство детей решением суда не определено, в связи с чем против удовлетворения требований истца в части установления факта проживания по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, СНТ «Заречное», .............., не возражает. Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителей ответчиков – Администрации Минераловодского городского округа, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, а так же третьих лиц - ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, ГУ МВД России по............... Допрошенный в судебном заседании свидетель Акопян А.Я. пояснил, что живет с семьей Саргсян по соседству около 15 лет, он проживает в .............. СНТ «Заречное», его дом тоже признан жилым. Истец живет со своими родителями, братом и детьми: дочерью и сыном. Свидетель Кумукова А.А. пояснила, что знает семью Саргсян около 4 лет, живет с ними по соседству. Истец проживает с родителями, братом и двумя детьми. Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьями 12, 38, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Статьей 60 ГПК РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. При разрешении данного спора суд исходит из того, что в соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В развитие указанных конституционных положений ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (пп. 5 п. 2). Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этим законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18). При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в п. 2 ст. 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10.04.2006 г. № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» (далее – Закон № 19-кз), целью которого согласно ст. 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения. В силу п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона № 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости. В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13.02.2012 г. № 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае. Согласно п. 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для указанных средств. Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка). Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 г. № 110 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». На основании Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, а также на оказание гражданам финансовой помощи, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека). Обязательными условиями для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи (компенсации) является установление совокупности следующих юридически значимых фактов: постоянного проживания лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, а также установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества. Совокупность вышеприведенных условий является основанием для включения лица в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и признания за лицом права на указанные выплаты. В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, не оспаривается сторонами, что собственниками жилого дома и земельного участка по 1/3 в праве общей долевой собственности .............. СНТ «Заречное» с. Левокумка Минераловодского района является истец Саргсян Л.А. и ее несовершеннолетние дети Аракелян Н.К. и Аракелян С.К. Несовершеннолетние дети истца по указанному адресу не зарегистрированы, согласно сообщению ГУ МВД России по СК истец Саргсян Л.А. в настоящее время значится зарегистрированной по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, СНТ «Заречное», .............. 25.10.2014г., несовершеннолетние Аракелян Н.К. и Аракелян С.К. зарегистрированными по месту жительства не значатся. Собственниками данного жилого дома и земельного участка в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права являются истец Саргсян Л.А. и ее несовершеннолетние дети Аракелян Н.К. и Аракелян С.К. на основании договора купли-продажи недвижимости от .............. года. Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, объяснениями истца в судебном заседании и никем не оспариваются. Согласно сообщению врио начальника ОМВД РФ по Минераловодскому городскому округу Дюльгярова А.Л., рапорта участкового Кокозова Р.М., согласно проведенной проверке установлено, что по адресу: Минераловодский район, с. Левокумка, СНТ «Заречное», .............., проживают Саргсян Л.А., Аракелян Н.К., Аракелян С.К. Согласно историям развития ребенка, несовершеннолетние Аракелян Н.К. и Аракелян С.К. проживают по адресу: Минераловодский район, с. Левокумка, СНТ «Заречное», ............... Совокупность исследованных письменных доказательств в их взаимосвязи с вышеуказанными нормами права может свидетельствовать о факте проживания несовершеннолетних детей в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, в связи с чем, суд считает возможным установить юридический факт постоянного проживания Аракелян Н.К. и Аракелян С.К. в жилом помещении, расположенном по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, СНТ «Заречное», .............., пострадавшем в результате ливневых дождей и подъема уровней воды в реках Кума, Джемуха и Суркуль в период 24 мая 2017г. в Минераловодском городском округе с. Левокумка В соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26.05.2017 г. № 1 обстановка, сложившаяся в результате возникновения дождевых паводков в мае 2017 года на территории Ставропольского края признана чрезвычайной ситуацией федерального характера. Продолжительными ливневыми дождями и подъемом уровня воды в реках Кума и Джемуха на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24.05.2017 года № 1216 с 10.00 часов 24 мая 2017 года введен режим «Чрезвычайной ситуации». Домовладение, расположенное по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, СНТ «Заречное», .............., находится в зоне «Чрезвычайной ситуации» (затопления). Законом Ставропольского края от 28.05.2015 г. № 51-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края (Минераловодского территориального муниципального образования Ставропольского края), и об организации местного самоуправления на территории Минераловодского района Ставропольского края», утвержден перечень населенных пунктов, входящих в состав территории Минераловодского городского округа. Решением Минераловодского городского суда от 12.11.2013 года признан жилым домом .............. домик, литер «Д», общей площадью 25.4 кв.м., расположенный по адресу: Минераловодский район, село Левокумка, садовое товарищество «Заречное», участок ............... Жилое помещение в с. Левокумка, СНТ «Заречное», .............., включен в Перечень домовладений (жилых помещений), расположенных на территории Минераловодского городского округа, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, который был утвержден Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 20.07.2017 г. № 1867. В подтверждение факта утраты гражданином имущества истцом представлен Акт обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровня воды в реках Кума, Джемуха, Суркуль в период 24 мая 2017 года на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, которым было проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, СНТ «Заречное», ............... В данном акте указан собственник – Саргсян Л.А., члены ее семьи: Авагян О.О., Кираносян О.О., Авагян Ж.Г., Аракелян Н.К., Аракелян С.К.. 27.06.2017 года истцам администрацией Минераловодского городского округа отказано во включении в списки граждан на предоставление единовременной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества и разъяснено, что граждане, у которых отсутствуют документы о регистрации по месту жительства и о правах на жилое помещение включаются в списки на основании принятых судебных решений. Согласно Порядка выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге (супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении) гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае, утвержденного приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13.02.2012 г. № 95, единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края. Положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предоставляют органам местного самоуправления право устанавливать фактическое проживание гражданина в жилом помещении на основании иных доказательств, кроме как на документах о его регистрации в установленном законом порядке. Эти обстоятельства установлены судом на основании надлежащих допустимых и относимых доказательств, которые никем не оспариваются. При разрешении заявленного спора суд исходит из того, что Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.ст. 1, 7, 18, 19). Во исполнение указанных Правил, МЧС России были разработаны и утверждены 3 октября 2014 года № 2-4-87-24-7 Методические рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Согласно главе 2 указанных Рекомендаций при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений. Таким образом, для получения мер социальной поддержки необходимо установление факта проживания заинтересованного лица в жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации. Согласно главе 2 Рекомендаций к имуществу первой необходимости относятся: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для подержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Под утратой имущества понимается приведение имущества в состояние непригодное для использования в результате чрезвычайной ситуации. Правовое значение при разрешении настоящего спора имеет установление факта полной или частичной утраты имущества первой необходимости, от чего зависит размер финансовой помощи. Истец просит включить ее несовершеннолетних детей в список граждан, нуждающихся в оказании, как единовременной помощи, так и финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества в результате наводнения. Вместе с тем, из Акта обследования имущества следует, что в результате ливневых дождей и подъема уровня воды в реках Кума, Джемуха, Суркуль на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края 24 мая 2017 года по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, СНТ «Заречное», .............. комиссией был установлен следующий перечень пострадавшего имущества: мебель, холодильник, стиральная машина, трещины по стенам, фундаменту, стоимость пострадавшего имущества 150 000 рублей, сумма оказания помощи 400 000 рублей. В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов. По смыслу данных норм юридический факт устанавливается в особом производстве (п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ), когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта. Поскольку в данном случае последствием установления юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, которое оказалось в зоне чрезвычайной ситуации, является право истца на предусмотренную законом соответствующую социальную помощь, то данные требования подлежат разрешению в порядке искового производства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 ч. 1). Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20) и относит право выбора места пребывания и жительства к личным неимущественным правам (п. 1 ст. 150). Применительно к данным положениям в ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" указано, что местом пребывания считается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно /абзац седьмой/, а местом жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абз. 8). В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации своих прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом названным Законом введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (ч. 1 ст. 3), такой учет имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия из места пребывания или места жительства (абз. 2 ст. 2). При этом как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д. (Постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П и д.р.). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 04.10.2016 № 18-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», под постоянным проживанием гражданина понимается его фактическое постоянное проживание на данной территории на указанную дату и установление данного факта осуществляется на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи. Поэтому отсутствие регистрации по месту жительства не является препятствием несовершеннолетним истцам Аракелян Н.К. и Аракелян С.К. для защиты своих прав, поскольку право лиц на получение мер социальной поддержки, фактически постоянно проживающих, но не имеющих по каким-либо причинам регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации, может быть подтверждено путем установления в судебном порядке факта постоянного проживания в указанных районах. Это подтверждается и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации по аналогичной ситуации, содержащейся в апелляционном определении от 22.03.2017 по делу N 56-АПГ17-1В. Проанализировав применительно к приведенным правовым нормам исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что на момент чрезвычайной ситуации, имевшей место в период с 24 по 26 мая 2017 года на территории Минераловодского городского округа, Аракелян Н.К. и Аракелян С.К. действительно постоянно проживали в жилом помещении по адресу: Минераловодский район, с. Левокумка, СНТ «Заречное», ............... Совокупность исследованных письменных доказательств в их взаимосвязи с вышеуказанными нормами права может свидетельствовать о факте проживания несовершеннолетних Аракелян Н.К. и Аракелян С.К. в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, в связи с чем, суд считает возможным установить юридический факт постоянного проживания Аракелян Н.К., Аракелян С.К. в жилом помещении, расположенном по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, СНТ «Заречное», .............., признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации. При этом, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований Саргсян Л.А., действующей в интересах несовершеннолетних детей: Аракелян Н.К. и Аракелян С.К. о включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, по следующим основаниям. В соответствии со статьёй 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. По смыслу данной нормы органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Статьёй 12 Конституции Российской Федерации гарантируется, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Из смысла вышеприведенных норм Конституции и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ следует, что акты, регламентирующие вопросы местного значения, принимаются органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из собственного представления о необходимости правового регулирования тех или иных отношений, без вмешательства в их нормотворческую деятельность со стороны органов государственной власти. Поскольку решение вопроса о включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, законодательство относит к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьёй 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Также суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований Саргсян Л.А. об установлении юридического факта постоянного проживания, признании пострадавшей, обязании администрации Минераловодского городского округа включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, Саргсян Л.А., .............. года рождения, в жилом помещении, расположенном по адресу: Минераловодский район, с. Левокумка, СНТ «Заречное», .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года, в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района с. Левокумка. В удовлетворении требований об обращении решения суда к немедленному исполнению суд считает необходимым отказать, в связи с тем, что ст. 211 ГПК РФ содержит исчерпывающий перечень категорий дел, по которым решение подлежит немедленному исполнению. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Саргсян Л.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Аракелян Н.К., Аракелян С.К. к Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края удовлетворить частично. Установить юридический факт постоянного проживания Аракелян Н.К., .............. года рождения, Аракелян С.К., .............. года рождения, в жилом помещении, расположенном по адресу: Минераловодский район, с. Левокумка, СНТ «Заречное», .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года, в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района с. Левокумка. Признать пострадавшими Аракелян Н.К., .............. года рождения, Аракелян С.К., .............. года рождения в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района с. Левокумка. В удовлетворении требований о возложении на администрацию Минераловодского городского округа обязанности включить Аракелян Н.К., .............. года рождения, Аракелян С.К., .............. года рождения в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе с. Левокумка в мае 2017 года – отказать. В удовлетворении исковых требований Саргсян Л.А. к Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, признании пострадавшими в результате ЧС, о возложении обязанности на администрацию Минераловодского городского округа включить в с в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе с. Левокумка в мае 2017 года – отказать. В удовлетворении требований об обращении решения к немедленному исполнению – отказать. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение суда составлено 30 августа 2017 года. Судья |