ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2001/2012 от 02.04.2012 Благовещенского городского суда (Амурская область)

                            Дело № 2 - 2001/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

   ***                                                                                                       г. Благовещенск

 Благовещенский городской суд Амурской области,

 в составе: председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,

 при секретаре Мирошниченко Е.А.

 с участием представителя заявителя - Фомина М.В.

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО «Золотодобывающее предприятие «Коболдо» об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Амурской области, восстановлении срока для обращения в суд с заявлением,

 у с т а н о в и л:

 Открытое акционерное общество «Золотодобывающее предприятие «Коболдо» обратилось в Благовещенский городской суд Амурской области с заявлением об оспаривании предписания главного государственного инспектора труда в Амурской области ВС, указав в обоснование, что в отношении ОАО «ЗДП «Коболдо» главным государственным инспектором (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в Амурской области ВС была проведена внеплановая проверка, по итогам которой был составлен акт проверки *** соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от ***. В отношении Общества и *** было вынесено предписание *** об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Предписанием на Общество и генерального директора возложена обязанность в срок до *** выполнить 24 пункта. Между тем, пункты предписания с *** по *** обязывают начислить и оплатить АС и АВ заработную плату и денежные компенсации. В то же время, указанные лица состояли с обществом в трудовых отношениях, в связи с чем вопрос о выплате им денежных средств является индивидуальным трудовым спором по смыслу ст.381 ТК РФ. Однако, в соответствие со ст. 382 ТК РФ органами, разрешающими индивидуальные трудовые споры, являются комиссии по трудовым спорам и суды. Предписание об исполнении требований о начислении и выплате АС и АВ заработной платы является разрешением индивидуального трудового спора, фактически обязывают Общество выплатить денежные суммы уволенным работникам. Кроме того, указывается, что на дату проведения проверки *** истек трехмесячный срок, установленный ст. 392 ТК РФ. Предписания по трудовым спорам инспектор труда выдает с целью защиты нарушенного права работника. Для защиты этого права самим работником ст. 392 ТК РФ установлен трехмесячный срок, в течение которого АС, и АВ, имели возможность обратиться в суд за разрешением спора о взыскании заработной платы, однако не сделали этого. Помимо указанных нарушений, в предписании содержатся еще 19 пунктов, якобы выявленных в ходе проверки нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Тем не менее, инспектору не предоставлялись документы, на основании которых можно сделать выводы об указанных в предписании нарушениях. В день проведения внеплановой проверки Инспектор обратился с запросом в Общество о предоставлении документов и информации. Исходя из списка в запросе отсутствуют фактически все требуемые и представленные инспектору документы, касаются непосредственно бывших работников Общества - АС, и АВ Поэтому вывод о нарушениях изложенных в пунктах 1 - 19 необоснованны. Кроме того, при проведении проверки Инспектором допущено нарушение требований ФЗ от *** *** «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля», в том числе не соблюден срок уведомления работодателя о проведении внеплановой выездной проверки, нарушено право руководителя участвовать при проведении проверки, нарушено право руководителя общества на ознакомление с результатами проверки. Поскольку проверка была проведена с грубым нарушением закона ее результаты не могут являться доказательствами нарушения работодателем обязательных требований и требований, предусмотренных муниципальными правовыми актами и подлежат отмене. Помимо этого, открытое акционерное общество «Золотодобывающее предприятие «Коболдо» представило заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования предписания, указав в обоснование, что предписание было получено обществом по почте ***. Срок оспаривания предписания истек ***. Согласно ч.1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Причиной пропуска срока обжалования предписания инспектора послужило то, что Предписание было получено Обществом по почте ***. *** Общества в связи с подготовкой к сезону золотодобычи находился в служебной командировке на золотодобывающих участках в ***, *** и *** с *** по ***. На период нахождения в командировке, никого из работников Общества не уполномочивал обжаловать предписания инспектора, в связи с тем, что такой необходимости не было, так как на момент убытия в командировку предписание Инспектора в Общество еще не поступало и было неизвестно поступит ли оно вообще.

 Представитель заявителя в ходе судебного заседания поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении, привел доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. В дополнение указал, что фактически на сегодняшний день исполнено всего два пункта обжалуемого предписания это п.2 и п.5. Оспариваемое предписание было получено обществом ***, кем конкретно было получено данное предписание не известно. Также отсутствуют сведения о том, находился ли в момент получения предписания на рабочем месте заместитель генерального директора, тем не менее, полномочиями указанное лицо независимо от этого не обладало.

 Заинтересованные лица - Государственная инспекция труда по Амурской области, Главный государственный инспектор труда ВС, АВ, АС, будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В материалах дела имеется заявление ВС, о рассмотрении настоящего гражданского дела в его отсутствие в связи с занятостью при проведении внеплановой выездной проверки в отношении колхоза «Амурский партизан». Доказательств уважительности причин неявки иных лицу суду не представлено, заявлений об отложении рассмотрения дела не поступало. Дело в соответствие со ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

 Правовая позиция *** ВС изложена в представленном суду отзыве от *** согласно которому в отличие от судов общей юрисдикции для федеральной инспекции труда не установлены сроки обращения граждан о нарушении их трудовых прав, государственная инспекция труда рассматривает дела о нарушении трудовых прав работников в тот период, когда они были совершены, то есть в период трудовых отношений между сторонами и осуществляет свои полномочия, предусмотренные ст.ст. 353 - 356 ТК РФ на основании Конвенции МОТ *** от ***, подписанной и ратифицированной Российской Федерацией. Согласно ч.1 ст. 12 Конвенции МОТ (которая имеет высшую юридическую силу по отношению к национальным законам), инспектора труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право: беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции; осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут считать необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются. Аналогичное требование содержится и в ст. 360 ТК РФ, согласно которой предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце 4 или 5 части 7 настоящей статьи не допускается. При проведении выездной внеплановой проверки *** в 10 часов 15 минут Королёв М.М. был уведомлено о проведении проверки, в связи с чем все оригиналы были необходимые документы были предоставлены директору. В этой связи, ВС, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

 Выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

 В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда, которая в силу ст. 354 ТК РФ представляет собой единую централизованную систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

 Согласно положениям ст.2 Федерального закона от *** *** «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

 Согласно ст. 355 ТК РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются, в том числе обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников.

 Федеральным законом от *** *** "О ратификации Конвенции *** года об инспекции труда и Протокола *** года к Конвенции *** года об инспекции труда, Конвенции *** года о регулировании вопросов труда и Конвенции *** года о безопасности и гигиене труда и производственной среде" ратифицирована Конвенция *** года "Об инспекции труда в промышленности и торговле", принятая Генеральной конференцией Международной организации труда в городе Женеве, и которой установлено, что в задачу системы инспекции труда входит обеспечение применения положений законодательства в области условий труда и безопасности трудящихся в процессе их работы, как, например, положений о продолжительности рабочего дня, заработной плате (статья 3), в связи с чем, инспектора труда имеют право осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются (статья 12).

 Судом установлено, что на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Амурской области от *** назначена внеплановая, выездная проверка в отношении открытого акционерного общества «Золотодобывающее предприятие «Коболдо» с целью выявления и устранения нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права при рассмотрении заявления АВ, АС, от *** о нарушении трудового законодательства.

 *** государственным инспектором труда в ОАО «ЗДП «Коболдо» направлено требование о предоставлении сведений (информации), в том числе учредительных документов юридического лица, документов, подтверждающих должностные полномочия руководителя, положения о вахтовом методе работы, коллективного договора, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда (премировании), приказов о приеме на работу и об увольнении с работы АС, АВ, трудовые договора и дополнительные соглашения, лицевые счета, табеля учета рабочего времени, графики работы на вахте, копии платежных документов о выплате заработной платы, личные карточки учета, книги учета движения трудовых книжек, журналов ознакомления работников с локальными нормативными актами, материалы аттестации рабочих мест.

 Как следует из акта проверки государственного инспектора труда от *** ***, в государственную инспекцию труда поступило обращение бывших работников ОАО «ЗДП «Коболдо» АС и АВ о нарушении их трудовых прав в связи с невыплатой АС, в полном размере заработной платы за период с февраля по май 2011 года, окончательного расчета при увольнении, АВ, премии за сезон с *** по *** года, окончательного расчета при увольнении. АС, состоял в трудовых отношениях с ОАО «ЗДП «Коболдо» с *** по ***, АВ с *** по ***. Инспектором установлены обстоятельства нарушения работодателем положений ст. 57 ТК РФ, выразившегося в отсутствии в срочных трудовых договорах с работниками условий обязательных ко внесению в трудовой договор, нарушения ст. 66 ТК РФ и Правил ведения и заполнения трудовых книжек. Пунктом 3 акта установлено несоответствие содержаний приказов о приеме АВ и АС на работу условиям трудовых договоров указанных лиц, что является нарушением ст. 68 ТК РФ. Пунктом 4 акта установлено нарушение ст. 84.1 ТК РФ выразившееся в задержке направления трудовой книжки. Помимо этого, установлены обстоятельства несоответствия табеля учета рабочего времени работников участка «В.Улунга» форме Т - 13, установленной Постановлением Госкомстата РФ *** от ***. Кроме того, инспектором выявлено отсутствие учета сверхурочной работы, отсутствие оплаты сверхурочной работы, нарушение требований закона о возможности привлечения работника к сверхурочным работам не более 4 часов в течение двух дней подряд и не более 120 часов в год, привлечение работников к сверхурочной работе при отсутствии их письменного согласия, нарушение ст.100 ТК РФ в части установления режима рабочего времени в срочных договорах, составления графиков сменности с нарушением ст.ст. 103, 110 ТК РФ. Также выявлены нарушения ст. 108, 109 ТК РФ - отсутствие в правилах внутреннего трудового распорядка предприятия перечня работ, где по условиям производства предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, а также виды работ работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых не обогреваемых помещениях, продолжительность и порядок предоставления специальных перерывов для обогревания и отдыха., нарушения ст. 111 ТК РФ, положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников организаций, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных и рудных месторождений, утвержденного приказом Минфина РФ от *** ***, нарушение ст. 113 ТК РФ в части привлечения работников к работе в выходные и праздничные дни без получения письменного согласия, нарушение ст. 127 ТК РФ в связи с задержкой выплаты заинтересованным лицам компенсации за неиспользованный отпуск, нарушение ст. 131 ТК РФ в части удержания из заработных плат АВ и АС, денежных средств за питание без получения письменного согласия, нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ в части не начисления и выплаты надбавки за вредные условия труда в размере 4% к окладу, нарушения ст. 140 ТК РФ в части своевременной выплаты окончательного расчета. Кроме того, выявлены нарушения ст. 152 ТК РФ в связи с неоплатой сверхурочной работы, ст. 153 ТК РФ не оплатой праздничных дней, ст. 234 ТК РФ в связи с задержкой трудовой книжки при увольнении, ст. 236 ТК РФ в связи с не начислением компенсации за задержку выплаты заработной платы, ст. 317 ТК РФ в связи с не начислением АС, процентной надбавки в сумме *** рубля *** копейки.

 На основании проведенной проверки *** государственным инспектором труда выдано предписание *** - ОБ/81/5/3 об устранении нарушений трудового законодательства:

  Согласно т. 57 ТК РФ включить дополнительными соглашениями в трудовые договоры обязательные условия: режим рабочего времени и времени отдыха, компенсации за тяжелую работу и работу с вредными (опасными условиями труда) - доплата не менее 4% к тарифной ставке.  Согласно ст. 66 ТК РФ привести книгу учета движения трудовых книжек в соответствии с правилами ведения и хранения трудовых книжек, утв. Постановлением Правительства РФ от *** ***.  Согласно ст. 68 ТК РФ привести содержание приказов о приеме работников на работу в соответствии с условиями заключенных с ними трудовых договоров.  Согласно ст. 84.1 ТК РФ приказы о расторжении трудовых договоров объявлять работникам под роспись в последний день их работы  Согласно ст. 91 ТК РФ привести табеля учета рабочего времени в соответствии с Постановлением Госкомстата России от *** ***.  Согласно ст. 95 ТК РФ переработку 1 часа в предпраздничные дни компенсировать предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или с согласия работника оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.  Согласно ст. 99 ТК РФ запретить привлечение работников к сверхурочной работе без их письменного согласия и не допускать превышения продолжительности сверхурочной работы для каждого работника свыше 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.  Согласно ст. 100 ТК РФ установить трудовыми договорами режим рабочего времени для работников, который отличается от общих правил, действующих у данного работодателя.  Согласно ст. 103 ТК РФ графики сменности утверждать и доводить до сведения работников под роспись не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.  Согласно ст. 108 ТК РФ установить правилами внутреннего трудового распорядка предприятия перечень работ, где по условиям производства, представление перерыва для отдыха и питания невозможно, а также места для отдыха и приема пищи.  Согласно ст. 109 ТК РФ установит правилами внутреннего трудового распорядка виды работ, для работающих в холодное время года на открытом воздухе и в закрытых не обогреваемых помещениях, продолжительность и порядок предоставления специальных перерывов для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время.  Согласно ст. 110 ТК РФ установить правилами внутреннего трудового распорядка и предоставить работникам продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не менее 42 часов.  Согласно ст. 11 ТК РФ предоставить работникам на горных добычных участках, карьерах еженедельный непрерывный отдых.  Согласно ст. 113 ТК РФ запретить привлечение работников к работе в выходные и праздничные дни без их письменного согласия и без издания приказов работодателя.  Согласно ст. 127 ТК РФ выплачивать работникам денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска в день расторжения с ними трудовых договоров.  Согласно ст. 131 ТК РФ, запретить удержание за питание из заработной платы работников свыше 20% от начисленной заработной платы и отсутствии в их трудовых договорах указанных условий, а также их письменных заявлении.  Согласно ч.6 ст. 136 ТК РФ выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца в дни, установленные локальными нормативными актами работодателя.  Согласно ст. 140 ТК РФ выплачивать окончательный расчет работникам в день расторжения с ними трудовых договоров.  Согласно ст. 147 ТК РФ, Постановлению РФ от *** ***, по результатам аттестации установить дополнительными соглашения к трудовым договорам и выплатить работникам занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труд, надбавку в размере не менее 4% тарифной ставки (оклада) установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.  Согласно ст. 152 ТК РФ оплатить АВ в повышенном размере сверхурочную работу за период с *** по *** года продолжительностью 735 часов.  Согласно ст. 153 ТК РФ оплатить в двойном размере работу в праздничные дни 1 и 9 мая, *** АВ - по 11 часов.  Согласно ст. 234 ТК РФ возместить АС, средний заработок за задержку на 10 дней выдачи трудовой книжки при увольнении.  Согласно ст. 236 ТК РФ начислить АС, и АВ компенсацию за задержку выплаты заработной платы.  Согласно ст. 317 ТК РФ, ч.2 ст. 11 Закона РФ от *** ***, Постановления ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от *** *** начислить и выплатить АС процентную надбавку за стаж работы в *** года в сумме *** рубля *** копейки.  Рассматривая обоснованность заявленных требований, суд прежде всего отмечает, что согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ выданное работодателю предписание об устранении нарушений трудового законодательства может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

 Из материалов дела усматривается, что соответствующее предписание Государственной инспекции труда в Амурской области *** от *** в день его вынесения направлено генеральному директору ОАО «ЗДП «Коболдо» Королёву Михаилу Михайловичу одновременно с актом проверки *** от ***, представлением от ***, определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ от ***.

 Указанное почтовое отправление, как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в разбирательстве, получено ОАО «ЗДП «Коболдо» ***. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд с требованиями об оспаривании предписания истек ***. Принимая во внимание, что соответствующее обращение ОАО «ЗДП «Коболдо» поступило в суд только ***, суд приходит к выводу о том, что соответствующий срок для оспаривания предписания работодателем пропущен.

 Тем не менее, суд соглашается с доводами представителя заявителя о возможности применения в данном случае положений ст. 112 ГПК РФ в соответствии с которыми лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

 Одновременно с заявлением об оспаривании предписания государственной инспекции труда заявителем представлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока по уважительным причинам. В качестве уважительности причин пропуска срока указывается на нахождение генерального директора общества в командировке в период с *** по ***. В подтверждение обстоятельств нахождения генерального директора в командировке представлены Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку от *** на 14 календарных дней для решения производственных вопросов, табель учета рабочего времени с отметками о нахождении Королёва М.М. в командировке с ***.

 Рассматривая обоснованность данного ходатайства, суд отмечает, что в соответствии с п. 6,7 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от *** *** цель командировки работника определяется руководителем командирующей организации и указывается в служебном задании, которое утверждается работодателем.

 На основании решения работодателя работнику оформляется командировочное удостоверение, подтверждающее срок его пребывания в командировке (дата приезда в пункт (пункты) назначения и дата выезда из него (из них)), за исключением случаев, указанных в пункте 15 настоящего Положения.

 Командировочное удостоверение оформляется в одном экземпляре и подписывается работодателем, вручается работнику и находится у него в течение всего срока командировки.

 Фактический срок пребывания в месте командирования определяется по отметкам о дате приезда в место командирования и дате выезда из него, которые делаются в командировочном удостоверении и заверяются подписью полномочного должностного лица и печатью, которая используется в хозяйственной деятельности организации, в которую командирован работник, для засвидетельствования такой подписи.

 В случае если работник командирован в организации, находящиеся в разных населенных пунктах, отметки в командировочном удостоверении о дате приезда и дате выезда делаются в каждой из организаций, в которые он командирован.

 Основываясь на указанных положения закона суд полагает, что при отсутствии командировочного удостоверения с отметками о нахождении *** на производстве в ***, ***, ***, при условии подписания приказа о направлении командировки непосредственно самим генеральным директором, равно как и табеля рабочего времени, обстоятельства нахождения генерального директора в командировке в период с *** заявителем не доказаны.

 Кроме того, суд отмечает, что в соответствии с Уставом открытого акционерного общества «Золотодобывающее предприятие «Коболдо», утвержденным Общим собранием акционеров (протокол от ***) генеральный директор Общества является единоличным исполнительным органом Общества и осуществляет руководство текущей деятельностью Общества. Генеральный директор Общества избирается Советом директоров Общества на 2 (два) года. Полномочия единоличного исполнительного органа Общества могут быть переданы управляющей организации или управляющему. К компетенции Генерального директора Общества относятся все вопросы руководства текущей деятельность Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров Общества и Совета директоров Общества. Генеральный директор Общества без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет интересы, совершает сделки от имени Общества, организует ведение в Обществе бухгалтерского учета, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества.

 Указанными положениями на генерального директора Общества возложена обязанность по организации текущей деятельности, в том числе и в период его временного отсутствие. Указанное означает, что, отбывая в командировку на достаточно длительное время - 14 дней, генеральный директор обязан организовать соответствующую работу в его отсутствие путем наделения соответствующими полномочиями иных лиц. При этом, организация текущей работы должна осуществляться, не только в отношении вопросов не разрешенных ко времени отбытия, но и в отношении вопросов, возникающих в период отсутствия генерального директора. Отказ генерального директора от наделения соответствующими полномочиями в период его временного отсутствия иных лиц, расценивается судом как ненадлежащая организация текущей деятельности, что не может свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока на обжалование предписание.

 Механизм реализации государственного контроля за соблюдением работодателями действующего законодательства в сфере труда закреплен в соответствующих положениях закона и состоит в возможности государственного органа выдавать обязательные к исполнению работодателем предписания. В свою очередь работодатель наделяется соответствующими правами по оспариванию данного предписания в 10 дневный срок. По истечению указанного срока предписание государственного органа является обязательным к исполнению, чем обеспечивается эффективность государственного контроля. Приведенные заявителем обстоятельства не могут являться причиной для восстановления соответствующего пропущенного процессуального срока, поскольку своевременность устранения несоответствий законодательству, а соответственно и сама эффективность государственного контроля не могут быть поставлены в зависимость от внутренняя неурегулированности на предприятии организационных вопросов, в том числе и юридического характера. Таким образом, каких - либо доказательств пропуска процессуального срока по причинам, независящим от воли работодателя, суд не представлено.

 Поскольку работодателем пропущен процессуальный срок для оспаривания предписания государственного инспектора труда, оснований для его восстановления не выявлено, суд приходит к выводу о необходимости отказа ОАО «Золотодобывающее предприятие «Коболдо» в удовлетворении заявленных требований об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Амурской области *** от ***.

 Несмотря на сделанный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском предусмотренного законом срока, суд полагает необходимым отметить, непосредственно пункты 1 - 19 предписания оспаривались заявителем по причине того, что инспектору не предоставлялись все необходимые для проверки документы.

 Между тем, в соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

 нарушены права и свободы гражданина;

 созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

 на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 Из представленного акта о проведении проверки усматривается, что в хорде проверки были исследованы приказы о приеме и увольнении АВ, АС, трудовые договоры с указанными лицами, книга учета движения трудовых книжек, табеля учета рабочего времени, правила внутреннего трудового распорядка. В ходе проверки, выявлены нарушения положений закона, которые нашли свое отражение в вынесенном предписании. Каких - либо доказательств отсутствия соответствующих нарушений, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, заявителем не представлено. При этом, суд отмечает, что обнаружение нарушений требований действующего законодательства в отношении АВ и АС являлось достаточным основанием для включение в предписание пунктов обязательных к исполнению в отношении всех работников предприятия.

 Более того, суд обращает, что пункты 1 - 19 предписания по существу налагают на работодателя обязанность по соблюдению действующего законодательства. Такая обязанность у работодателя имеется независимо от вынесенного предписания, в связи с чем, оснований полагать, что пункты 1 - 19 предписания не соответствуют закону, нарушают каким - либо образом права работодателя у суда не имеется.

 Пункты 20 - 24 предписания оспариваются работодателем по основания фактического выполнения инспектором не свойственной ему функции по рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров, в том числе за пределами срока, установленного ст. 392 ТК ФР.

 В соответствии со ст. 354 ТК РФ федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

 Полномочия государственной инспекции труда установлены ст. 356 ТК РФ и включают в себя осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализу обстоятельств и причин выявленных нарушений, принятию мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан и т.д.

 Права государственных инспекторов труда закреплены статьей 357 ТК РФ, в силу которой государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранений нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

 По смыслу вышеуказанной правовой нормы при проведении проверок государственный инспектор выдает обязательное для исполнении работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении иди изменении индивидуальных условий труда, в том числе, касающихся оплаты труда) рассматриваются в рамках статей 381-397 Трудового кодекса РФ комиссиями по трудовым спорам или судами. По этой причине, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет нарушения, а не решает правовые споры, поскольку не может подменять собой судебные органы.

 Между тем, в ходе судебного заседания допущенные работодателем нарушения закона, нашедшие свое отражение в п.п. 20 - 24 предписания были подтверждены достаточными и достоверными доказательствами. Более того, каких - либо возражений, касающихся существа данных нарушений, направленных на оспаривание непосредственно выводов государственного инспектора не высказано, доказательств, опровергающих данные пункты не представлено. Таким образом, работодателем не оспаривается факт трудовых отношений, не оспариваются обстоятельства исполнения соответствующих трудовых обязанностей сверхурочно, в праздничные дни, не оспариваются обстоятельства несвоевременной выплаты надбавки за стаж, обстоятельства задержки выдачи трудовой книжки, равно как не оспариваются обстоятельства наличия у работодателя обязанности произвести все перечисленные действия, что в своей совокупности свидетельствует об отсутствии между сторонами неурегулированного разногласия по вопросу применения трудового законодательства, то есть индивидуального трудового спора. В этой связи, суд приходит к выводу о наличии очевидных нарушений со стороны работодателя прав работника, а соответственно наличие у государственного инспектора труда права на вынесение обязательного к исполнению предписания. Поскольку индивидуального трудового спора как такового не имеется, положения ст. 392 ТК РФ в данном случае применению не подлежат.

 Помимо этого, заявитель оспаривает законность всего предписания в целом как основанного на результатах проверки, проведено с нарушение ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 В качестве одного из нарушений заявителем указывается на обстоятельства отсутствия заблаговременного извещения директора организации о проведении проверки. Рассматривая данные доводы заявителя, суд полагает необходимым указать, что действительно в соответствии с ч.16 ст. 10 ФЗ *** о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

 Между тем, следует отметить, что в силу п. 12 ч.4 ст. 1 того же закона особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора): федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

 В соответствии со ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации. Предметом проверки является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан. Основанием для проведения внеплановой проверки является: поступление в федеральную инспекцию труда: обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников; обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

 При этом, положения этой же нормы прямо указывают на недопустимость предварительного извещения работодателя в случае проведения проверки по указанным основаниям.

 Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

 Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

 Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

 Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции Российской Федерации).

 Часть 1 ст. 12 Конвенции *** года об инспекции труда, ратифицированной в Российской Федерации Федеральным законом от *** *** гласит инспектора труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право:

 a) беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции;

 b) входить в дневное время во все здания, которые они имеют достаточные основания считать подпадающими под контроль инспекции;

 c) осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются, и в частности:

 i) наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы работодателю или персоналу предприятия по всем областям, относящимся к применению законодательных положений;

 ii) требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законодательством по вопросам условий труда, с целью проверки их соответствия законодательным положениям и снятия с них копии или выписки отдельных мест;

 iii) требовать вывешивания объявлений, как это предусмотрено законодательными положениями;

 iv) изымать или брать с собой для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, при условии уведомления работодателя или его представителя о том, что материалы или вещества были изъяты и унесены с этой целью.

 В случае инспекционного посещения инспектор уведомляет о своем присутствии работодателя или его представителя, если только он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

 Таким образом, как положения Трудового кодекса Федерации, так и положения 12 Конвенции *** года об инспекции труда, ратифицированной в Российской Федерации Федеральным законом от *** ***, наделяют инспектора труда на проведение проверки без предварительного уведомления работодателя. Принимая во внимание, что ФЗ «О защите прав индивидуальных предпринимателей» применяется субсидиарно к специальным законам, регулирующим трудовые отношения, суд приходит к выводу, что каких - либо нарушений инспектором труда в данном случае не допущено.

 В соответствии с п.2 ч.1 ст. 15 ФЗ «О защите прав индивидуальных предпринимателей» *** от *** при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:

 осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона;

 Согласно п.1 ч.1 ст. 21 ФЗ «О защите прав индивидуальных предпринимателей» *** от *** руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право: непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

 В ходе судебного заседания установлено, что соответствующая проверка проводилась непосредственно в офисе работодателя в рабочее время, то есть по месту нахождения рабочего места генерального директора. Проверка проводилась в присутствии работников указанного предприятия, которые по поручению генерального директора выдали соответствующие документы. Каких - либо доказательств свидетельствующих о невозможности прибытия генерального директора для участия при проведении проверки не представлено. В этой связи, каких - либо нарушений прав директора на участие при проведении проверки не представлено.

 Согласно п.3 ст. 21 ФЗ «О защите прав индивидуальных предпринимателей» *** от *** руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

 знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

 Согласно ч.1 ст. 16 ФЗ «О защите прав индивидуальных предпринимателей» *** - ФЗ от *** по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

 Из материалов дела усматривается, что проверка проводилась в период с *** по ***, непосредственно после ее завершения был составлен акт, который направлен по почте на имя генерального директора ОАО «Золотодобывающая компания «Коболдо» и получен компанией ***. Каких - либо нарушений прав генерального директора на ознакомление с результатами проверки не усматривается.

 В соответствии сч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 Таким образом, в данном случае основанием для отказа удовлетворении заявленных требования послужили как обстоятельства отсутствия нарушения действующего законодательства в действиях инспектора труда, равно как и нарушений прав заявителя, так и пропуск заявителем соответствующего срока на оспаривание предписания.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ, суд,

 р е ш и л :

 ОАО «Золотодобывающее предприятие «Коболдо» в удовлетворении заявления об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Амурской области *** от ***, восстановлении срока для обращения в суд с заявлением отказать.

 Решение может быть обжаловано в Амурском областном суде в апелляционной порядке в течение 1 месяца, через Благовещенский городской суд, начиная с ***.

 Судья                                                                        Н.Н. Матюханова