ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2001/2022 от 25.07.2022 Старооскольского городского суда (Белгородская область)

31RS0020-01-2022-002957-62Дело №2-2001/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2022 годаг. Старый Оскол

Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьиЗайцевой Ю.М.,

при секретаре судебного заседанияДерусовой И.А.,

с участием представителя истца-ответчика – департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (далее – Департамент) Галкиной Е.В. (доверенность от 08.11.2021 сроком на один год), представителя ответчиков-истцов Пясецкого К.С. (доверенность от 05.09.2019 сроком на три года),

в отсутствие ответчиков-истцов Матусевичус М.А., Горишняковой К.В., извещенных о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области к Матусевичус Майе Анатольевне, Горишняковой Карине Викторовне о возложении обязанности освободить земельный участок, по встречному иску Матусевичус Майи Анатольевны, индивидуального предпринимателя Горишняковой Карины Викторовны к департаменту имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности подготовить проект договора аренды земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области обратился в суд с настоящим иском, просил обязать Матусевичус М.А., Горишнякову К.В. освободить земельный участок с кадастровым номером , площадью 12259,0 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу: в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований сослался на то, что решением Департамента от 11.02.2020 истцам-ответчикам отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду.

Матусевичус М.А., индивидуальный предприниматель Горишнякова К.В. обратились в суд со встречным иском, просили признать незаконным и отменить решение департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области об отказе в предоставлении им в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером , площадью 12259,0 кв.м., вид разрешенного использования – туристическое обслуживание, расположенного по адресу: , выраженное в письме от 11.04.2022 ; обязать административного ответчика подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером , сроком на 49 лет, площадью 12259,0 кв.м., вид разрешенного использования – туристическое обслуживание, расположенного по адресу: и направить его истцам для подписания.

В обоснование требований сослались на то, что в соответствии с п.п.9 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации им должен быть предоставлен в аренду без торгов сроком на 49 лет спорный земельный участок, поскольку на нем расположены объекты недвижимости, находящиеся в их долевой собственности.

В судебном заседании представитель истца-ответчика - департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Галкина Е.В. иск поддержала, встречный иск не признала.

Пояснила, что ответчики-истцы используют земельный участок не в соответствии с его целевым назначением.

Представитель ответчиков-истцов Пясецкий К.С. иск не признал, встречный иск поддержал.

В соответствии со ст.150 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие истцов-ответчиков Матусевичус М.А., индивидуального предпринимателя Горишняковой К.В., извещенных о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.

Исследовав обстоятельства по представленным лицами, участвующими в деле, доказательствам, суд признает иск Департамента не подлежащим удовлетворению, встречный иск - обоснованным в части.

В силу п.п.3 п.1 ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст.39.2 ЗК РФ).

Собственники зданий, сооружений могут получить публичный земельный участок в аренду на срок до 49 лет (пп. 17 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ).

Пунктом 15 ст.39.8 ЗК РФ предусмотрено, что арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Согласно п.1 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. В частности, подпункт 9 пункта 2 ст. 39.6 ЗК РФ предусматривает, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

В силу п.1 и п.2 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении указанных в пунктах 1 - 4 настоящей статьи правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить договор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок (п.8 сь.39.20 ЗК РФ).

Согласно договору долгосрочной аренды земельного участка от 05.12.2012 , акту приема-передачи от 05.12.2012, во исполнение постановления главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 05.12.2012 Муниципальное образование Старооскольский городской округ Белгородской области, от имени которого действовал департамент имущественных и земельных отношений (арендодатель) предоставил, а ООО «Бурмашснаб» (арендатор) принял земельный участок с кадастровым номером , площадью 12259,0 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, по адресу: , для строительства зоны отдыха с аттракционами, на срок с 04.09.2012 по 04.09.2015.

15.02.2014 между ООО «Бурмашснаб», с одной стороны (правообладатель), и Горишняковой К.В., Матусевичус М.А., с другой стороны (правоприобретатели), был заключен договор, согласно которому, в соответствии с пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, правообладатель передал правоприобретателям все права и обязанности арендатора по договору долгосрочной аренды земельного участка от 05.12.2012 №, заключенному между муниципальным образованием Старооскольский городской округ Белгородской области и правообладателем в отношении земельного участка с кадастровым номером , предоставленного для строительства зоны отдыха с аттракционами, из категории земель – земли населенных пунктов, площадью 12259,0 кв.м., расположенного по адресу: . Факт передачи земельного участка подтверждается актом приема-передачи от 05.12.2012.

В соответствии с письмом от 10.02.2014 , Департамент не возражал против передачи прав и обязанностей арендатора по договору долгосрочной аренды земельного участка от 05.12.2012 № в пределах срока аренды, установленного указанным договором, к Горишняковой К.А. и Матусевичус М.А.

18.08.2015 Горишнякова К.В. и Матусевичус М.А. обратились с заявлением на имя главы администрации Старооскольского городского округа с просьбой продлить договор аренды земельного участка с кадастровым номером для завершения строительства объектов оздоровительного комплекса.

20.08.2015 истцам-ответчикам администрацией Старооскольского городского округа Белгородской области выдано разрешение на строительство на спорном земельном участке нежилого здания – гостиницы, срок действия разрешения установлен до 20.12.2016.

Как следует из ответа на запрос управления архитектуры и градостроительства администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 30.09.2019 , срок действия разрешения на строительство от 20.08.2015, не продлевался, за период с 20.12.2016 по 30.09.2019 в реестрах выданных разрешений сведения, указывающие на выдачу разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства нежилое здание – гостиница, расположенного на земельном участке по адресу: отсутствуют.

Согласно договору долгосрочной аренды земельного участка от 08.10.2015 , акту приема-передачи от 08.10.2015, во исполнение постановления администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 08.10.2015 № Муниципальное образование Старооскольский городской округ Белгородской области, от имени которого действовал департамент имущественных и земельных отношений (арендодатель) предоставил, а Горишнякова К.В. и Матусевичус М.А. (арендаторы) приняли земельный участок с кадастровым номером , площадью 12259,0 кв.м., вид разрешенного использования – для строительства зоны отдыха с аттракционами, категории земель – земли населенных пунктов, по адресу: , для завершения строительства на срок с 05.09.2015 по 05.09.2018 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 30.09.2019).

На основании заявления административных истцов от 14.03.2017 постановлением администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 20.03.2017 изменен вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка с «для строительства зоны отдыха с аттракционами» на «туристическое обслуживание (оздоровительный комплекс)».

20.03.2017, 13.04.2017 сторонами заключались дополнительные соглашения к договору аренды земельных участков № от 08.10.2015, в соответствии с которыми, изменялся размер арендной платы за землю.

Решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 04.10.2019 административный иск Матусевичус М.А., индивидуального предпринимателя Горишняковой К.В. к департаменту имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности подготовить проект договора аренды земельного участка, удовлетворен в части.

Признано не соответствующим нормативным правовым актам, нарушающим права и законные интересы Матусевичус М.А., индивидуального предпринимателя Горишняковой К.В. и отменено решение департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области об отказе в предоставлении им в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером , площадью 12259,0 кв.м., вид разрешенного использования – туристическое обслуживание, расположенного по адресу: , выраженное в письме от 07.06.2019 .

На департамент имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области возложена обязанность в срок не более 30 дней повторно рассмотреть обращение Матусевичус М.А., индивидуального предпринимателя Горишняковой К.В. о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером , площадью 12259,0 кв.м., вид разрешенного использования – туристическое обслуживание, расположенного по адресу: .

Апелляционным определением Белгородского областного суда от 16.01.2020 вышеуказанное судебное решение оставлено без изменения.

В письме от 11.02.2020 Департамент вновь отказал Матусевичус М.А., Горишняковой К.В. в предоставлении муниципальной услуги, связанной с предоставлением в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером площадью 12259,0 кв.м., вид разрешенного использования – туристическое обслуживание (оздоровительный комплекс), расположенного по адресу: , без проведения торгов.

Согласно акту обследования земельного участка от 16.06.2020, составленного главным специалистом-муниципальным инспектором отдела муниципального земельного контроля управления земельными ресурсами Департамента, на земельном участке с кадастровым номером площадью 12259,0 кв.м., вид разрешенного использования – туристическое обслуживание (оздоровительный комплекс), категории земель – земли населенных пунктов, по адресу: расположены следующие объекты недвижимости:

- объект незавершенного строительства с расположенными бетонными блоками и плитами перекрытия на прилегающей территории;

- четыре нестационарных объекта (торговые киоски);

- объект капитального строительства с вывеской «Мы открылись»;

- летние беседки, гороженные по периметру забором из металлических столбов и металлической сетки в количестве 10 штук;

а также стоянка для автотранспорта и пляжная зона.

01.07.2021 Департамент направил в адрес ответчиков-истцов уведомление о намерении прекращения арендных правоотношений в отношении спорного земельного участка по истечению срока действия договора аренды земельного участка с 05.09.2018.

Указанное уведомление получено Горишняковой К.В. 12.07.2021.

В соответствии с актом обследования земельного участка от 20.01.2022, составленного главным специалистом-муниципальным инспектором отдела муниципального земельного контроля управления земельными ресурсами Департамента, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 12259,0 кв.м., вид разрешенного использования – туристическое обслуживание (оздоровительный комплекс), категории земель – земли населенных пунктов, расположен объект незавершенного строительства, хозяйственная постройка, сооружение с вывеской «Летнее кафе», пять беседок, два металлических вагончика. На земельном участке складируются строительные материалы (бетонные плиты, бетонные блоки), произрастают многолетние деревья и кустарники. Часть земельного участка с кадастровым номером с западной стороны огорожена в едином заборе, совместно с земельным участком с кадастровым номером . На обследуемом земельном участке с кадастровым номером имеется частично огороженная территория металлическим забором, доступ не ограничен.

Решениями от 11.02.2020 №42-09-01-10/2044 и от 11.04.2022 Департамент отказал Матусевичус М.А., Горишняковой К.В. в предоставлении муниципальной услуги, связанной с предоставлением в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером площадью 12259,0 кв.м., вид разрешенного использования – туристическое обслуживание (оздоровительный комплекс), расположенного по адресу: , без проведения торгов в связи с несоответствием разрешенного использования земельного участка его фактическому использованию и целям, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены ст. 39.16 ЗК РФ.

Согласно п.4, п.5 ст.39.17 ЗК РФ, рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В обоснование требований о предоставлении в аренду земельного участка сроком на 49 лет административные истцы ссылаются на то, что на нем расположены объекты недвижимости, принадлежащие им на праве общей долевой собственности (п.п.9 п.2 ст.39.6 ЗК РФ).

Согласно выписке из ЕГРН от 12.10.2021, в общей долевой собственности Матусевичус М.А. и Горишняковой К.В. находится нежилое здание – хозяйственный блок для хранения инвентаря с кадастровым номером , расположенный на спорном земельном участке, по ? доли в праве собственности за каждой.

Таким образом, предусмотренные упомянутой нормой права основания для предоставления административным истцам в аренду указанного земельного участка без проведения торгов, в данном случае имеются.

Более того, в силу п.п.8 п.8 ст.39.11 ЗК РФ, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона в случае наличия на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, принадлежащих гражданам или юридическим лицам.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 30.12.2021, на территории земельного участка с кадастровым номером по адресу: , расположены следующие объекты недвижимости: сооружение - торговая площадка с демонтируемыми павильонами – навесами, с кадастровым номером 31:06:0316001:26, площадью застройки 314,1 кв.м. и нежилое здание – туалет и устройство для мытья ног, с кадастровым номером , площадью 25,4 кв.м., право собственности на которые не зарегистрировано.

В силу п.2 ст.223 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В то же время, предусмотренных законом допустимых доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что собственниками или правообладателями вышеуказанных объектов недвижимости являются граждане или юридические лица, административным ответчиком в суд не представлено.

Как ранее установлено решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 04.10.2019, согласно акту приема-передачи от 15.02.2014, в связи с заключением договора о передаче прав и обязанностей арендатора по договору долгосрочной аренды земельного участка от 15.12.2012 ООО «Бурмашснаб» передал, а Горишнякова К.А. и Матусевичус М.А. приняли в собственность расположенные на земельном участке с кадастровым номером , предоставленном для строительства зоны отдыха с аттракционами, из категории земель – земли населенных пунктов, площадью 12259,0 кв.м., расположенного по адресу: , следующие объекты недвижимости: туалет и устройство для мытья ног, площадью 25,4 кв.м., с кадастровым номером , в соответствии с техническим паспортом от 22.04.2008; торговую площадку с демонтируемыми павильонами – навесами, площадью застройки 314,1 кв.м., с кадастровым номером , в соответствии с техническим паспортом от 22.04.2008; площадку под стоянку легковых автомобилей на 75 машиномест, площадью 1140,10 кв.м., с кадастровым номером , в соответствии с техническим паспортом от 22.04.2008.

Тот факт, что административные истцы до настоящего времени не произвели государственную регистрацию своего права собственности на указанные объекты недвижимости, сам по себе не свидетельствует о том, что собственниками этих объектов являются иные лица.

Кроме того, данных о том, что иные юридические или физические лица имеют притязания на вышеуказанные объекты недвижимости, и заключение с административными истцами договора аренды может нарушить их права и законные интересы, в суд не представлено.

В соответствии с техническими паспортами, указанные объекты недвижимости прошли техническую инвентаризацию 22.04.2008, что говорит о том, что еще на момент заключения Департаментом договора аренды с ООО «Бурмашснаб» административному ответчику должно было быть известно о наличии на земельном участке указанных объектов недвижимости. При заключении с административными истцами договора долгосрочной аренды земельного участка от 08.10.2015 вопрос о принадлежности упомянутых объектов недвижимости, Департаментом не поднимался.

Ссылки Департамента в обоснование оспариваемого решения на п.14 ст.39.16 ЗК РФ, предусматривающий, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории, суд считает не обоснованными.

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, содержание вида разрешенного использования земельного участка «туристическое обслуживание» включает в себя размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них; размещение детских лагерей (п.5.2.1 Классификатора).

Как следует из выписки из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) от 10.06.2022 №991, максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка – 30% (в случаях, если вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение объектов капитального строительства).

Ссылки административного ответчика на то, что основанием отказа в предоставлении административным истцам на праве аренды спорного земельного участка, а также основанием для обращения в суд с иском об освобождении ими земельного участка явилось отсутствие сведений об объектах недвижимости, подтверждающих освоение земельного участка в соответствии с описанием вида разрешенного использования «туристическое обслуживание», суд признает неубедительными.

Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.

Отсутствие сведений об объектах недвижимости, подтверждающих освоение земельного участка в соответствии с описанием вида его разрешенного использования в ст.39.16 ЗК РФ в качестве основания для отказа в заключении без проведения торгов договора аренды, не предусмотрено.

Правом, предоставленным п.п.1 п.6.6 договора аренды от 08.10.2015 на досрочное расторжение договора в одностороннем порядке без обращения в суд и без компенсации затрат и убытков арендатора в случае использования участка не по целевому назначению, административный ответчик также не воспользовался.

Земельным кодексом установлено, что не может быть предметом аукциона находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам (подпункт 8 пункта 8 статьи 39.11).

Согласно пункту 4 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.

В силу пункта 1 статьи 271 Гражданского кодекса собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

Приведенные положения направлены на реализацию основополагающего принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).

Из содержания подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса следует, что при прекращении договора аренды публичный собственник земли не может распорядиться объектом незавершенного строительства, созданным в период действия договора аренды, без судебного решения.

Требование уполномоченного на распоряжение земельным участком публичной собственности о продаже объекта незавершенного строительства не подлежит удовлетворению, если собственник этого объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект (пункты 1-3 статьи 239.1 ГК РФ).

Таким образом, возможность изъятия такого объекта закон допускает лишь при определенных обстоятельствах, которые подлежат установлению судом в рамках рассмотрения требований публичного собственника участка, заявленных в порядке статьи 239.1 ГК РФ.

В отсутствие такого судебного акта собственник объекта незавершенного строительства вправе требовать заключения с ним договора аренды для завершения строительства.

Данные права публичного собственника земельного участка и собственника расположенного на нем объекта незавершенного строительства связаны между собой, что следует из анализа пункта 5 статьи 1 и подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ.

Указанное соответствует правовой позиции, сформулированной в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2022 N 19-КАД21-17-К5.

Применительно к рассматриваемому делу, поскольку публичный собственник спорного земельного участка не воспользовался правом на обращение в суд с иском об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды указанного земельного участка, на котором расположен этот объект, как предусмотрено подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса, у ответчиков-истцов имеется право на предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка для завершения строительства этого объекта.

В условиях юридической неопределенности судьбы объекта незавершенного строительства и земельного участка, на котором он расположен, с момента истечения в сентябре 2018 года срока действия заключенного в отношении него договора аренды возникают риски нарушения имущественных прав застройщика, что не согласуется с требованиями поддержания доверия к закону и стабильности гражданских правоотношений.

Вышеуказанная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2022 N 308-ЭС22-3699 по делу N А63-4067/2021.

Как следует из представленных в суд доказательств, в частности, платежного поручения №168 от 27.08.2020, выписок операций по лицевому счету за 2018-2022 годы, ответчики-истцы до настоящего времени оплачивают арендную плату за спорный земельный участок.

Кроме того, по заказу ответчиков-истцов МАУ «Научно-техническое архитектурное бюро» составлена проектная документация (эскизный проект) в связи с намерением расширения базы отдыха.

Как следует из указанного эскизного проекта и объяснений сторон, в пользовании Матусевичус М.А. и Горишняковой К.В., помимо спорного земельного участка, находятся смежные с ним земельные участки, на которых расположена база отдыха «Шоколад». На спорном земельном участке в соответствии с эскизным проектом, планируется возвести кафе-гостиницу, парковку, кафе и беседки.

20.10.2020 ответчики-истцы предоставили указанный эскизный проект для согласования в управление архитектуры и градостроительства администрации Старооскольского городского округа Белгородской области.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для возложения на Горишнякову К.В. и Матусевичус М.А. обязанности освободить земельный участок, напротив, в целях восстановления их нарушенных прав суд полагает необходимым заявленный ими иск удовлетворить в части, признать незаконным и отменить решение департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области об отказе в предоставлении им в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером №42-09-01-10/2694.

При этом, восстановление прав административных истцов возможно лишь путем возложения на Департамент обязанности повторно рассмотреть их заявление о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером , площадью 12259,0 кв.м., вид разрешенного использования – туристическое обслуживание, расположенного по адресу: , поскольку в силу статьи 39.17 ЗК РФ, проверка наличия или отсутствия оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса для предоставления в аренду земельного участка, является прерогативой уполномоченного органа местного самоуправления, суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-299 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области к Матусевичус Майе Анатольевне, Горишняковой Карине Викторовне о возложении обязанности освободить земельный участок, отказать.

Встречный иск Матусевичус Майи Анатольевны, индивидуального предпринимателя Горишняковой Карины Викторовны к департаменту имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности подготовить проект договора аренды земельного участка, удовлетворить в части.

Признать не соответствующим нормативным правовым актам, нарушающим права и законные интересы Матусевичус Майи Анатольевны, индивидуального предпринимателя Горишняковой Карины Викторовны и отменить решение департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области об отказе в предоставлении им в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером , площадью 12259,0 кв.м., вид разрешенного использования – туристическое обслуживание, расположенного по адресу: , от 11 июля 2022 года

Обязать департамент имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области в срок не более 30 дней повторно рассмотреть обращение Матусевичус Майи Анатольевны, индивидуального предпринимателя Горишняковой Карины Викторовны о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером , площадью 12259,0 кв.м., вид разрешенного использования – туристическое обслуживание, расположенного по адресу: .

Обязать департамент имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области сообщить об исполнении решения по административному делу по административному иску Матусевичус Майи Анатольевны, индивидуального предпринимателя Горишняковой Карины Викторовны к департаменту имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности подготовить проект договора аренды земельного участка в суд и лицам, которые являлись административными истцами по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Административный иск Матусевичус Майи Анатольевны, индивидуального предпринимателя Горишняковой Карины Викторовны к департаменту имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности подготовить проект договора аренды земельного участка, в остальной части отклонить.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд.

СудьяЮ.М. Зайцева

Решение в окончательной форме принято 1 августа 2022 года.

Решение12.08.2022