ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2001/21 от 21.05.2021 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Гражданское дело №2-2001/21

УИД 09RS0001-01-2020-003826-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2021 года г.Черкесск

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Ковалевой О.Г., при секретаре судебного заседания – Айчепшеве Т.А.,

с участием: истца ФИО1 и его представителей – ФИО2, ФИО3, представителя ответчика – ФИО4, действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-2001/21 по исковому заявлению ФИО1 к Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики о возложении обязанности по предоставлению в собственность жилого помещения,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики о возложении обязанности по предоставлению в собственность жилого помещения. В обоснование исковых требований указано, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, КЧР, зарегистрирован и проживает в трёхкомнатной квартире, расположенной по адресу: КЧР, <адрес>. Указанная квартира принадлежит на праве собственности его сестре ФИО5, которая зарегистрирована и проживает со своей семьей в этой же квартире. ФИО1 предоставлено право безвозмездного проживания до приобретения им собственного жилья. Согласно военному билету, свидетельству о праве на льготы серии А , выданный Военным комиссариатом <адрес> от 19.07.2002г., ФИО1 является участником боевых действий на территории ДРА в составе в/ч . Соответственно, ФИО1, как участник боевых действий в <адрес> в период 12.1979г. - 12.1989г., награждён медалью «За отвагу» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1982 года, удостоверение ), имеет права и льготы, установленные п.3 ст. ст. 23.2 Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». ФИО1 состоит в очереди на улучшение жилищных условий в соответствии с постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска от 28.05.1986г. , однако жилье ему до сих пор не предоставлено, несмотря на имеющиеся у него льготы. Согласно информации от 20.02.2020г., предоставленной мэрией муниципального образования города Черкесска, порядковый номер в общей очередности по городу Черкесску - 306, в льготной - 2. 12.02.2020г. от Министерства труда и социального развития КЧР в адрес ФИО1 было направлено приглашение на получение субсидии для улучшения жилищных условий за счет федерального бюджета. Размер субсидии составляет 690624,00 руб. ФИО1 отказался от субсидии на приобретение жилья в собственность, так как на данную сумму невозможно приобрести жилье для двух человек, площадь которого в расчете на одного члена семьи не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с ЖК РФ. В силу своего материального положения он не может помимо субсидии к сумме субсидии добавить собственные средства для приобретения жилья, в результате чего его право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета является декларативным должно быть реализовано на практике. Учетная норма площади жилого помещения, установленной в соответствии с ЖК РФ, в результате чего предоставленное ему ФЗ «О ветеранах», совместным Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 17.01.1983 право на внеочередное получение жилья, обеспечение этим жильем за счет средств федерального бюджета, фактически не может быть им реализовано. Между тем, ФИО1 является ветераном боевых действий и согласно Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.01.1983 «О льготах военнослужащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории ДР Афганистан, и их семьям» имеет право на первоочередное обеспечение жилой площадью. В настоящее время ФИО1 является остро нуждающимся в жилом помещении. В семье родственников, которые предоставили ему безвозмездное проживание, намечается увеличение семьи. Таким образом, ФИО1 считает, что ему, как ветерану боевых действий, достигшему 58 летнего возраста пора и улучшить жилищные условия. Ответчиком грубо нарушаются жилищные права ФИО1 Более 33 лет назад ветеран боевых действий ФИО1, награжденный медалью «За отвагу», принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, имеет право на внеочередное предоставление ему в собственность жилого помещения. Утвержден порядок обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005г. ветеранов. Указанный порядок действует и в отношении ФИО1 Главным распорядителем денежных средств является Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики. У ФИО1 и членов его семьи отсутствует какое-либо жилое помещение, как по договору социального найма, так и в собственности. Таким образом, ФИО1 право обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, гарантировано законами и другими нормативными правовыми актами РФ. ФИО1 имеет семью из двух человек: он и дочь. С момента постановки на учет и по настоящее время ФИО1 приходилось менять своё место жительства, то жил у родственников, то на съемной квартире, в настоящее время проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>, предоставленном ФИО1 родственниками. По состоянию на 01.04.2020 г. ФИО1 относится к гражданам, имеющим право на меру социальной поддержки в обеспечении жильем. Как следует из материалов учетного дела, дата постановки ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - 28.05.1986 г., т.е. с момента обращения его по месту работы о постановке в очередь на получение квартиры как участника боевых действий. Просит суд: Возложить на Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики и Мэрию <адрес> обязанность предоставить в собственность однократно, в течение 3 месяцев с момента вступления в силу решения суда, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением в доме капитального типа, отвечающим санитарным и техническим нормам, иным требованиям законодательства, находящееся в границах Черкесского муниципального городского округа КЧР, общей площадью не менее 42 кв.м., как имеющего право на получение жилого помещения в рамках реализации мер социальной поддержки жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов боевых действий в соответствии с пп.3 п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах».

В судебном заседании истец и его представители, поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просят их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика не возражал против требования истца о выделении субсидии, однако не согласился с его размером, представил письменные возражения относительно исковых требований.

В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно иска ФИО7 не явилась, судом надлежащим образом о времени и месте слушания дела извещена.

Согласно статьи 167 ГПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению заявления.

Изучив материалы дела, выслушав представителей истца и представителя ответчика, суд считает, что исковые требования обоснованные и подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

Согласно ст.1 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 №5-ФЗ с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Перечень военных, которым может быть присвоено звание ветерана боевых действий содержится в ФЗ от 1995 года №5-ФЗ. Так, в соответствии с разделом III приложения к Федеральному закону от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся: участники боевых действий в Афганистане: с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года.

В соответствии с п.п.ж п.1 постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.01.1983 №59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" установлено предоставление военнослужащим, уволенным с действительной военной службы право на первоочередное обеспечение жилой площадью.

Как следует из системного толкования пункта 1 и подпункта «ж» вышеуказанного постановления, льгота в виде первоочередного обеспечения жилой площадью предоставлялась военнослужащему с учетом семьи.

Ст.16 (п.1) Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ "О ветеранах» установлены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий. Одним из таких мер п.п.3 ст.16 является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Судом установлено, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, КЧР, зарегистрирован и проживает в трёхкомнатной квартире, расположенной по адресу: КЧР, <адрес>. Указанная квартира принадлежит на праве собственности его сестре ФИО5, которая зарегистрирована и проживает со своей семьей в этой же квартире.

Согласно военному билету, свидетельству о праве на льготы серии А , выданный Военным комиссариатом <адрес> от 19.07.2002г., ФИО1 является участником боевых действий на территории ДРА в составе в/ч . Соответственно, ФИО1, как участник боевых действий в <адрес> в период 12.1979г. - 12.1989г., награждён медалью «За отвагу» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1982 года, удостоверение ), имеет права и льготы, установленные п.3 ст. ст. 23.2 Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

ФИО1 состоит в очереди на улучшение жилищных условий в соответствии с постановлением мэрии муниципального образования <адрес> от 28.05.1986г. , однако жилье ему до сих пор не предоставлено, несмотря на имеющиеся у него льготы.

Согласно информации от 20.02.2020г., предоставленной мэрией муниципального образования <адрес> порядковый номер в общей очередности по городу Черкесску - 306, в льготной - 2.

12.02.2020г. от Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики в адрес ФИО1 было направлено приглашение на получение субсидии для улучшения жилищных условий за счет федерального бюджета, размер субсидии составляет 690624,00 руб.

ФИО1 отказался от субсидии на приобретение жилья в собственность, так как полагает, что на данную сумму невозможно приобрести жилье для двух человек, площадь которого в расчете на одного члена семьи не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с ЖК РФ. В силу своего материального положения, он не может помимо субсидии к сумме субсидии добавить собственные средства для приобретения жилья. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 17.01.1983 ФИО1 имеет право на первоочередное обеспечение жилой площадью, а в соответствии с пп.3 п.1 ст.16 ФЗ РФ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», он, как ветеран боевых действий, нуждающийся в улучшении жилищных условий и вставший на учет до 1 января 2005 года, должен быть обеспечен жильем за счет средств федерального бюджета без привлечения личных или заемных средств, без выполнения обязательств приобретения жилья, площадь которого в расчете на одного члена семьи не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Принятым во исполнение федеральных законов Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которым также предусмотрено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 5 Правил).

При этом для граждан, которые по состоянию на 1 января 2005 г. были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на соответствующий учет, т.е. имели право на данную льготу, предусмотрена гарантия в виде обеспечения жильем за счет федерального бюджета.

Такое правовое регулирование обеспечивает реализацию права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании прежнего законодательства, и выполнение государством ранее взятых им на себя

Ветеранам боевых действий, к коим относится ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий, подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 федерального закона «О ветеранах» в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года №199-ФЗ, гарантировалось первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственных и муниципальных жилых фондов.

Согласно пп. 3 п. 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 23.2 указанного выше закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 1).

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); ветеранов боевых действий; членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий (подпункт 2 пункт 3 статьи 23.2).

Согласно Порядку предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года №155 "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" данный порядок устанавливает правила обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет для улучшения жилищных условий, категории которых предусмотрены федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в форме социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

Правом на получение социальных выплат обладают ветераны боевых действий, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года (пункт 4 Правил).

Представитель Министерства труда и социального развития КЧР в письменном отзыве иск не признал. Указал, что в рамках исполнения переданных Российской Федерацией полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей и вставших на учет до 01.01.2005г. в КЧР, форма улучшения жилищных условий установлена в виде субсидии на приобретение жилья.

ЖК РФ в ст.50 в отличие от ЖК РСФСР более конкретизирует нормы площади жилого помещения.

Социальная норма площади жилого помещения (далее - социальная норма) является нормативом, исходя из которого осуществляется предоставление жилого помещения по договору социального найма, а также субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Социальная норма устанавливается законом субъекта Российской Федерации в размере не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, и других факторов.

Ранее указанная норма была введена Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г. N 4218-1, с принятием которого в оборот вошло понятие социальной нормы площади жилья. Под социальной нормой площади жилья понимается размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг (ст.1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"). Социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов. Пределы социальной нормы площади жилья ограничены Постановлением Правительства Российской Федерации "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья" от 3 августа 1996г. №937 и составляют: 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 кв.м. общей площади на семью из двух человек; 33 кв.м. общей площади на одного человека. Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья для субъектов Российской Федерации носит рекомендательный характер, поскольку жилищное законодательство, как уже было отмечено ранее, отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Ветераны могут претендовать на нормы жилья 18 кв.м. на одного человека, выплату безвозмездной субсидии на приобретение квартиры или строительства частного жилья по стоимости 1 кв.м. в соответствии с показателями средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2021 года.

Государственная финансовая помощь для ветеранов ВОВ или их вдов положена в полном объеме согласно рыночной цене недвижимости. Приоритетным вариантом является предоставление квартиры. Орган местного самоуправления сформированные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ежегодно предоставляет в Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики.

ФИО1, как участник боевых действий в Республике Афганистан, награжден медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» 15.05.1988г. медалью «За отвагу». Медаль "За отвагу" является одной из первых учрежденных и высшей военной медалью в наградной системе Советского Союза. Медаль вручается исключительно за личные подвиги. В Положении о медали говорится: «...учреждена для награждения за личное мужество и отвагу, проявленные при защите социалистического Отечества и исполнении воинского долга». Одним из важных аспектов максимального улучшения условия жизни военнослужащих, награждённых медалью «За отвагу» является помощь в приобретении собственного жилья. Граждане, которые имеют медаль «За Отвагу» могут получить приоритет в социальной очереди в жилищной программе. Такая льгота не предоставляется на прямую, но органы власти рассматривают в первую очередь те кандидатуры, которые участвовали в боевых действиях и отличились там.

Согласно Положению о Министерстве труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики далее - Министерство), утвержденный Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 11.12.2017 №242 организация работы по предоставлению выплат: субсидий на строительство или приобретение жилого помещения в собственность некоторым категориям ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" является полномочиями Министерства Министерстве труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики.

Конституционный Суд РФ не принял жалобу гражданин ФИО8, имеющий статус ветерана боевых действий, к рассмотрению, указал, в частности, следующее: «В рамках реформирования системы соцзащиты ветеранов была исключена льгота в виде первоочередного бесплатного предоставления жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов. При этом для граждан, которые по состоянию на 1 января 2005 г. были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на соответствующий учет, т. е. имели право на данную льготу, предусмотрена гарантия в виде обеспечения жильем за счет федерального бюджета».

Согласно подп.3 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФХ «О ветеранах», ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п.3.2 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ, по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Как указал истец, в состав его семьи входит дочь ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается свидетельством о рождении. Однако, дочь совместно с истцом не проживает, является совершеннолетней, обучается по очной форме в институте <адрес>, по приезду проживает с матерью в <адрес>.

ФИО1 не имеет в собственности жилое помещение, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.11.2011г., от 01.02.2012г. сведений о наличии в их собственности объектов недвижимости.

Совокупность изложенного является основанием для удовлетворения исковых требований и возложения на Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики обязанности предоставить субсидию за счет средств Федерального бюджета с целью приобретения благоустроенного жилого помещения

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определения от 15 февраля 2005 года №17-0 и от 5 марта 2009 № 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан (социально незащищенных - прежде всего).

Статья 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Федеральным законодательством прописано именно обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только за счет субсидии, без привлечения личных или заемных средств, без выполнения обязательств приобретения жилья, площадь которого в расчете на одного члена семьи не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Порядок позволяет им добавить к субсидии личные или заемные средства и купить более качественное или большее по размеру жилье. Возможность помимо субсидии использовать на покупку жилья личные или заемные средства не ущемляет права получателей субсидии, а позволяет реализовать предоставленное право с учетом их потребностей и возможностей.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Во исполнение Закона Правительством Карачаево-Черкесской Республики принято постановление от 24.02.2010 №33 «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», в соответствии с которым Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти республики по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Формой предоставления данной льготы является выдача субсидии на приобретение жилья в собственность.

В соответствии с частью 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Однако ответчик, Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики не располагает жилищным фондом для выделения жилого помещения по договору социального найма, ранее какие-либо договоры социального найма Министерством не заключались, так как предоставление жилья по договору социального найма не входило и не входит в полномочия Министерства.

Учитывая изложенное, установив в ходе судебного разбирательства, что истец признан в установленном порядке нуждающимся в жилье, относится к категории лиц, однако, до настоящего времени, отдельным жилым помещением не обеспечен, средств на приобретение жилья не получил, суд пришел к выводу, что требование ФИО1 подлежит удовлетворению в части выделения субсидии на приобретение жилья из расчета 18 кв.м. общей площади жилого помещения в соответствии с показателями средней рыночной стоимости одного квадратного метра в Карачаево-Черкесской Республики.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 к Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики о возложении обязанности по предоставлению в собственность жилого помещения, удовлетворить в части.

Обязать Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики произвести ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выплату социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий из расчета 18 кв. метров общей площади жилого помещения.

В остальной части исковых требований ФИО1 к Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской путем подачи апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 28 мая 2021 года.

Судья Черкесского городского суда О.Г. Ковалева