ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2002/21 от 01.10.2021 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Гражданское дело № 2-2002/21

УИД: 09RS0001-01-2021-002192-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 октября 2021 года г.Черкесск

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Абайхановой З.И.,

при секретаре судебного заседания Каракетовой Д.М.,

с участием истца ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО11, ФИО12 и ФИО12, до перерыва объявленного в судебном заседании 01.10.2021г.,

представителя ответчика Управления по физической культуре и спорту и молодежной политике мэрии муниципального образования г. Черкесска – ФИО13,

представителя ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики – ФИО14,

представителя ответчика Мэрии муниципального образования г.Черкесска – ФИО15, до перерыва объявленного в судебном заседании 01.10.2021г.

представителя третьего лица КЧРКП «Дирекция капитального строительства» - ФИО16,

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 и ФИО2 к Мэрии муниципального образования г.Черкесска, Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР и Управлению по физической культуре и спорту и молодежной политике мэрии муниципального образования города Черкесска об обязании включить семью в список молодых семей-претендентов на получение выплаты в 2021 году,

установил:

ФИО5, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 и ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование указала, что она, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. вместе с ее детьми: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются участниками муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей города Черкесска» (далее - Программа) с 24.07.2013г. Брак между ею и ФИО8 расторгнут 2 апреля 2013 г., с тех пор она самостоятельно занимается воспитанием и содержанием детей. На основании постановления мэрии муниципального образования города Черкесска от 21 января 2021 года № 17 ее семья исключена из состава участников Программы на основании п. 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Карачаево- Черкесской Республики от 31.01.2019 N 34 "О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики» (далее- Правила) в связи с достижением ею возраста 35 лет. Истец ссылается на то, что указанный пункт Правил не регламентирует порядок исключения молодых семей-претендентов на получение социальных выплат из состава участников Программы. Исходя из изложенного представляется возможным сделать вывод об ошибочном толковании Мэрией муниципального образования города Черкесска указанной нормы права. Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, как следует из постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2007 года N 4-П и от 15 декабря 2011 года N 28-П, имеет особую значимость, а следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации, направленной в том числе на повышение рождаемости как важной составляющей сохранения и развития многонационального народа России, и позволяющую создавать условия для реализации гражданами их прав и обязанностей в сфере семейных отношений, включая оказание помощи молодым семьям в решении жилищной проблемы, а семьям, имеющим детей, - предоставление дополнительных мер государственной поддержки. Согласно п. 2.2. Постановления Конституционного Суда РФ от 8 июля 2014 года N 21-П: «Возлагая на Российскую Федерацию обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, Конституция Российской Федерации не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой в этой сфере тем или иным категориям граждан, что дает федеральному законодателю достаточно широкую свободу усмотрения при выборе мер социальной поддержки, установлении критериев их дифференциации и условий предоставления (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года N 17-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2014 года N 236-0). Вместе с тем данная конституционная обязанность предполагает принятие всех необходимых законодательных, административных и других мер, которые направлены на поддержку родителей при реализации ими своих родительских прав и обязанностей, на создание условий, обеспечивающих детям достойную жизнь и свободное развитие, а также закрепляют обязанность государства создавать с учетом его финансовых и экономических возможностей правовой механизм реализации их прав, в частности права на жилище.» Исходя из позиции высших судов, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 июля 2014 года N 21-П: Основополагающими конституционным критериями оценки нормативного правового регулирования в данной сфере общественных отношений является обеспечения баланса публичных и частных интересов, не нарушая принципы справедливости и равенства. Нормативно-правовым актом органа местного самоуправления, регламентирующим порядок предоставления молодым семьям социальной выплаты для приобретения жилья в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Черкесске» является Постановление Мэрии муниципального образования города Черкесска от 04.06.2020 г. №181 (далее-Постановление Мэрии. В постановлении Мэрии Приложением № 1 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение строительство) жилья и их использования (далее - Правила). Истец, ссылаясь на п.п. 6, 22, 24, 25, 27 вышеуказанных Правил указывает, что на момент формирования списков 1 июня и 1 сентября 2020 года ее семья уже была многодетной, ей было не больше 35 лет и согласно п. 25 правил должна была в первую очередь попасть в список молодых семей - участников программы. Согласно письму мэрии муниципального бразования города Черкесска от 15.03.2021 № 870 после приобретения статуса многодетной семьи, имеющей трех и более детей 20 марта 2020 года она была под номером 22 в списке молодых семей - участников программы. С целью создания условий для достойного проживания ее детей истцом приобретено жилье на вторичном рынке с использованием заемных средств - ипотечного кредитования сроком на 20 лет. Истцу сложно нести ипотечные обязательства в связи с тем, что в настоящее время несовершеннолетние дети, в том числе один из которых является инвалидом детства, находятся на ее полном иждивении, и она самостоятельно их воспитывает. Указанная выплата для нее и ее семьи имеет существенное значение. Истец считает неправомерным действия Мэрии муниципального образования города Черкесска, выразившихся в исключении ее семьи из состава семей- претендентов на получение социальной выплаты вопреки п. 22, 24, 25, 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением мэрии муниципального образования от 04.06.2020 г. №181. А так же ошибочного применения Мэрией муниципального образования города Черкесска Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 N 34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики» при исключении ее семьи из списка семей-претендентов на получение социальной выплаты. На основании изложенного истец с учетом заявления в порядке статьи 39 ГПК РФ просит суд: Обязать мэрию муниципального образования города Черкесска включить семью в составе 4 человек в лице ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в список молодых семей-претендентов на получение выплаты в 2021 году и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты в установленном законом порядке; Обязать Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики произвести социальную выплату на приобретение жилья.

24.09.2021 года истец отказалась в части исковых требований к Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в установленном законом порядке и просила прекратить производство по делу в данной части, последствия прекращения ей понятны.

В ходе рассмотрения дела протокольно судом привлечено Управление по физической культуре, спорту и молодежной политике мэрии муниципального образования г. Черкесска в качестве соответчика, КЧРКП «Дирекция капитального строительства» привлечено в качестве третьего лица, Орган опеки и попечительства мэрии МО г. Черкесска привлечен в качестве третьего лица, ФИО1, ФИО2 и ФИО2 в интересах, которых действует истец привлечены в качестве третьих лиц заявляющих самостоятельные требования и Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики привлечено в качестве соответчика.

В судебном заседании истец ФИО5 действующая, в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 и ФИО2, до перерыва объявленного в судебном заседании 01.10.2021г. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить. Перерыв в судебном заседании 01.10.2021 года был объявлен, после рассмотрения дела по существу на стадии прений до 06.10.2021 в 11 часов 30 минут, по ходатайству истца об ознакомлении с материалами дела. 04.10.2021 года от истца в приемную суда поступило ходатайство об отложении судебного заседания назначенного на 06.10.2021 года, в котором указано, в связи с тем, что материалы дела ей были выданы 04.10.2021 года, в виду чего ей не представляется возможным подготовиться к следующему судебному заседанию. Между тем, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. В силу ст. 35 ГПК РФ, каждая сторона должна добросовестно пользоваться своими процессуальными правами. В соответствии со ст. 10 ГК РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. При таких обстоятельствах, с учетом мнения лиц присутствующих в судебном заседании полагавших, что истцом не предоставлено доказательств уважительности причин неявки, суд отклонил ходатайство, при этом посчитал, что у истца было достаточно времени ознакомится с материалами дела. При этом, суд также принимает во внимание положения части 3 статьи 6.1 ГПК РФ ист.154 ГПК РФ, пункт 1 статьи 1 Федерального закона от30 апреля 2010года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

Представитель ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики ФИО9 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на доводы письменных возражений.

Представитель ответчика Управления по физической культуре, спорту и молодежной политике мэрии муниципального образования г. Черкесска - ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика Мэрии муниципального образования г.Черкесска – ФИО10, до перерыва объявленного в судебном заседании 01.10.2021г. возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на доводы письменных возражений.

Представитель третьего лица КЧРКП «Дирекция капитального строительства» - ФИО7 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Как установлено судом ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. вместе с ее детьми: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. были участниками муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей города Черкесска» (далее - Программа) с 24.06.2013 г., что подтверждается материалами учетного дела.

Из уведомления от 25.01.2021 года видно, что на основании постановления мэрии муниципального образования города Черкесска от 21 января 2021 года № 17 семья истца исключена из состава участников Программы на основании п. 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Карачаево- Черкесской Республики от 31.01.2019 N 34, согласно которому в случае если на момент формирования списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей участников Программы.

Истец ФИО5 19.10.2020 года достигла возраста 36 лет.

Между тем, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждены Особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». До принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 пунктом 1 утверждалась федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, в составе которой предусматривалась подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей". С 01 января 2018 года мероприятия федеральной целевой программы "Жилище" интегрируются в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (Общие положения Особенностей реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050).

Приложением N 1 к Особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила).

Как следует из п. 6 Правил участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям, в том числе возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Такое регулирование, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27 мая 2010 года № 738 – О - О и от 15 января 2015 года № 3-О).

Орган местного самоуправления до 01 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 24 Правил).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы (п. 26).

После доведения ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятия ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по форме, установленной ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.

В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 27).

Действовавшая до 01 апреля 2019 года государственная программа «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 364, предусматривала Подпрограмму 2 «Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2020 годы», имела своей целью поддержку молодых семей в решении жилищных проблем путем оказания им содействия в обеспечении жильем. Подпрограмма 2 была направлена на государственную поддержку решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, путем предоставления молодым семьям - участникам Подпрограммы 2 социальных выплат на приобретение жилья эконом-класса или строительство индивидуального жилого дома эконом-класса, создания условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты. Для решения поставленной цели в рамках реализации Подпрограммы 2 под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимались молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также другие молодые семьи, имеющие доходы, достаточные для получения жилищного кредита или займа, в том числе ипотечного жилищного кредита, на рыночных условиях и признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Молодые семьи - участники Подпрограммы 2 могли обратиться в уполномоченную организацию для оказания услуг по приобретению жилого помещения (жилых помещений) эконом-класса на первичном рынке жилья. Основными принципами реализации Подпрограммы 2 являлись: добровольность участия молодых семей; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; возможность для молодых семей реализовать свое право на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий в рамках программы только один раз. Молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны были обеспечиваться жильем за счет личных или заемных средств, с привлечением средств федерального (по согласованию), республиканского и (или) местного бюджетов (по согласованию). Организационные мероприятия на региональном уровне предусматривали ежегодное формирование списков молодых семей - участников Подпрограммы 2.

В настоящее время Постановлением Правительства КЧР № 34 от 31.01.2019 года утверждена государственная программа «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики», в которой были сохранены цели и основные принципы подпрограммы по улучшению жилищных условий.

В соответствии с указанной государственной программой мэрии МО г. Черкесска была утверждена муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Черкесске», приложением к которой являются «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050 (ред. от 31.12.2020г.).

Как следует из Правил, право молодой семьи - участницы программы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом — свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, которое не является ценной бумагой. Выдача свидетельства, на основании решения о включении молодой семьи в список участников программы осуществляется уполномоченным органом - Управлением по физической культуре и спорту мэрии муниципального образования г. Черкесска в соответствии с выпиской из утвержденного Министерством туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Уполномоченный орган до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и предоставляет эти списки в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики, утвержденные мэрией муниципального образования г. Черкесска. Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на основании списков молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от мэрии муниципального образования г. Черкесска, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий программы из республиканского бюджета на соответствующий год, при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

После утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету Карачаево-Черкесской Республики на планируемый (текущий) год, и доведения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации этих сведений до Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики, на основании сводного списка молодых семей - участников программы, изъявивших получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Карачаево-Черкесской Республики на соответствующий год на софинансирование мероприятий программы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Таким образом, Правилами на Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики возложена обязанность по утверждению списка молодых семей, получающих социальные выплаты в текущем году.

Предоставление данной социальной выплаты предусматривается тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Как видно из ответа от 22.09.2021 года №382 Управления по физической культуре, спорту и молодежной политики мэрии муниципального образования г. Черкесска выписки из утвержденных списков молодых семей- претендентов на получение социальных выплат из Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР на 2020-2021 годы не представлялись.

Согласно ответу на запрос суда от 15.09.2021 года № 1978/21 Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР списки молодых семей- претендентов на получение социальных выплат в 200-2021 гг. Управлением по физической культуре, спорту и молодежной политики мэрии муниципального образования г. Черкесска в Министерство не направлялись.

Согласно представлению прокуратуры г. Черкесска от 21.12.2020 года №7-14-2020 при проведении прокуратурой города Черкесска по заданию прокуратуры КЧР проверки соблюдения законодательства при реализации федеральной целевой программы «Жилище» подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» выявлены нарушения закона, допущенные работниками мэрии. В частности из списка представленного мэрией МО г. Черкесска «Сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить выплату в планируемом году по г. Черкесску на 2021 год» следует, что у большого количества семей один или оба супруга достигли 36 лет, следовательно, не могут быть получателями субсидии. В списке прокуратуры, также указана и истец ФИО5 В представлении, указано, что в ходе рассмотрения представления необходимо рассмотреть вопрос об исключении из списка всех семей, в которых на данный момент один или оба супруга достигли 36-летнего возраста. Принять меры к устранению выявленных нарушений действующего законодательства и недопущении их впредь.

Как выше указывалось, из уведомления от 25.01.2021 года видно, что на основании постановления мэрии муниципального образования города Черкесска от 21 января 2021 года № 17 семья истца исключена из состава участников Программы на основании п. 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Карачаево- Черкесской Республики от 31.01.2019 N 34, согласно которому в случае если на момент формирования списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей участников Программы.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 года № 738-О-О, от 19 октября 2010 года № 1333-О-О, от 14 июля 2011 № 988 – О - О, от 16 июля 2013 года № 1195-О, от 29 января 2015 года № 122-О и др.).

Само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года № 3 - О и от 23 апреля 2015 года № 997 - О).

Право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках жилищных программ возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Согласно внесенных изменений в пункт 27 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (ред. от 15 июля 2020 года) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы", а также Правил, утвержденных постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года N 34, в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Анализ вышеуказанных правовых норм свидетельствуют о том, что в связи с достижением ФИО5 возраста 36 лет ее семья утратила право на получение социальной выплаты в планируемом году по г. Черкесску на 2021 год.

При таких обстоятельствах, факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.

Как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".

При таких обстоятельствах, принимая во внимание то обстоятельство, что на момент исключения из списка участников программы возраст истца ФИО5 превышал 35 лет, то есть ей исполнилось 36 лет, решение об исключении семьи истца из списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» является законным и обоснованным. В связи с чем исковые требования об обязании мэрии муниципального образования города Черкесска включить семью в составе 4 человек в лице ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в список молодых семей-претендентов на получение выплаты в 2021 году и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты в установленном законом порядке, об обязании Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики произвести социальную выплату на приобретение жилья не подлежат удовлетворению.

Что касается отказа от иска в части исковых требований к Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в установленном законом порядке и прекращении производство по делу в данной части, то суд приходит к следующему.

Изучив заявленное ходатайство, суд пришел к выводу о том, что отказ истца в части исковых требований к Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в установленном законом порядке не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые интересы сторон и других лиц, а поэтому может быть принят судом. Последствия принятия судом отказа от иска, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ истцу понятны. В связи, с чем в указанной части производство по делу подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 и ФИО2 к мэрии муниципального образования г.Черкесска, Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР и Управлению по физической культуре и спорту и молодежной политике мэрии муниципального образования города Черкесска об:

обязании мэрии муниципального образования города Черкесска включить семью в составе 4 человек в лице ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р. в список молодых семей-претендентов на получение выплаты в 2021 году и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты в установленном законом порядке;

обязании Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики произвести социальную выплату на приобретение жилья - отказать в полном объеме.

Принять отказ истца в части исковых требований к Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в установленном законом порядке и прекратить производство по делу в данной части, в связи с отказом истца от исковых требований в указанной части.

Разъяснить истцу/представителю истца, что повторное обращение в суд к такой же стороне, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 12.10.2021г.

Судья Черкесского городского суда З.И. Абайханова