ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2003 от 19.10.2010 Прилузского районного суда (Республика Коми)

                                                                                    Прилузский районный суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Прилузский районный суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2003/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Соболева В.М.,

при секретаре Потаповой С.А.,

с участием представителей истца ФИО1, ФИО2, ФИО3,

ответчика ФИО4, представителя ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Объячево 19 октября 2010 года гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС России № 1 по РК к ФИО4 о взыскании задолженности по налогам, штрафу и пени,

У С Т А Н О В И Л :

Межрайонная ИФНС России №1 по Республике Коми обратилась в суд с иском к ФИО4 о взыскании задолженности по налогам, штрафу и пени в сумме 964826,87 рублей.

В обоснование требований указала, что до 07.04.2010 года ФИО4 являлся индивидуальным предпринимателем. В период с 28.09.2009 года по 12.02.2010 года МИФНС была проведена выездная проверка, по результатам которой был составлен акт от 05.03.2010 года и выявлены нарушения налогового законодательства:

1. Ответчиком не уплачен налог на доходы физических лиц в результате занижения налоговой базы в размере 271184 руб., в т.ч. за 2007 год – 262031 руб., за 2008 год – 9153 руб.:

В 2007 году занижена налоговая база в сумме 2020626,59 руб. в результате занижения доходов на сумму 1272694,40 руб., в том числе доходов от предпринимательской деятельности в сумме 1267694,40 руб., а также доходов, полученных от налоговых агентов в сумме 5000 руб. и завышен профессиональный налоговый вычет на сумму 747932,19 руб. в результате неправомерного включения в расходы 2007 года затрат на приобретение дизтоплива, не реализованного в 2007 году. Неуплата налога на доходы физических лиц составила 262031 руб.

В 2008 году занижена налоговая база в сумме 70414,40 руб. и завышен профессиональный налоговый вычет на сумму 52005,96 руб. в результате неправомерного включения в состав расходов 2008 года затрат на приобретение горюче-смазочных материалов, отгруженных, но не реализованных в 2008 году. Неуплата налога на доходы физических лиц составила 9153 руб.

2. Ответчиком не уплачен единый социальный налог в результате занижения налоговой базы в размере 42848 руб., в т.ч. за 2007 год – 40313 руб., за 2008 год – 2535 руб.:

В 2007 году занижена налоговая база по единому социальному налогу в сумме 2015626 руб. По данным поверки сумма дохода, подлежащая налогообложению, составляет 45353545 руб. Всего за 2007 год занижен доход на сумму 1267694 руб. Ответчиком неправомерно в расходы 2007 года включены затраты на приобретение горюче-смазочных материалов, реализация которых произведена в 2008 году. Неуплата единого социального налога составила 40313 руб.

В 2008 году занижена налоговая база по единому социальному налогу в сумме 70414 руб. в результате не включения в доход выручки от аренды имущества, а также за поставленные горюче-смазочные материалы. Ответчиком неправомерно включены в состав расходов 2008 года затраты на приобретение горюче-смазочных материалов отгруженных, но не оплаченных в 2008 году, в размере 7999938,15 руб. Неуплата единого социального налога составила 2535 руб.

3. Ответчиком не уплачен налог на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы за декабрь 2007 года в размере 91263 руб., за 1 квартал 2008 года - 25776 руб., за 4 квартал 2008 года - 441967 руб.

За декабрь 2007 года ответчиком занижена налоговая база в результате не отражения в книге продаж и не включения в налоговую базу сумм полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров на сумму 91263 руб.

В 1 квартале 2008 года занижена налоговая база по налогу на добавленную стоимость на 143205 руб. в связи с не отражением в книге продаж счет-фактуры на сумму 168982 руб. за поставленное дизельное топливо. Не уплаченный налог составил 25776 руб.

В 4 квартале 2008 года ответчиком занижена налоговая база на 500000 руб. в связи с не отражением в книге продаж и не включением в налоговую базу 500000 руб. полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок услуг по аренде транспортных средств. ФИО4 необоснованно заявлен налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость в размере 365696 руб., связанный с приобретением автомобиля. Проверкой установлено, что при покупке автомобиля ФИО4 выступал в качестве физического лица, а не предпринимателя. Не уплаченный налог составил 441967 руб.

Решением Межрайонной ИФНС РФ № 1 по РК от Дата обезличена года № Номер обезличен ФИО4 привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 31881,20 руб., кроме того, надлежит уплате пени в размере 137563,15 руб., а также недоимку по налогам в размере 847262 руб.

Решением УФНС РФ № 1 по РК от Дата обезличена года № Номер обезличен апелляционная жалоба ИП ФИО4 частично удовлетворена в части полученных процентов от Сбербанка в 2007 году, которые не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу. Поэтому с ФИО4 подлежит взысканию штраф за нарушение налогового законодательства учитывая уменьшение исчисленного в завышенных размерах налога на добавленную стоимость в размере 795707 руб.

Для добровольной уплаты сумм налогов, пени и штрафа 24.06.2010 года № 412 в адрес ответчика направлено требование об уплате налога, пени и штрафа, которое осталось не исполненным.

Просит взыскать с ответчика задолженность в размере 964826,87 руб., в том числе налоги – 795707 руб., пени – 137291,5 руб. и штрафы – 31828,32 руб.

Представители истца исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Ответчик и его представитель исковые требования не признали, указав, что денежные средства, полученные в 2007 году от ООО «ФИО11», ООО «ФИО12», ИП ФИО13 не включены в декларацию в качестве доходов по причине того, что они являются предоплатой, и, в силу Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, не является доходом от реализации. Кроме того, ответчиком был создан резерв по сомнительным долгам, который уменьшает налоговую базу при НДФЛ и ЕСН. Таким образом, основания для доначисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога за 2007 год отсутствуют. Также не согласны с непринятием налоговым органом налогового вычета по НДС за 4 квартал 2008 года в сумме 365696 рублей по причине того, что проверка данного налогового периода уже проводилась.

Выслушав объяснения представителей истца, ответчика и его представителя, заслушав показания свидетеля ФИО6, исследовав письменные материалы, суд пришел к следующему:

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Кроме того, Налоговым Кодексом РФ установлено, что обязанность представления доказательств, подтверждающих обоснованность и взаимосвязи понесенных расходов с предпринимательской деятельностью, возлагается на налогоплательщика.

Согласно выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 14 июля 2010 года ФИО4, поставленный на налоговый учет 15 февраля 2000 года, прекратил деятельность как индивидуальный предприниматель 7 апреля 2010 года.

По результатам проведенной налоговой выездной проверки МИФНС РФ № 1 по РК установлено:

неуплата налога на доходы физических лиц в сумме 271184 руб., в том числе за 2007 год – 262031 руб., за 2008 год – 9153 руб.,

неуплата единого социального налога в сумме 42848 руб., в том числе за 2007 год – 40313 руб. – в Федеральный бюджет, за 2008 год – 2535 руб., из них в Федеральный бюджет – 1901 руб., Федеральный ФОМС – 352 руб., Территориальный ФОМС – 282 руб.,

неуплата налога на добавленную стоимость в сумме 559006 руб., в том числе за декабрь 2007 года – 91263 руб., за 1 квартал 2008 года – 25776 руб., за 4 квартал 2008 года – 441967 руб.

Дата обезличена года МИФНС РФ № 1 по РК вынесено Решение № Номер обезличен от 31 марта 2010 года о привлечении ИП ФИО4 к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Не согласившись с Решением МИФНС РФ № 1, ИП ФИО4 обжаловал указанное решение.

Решением УФНС по РК № Номер обезличен от Дата обезличена года изменено решение МИФНС РФ № 1 по РК – уменьшен размер исчисленного налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 года на 50232 рубля.

Истцом в ходе проведения выездной налоговой проверки были установлены: неуплата налога на доходы физических лиц за 2007 год в размере 262031 руб., за 2008 год – 9153 руб. в результате занижения налоговой базы.

В ходе судебного заседания нашло подтверждение, что занижения налоговой базы за 2007 год явилось следствием занижения доходов от предпринимательской деятельности на сумму 1267694,4 руб. и завышения профессионального налогового вычета на сумму 747932,19 руб.

В декларации по налогу на доходы физических лиц за 2007 год и в книге учета плательщиком заявлен доход от предпринимательской деятельности в размере 44085850,86 руб., фактически ФИО4 в 2007 году получил доход в размере 45353545,26 руб.

Разница между показателями налогоплательщика и налоговой инспекции образовалась в результате не включения в состав доходов налогоплательщиком сумм, полученных им 28 декабря 2007 года от ООО «ФИО11», ООО «ФИО12», ИП ФИО13 за горюче-смазочные материалы.

Доводы ответчика и его представителя о том, что поступившие 28 декабря 2007 года денежные средства от ООО «ФИО11», ООО «ФИО12», ИП ФИО13 являются предоплатой за ГСМ, и, соответственно, не включаются в состав доходов по моменту их поступления, судом отвергнуты по следующим основаниям.

Действительно, из пункта 3.3 исследованных судом договоров: с ООО «ФИО11» от 1 января 2007 года, ООО «ФИО12» от 1 декабря 2007 года, ИП ФИО13. от 2 декабря 2007 года, следует, что оплата нефтепродуктов производится покупателем в форме 100 процентной предварительной оплаты путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика.

Вместе с тем, суд принимает во внимание следующее.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13 августа 2002 года № 86н/БГ-3-04/430 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей.

Данный Порядок разработан в соответствии с пунктом 2 статьи 54 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и определяет правила ведения учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями.

Согласно пункта 4 указанного Порядка, учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (далее - Книга учета) операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.

Пунктом 13 Порядка определено, что доходы и расходы отражаются в Книге учета кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком.

В соответствии с пунктом 14 Порядка, в Книге учета (раздел I Книги учета) отражаются все доходы, полученные индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности без уменьшения их на предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации налоговые вычеты.

В доход включаются все поступления от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также стоимость имущества, полученного безвозмездно.

Стоимость реализованных товаров, выполненных работ и оказанных услуг отражается с учетом фактических затрат на их приобретение, выполнение, оказание и реализацию.

Суммы, полученные в результате реализации имущества, используемого в процессе осуществления предпринимательской деятельности, включаются в доход того налогового периода, в котором этот доход фактически получен.

В нарушение указанных норм, поскольку денежные средства получены налогоплательщиком в декабре 2007 года, ИП ФИО4 не включены в доходы суммы выручки, полученные за реализацию горюче-смазочных материалов:

от ООО «ФИО11» - 1000000 рублей с НДС по платежному поручению № 292 от 28 декабря 2007 года на сумму 1000000 рублей, зачислены на расчетный счет 28 декабря 2007 года,

от ООО «ФИО12» - 448280 рублей с НДС по платежному поручению № 37 от 28 декабря 2007 года на сумму 800000 рублей, зачислены на расчетный счет 28 декабря 2007 года,

от ИП ФИО13 – 50000 рублей с НДС по платежному поручению № 22 от 28 декабря 2007 года на сумму 50000 рублей, зачислены на расчетный счет 28 декабря 2007 года.

Как пояснили в судебном заседании представители истца, при определении расходов и доходов ИП ФИО4 использовался кассовый метод. Данные обстоятельства также подтверждены показаниями свидетеля ФИО26., после чего представитель ответчика признал факт того, что применялся кассовый метод определения расходов и доходов.

Таким образом, доводы ответчика и его представителя о том, что суммы предварительной оплаты не являются доходами, не основаны на нормах действующего законодательства.

В 2007 году ИП ФИО4 завышен профессиональный налоговый вычет на сумму 747932,19 рублей, исходя из следующего.

Налогоплательщиком заявлен профессиональный налоговый вычет в размере 43138482,93 руб.

В соответствии со статьей 221 НК РФ, при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 настоящего Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций". К указанным расходам налогоплательщика относится также государственная пошлина, которая уплачена в связи с его профессиональной деятельностью.

Статьей 252 НК РФ определено, что в целях настоящей главы ("Налог на прибыль организаций") налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

В соответствии с пунктом 15 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, под расходами понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности.

Учет расходов индивидуальными предпринимателями ведется с учетом следующих особенностей:

1) стоимость приобретенных материальных ресурсов включается в расходы того налогового периода, в котором фактически были получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг;

2) расходы по материальным ресурсам, приобретенным впрок либо использованным на изготовление товаров (выполнение работ, оказание услуг), не реализованных в налоговом периоде, а также не использованным полностью в отчетном налоговом периоде, учитываются при получении доходов от реализации товаров (работ, услуг) в последующих налоговых периодах.

Согласно пункта 16 Порядка, расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) амортизационные отчисления;

4) прочие расходы.

По состоянию на 1 января 2007 года остаток нереализованного дизельного топлива составлял 35209 литров, в том числе 28162 литра поступившие от ООО «ФИО27» в 2006 году и оплаченные в 2007 году, 7047 литров поступившие и оплаченные в 2006 году.

В 2007 году оприходовано и оплачено 1672612 литров дизтоплива, реализовано покупателям 1680017 литров.

ИП ФИО4 по состоянию на 1 января 2008 года указан остаток нереализованного в 2007 году дизтоплива 27806 литров.

Фактически по данным проверки, которые нашли свое подтверждение в судебном заседании, количество приобретенного в 2007 году дизтоплива составило 1717512 литров, реализовано 1680017 литров, таким образом, остаток нереализованного на 1 января 2008 года дизтоплива составил 72704 литра, разница в остатках образовалась в результате того, что предпринимателем не учтено 40000 литров дизтоплива приобретенного по счетам-фактурам ООО «ФИО28», а также 4900 литров по чекам ККМ.

Статьей 320 НК РФ установлено, что налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, формируют расходы на реализацию (далее в настоящей статье - издержки обращения) с учетом следующих особенностей.

В течение текущего месяца издержки обращения формируются в соответствии с настоящей главой. При этом в сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика - покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. К издержкам обращения не относится стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями договора. При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Указанная стоимость товаров учитывается при их реализации в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 настоящего Кодекса. Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Согласно подпункта 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ, при реализации товаров и (или) имущественных прав налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость реализованных товаров и (или) имущественных прав, определяемую в следующем порядке:

при реализации покупных товаров - на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из следующих методов оценки покупных товаров:

по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

по средней стоимости;

по стоимости единицы товара.

Как установлено в судебном заседании, и не оспаривается ответчиком, им применялся метод оценки покупных товаров – по средней стоимости.

Ответчик поддержал высказанную в отзыве позицию о том, что налоговым органом неверно определена стоимость остатков на конец отчетного периода, полагая, что стоимость остатков должна производиться из средней цены за год.

Судом отвергнуты данные доводы, поскольку сам ответчик, определяя стоимость остатков на протяжении как 2007 года, так и 2008 года, применял среднюю цену за прошедший месяц, то есть по состоянию на 1 января 2008 года, исходя из средней стоимости дизтоплива за декабрь 2007 года, кроме того, это, по мнению суда, обоснованно и исходя из того, что остаток на 1 января 2008 года составил 72704 литра, а приобретено в декабре 2007 года 195745 литров, то есть остаток дизтоплива на конец месяца образовался в результате неполной реализации купленного в указанном месяце дизтоплива.

При указанных обстоятельствах, суд считает обоснованными выводы налогового органа о стоимости остатков дизтоплива по состоянию на 1 января 2008 года – 1209794,56 руб., в то время как налогоплательщиком указана сумма 461826,37 руб.

С учетом изложенного, ИП ФИО4 неправомерно включены в расходы 2007 года затраты на приобретение дизтоплива, не реализованного в 2007 году на сумму 747932,19 руб. (461826,37-12079794,56), соответственно завышен на указанную сумму профессиональный налоговый вычет.

Принимая во внимание указанные обстоятельства о занижении ИП ФИО4 налоговой базы за 2007 год на 2020626,59 руб. (1267694,4+747932,19), а также удержанные 650 рублей с неотраженного в декларации дохода в 5000 рублей, полученного от Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства, неуплата налога на доходы физических лиц за 2007 год составила 262031 руб. (2020626,59*13%-650).

В ходе судебного заседания нашло подтверждение занижение налоговой базы за 2008 год в размере 70414,4 руб., как исследованными судом письменными материалами дела, так и объяснениями сторон, показаниями свидетеля.

Занижение налоговой базы явилось следствием занижения доходов от предпринимательской деятельности на сумму 18408,44 руб. в результате не включения в состав доходов выручки полученной от реализации горюче-смазочных материалов МУП «ФИО30» и сдачи имущества в аренду ООО «ФИО29», и завышения профессионального налогового вычета на сумму 52005,96 руб. в результате неправомерного включения в состав расходов 2008 года затрат на приобретение ГСМ, отгруженного, но не реализованного в 2008 году.

Доводы ответчика о том, что налоговым органом при определении суммы дохода за 2008 год не исключены суммы, учтенные проверкой в доход 2007 года, опровергаются письменными материалами дела.

В судебном заседании нашли подтверждение доводы истца о том, что ответчиком не уплачен единый социальный налог за 2007 год – в сумме 40313 руб., за 2008 год – 2535 руб. в результате занижения налоговой базы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 235 Налогового Кодекса РФ ФИО4 в 2007-2008 году являлся плательщиком единого социального налога.

Как видно из пункта 3 статьи 237 Налогового Кодекса РФ налоговая база налогоплательщиков, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 настоящего Кодекса.

Налоговым периодом по ЕСН признается календарный год (статья 240 НК РФ).

Согласно статьи 252 НК РФ, в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).

В соответствии с пунктом 9 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13 августа 2002 года № 86н/БГ-3-04/430 выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в первичных документах:

1) наименование документа (формы);

2) дату составления документа;

3) при оформлении документа от имени:

юридических лиц - наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН;

индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН;

физических лиц - фамилия, имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН, если он имеется;

4) содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении;

5) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц);

6) личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.

При оформлении любой хозяйственной операции по приобретению товара к накладной на отпуск товара или другому документу, в котором фиксируется отпуск товаров, как-то: товарному чеку, счету - фактуре, договору, торгово - закупочному акту, - должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты товара, а именно: кассовый чек или квитанция к приходному кассовому ордеру, или платежное поручение с отметкой банка об исполнении, или документ строгой отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных расходах.

Пунктом 10 Порядка закреплено, что первичные учетные документы (за исключением кассового чека) должны быть подписаны индивидуальным предпринимателем.

Согласно пункта 13 Порядка, доходы и расходы отражаются в Книге учета

кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком.

Как определено налоговым органом, сумма доходов ИП ФИО4 за 2008 год составила 45353545 руб., сумма расходов 42390551 руб., соответственно, налоговая база – 2962994 руб.

Исходя из указанной налоговой базы, размер единого социального налога, подлежащего уплате за 2007 год составляет 86780 руб., с учетом указанных в декларации налогоплательщиком, неуплата единого социального налога составит 40313 руб., подлежащих уплате в федеральный бюджет.

Доводам ответчика и его представителя о том, что суммы, полученные от ООО «ФИО11», ООО «ФИО12», ИП ФИО13. являются предоплатой, и не подлежат включению в доход, в решении суда дана оценка ранее.

Исходя из исследованных судом документов, налоговая база по ЕСН за 2008 год составляет 575458 руб., начислено единого социального налога в части Федерального бюджета 28417 руб., Федерального ФОМС – 3717 руб., Территориального ФОМС – 6502 руб., с учетом отраженных в налоговой декларации ИП ФИО4 данных по суммам ЕСН, неуплата единого социального налога за 2008 год имеет место в размере 2535 руб., в том числе в части Федерального бюджета – 1901 руб., Федерального ФОМС – 352 руб., Территориального ФОМС – 282 руб.

В соответствии со статьей 75 НК РФ на неуплаченную сумму налога начислена пеня.

При оценке доводов ответчика и его представителя о том, что налогоплательщиком был создан резерв в соответствии со статьей 266 НК РФ, суд исходит из следующего.

Статьей 253 НК РФ установлено, что расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:

1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

3) расходы на освоение природных ресурсов;

4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

5) расходы на обязательное и добровольное страхование;

6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

2. Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 265 НК РФ, в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией, в частности расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном статьей 266 настоящего Кодекса).

В соответствии со статьей 266 НК РФ, сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса (для банков - от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов).

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей статьей.

Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

При указанных обстоятельствах доводы ответчика и его представителя о создании резерва, и соответственно отсутствия налоговой базы у налогоплательщика по налогам на доходы физических лиц и единому социальному налогу, судом отвергнуты, поскольку сумма отчислений в резерв относится к внереализационным расходам, только в случае если налогоплательщик при определении расходов и доходов применяет метод начисления, в то время как ИП ФИО4 применял кассовый метод, при котором возможность создания резерва действующим законодательством не предусмотрена, кроме того, сроки исковой давности для взыскания долгов по ГСМ, суммы которых включены в резерв, не истекли на момент издания приказов о создании резерва, ИП ФИО4 не принял всех необходимых мер для взыскания задолженности – не обращался в арбитражный суд с соответствующими исками, не предъявлял исполнительные документы в службу судебных приставов, соответственно действовал вопреки статьи 23 НК РФ, то есть недобросовестно.

По факту неуплаты налога на добавленную стоимость в декабре 2007 года, в 1 и 4 квартале 2008 года суд исходит из следующего.

Статей 153 НК РФ установлено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

В соответствии со статьей 154 НК РФ, налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.

В силу статьи 167 НК РФ, в целях настоящей главы моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В ходе проведения проверки налоговым органом, что нашло подтверждение и в судебном заседании, установлено занижение налоговой базы по НДС за декабрь 2007 года в результате не отражения в книге продаж и не включения в налоговую базу сумм полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров ООО «ФИО12», ИП ФИО13., о чем уже указывалось ранее.

Неуплата НДС за 1 квартал 2008 года в размере 25776 руб. образовалась в результате не отражения в книге продаж счета-фактуры на сумму 168982 руб., предъявленной ООО «ФИО12» за поставленное дизтопливо, что повлекло занижение налоговой базы по НДС на 143205 руб.

За 4 квартал 2008 года судом установлена по материалам проверки налогового органа неуплата налога на добавленную стоимость в размере 441967 руб.

Так, ИП ФИО4 занижена налоговая база по НДС на 423729 руб. вследствие не включения в книгу продаж и налоговую базу за 4 квартал 2008 года сумм, поступивших от ООО «ФИО29» - 500000 руб. с НДС 76271,18 руб., по договорам аренды транспортных средств.

ИП ФИО4 необоснованно заявлен налоговый вычет в размере налога на добавленную стоимость при приобретении автомобиля  на сумму 442400 руб., исходя из следующего.

В соответствии со статьей 143 НК РФ, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются как организации, так и индивидуальные предприниматели.

Согласно статьи 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи.

Пунктом 5 статьи 169 НК РФ установлено, что в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);

6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);

7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

8) стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 169 НК РФ, в счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) номер платежно-расчетного документа;

4) наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;

5) сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

6) налоговая ставка;

7) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

Пунктом 6 статьи 169 НК РФ определено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

В силу пункта 2 статьи 170 НК РФ, суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях:

1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);

2) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;

3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога.

В соответствии со статьей 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса покупателями - налоговыми агентами.

Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с настоящей главой. Налоговые агенты, осуществляющие операции, указанные в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса, не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по этим операциям.

Положения настоящего пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и при их приобретении он уплатил налог в соответствии с настоящей главой.

Статьей 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Как следует из документов, имеющихся в материалах дела, договор купли-продажи автомашины заключен ФИО4 как физическим лицом, об этом свидетельствуют приходный кассовый ордер № 9 от 15 декабря 2008 года, счет № Номер обезличен к договору купли-продажи № Номер обезличен от 5 февраля 2008 года, счет Номер обезличен от 15 декабря 2008 года к заказ-наряду № Номер обезличен, акт приема-передачи от 15 декабря 2008 года, дополнительное соглашение № 1 от 14 декабря 2008 года к договору № Номер обезличен от 5 февраля 2008 года, гарантийное соглашение № Номер обезличен, паспорт транспортного средства.

Доводы ответчика и его представителя о том, что данный автомобиль использовался в предпринимательских целях, по мнению суда не являются основанием для вывода о приобретении автомобиля ИП ФИО4, поскольку опровергаются совокупностью исследованных судом письменных доказательств, свидетельствующих о приобретении автомобиля именно физическим лицом.

Кроме того, об этом же свидетельствует и отсутствие у ИП ФИО4 счета-фактуры на приобретенный автомобиль, был лишь выдан счет как физическому лицу.

Для получения права на вычеты по налогу на добавленную стоимость необходимо предоставление документов, подтверждающих оприходование данного товара; приобретаемые товары должны предназначаться для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения; наличие счета-фактуры, выставленного в соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что в подтверждение права на вычет предприниматель не представил счет-фактуру, то есть не выполнил одного из условий, необходимого для получения права на налоговый вычет.

Доводы ответчика и его представителя о том, что проведенная выездная проверка была фактически повторной, поскольку ранее камеральная проверка по НДС за 4 квартал 2008 года приняла к вычету налог на добавленную стоимость при приобретении автомобиля Тойота Ленд Круизер, судом отвергнуты, поскольку действующее законодательство не запрещает проведение выездной налоговой проверки по периодам, которые ранее были проверены в ходе камеральной проверки, при этом в данном случае выездная проверка проведена в соответствии с нормами НК РФ, и повторной она не являлась. Ошибка, допущенная налоговым органом при проведении камеральной проверки, была устранена в ходе проведения выездной налоговой проверки.

В результате неправомерного заявления налогового вычета за 4 квартал 2008 года, установлена недоплата налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года в размере 441967 рублей в результате занижения налоговой базы.

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает, что исковые требования МИФНС РФ № 1 по РК обоснованны, подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании нашел подтверждение факт неуплаты (неполной уплаты) налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на добавленную стоимость.

В соответствии со статьей 75 НК РФ с ответчика подлежат взысканию пени за несвоевременную уплату налога в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, размер пени указанный истцом судом проверен, признается правильным.

На основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату налога подлежит взысканию с ответчика штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога, расчет штрафов, произведенный истцом, также проверен судом и признается верным.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 1 по РК удовлетворить.

Взыскать с ФИО4 в доход государства:

- налог на доходы физических лиц-предпринимателей с доходов облагаемых по пункту 1 статьи 224 НК РФ в сумме 270055 руб.,

- пени за несвоевременную уплату налога в сумме 54128,89 руб.,

- штраф за неуплату или неполную уплату налога в сумме 10802,24 руб.,

- налог на добавленную стоимость в сумме 482998 руб.,

- пени за несвоевременную уплату налога в сумме 80931,93 руб.,

- штраф за неуплату или неполную уплату налога в сумме 19319,92 руб.,

- единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 42031 руб.,

- пени за несвоевременную уплату налога в сумме 2207,84 руб.,

- штраф за неуплату или неполную уплату налога в сумме 1681,24 руб.,

- единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 346 руб.,

- пени за несвоевременную уплату налога в сумме 0,02 руб.,

- штраф за неуплату или неполную уплату налога в сумме 13,84 руб.,

- единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 277 руб.,

- пени за несвоевременную уплату налога в сумме 22,87 руб.,

- штраф за неуплату или неполную уплату налога в сумме 11,08 руб.,

Взыскать с ФИО4 государственную пошлину в доход бюджета МР «Прилузский» в размере 12848,27 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления в мотивированной форме, то есть 24 октября 2010 года, с подачей жалобы через Прилузский районный суд.

Председательствующий

судья В.М.Соболев