ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2003/18 от 21.01.2019 Ленинск-кузнецкого городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2 – 37/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинск – Кузнецкий городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Зебровой Л.А.,

при секретаре Ефимовой Е.В.,

с участием

истца Сучкова И.А.,

представителя ответчика - Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Ленинск – Кузнецкий» Киреевой О.И., действующей на основании доверенностей б/н от 01.01.2018 года со сроком действия по <дата> и от <дата> со сроком действия по <дата>,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Ленинске – Кузнецком Кемеровской области

«21» января 2019 года

гражданское дело по иску Сучкова И. А. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Ленинск – Кузнецкий» о взыскании

компенсации за сверхурочную работу, работу в ночные смены, процентов за несвоевременную выплату заработной платы и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Сучков И.А. обратился в суд к ответчику Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Ленинск – Кузнецкий» Кемеровской области (далее по тексту МО МВД России «Ленинск-Кузнецкий») с исковыми требованиями, которые в соответствии со ст.39 ГК РФ были уточнены (заявление от <дата> и к нему расчет – лд.140-144, лд. 149-150 определение суда от <дата>, заявление от <дата> – лд 215-217) и в настоящее время просит суд взыскать с МО МВД России « Ленинск-Кузнецкий» в свою пользу:

- невыплаченную сумму денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2018г. в размере 76 485,00 рублей;

- невыплаченную сумму денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время за период с января по июль 2018г. в размере 3 527,24 рублей;

- проценты за задержку выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени в сумме 7 389,32 руб. и ночное время в размере в сумме 193,03 рубля;

- компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

Свои требования истец мотивирует тем, что 18.06.1997 заступил на службу в органы внутренних дел РФ. 15.06.2018 истцом был подан рапорт об увольнении по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Руководством МО МВД России «Ленинск-Кузнецкий» рапорт был удовлетворен, назначен срок отработки, последний день службы определен 16.07.2018.

Истец указывает, что в период службы с 01.01.2018 по 16.07.2018 он неоднократно привлекался к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, поскольку работал он по факту, в связи с отпусками и больничными других сотрудников, по графику сутки двое, а не сутки трое.

\ Компенсацию в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели за службу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени он не получал.

Со ссылкой на требования части 6 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 18 Приказа МВД России № 961 от 19.10.2012 (документ утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 01.02.2018 № 50), п. 274 Приказа МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» истец указывает, что в случае служебной необходимости сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности.

В силу пункта 56 Приказа МВД России от 31.01.2013 № 6 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

На основании приказа руководителя, издаваемого по результатам учета времени привлечения сотрудников к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни по графику сменности в пределах нормальной продолжительности служебного времени за учетный период, сотрудникам производится компенсационная выплата.

В соответствии со ст. 53 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ, п. 15 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел РФ к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни предоставления сотрудникам ОВД РФ дополнительных дней отдыха, утвержденного Приказом МВД России от 19.10.2012 № 961, п. 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел от 31.01.2013 № 65, выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени вместо предоставления вместо дополнительных дней отдыха может осуществляться только по просьбе сотрудника, изложенной в рапорте, то есть носить заявительный характер.

Истец указывает, что 06.07.2018 подал рапорт о денежной компенсации за период с 01.01.2018 по 16.07.2018 в связи с выполнением служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, однако ответчик оставил рапорт истца без удовлетворения.

Истец считает, что сумма недоплаты денежной компенсации за период с января 2018 по июль 2018 согласно расчета составляет 76485 руб., в том числе: за январь - 26970 руб., за февраль - 3582 руб., за март – 12010,76,62 руб., за апрель – 3371 руб., за май – 5057 руб., за июнь - 17067 руб. и за июль – 8428 руб.

Кроме того, ответчиком не произведена оплата часов за выполнение служебных обязанностей в ночное время в период с января по июль 2018 в сумме 3527,24 руб. согласно приложенного расчета.

На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, к этим правоотношениям применяются нормы трудового законодательства.

Со ссылкой на часть 1 статьи 142 и ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации истец указывает, что с ответчика надлежит также взыскать в его пользу

проценты за задержку выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени в сумме 7 389,32 руб. и ночное время в размере в сумме 193,03 рубля, согласно представленного истцом расчета.

Кроме того, в соответствии со ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб., выразившегося в причинение истцу нравственных страданий незаконными действиями/бездействием Ответчика.

Ответчиком – МО МВД России «Ленинск-Кузнецкий были поданы возражения на удовлетворение требований истца в связи с пропуском истцом процессуального срока для подачи искового заявления о взыскании компенсации за сверхурочную работу, работу в ночные смены, процентов за несвоевременную выплату заработной платы и компенсации морального вреда (лд.49-52 – заявление от <дата>, лд 168-172 заявление от <дата>), из которых следует, что согласно частям 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ от 30.11.2011 № 342-ФЗ) регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом; в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Согласно ч. 4 ст. 72 ФЗ от 30.11.2011 № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Аналогичная норма установлена и ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 53 ФЗ от 30.11.2011 № 342-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю. Таким образом, в качестве учетного периода служебного времени законом установлена «неделя».

В силу названных правовых норм, процессуальный срок для предъявления Сучковым И.А. исковых требований к Межмуниципальному отделу МВД России «Ленинск-Кузнецкий» о предоставлении ему компенсации за выполнение им служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за каждую неделю, в которой Сучков И.А. служебные обязанности выполнялись сверх установленной нормальной продолжительности, а дополнительные дни отдыха или денежная компенсация предоставлены не были, истек спустя 3 месяца со дня, следующего за последним днем соответствующей недели.

То есть, за первую полную неделю января 2018 года (1-7 числа) - срок исковой давности истек 8 апреля, за вторую неделю января (8-14 числа) – срок истек 15 апреля и т. д.

Последним учетным периодом фактического несения службы истца являются 9-15 июля 2018 года (полная неделя) и 16 июля (неполный рабочий день), в связи с чем, срок подачи заявления о предоставлении ему дополнительных дней отдыха или денежной компенсации за выполнение им служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в указанный период истёк 17 октября 2018 года.Однако с заявлением в суд Сучков И.А. обратился только 08.10.2018года. С учетом новых исковых требований от 26.11.2018 года истец просит взыскать с ответчика денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2018 года в размере 76485 рублей, однако и в данном случае истцом пропущен срок исковой давности который истёк 17 октября 2018 года.

Со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 295-О-О «По запросу Облученского районного суда Еврейской автономной области о проверке конституционности части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации», п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2, ответчик считает, что истцом не указаны уважительные причины пропуска срока, к которым могут быть отнесены исключительные обстоятельства, не зависящие от воли работника, препятствовавшие подаче искового заявления. Более того, о восстановлении пропущенного процессуального срока предъявления к ответчику исковых требований Сучков И.А. ходатайство не заявлял. Ответчик со ссылкой на ч. 6 ст. 152 ГПК РФ указывает, что при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд, судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Истец Сучков И.А. в судебных заседаниях уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь в обоснование своих доводов на пояснения относительно заявления ответчика о пропуске срока (лд.55-57), пояснения по существу заявленных требований (лд. 157-158), пояснения на возражения ответчика (лд. 183-187) и пояснения - уточнения (лд.215-217).

Также истец в судебных заседаниях пояснил суду, что при составлении своих расчетов по переработке он вел учет своего служебного времени согласно производственному календарю при 6-ти дневной рабочей неделе.

С заявлением ответчика о пропуске срока для подачи искового заявления он не согласен, так как узнал о нарушенном праве, а именно, что ему не выплатили компенсацию за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени и ночное время за спорный период, в день увольнения - 16.07.2018, а обратился в суд с исковыми требованиями 08.10.2018, то есть в пределах трехмесячного срока. При этом, 06.07.2018 он обращался с рапортом о предоставлении ему дополнительных дней отдыха либо денежной компенсации за службу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени к начальнику Муниципальный отдел МВД России «Ленинск-Кузнецкий, однако ответ на свое обращение не получил.

16.07.2018 ему была вручена выписка из Приказа за № 231 от 10.07.2018, из которой стало известно о не выплате компенсации за службу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, согласно поданного мной рапорта от 06.07.2018.

Представитель ответчика - Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Ленинск – Кузнецкий» Киреева О.И., действующая на основании доверенностей б/н от <дата> со сроком действия по <дата> (лд. 48) и от <дата> со сроком действия по <дата> (лд. 222) заявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных заявлениях о пропуске истцом процессуального срока для подачи искового заявления о взыскании компенсации за сверхурочную работу, работу в ночные смены, процентов за несвоевременную выплату заработной платы и компенсации морального вреда (лд.49-52, лд 168-172), письменных возражениях на исковые требования (лд. 159-167, лд. 196-208).

Также в судебных заседаниях представитель ответчика пояснила, что просит суд учесть, что у истца нет никакой переработки, у ответчика пред истцом нет никакой задолженности по выплате денежного довольствия.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, заслушав свидетелей, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец Сучков И.А. проходил службу в органах внутренних дел с 18.06.1997, в том числе в должности старшего оперативного дежурного дежурной части Межмуниципального отдела МВД России «Ленинск-Кузнецкий», что подтверждается контрактами Сучкова И.А. о прохождении службы в органах внутренних дел от 10.07.2000 (лд.61) и от 01.01.012 (лд.59-60).

Согласно Приказу начальника МО МВД России «Ленинск-Кузнецкий» от 10.07.2018 <номер> л/с с истцом Сучков И.А. на основании его рапорта от 15.06.2018 был расторгнут контракт и он был уволен 16.07.2018 со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ « О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).(лд. 62)

Вышеуказанные обстоятельства подтверждены также и сведениями трудовой книжки истца (лд. 7-10)

Согласно частям 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом; в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 53 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации...» служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.

Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.

Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (ч. 6 ст. 53 указанного закона).

Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха утвержден

Приказами МВД России от 19.10.2012 <номер>, который вступил в силу 30.12.2012 и от 01.02.2018 <номер>, который вступил в силу 30.04.2018 и с принятием которого утратил силу ранее действовавший Приказ МВД <номер>.(далее по тексту Порядок)

Согласно пунктам 2 и 3 Порядка ( утв. Приказом <номер>) и п.275 Порядка (утв. Приказом <номер>), сотрудники привлекаются к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени на основании правового акта руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющего право назначения сотрудников на должности.

Согласно п.13 Порядка (утв. Приказом МВД <номер>) и п.288 Порядка (утв. Приказом МВД <номер>), за выполнение сотрудниками служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании графика сменности или при суммированном учете служебного времени в пределах нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха не предоставляется.

Таким образом, предоставление сотруднику органов внутренних дел компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели возможно лишь при наличии следующих условий в их совокупности:

- издание уполномоченным начальником правового акта (приказа) о привлечении сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени;

- установление факта выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.

Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 54 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации...» режим служебного времени сотрудника органов внутренних дел устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностным регламентом (должностной инструкцией) и контрактом. Режим служебного времени сотрудника органов внутренних дел должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня.

Приказом МВД России <номер> от 12.04.2013 «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей территориальных органов» установлено, что продолжительность несения службы каждой дежурной смены составляет 24 часа. Во время дежурства сотрудникам поочередно предоставляются перерывы для приема пищи и кратковременного отдыха общей продолжительностью: при 3х сменном дежурстве - 6 часов, при 4х сменном дежурстве - 4 часа. По окончанию дежурства сотрудникам дежурной части предоставляется отдых продолжительностью 48 и 72 часа соответственно. (пункт 24) (лд.176)

В соответствии с п.24 Приказа МВД России от 12.04.2013 были утверждены приказом начальника отдела от 18.05.2017 <номер> (лд.92-93) «Правила внутреннего служебного распорядка Межмуниципального отдела МВД России «Ленинск-Кузнецкий»(лд. 94-97).

Приложением к Правилам внутреннего служебного распорядка МО МВД России «Ленинск-Кузнецкий» установлено, что для старших оперативных дежурных частей, кем являлся истец Сучков И.А., устанавливаются 4х сменные либо 3х сменные дежурства, начало смены в 830, окончание смены в 830 следующего дня.(лд.98-99)

Правила внутреннего служебного распорядка Межмуниципального отдела МВД России «Ленинск-Кузнецкий» установлено, что старшим оперативным дежурным дежурных частей предоставляются перерывы для приема пищи икратковременного отдыха общей продолжительностью:

при 4х сменном дежурстве - 4 часа, по окончанию дежурства предоставляется отдых 72 часа;

при 3х сменном дежурстве - 6 часов, по окончанию дежурства предоставляется отдых 48 часов.

Время отдыха (сна) старшим оперативным дежурным дежурных частей при 4х сменном дежурстве - 4 часа (13-14; 19-20; 03-05), при 3х сменном дежурстве -6 часов (13-14; 19-20; 02-06).(лд.98-99)

При этом, доводы истца, что у него отсутствовала возможность использовать время отдыха, предоставляемое сотруднику в течение дежурной смены, по своему усмотрению, не является основанием, чтобы включить это время в состав служебного времени с последующей оплатой. К такому выводу суд пришел, исходя из следующего.

Так, статьей 106 Трудового кодекса Российской Федерации определено понятие времени отдыха, а именно, время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Однако, в соответствии с частью 1 статьи 55 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации...» время отдыха - время, в течение которого сотрудник органов внутренних дел свободен от выполнения служебных обязанностей.

Согласно статье 108 Трудового кодекса Российской Федерации в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

Поскольку вопрос включения - не включения перерыва для отдыха и питания в служебное время Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации...» не урегулирован, то применению подлежит статья 108 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, оплачиваемое служебное время, в течение которого на старших оперативных дежурных частей возложено выполнение служебных обязанностей составляет:

при трехсменном графике - 18 часов в сутки (24ч. - 6ч.), 6 часов в служебное время не включается и оплате не подлежит;

при четырехсменном графике - 20 часов в сутки (24ч. - 4ч.), 4 часа в служебное время не включается и оплате не подлежит.

Соответственно, предоставление сотруднику органов внутренних дел компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели возможно при документальном подтверждении факта выполнения истцом служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, т.е. более 40 часов в неделю.

Согласно представленной ответчиком справке-расчету Межмуниципального отдела МВД России «Ленинск-Кузнецкий» в период с 01.01.2018 по 30.09.2018 оплата за работу в ночное время и праздничные дни сотрудникам дежурной части производилась согласно Табелям учета рабочего времени сотрудников.(лд.190-195)

При этом, за период с 01.01.2018 по 31.07.2018 оплата за работу в ночное время и праздничные дни производилась на основании приказов, что подтверждается и выписками из приказов (лд.126-131).

Представленный ответчиком расчет компенсационных выплат в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (лд.190-195), судом проверен и признан верным, исходя из следующего:

Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации утвержден Приказом МВД России от 31.01.2013 <номер>.

Пунктами 61-63 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации установлено следующее:

На основании приказа руководителя, издаваемого по результатам учета времени привлечения сотрудников к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни по графику сменности в пределах нормальной продолжительности служебного времени за учетный период, сотрудникам производится компенсационная выплата.

Компенсационная выплата, указанная в пункте 61 настоящего Порядка, производится за каждый час работы в соответствующих условиях в следующих размерах:

В нерабочие праздничные дни - одинарной часовой ставки.

В ночное время - 20 процентов часовой ставки.

Часовая ставка определяется путем деления размера должностного оклада сотрудника за месяц, в котором производится выплата, на среднемесячное количество рабочих часов в данном календарном году.

Согласно п. 59 Приказа МВД России <номер> от 31.01.2013 среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12.

Согласно представленной ответчиком справки (лд.195), расчеты денежной компенсации произведены по следующим формулам:

- за привлечение к выполнению служебных обязанностей в ночное время Сучкову И.А. произведен по следующей формуле:

Должностной оклад (16 120) / (1970/12) * 20% * кол-во ночных часов=16 120/164,17*20%=19,64 – 20% ставки для расчета ночных часов;

- за привлечение к выполнению служебных обязанностей в нерабочие праздничные дни Сучкову И.А. произведены по следующей формуле:

Должностной оклад (16 120) / (1970/12) * кол-во праздничных часов

Таким образом, судом установлено, что представленные ответчиком расчеты произведены в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с Приказом МВД России <номер> от 31.01.2013.

Учитывая изложенное, а также сведения, содержащиеся в представленных истцом Табелях учета служебного времени за период январь-июль 2018 (лд.23-43), расчетных листков (лд.16-22), выписок из приказов (лд.126-131), согласно справке-расчета МО МВД России «Ленинск-Кузнецкий» (лд.190-195), судом установлено, что в 2018 истцу были произведены следующие начисления и выплаты ночных и праздничных часов:

Январь 2018: истец должен был отработать 4 недели и 3 дня, то есть 184 часа (4 недели*40часов в неделю + З дня*8часов в день) при нормальной продолжительности служебного времени при сменном графике дежурств, а ответчик оплатить.

Согласно табеля учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел дежурной части Межмуниципального отдела МВД России «Ленинск-Кузнецкий» (далее по тексту Табель учета) за январь истцом фактически отработано (лд.23-25): 11 смен при Зх сменном графике работы =198 часов ( т.е. 11*18 часов (24ч. - 6ч.);

Ночных за январь 44 часа и 54 нерабочих праздничных часов оплачено на основании приказа Межмуниципального отдела МВД России «Ленинск-Кузнецкий» <номер> л/с от 08.02.2018 (лд.131), всего в размере 6167,55 рублей (лд.17 расчетный листок). Переработка составила 14 часов (198 -184)

Февраль 2018: истец должен был отработать 4 недели, то есть 160 часов (4 недели *40часов в неделю) при нормальной продолжительности служебного времени при сменном графике дежурств, а ответчик оплатить.

Согласно Табеля учета за февраль 2018 года истцом фактически отработано 138 часов (лд.26-28):

- 1 смена при Зх сменном графике работы =18 часов (т.е. 1*18 часов в сутки (24ч. - 6ч.);

- 6 смен при 4х сменном графике работы =120 часов (т.е. 6*20 часов в сутки (24ч. - 4ч.).

Ночных за февраль 40 часов и 13,5 нерабочих праздничных часов, оплачено на основании приказа Межмуниципального отдела МВД России «Ленинск-Кузнецкий» <номер> л/с от 15.03.2018 (лд. 130), всего в размере 2112,10 рублей (лд.18 расчетный листок)

Недоработка составила 22 часа (160 - 138 часов)

Март 2018 года: истец должен был отработать 4 недели и 2 дня, то есть 176 часов (4 недели *40 часов в неделю + 2дня*8часов в день) при нормальной продолжительности служебного времени при сменном графике дежурств, а ответчик оплатить.

Согласно Табеля учета за март 2018 года истцом фактически отработано 168 часов (лд.29-31):

- 6 смен при Зх сменном графике работы =108 часов ( 6*18 часов в сутки (24ч. - 6ч.);

- 3 смены при 4х сменном графике работы =60 часов (т.е. 3*20 часов в сутки (24ч. - 4ч.)

Ночных за март 42 часа и 13,5 нерабочих праздничных часов, оплачено на основании приказа Межмуниципального отдела МВД России «Ленинск-Кузнецкий» <номер>л/с от 17.04.2018 (лд. 129), всего в размере 2151,41 рублей (лд.19 расчетный листок)

Недоработка составила 8 часов (176 – 168)

Апрель 2018 года: истец должен был отработать 104 часа (2 недели *40часов в неделю+Здня*8часов в день) при нормальной продолжительности служебного времени при сменном графике дежурств, а ответчик оплатить.

Согласно Табеля учета за апрель 2018 года истцом фактически отработано (лд. 32-34): 4 смены при 4х сменном графике работы =80 часов ( 4*20 часов в сутки (24ч. - 4ч.).

Ночных за апрель 24 часа и 0 нерабочих праздничных часов оплачено на основании приказа Межмуниципального отдела МВД России «Ленинск-Кузнецкий» <номер> л/с от 14.05.2018 (лд.128), всего в размере 471,89 рублей (лд.20 расчетный листок)

Недоработка составила 24 часа (104 – 80).

Май 2018 года: истец должен был отработать 72 часа (1 неделя *40часов +4дня*8часов в день) при нормальной продолжительности служебного времени при сменном графике дежурств, а ответчик оплатить.

Согласно Табеля учета за май 2018 года истцом фактически отработано 74 часа (лд. 35-37):

- 3 смены при Зх сменном графике работы =54 часа ( 3*18 часов в сутки (24ч. - 6ч.);

- 1 смены при 4х сменном графике работы =20 часов (т.е. 1*20 часов в сутки (24ч. - 4ч.)

Ночных за май 18 часов и 0 нерабочих праздничных часов, оплачено на основании приказа Межмуниципального отдела МВД России «Ленинск-Кузнецкий» <номер> л/с от 13.06.2014 (лд. 127), всего сумму в размере 353,92 рубля (лд.21 расчетный листок)

Переработка составила 2 часа (74 -72).

Июнь 2018 года: истец должен был отработать 168 часов (4 недели *40 часов в неделю+1день*8часов в день) при нормальной продолжительности служебного времени при сменном графике дежурств, а ответчик оплатить.

Согласно Табеля учета за июнь 2018 года истцом фактически отработано 180 часов (лд. 38-40): 10 смен при Зх сменном графике работы =180 часов (10*18 часов в сутки (24ч. - 6ч.)

Ночных за июнь 40 часов и 0 нерабочих праздничных часов, оплачено на основании приказа Межмуниципального отдела МВД России «Ленинск-Кузнецкий» <номер> л/с от 12.09.2018 (лд.126), всего в размере 786,49 рублей.

Переработка составила 12 часов (180 -168)

Июль 2018 года: истец должен был отработать 88 часов (2 недели *40часов в

неделю+1день*8часов в день) при нормальной продолжительности служебного времени при сменном графике дежурств, а ответчик оплатить.

Согласно Табеля учета за июль 2018 года истцом фактически отработано 90 часов (лд.41-43): 5 смен при Зх сменном графике работы =90 часов (5*18 часов в сутки (24ч. - 6ч.)

Ночных за июль 20 часов и 0 нерабочих праздничных часов, оплачено на основании приказа Межмуниципального отдела МВД России «Ленинск-Кузнецкий» <номер> л/с от 12.09.2018 (лд.126), всего в размере 391,80 рублей.

Переработка составила 2 часа (90 - 88).

Таким образом, за период с 01.01.2018 по 16.07.2018 истец должен был отработать 23недели и 4 дня -952 часа( 23 недели*40 часов в неделю + 4 дня*8 часов в день). Фактически истец за период с 01.01.2018 по 16.07.2018 отработал = 928 часа:- 36 смены при Зх сменном графике работы =648 часа (36*18 часов в сутки (24ч. - 6ч.); - 14 смен при 4х сменном графике работы =280 часов (14*20 часов в сутки (24ч. - 4ч.)

На момент увольнения истца недоработка составила 24 часа (952 – 928).

Проанализировав представленные Табеля учета служенного времени, учитывая сменность, количество часов в сутки, подлежащих оплате, а также количество фактически отработанных смен, суд приходит к выводу о том, что в период с января 2018 и на момент увольнения 16.07.218 истцом фактически отработанное время было меньше нормальной продолжительности служебного времени на 24 часа. Следовательно, в общей сложности за период 01.01.2018 по 16.07.2018 истец фактически отработал на 24 часа меньше установленной нормальной продолжительности служебного времени.

Таким образом, факты привлечения истца к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в ходе рассмотрения дела своего подтверждения не нашли. Денежная компенсация за привлечение истца к выполнению служебных обязанностей в ночное время и в нерабочие праздничные дни произведена в полном размере.

Доводы истца о том, что при подсчете нормы рабочего времени за учетный период следует использовать производственный календарь на 2018 год для 6-ти дневной рабочей недели, - являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении норм права.

Рассматривая доводы ответчика о пропуске истцом процессуального срока для подачи искового заявления о взыскании компенсации за сверхурочную работу, работу в ночные смены, процентов за несвоевременную выплату заработной платы и компенсации морального вреда, и возражения истца, утверждавшего, что 06.07.2018 он обратился с рапортом к ответчику о предоставлении ему дополнительных дней отдыха либо денежной компенсации за службу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, но ответа не получил, а потому узнал о нарушенном праве только при получении выписки из приказа 16.07.2018, - судом установлено следующее.

Порядок разрешения служебного спора в органах внутренних дел Российской Федерации регламентирован ст. 72 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации...».

Согласно ч. 4 ст. 72 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации...» сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Аналогичная норма установлена ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, которая ограничивает право работника обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора тремя месяцами, исчисляемыми со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В соответствии с ч. 3 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации при пропуске по уважительным причинам установленных сроков, они могут быть восстановлены судом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

В соответствии с пунктом 4 Приказа МВД России от 31 января 2013 г. <номер> «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число.

Таким образом, истцу в каждом текущем месяце с 20 по 25 число при получении денежного довольствия согласно расчетного листка было достоверно известно, начислялись ли ему и в каком размере компенсации за сверхурочную работу и работу в ночные смены.

В силу названных правовых норм, процессуальный срок для предъявления Сучковым И.А. исковых требований к МО МВД России «Ленинск-Кузнецкий» о предоставлении ему дополнительных дней отдыха либо денежной компенсации за выполнение им служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени и за работу в ночные часы истек спустя 3 месяца со дня, следующего за последним днем выплаты денежного довольствия:

То есть, по требованиям: за январь 2018– срок исковой давности истек 25.04.2018, за февраль 2018 – 25.05.2018; за март 2018 – 25.06.2018, за апрель 2018 – 25.07.2018, за май 2018 – 25.08.2018, за июнь 2018 – 25.09.2018.

Однако с заявлением в суд Сучков И.А. обратился только 08 октября 2018 (лд.3). Уважительных причин, которые бы препятствовали либо затрудняли истцу возможность обратиться в суд за разрешением спора в течение вышеуказанного срока, суду в силу требований ст.56 ГПК РФ истцом не представлено.

Доводы истца о том, что о нарушенном праве ему стало известно только 16.07.2018 ничем не подтверждены. Материалы дела свидетельствуют о том, что 15.06.18 истцом был подан рапорт на расторжение контракта; данный рапорт не содержит просьбы о предоставлении дополнительных дней отдыха либо денежной компенсации за выполнение им служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени и за работу в ночные часы (лд. 175).

Проверяя доводы истца о том, что он подавал 06.07.2018 рапорт о предоставлении дополнительных дней отдыха либо денежной компенсации за выполнение им служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени и за работу в ночные часы, судом было установлено следующее.

Ответчик утверждает, что в Межмуниципальном отделе МВД России «Ленинск-Кузнецкий» существует установленный порядок по вопросу принятия рапортов сотрудников в отделе делопроизводства и режима.

Согласно утвержденной Приказом МВД России от 12.09.2013 <номер> «Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Далее Инструкция), обращение сотрудника в форме рапорта или докладной записки с заявлением, предложением или жалобой (в том числе об отказе в предоставлении отпуска, обжаловании дисциплинарного взыскания, уведомлениями о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений) регистрируется, учитывается в порядке, установленном Инструкцией, и рассматривается в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России, за исключением обращений, по которым предусмотрен иной порядок регистрации и рассмотрения.

В случае отказа от регистрации рапорта любой сотрудник может написать рапорт о проведении служебной проверки в отношении виновных должностных лиц о нарушении нормативных правовых актов или правовых актов, с целью проведения служебной проверки и установления причин и последствий нарушения норм права.(пункт 126)

Ответчик утверждает, что в 2018 Сучков И.А. обращался в МО МВД России «Ленинск-Кузнецкий» с письменными обращениями три раза; с рапортом от 06.07.2018 о предоставлении Сучкову И.А. дополнительных дней отдыха либо денежной компенсации за выполнение им служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени и за работу в ночные часы, - Сучков И.А. не обращался.

Доводы ответчика в силу требований ст.56 ГПК РФ подтверждены письменными материалами (лд.70-83), которые судом оценены в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ и признаны относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами, из которых следует, что в 2018 Сучков И.А. обращался в МО МВД России «Ленинск-Кузнецкий» с письменными обращениями три раза. Все поступившие обращения зарегистрированы в установленном порядке и рассмотрены, даны соответствующие ответы. При этом, в указанных материалах имеется рапорт Сучкова И.А. от 20.07.2018, в котором он просит предоставить письменный отказ о выплате денежной компенсации за совмещение с 01.012018 на основании своего рапорта, поданного 29.06.2018. (лд.82)

Проверяя доводы истца, судом были прошены свидетели Д.и С.

Так, из показаний свидетеля Д. в судебном заседании 09.11.2018 следует, что она работает в МО МВД России «Ленинск-Кузнецкий» <данные изъяты>; ей известно, что летом 2018 истец подал рапорт об увольнении в связи с выходом на пенсию по выслуге лет. В конце июня – начале июля 2018 Сучков обратился к ней с вопросом, как ему получить компенсацию за переработку; данный вопрос не входит в ее должностные обязанности, потому она отвела Сучкова к штатному юристу для получения необходимой ему консультации. Ей неизвестно, писал ли Сучков перед своим увольнением рапорт о выплате ему компенсации за переработку, либо предоставлении ему отгулов за переработку или совмещение; она такие рапорты не видела.

Свидетель С. в судебном заседании 26.11.2018 пояснил, что с 2013 работает в должности <данные изъяты> МО МВД России «Ленинск-Кузнецкий». В его должностные обязанности входит работа с оперативным составом, с того момента, когда они подают рапорты об увольнении, в связи с чем, он проводит с такими сотрудниками беседу с целью возможного продолжения службы в органах внутренних дел в прежней либо иной должности, а также выясняет, не имеется ли у сотрудников конфликта с начальником. Перед увольнением Сучков к нему с какими-либо рапортами не приходил и не отдавал, в

его должностные обязанности не входит прием рапортов на оплату.

Оценивая показания свидетелей Д.и С. в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ суд исходит из того, что в процессе разбирательства по делу судом не было установлено обстоятельств, позволяющих сомневаться в объективности и правдивости показаний свидетелей; доказательств заинтересованности свидетелей в рассмотрении данного дела, суду не предоставлено, а потому у суда нет оснований не доверять показаниям указанных свидетелей.

Вместе с тем, показаниями свидетелей не подтверждены доводы истца о том, что перед увольнением он передавал Сумину рапорт для оплаты компенсации за переработку.

Таким образом, в силу требований ст.56 ГПК РФ истцом не предоставлено суду доказательств того, что им был подан рапорт 29.06.2018 и 06.07.2018, при этом судом бесспорно установлено, что поданные истцом обращения зарегистрированы надлежащим образом.

Установив имеющие значение для дела обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая то, что ответчиком было заявлено о применении последствий пропуска истцом трехмесячного срока для обращения в суд с данными требованиями, суд пришел к выводу об отказе Сучкову И.А. в удовлетворении исковых требований за период с 01.01.2018 по июнь 2018 в связи с попуском без уважительных причин срока обращения в суд за защитой нарушенного права.

Кроме того, требования истца о взыскании ему недоплаты денежной компенсации за июль – 8428 руб. и оплата часов за выполнение служебных обязанностей в ночное время за июль 2018 в сумме за июль – 1021,17 руб. удовлетворению не подлежат по мотивам, изложенным выше судом в описательной части, то есть в связи с тем, что требования истца по существу признаны судом необоснованными.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. С учетом требований состязательности, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании вышеизложенного суд считает необходимым отказать Сучкову И.А. в удовлетворении исковых требований о взыскании в свою пользу с ответчика невыплаченной суммы денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени за январь, февраль, март, июнь, июль 2018г. в размере 76 485,00 рублей, о взыскании невыплаченной суммы денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время за период с января по июль 2018г. в размере 3 527,24 рублей, о взыскании процентов за задержку выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени в сумме 7 389,32 руб. и ночное время в размере в сумме 193,03 рубля и компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 321 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Сучкова И. А. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Ленинск – Кузнецкий» о взыскании невыплаченной суммы денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени за январь, февраль, март, июнь, июль 2018г. в размере 76 485,00 рублей, о взыскании невыплаченной суммы денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время за период с января по июль 2018г. в размере 3 527,24 рублей, о взыскании процентов за задержку выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени в сумме 7 389,32 руб. и ночное время в сумме 193,03 рубля, и компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей, - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинск – Кузнецкий городской суд Кемеровской области.

Решение принято в окончательной форме «28» января 2019 года

Судья: подпись. Зеброва Л.А.

Подлинный документ находится в гражданском деле №2-37/2019 Ленинск – Кузнецкого городского суда Кемеровской области.