№ 2-2004/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2018 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего: Паниной Е.Ю.,
при секретаре: Гончаровой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алейского межрайонного прокурора в защиту интересов ФИО1, ФИО2 к ООО «ГУЖФ» Обособленное подразделение «Центральное» Жилищно-эксплуатационное управление «Барнаульское» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет денежного эквивалента,
УСТАНОВИЛ:
Алейский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском в защиту интересов ФИО1, ФИО2 к ООО «ГУЖФ» Обособленное подразделение «Центральное» Жилищно-эксплуатационное управление «Барнаульское».
В обоснование требований указывает, что в ходе проведения проверки по обращению ФИО1 по вопросу невыплаты компенсации за услуги ЖКХ за ноябрь 2016 года, было выявлено, что ФИО1 и ФИО2 имеют право на компенсацию платы за коммунальные услуги как инвалиды 3 группы в соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». ФИО1 оплатил коммунальные услуги своевременно, ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается чек-ордером, но в ходе проверки установлено, что расчет льгот за услуги горячая вода, холодная вода и водоотведение в Управление социальной защиты населения по .... и .... не предоставлен, вследствие чего, компенсация расходов на оплату вышеуказанных коммунальных услуг за ноябрь 2016 года не выплачена ФИО1 и ФИО2 до настоящего времени. ДД.ММ.ГГГГ Алейским межрайонным прокурором в адрес ООО «ГУЖФ» было вынесено представление с требованием о принятии мер для направления в орган социальной защиты информации о расчете льгот по услугам горячая вода, холодная вода и водоотведение за ноябрь 2016 года в отношении ФИО1 и ФИО2, ответом от ДД.ММ.ГГГГ№ в удовлетворении представления было отказано по причине того, что расчет произведен правильно, необходимая информация направлена в орган социальной защиты своевременно.
На основании изложенного, заявлены требования о признании незаконным бездействия ООО «ГУЖФ», выразившегося в ненаправлении информации о расчете льгот по услугам горячая вода, холодная вода и водоотведение за ноябрь 2016 года в отношении ФИО1 и ФИО2 в Управление социальной защиты населения по .... и ....; возложении обязанности на ООО «ГУЖФ» направить в Управление социальной защиты населения по .... и .... информацию о расчете льгот по услугам горячая вода, холодная вода и водоотведение за ноябрь 2016 года в отношении ФИО1 и ФИО2
В процессе рассмотрения дела истец уточнил требования, заявив о признании незаконным бездействия ООО «ГУЖФ», выразившегося в ненаправлении информации о расчете льгот по услугам горячая вода, холодная вода и водоотведение за ноябрь 2016 года, декабрь 2016 года, январь 2017 года, февраль 2017 года в отношении ФИО1 и ФИО2 в Управление социальной защиты населения по .... и ....; возложении обязанности на ООО «ГУЖФ» направить в Управление социальной защиты населения по .... и .... информацию о расчете льгот по услугам горячая вода, холодная вода и водоотведение за ноябрь 2016 года, декабрь 2016 года, январь 2017 года, февраль 2017 года в отношении ФИО1 и ФИО2
В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора Овчинникова С.С. на доводах, изложенных в исковом заявлении, с учетом его уточнения, настаивала. Просила заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Процессуальный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «ГУЖФ» ФИО3 в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать, пояснил, что специалистом ООО «ГУЖФ» в отношении материальных истцов за спорные периоды предоставлены сведения о льготах. Поскольку ранее выплаченные истцам суммы льгот превышают размер полагающихся, специалисты ООО «ГУЖФ» на основании направленного им УСЗН письма об ошибочности ранее произведенных расчетов льготы произвели перерасчет льготы, с вычетом ранее излишне выплаченных льгот, разделив сумму на 4 месяца: ноябрь 2016 года, декабрь 2016 года, январь 2017 года, февраль 2017 года, в связи с чем в эти месяцы были предоставлены сведения о льготе в меньшем размере, чем предусмотрено.
Материальный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Представитель третьего лица Управление социальной защиты населения по .... и .... в судебное заседание не явился, извещены надлежаще. В представленном в суд ходатайстве, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения явившихся участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Преамбулы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28.2 Закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, в том числе платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда.
В силу ч.1 ст.1 55 Жилищного кодека РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Порядок предоставления компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг регламентирован Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в ...., утв. Постановлением .... от ДД.ММ.ГГГГ N 126, (далее также – Правила).
На основании п.п. 15, 16 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и ...., устанавливающими компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством (рассчитанного без учета повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг) и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Согласно п.п. 28, 29 Правил, управление социальной защиты населения ежемесячно на основании реестра формирует для каждой организации - поставщика услуг списки льготополучателей, которые в срок до 5 числа направляет в их адрес. Передача списков в электронном виде осуществляется по акту приема-передачи, составленному по установленной форме на бумажном носителе.Организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в управление социальной защиты населения для каждого льготополучателя, указанного в переданном управлением социальной защиты населения списке, по установленной форме сведения: о денежных эквивалентах, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, о выполнении (невыполнении) соглашения по погашению задолженности при его наличии. Передача сведений в электронном виде осуществляется по акту приема-передачи, составленному по установленной форме на бумажном носителе.
В соответствии с п. 13.1 Правил основанием для отказа в предоставлении компенсации является наличие задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг при отсутствии заключенного с организациями - поставщиками услуг соглашения по ее погашению или при невыполнении условий данного соглашения.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 и ФИО2 являются получателями ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг за жилое помещение по адресу: ...., как инвалиды 3 группы, что сторонами не оспаривалось.
Оплата коммунальных услуг за спорные периоды произведена материальными истцами в сроки, установленные законодательством, что в судебном заседании также не оспаривалось.
Размер ежемесячной денежной компенсации определяется поставщиком услуг ООО «ГУЖФ», как сумма денежных эквивалентов, исходя из установленного законодательством объема мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, количества проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, жилищных условий, действующих тарифов и нормативов, объемов потребления коммунальных услуг.
Согласно позиции процессуального истца ответчиком, как поставщиком услуг ООО «ГУЖФ», в УСЗН за спорные месяцы – ноябрь 2016 – февраль 2017 года представлены неверные сведения о размере денежного эквивалента льготы по коммунальным услугам: холодная вода, горячая вода, водоотведение, сведения о размере денежного эквивалента представлены в меньшем размере, чем предусмотрено законодательством.
Данное обстоятельство подтверждается информацией об объеме и стоимости данных коммунальных услуг в указанный период и сведениями, представленными ответчиком в УСЗН о размере денежного эквивалента по данным услугам.
Фактически ответчиком данное обстоятельство не оспаривается.
В обоснование законности своих действий ответчик ссылается на направленное в его адрес письмо УСЗН по .... и .... от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором указано, что в связи с проведенной проверкой в октябре 2016 года, было выявлено, что расчет денежного эквивалента ООО «ГУЖФ» определяется без соблюдения норм федерального законодательства. Размер денежного эквивалента определяется исходя из доли фактически внесенного платежа без ограничения нормативами потребления без учета повышающих коэффициентов, что привело к неэффективному использованию средств федерального и краевого бюджета. Заявлено о необходимости расчета денежного эквивалента в соответствии с установленными требованиями. В данном письме указано, что гражданам, расчет денежного эквивалента у которых был произведен в завышенном размере, с учетом применения повышающих коэффициентов, необходимо произвести перерасчет. Разница между выплаченным денежным эквивалентом и нормативом потребления, которым должен был быть ограничен денежный эквивалент, должна быть возмещена в соответствующий бюджет, либо с согласия гражданина произведен перерасчет у поставщика услуг.
Действительно, указанное письмо было направлено ответчику УСЗН по .... и .....
Вместе с тем, оценивая положения Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в ...., суд приходит к выводу о том, что такой перерасчет ответчиком, и, как следствие, предоставление информации за спорные месяцы в отношении размера денежного эквивалента в отношении истцов в меньшем размере, произведены необоснованно, ввиду следующего.
В соответствии с п. 24.3 Правил суммы компенсации, излишне выплаченные льготополучателю по его вине (представление документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право получения и размер компенсации, невыполнение требования, предусмотренного пунктом 23 настоящих Правил), возмещаются гражданином (добровольно возвращаются льготополучателем, засчитываются в счет будущей компенсации). При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску управления социальной защиты населения истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок возмещения гражданами сумм компенсации, излишне выплаченных, не по вине льготополучателей, Правилами не урегулирован. В связи с чем, к порядку их возмещения подлежат применению общие положения гражданского законодательства, в том числе о неосновательном обогащении.
Таким образом, во внесудебном порядке данные суммы могли быть возмещены, в том числе в порядке перерасчета (зачета выплаченных в излишнем размере сумм денежной компенсации в счет предстоящих платежей) с согласия льготополучателей.
Такого согласия получено не было.
При отсутствии согласия льготополучателей вопрос о наличии оснований для возмещения излишне выплаченных сумм подлежит разрешению в судебном порядке по иску УСЗН – как уполномоченного органа местного самоуправления в области социальной защиты, который принимает решение о выплатах денежной компенсации, и соответственно, уполномочен на обращение за возмещением в случае установления факта излишней выплаты.
Ответчику право на принятие решения о произведении перерасчета ранее излишне выплаченных сумм без согласия льготополучателей не предоставлено.
В связи с чем, проведение такого перерасчета и предоставление сведений о размере денежного эквивалента в УСЗН в меньшем размере произведено незаконно.
Данное обстоятельство повлекло выплату денежной компенсации истцам в меньшем размере, чем нарушено их право на получение мер социальной защиты в установленном законом порядке. Нарушенное право подлежит восстановлению.
Согласно предоставленной информации Управления социальной защиты населения по .... и .... уточненных сведений о размере денежного эквивалента компенсации ФИО1 и ФИО2 не поступало.
При установленных обстоятельствах суд полагает удовлетворить требования в полном объеме, признан незаконными действия ответчика по ненаправлению информации о расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки за спорный период в установленном размере и возложить обязанность устранить допущенное нарушение, направив информацию о размере денежного эквивалента в установленном размере.
При этом суд отмечает, что в просительной части уточненного искового заявления процессуальным истцом допущена техническая ошибка в части отсутствия указания о возложении обязанности на ответчика направить в Управление социальной защиты населения по .... и .... информации о расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки в установленном размере по услугам холодная вода, горячая вода, водоотведение за февраль 2017 года при заявлении требований о незаконности действий ответчика в этой части. Данное обстоятельство не препятствует возложению обязанности устранить нарушение и в указанной части, поскольку при установлении нарушения судом подлежит возложению обязанность по устранению нарушения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «ГУЖФ» по ненаправлению информации о расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки в установленном размере по услугам холодная вода, горячая вода, водоотведение за ноябрь, декабрь 2016 года, январь, февраль 2017 года в отношении ФИО1, ФИО2 в Управление социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району.
Возложить обязанность на ООО «ГУЖФ» направить в Управление социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району информации о расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки в установленном размере по услугам холодная вода, горячая вода, водоотведение за ноябрь, декабрь 2016 года, январь, февраль 2017 года в отношении ФИО1, ФИО2.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Панина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>