ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2005/18 от 06.07.2018 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2-2005/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июля 2018г. г. Саратов.

Волжский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Егоровой И.А.,

при секретаре Ефимовой О.С.,

с участием истцов Бирюковой Е.В., Ерюшевой М.А., Чануквадзе Д.Б., Чеснокова Е.А. и представителей истцов Лиманского Д.В., Рысиной Е.В., действующих на основании доверенностей,

представителя ответчика Министерства финансов Саратовской области Казиной Н.Г., действующей на основании доверенности от 09.01.2018г.,

представителей третьих лиц: Правительства Саратовской области Дюновой Ю.А., действующей на основании доверенности от 06.10.2015г., Саратовской областной Думы Грицковой Ю.В., министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Коноваловой О.Ю., действующей на основании доверенности от 03.04.2018г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аникиной А.С., Бирюковой Е.В., Бухалкиной А.А., Васильева Е.Р., Воробьевой Н.В., Галаховой М.А., Галицкого С.В., Гамина И.С., Ефремовой (Логуновой) М.Г., Еремина И.В., Ерюшевой М.А., Карпова И.А., Карпова Э.А., Конновой Н.А., Ктиторова С.А., Ктиторовой Е.А., Кудашева А.А., Кузнецовой Е.Б., Кузнецовой Н.Б., Миллера М.В., Нижниковой В.О., Онищенко В.А., Сергеевой Е.В., Смирнова В.В., Харьковского С.В., Чануквадзе Д.Б., Чопурян (Даниленко) Е.В., Ширяева М.В., Беляевой Н.С., Болдубаева Э.К., Буцаевой А.Н., Гвоздюка М.Л., Гриценко А.В., Кондратьевой В.С., Красновой О.И., Мотыревой Т.С., Мураткалиевой А.С., Платоновой Д.С., Поликарповой Е.А., Раевой М.С., Руссаковой А.В., Силантьевой Е.В., Слободзяну О.Ф., Спириной Т.А., Страмоусовой А.С., Строковой М.В., Таушановой Т.Ю., Федюниной Е.А., Хирной Т.П., Целых Т.С., Черкасова С.А., Чеснокова Е.А., Шклярук В.А., Яненского В.Д. к субъекту Российской Федерации - Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области, третьи лица Саратовская областная Дума, Правительство Саратовской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП

России по Саратовской области о возмещении убытков, причиненных изданием нормативно-правовых актов, противоречащих федеральному законодательству РФ,

установил:

Истцы обратились в суд с иском к министерству финансов Саратовской области указав в обоснование заявленных требований, что вступившими в законную силу решениями Кировского районного суда г. Саратова на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить истцам жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области на территории г. Саратова и Саратовской области, общей площадью не менее 30 кв.м Решения вступили в законную силу, но до настоящего времени не исполнены. На уровне Российской Федерации основным нормативным правовыми актом, регулирующим права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц приравненных к ним, является: Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На уровне Саратовской области, как субъекта Российской Федерации, нормативным правовыми актом, регулирующим права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц приравненных к ним, являются: Закон Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Саратовской области», Постановление Правительства Саратовской области от 29.06.2016 года № 319-П «О порядке формирования специализированного государственного жилищного фонда области и распределение жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации «Государственная система правовой информации» (www.pravo.gov.ru), дата публикации - 05.07.2016 года, номер опубликования: 6400201607050004. (далее Постановление Правительства Саратовской области от 29.06.2016 года № 319-П.) Постановлением Правительства Саратовской области от 29.06.2016 года № 319-П утверждены: Положение о порядке формирования специализированного государственного жилищного фонда области в границах городских округов, (за исключением закрытых административно-территориальных образований) и в границах административных центров муниципальных районов для предоставления жилых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Положение о порядке распределения жилых помещений предоставляемых из специализированного государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Саратовской областной Думой и Правительством Саратовской области были приняты нормативно-правовые акты, которые нарушают права истцов на своевременное обеспечение жилыми помещениями, в соответствии Федеральным законом N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. Закон Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО и Постановление Правительства Саратовской области от 29 июня 2016 года № 319-П поставили предоставление жилья детям-сиротам и приравненным к ним лицам, в прямую зависимость от формирования Министерством строительства и ЖКХ Саратовской области специализированного государственного

жилищного фонда. При этом на Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области законодательно не была возложена обязанность по формированию специализированного жилищного фонда в объёмах достаточных, для своевременного

обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в соответствии с требованием федерального законодательства РФ. Законом Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Саратовской области» не предусмотрены сроки формирования в необходимых объемах специализированного государственного жилищного фонда области, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и приравненных к ним лиц, в соответствии с требованием Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.

25 мая 2015 года Саратовским областным судом по делу № 3-12/2015-М-3/2015 было вынесено решение о признании недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу:

- пункта 3 части 8 статьи 6 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Саратовской области» в той мере в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же для лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет.

23 сентября 2015 года Апелляционным определением Верховного Суда РФ № 32-АПГ15-5 решение Саратовского областного суда от 25 мая 2015 года оставлено без изменения апелляционная жалоба Саратовской областной думы, без удовлетворения. Решение Саратовского областного суда вступило в законную силу.

Решение Саратовского областного суда от 25 мая 2015 года по делу № 3-12/2015-М-3/2015 Саратовской областной думой в полном объеме не было исполнено. В текст пункта 3 части 8 статьи 6 Закона Саратовской области №123-ЗСО от 25.07.2012 года Законом Саратовской области от 01.02.2016 N 6-ЗСО было внесено изменение о том, что формирование специализированного жилищного фонда области производится в порядке, установленном Правительством области.

Правительством Саратовской области было принято постановление от 29.06.2016 года № 319-П «О порядке формирования специализированного государственного жилищного фонда области и распределение жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

В указанном постановлении Правительства Саратовской области, так же не предусмотрены сроки формирования в необходимых объемах и сроки распределение специализированного государственного жилищного фонда области, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в соответствии с требованием федерального законодательства РФ.

02 августа 2017 года Саратовским областным судом по иску Бирюковой Е.В. к Саратовской областной думе (дело № 3а-49/2017~М-94/2017, копия решения суда предоставлена с исковым заявлением) вынесено решение о признании недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу:

- пункта 3 части 8 статьи 6 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО ««Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Саратовской

области» в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объёмах, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет.

26 января 2018 года апелляционным определением Верховного Суда РФ № 32-АПГ17-14 решение Саратовского областного суда от 02 августа 2017 года оставлено без изменения апелляционная жалоба Саратовской областной думы, без удовлетворения. Решение Саратовского областного суда вступило в законную силу.

02 августа 2017 года Саратовским областным судом по иску Бирюковой Е.В. к Правительству Саратовской области (дело №3а-50/2017~М-95/2017) вынесено решение о признании недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу:

- Положения о порядке формирования специализированного государственного жилищного фонда области в границах городских округов (за исключением закрытых административно-территориальных образований) и в границах административных центров муниципальных районов для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённое постановлением правительства Саратовской области от 29 июня 2016 года № 319-П, в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объёмах, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет.

- Пункта 3.1 Положения о порядке распределения жилых помещений, предоставляемых из специализированного государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением правительства Саратовской области от 29 июня 2016 года № 319-П, в части слов: «со дня их включения в специализированный государственный жилищный фонд области».

26 января 2018 года апелляционным определением Верховного Суда РФ № 32-АПГ17-13 № 32-АПГ15-5 решение Саратовского областного суда от 02 августа 2017 года оставлено без изменения апелляционная жалоба Саратовской областной Думы, без удовлетворения. Решение Саратовского областного суда вступило в законную силу.

Верховным судом Российской Федерации подтверждены решения Саратовского областного суда о том, что Саратовской областной думой и Правительством Саратовской области приняты нормативно-правовые акты, которые не соответствуют федеральному законодательству и нарушают право сирот на своевременное

обеспечение жилыми помещениями. Поэтому это не подлежит повторному доказыванию в соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ.

Свое бездействие по исполнению обязанности обеспечения жильем детей-сирот и приравненных к ним лиц, Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области, объясняет тем, что распределение жилых помещений между сиротами производиться при поступлении жилых помещений в специализированный государственный жилищный фонд области, которого не достаточно для обеспечения жильем всех сирот Саратовской области. Отсутствие необходимого объема специализированного жилищного фонда для своевременного обеспечения жильем детей-сирот и приравненных к ним лиц, Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области объясняет отсутствием необходимого объема финансирования и отсутствием жилых помещений, которые можно приобрести для включения в специализированный государственный жилищный фонд области.

Истцы считают доводы Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области о причинах нарушения прав сирот на обеспечение жильем, незаконными и необоснованными поскольку Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено немедленное предоставление жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, детям-сиротам и приравненных к ним лицам, при достижении возраста 18 лет. Каких либо дополнительных прав для Саратовской области по установлению более длительных сроков предоставления жилья детям-сиротам и приравненных к ним лицам, федеральным законодательством РФ не предусмотрено.

В определении Верховного суда РФ от 13.10.2015 г. № 20-КГПР15-11 указано, что установленный законом субъекта РФ порядок предоставления специализированого жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений, определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций) выделяемого на цели обеспечения жильем, указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договорам найма специализированного жилого помещения. Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот не может служить правовым основанием для не предоставления жилья детям-сиротам и приравненных к ним лиц в сроки, установленные федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1203 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений», предусмотрено софинансирование расходного обязательства субъекта РФ за счет субсидий из Федерального бюджета. В 2017 году объем софинансирования расходных обязательств Саратовской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и приравненных к ним лиц составлял до 84%.

В ходе судебного процесса в Саратовском областном суде по делу № 3-12/2015-М-3/2015 о признании недействующим Закона Саратовской области № 123-ЗСО было установлено, что денежные средства, выделенные бюджетом Российской Федерации

для формирования специализированного государственного жилищного фонда, были использованы в неполном объеме. Доводы Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области об отсутствии надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и приравненных к ним лиц, полностью не состоятельны, что было установлено в ходе судебного разбирательства в Саратовском областном суде по указанному делу.

В соответствии с Законом Саратовской области № 3-ЗСО от 26.12.2007 г. «О бюджетном процессе в Саратовской области».

Правительство Саратовской области, в организационную структуру которого входит Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области, является участником бюджетного процесса и обладает бюджетными полномочиями: обеспечивает составление проектов областного бюджета, определяет основные направления бюджетной и налоговой политики области, обеспечивает исполнение областного бюджета.

Саратовская областная дума принимает и утверждает бюджет Саратовской области.

Саратовская областная дума и Правительство Саратовской области, обладают всеми необходимыми властными полномочиями для разрешения вопроса о достаточном финансировании приобретения жилых помещений в специализированный государственный жилищный фонд.

В соответствии с Законом Саратовской области № 123-ЗСО от 02.08.2012 года «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Саратовской области» включение в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Саратовской области производиться при достижении сиротой возраста 14 лет. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ жилье выделяется детям-сиротам и приравненных к ним лицам, при достижении 18 лет.

То есть между включением детей-сирот в список на обеспечение жильем и предоставлением им жилья имеется временной период не менее 4 лет, а учетом того что большинство детей-сирот находиться на обучении до 23 лет, то такой временной период составляет более 8 лет. С учетом указанного временного периода у государственных органов Саратовской области имеется более достаточно времени для формирования специализированного государственного жилищного фонда в достаточных объемах, что бы исполнить требование федерального законодательства РФ по своевременному предоставлению жилья детям-сиротам.

Доводы Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области об отсутствии в Саратовской области благоустроенных квартир площадью 30 квадратных метров, так же несостоятельны. Законом Саратовской области № 39-ЗСО от 28.04.2005 г. «О предоставлении жилья в Саратовской области» (статья 2 часть 3 пункт 1 Закона Саратовской области № 39-ЗСО от 28.04.2005 г.) предусмотрено, что допускается отклонение размера предоставляемого жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области от нормы предоставления в сторону увеличения до 39 квадратных метров общей площади. При отсутствии на первичном или вторичном рынке недвижимости однокомнатных квартир площадью 30 кв. метров в полном соответствии с законом Саратовской области и решением Кировского районного суда г. Саратова, Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области могло приобрести или построить жилое помещение большей площадью, чем 30 квадратных метров.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного

самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с законодательством Российской Федерации.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрен один из способов защиты гражданских прав как возмещение убытков.

Понятие убытков раскрыто в пункте 2 статьи 15 ГК Российской Федерации, где под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»: (п.11) Применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков; п.12) По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области (СаратовСтат) предоставлена информация о том, что стоимость аренды однокомнатной квартиры в Саратовской области за январь 2018 года составляет 10 915,63 (десять тысяч девятьсот пятнадцать) рублей 63 копейки в месяц.

Для возмещения предстоящих убытков по аренде жилья, в целях восстановления нарушенного права истцов на своевременное получение жилья по договору найма из специализированного государственного жилищного фона, необходимо взыскать с ответчика субъекта Российской Федерации Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области в пользу каждого истца, денежные средства в размере 10 915,63 рублей, ежемесячно за период времени с момента подачи настоящего искового заявления и до момента предоставления истцам жилья по договорам найма из специализированного государственного жилищного фонда, в соответствии с решениями Кировского районного суда г. Саратова. Просят взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере по 5.000 руб. в пользу каждого истца.

Истцы Бирюкова Е.В., Ерюшева М.А., Чануквадзе Д.Б., Чесгноков Е.А., представители истцов Лиманский Д.В. и Рысина Е.В. в судебном заседании поддержали исковые требования, дали прояснения, аналогичные изложенным в искомом заявлении. Просили иск удовлетворить, взыскав с ответчика в пользу каждого истца денежные средства в размере 10 915,63 рублей, ежемесячно за период времени с момента обращения в суд с настоящим иском и до момента предоставления каждому истцу жилья по договору найма из специализированного государственного жилищного фонда, в соответствии с решениями Кировского районного суда г. Саратова., судебные расходы по оплате услуг представителей по 5.000 руб. в пользу каждого истца.

Остальные истцы, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представитель ответчика Министерства финансов Саратовской области иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, приобщенном к материалам дела ( л.д. 139-142, том 3). Просила отказать в удовлетворении иска поскольку Министерство финансов Саратовской области не наделено полномочиями

в сфере жилищных отношений и является главным распорядителем средств областного бюджете в части расходов на эти цели, поэтому не может выступать в качестве ответчика по настоящему делу. Кроме того, реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности, однако истцами не представлено ни одного доказательства возможного несения ими расходов, которые истцы должным будут понести для восстановления нарушенного права.

Представитель третьего лица Саратовской областной Думы просила отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. приобщенном к материалам дела ( л.д. 245-250, том 3), указав, что истцами не представлены доказательства наличия причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и заявленными истцами к возмещению убытками в размере 10 915,63 рублей, ежемесячно.

Представитель третьего лица Правительства Саратовской области полагала, что исковые требования истцов не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, приобщенном к материалам дела ( л.д. 143-147 том 3). Просила отказать в удовлетворения исковых требований, поскольку в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцами не представлены допустимые, достоверные и достаточные доказательства, подтверждающие необходимость заключения договоров аренды жилых помещений и размера убытков.

Представитель третьего лица Министерства ЖКХ Саратовской области просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, приобщенном к материалам дела ( л.д.148-156, том 3). Пояснила, что предоставление жилых помещений детям-сиротам осуществляется по мере формирования государственного жилищного фонда области и поступления квартир требуемой номенклатуры. В соответствии с порядком проведения жеребьевки по распределению жилых помещений, исключается какая – либо очередность в предоставлении жилого помещения. Так, в период рассмотрения дела по результатам жеребьевки жилое помещение предоставлено истцу Слободзяну О.Ф.

Представитель третьего лица Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Саратовской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 45 Конституции РФ закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми, не запрещенными законом способами (часть 2).

К таким способам защиты гражданских прав относятся, в том числе возмещение убытков (статья 12 ГК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Саратовской области от 02.08.2012 № 123-ЗСО (ред. от 25.12.2012) «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской

области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, в случае, если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений при условии, что местом их жительства является Саратовская область.

Согласно ч. 10 ст. 5 указанного Закона, уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений по итогам решений о принятии или об отказе в принятии на специализированный жилищный учет формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом (приложение 7). В указанный список включаются лица, достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, жилых помещений в порядке, определенном статьей 6 настоящего Закона, является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Согласно ч. 11 ст. 5 указанного Закона, граждане, достигшие возраста 23 лет, которые до достижения данного возраста имели статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, но не реализовали в установленном порядке право на предоставление им жилого помещения по договору социального найма, сохраняющие право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Саратовской области от 23 апреля 2012 г. № 64-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области и не реализовавшие в установленном порядке право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с Законом Саратовской области от 2 августа 2007 г. № 150-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), включаются в список, указанный в части 10 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В судебном заседании установлено и подтверждено представителями сторон и третьих лиц, что :

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 17 апреля 2014 года Кировским районным судом г. Саратова по делу № 2-1558/2014 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Аникиной А.С. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 23 апреля 2014 года Кировским районным судом г. Саратова по делу № 2-2029/2014 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Бирюковой Е.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 22 декабря 2014 года Кировским районным судом г. Саратова по делу № 2-269/2014 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Бухалкиной А.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 22 апреля 2015 года по делу № 2-3067 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Васильеву Е.Р. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 25 декабря 2014 года по делу № 2-134/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Воробьевой Н.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 13 ноября 20015 года по делу № 2-7943/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Галаховой М.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 25 декабря 2014 года по делу № 2-135/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской возложена области предоставить Галицкому С.В.

благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г.Саратова от 25 марта 2015 года по делу № 2-2054/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Гамину И.С. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области; - решением Кировского районного суда г. Саратова от 16 апреля 2015 года по делу № 2-2044/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Еремеевой (добрачная фамилия Логунова) М.Г. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 10 ноября 2015 года по делу № 2-8658/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Еремину И.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 28 мая 2015 года по делу № 2-3497/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Ерюшевой М.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 03 октября 2014 года по делу № 2-5520/2014 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Карпову И.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 28 января 2016 года по делу № 2-1069/2016 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Карпову Э.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 13 марта 2018 года по делу № 2-1541/2018 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Конновой Н.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 08 декабря 2015 года по делу № 2-9234/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Ктиторову С.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее

30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 08 декабря 2015 года по делу № 2-9233/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Ктиторовой Е.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 29 сентября 2014 года по делу № 2-5522/2014 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Кудашеву А.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 22 апреля 2015 года по делу № 2-3057/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Кузнецовой Е.Б. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 22 апреля 2015 года по делу № 2-3070/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Кузнецовой Н.Б. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 26 июня 2014 года по делу № 2-2986/2014 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Миллер М.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 17 июня 2015 года по делу № 2-4501/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Нижниковой В.О. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 05 августа 2015 года по делу № 2-6151/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Онищенко В.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 25 марта 2015 года по делу № 2-1922/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Сергеевой Е.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв.

метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 29 апреля 2014 года по делу № 2-2029/2014 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Смирнову В.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 22 декабря 2014 года по делу № 2-132/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Харьковскому С.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 13 октября 2015 года по делу № 2-7803/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Чануквадзе Д.Б. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 25 марта 2015 года по делу № 2-1923/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Даниловой Е.В. (в замужестве Чопурян Е.В.) благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 31 января 2017 года по делу № 2-1075/2017 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Ширяеву М.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 14 октября 2015 года по делу № 2-8019/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Беляевой Н.С. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 15 мая 2017 года по делу № 2-3809/2017 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Болдубаеву Э.К. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 03 октября 2016 года по делу № 2-9650/2016 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Буцаевой А.Н. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв.

метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 24 декабря 2014 года по делу № 2-142/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Гвоздюк М.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 27 января 2015 года по делу № 2-631/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Грициенко А.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 24 декабря 2015 года по делу № 2-6914/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Кондратьевой В.С. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 25 августа 2016 года Кировским районным судом г. Саратова по делу № 2-9000/2016 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Красновой О.И. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 17 августа 2015 года по делу № 2-6357/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Мотыревой Т.С. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 01 августа 2016 года по делу № 2-7534/2016 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Мураткалиевой А.С. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 24 июня 2014 года по делу № 2-3103/2014 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Платоновой Д.С. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 07 февраля 2017 года по делу № 2-1141/2017 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Поликарповой Е.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв.

метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 25 февраля 2015 года по делу № 2-1411/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Раевой М.С. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 07 сентября 2015 года по делу № 2-6845/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Руссаковой А.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 29 декабря 2015 года по делу № 2-9935/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Силантьевой Е.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 28 июля 2015 года по делу № 2-5510/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Слободзяну О.Ф. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 13 марта 2017 года по делу № 2-2952/2017 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Спириной Т.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 06 ноября 2015 года по делу № 2-8325/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Страмоусовой А.С. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 17 февраля 2015 года по делу № 2-1259/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Строковой М.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 10 сентября 2014 года по делу № 2-4962/2014 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Таушановой Т.Ю. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров

по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда Саратова от 05 мая 2014 года по делу № 2-1890/2014 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Федюниной Е.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 22 апреля 2015 года по делу № 2-3071/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Хирной Т.П. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 22 декабря 2014 года по делу № 2-133/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Целых Т.С. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 24 декабря 2015 года по делу № 2-3691/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Черкасову С.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 07 июля 2015 года по делу № 2-5024/2015 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Чеснокову Е.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 10 января 2016 года по делу № 2-530/2016 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Шклярук В.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области;

- решением Кировского районного суда г. Саратова от 13 ноября 2014 года по делу № 2-5396/2014 на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Яненскому В.Д. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области.

На основании вышеприведенных судебных актов выданы исполнительные листы, которые предъявлены истцами к принудительному исполнению.

На день принятия решения по настоящему делу жилое помещение предоставлено Слободзяну О.Ф.

Решения суда о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда, остальным истцам не исполнены.

Вступившим в законную силу решением Саратовского областного суда от 02 августа 2017 года по делу № 3а-50/2017 частично удовлетворено исковое заявление Бирюковой Е.В. к правительству Саратовской области и признано недействующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения суда в законную силу Положение о порядке формирования специализированного государственного жилищного фонда области в границах городских округов (за исключением закрытых административно-территориальных образований) и в границах административных центров муниципальных районов для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное постановлением правительства Саратовской области от 29 июня 2016 года № 319-П, в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объёмах, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет.

- Пункта 3.1 Положения о порядке распределения жилых помещений, предоставляемых из специализированного государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением правительства Саратовской области от 29 июня 2016 года № 319-П, в части слов: «со дня их включения в специализированный государственный жилищный фонд области». В остальной части исковых требований отказано.( л.д. 92-134, том 2).

Вступившим в законную силу решением Саратовского областного суда от 02 августа 2017 года по делу № 3а-49/2017 частично удовлетворено исковое заявление Бирюковой Е.В. к Саратовской областной Думе о признании недействующим пункта 3 части 8, подпункта «б» пункта 2 части 10 статьи 6 Закона Саратовской области от 02 августа 2012года № 123-ЗСО « Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» в части отсутствия срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области. Признано недействующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункта 3 части 8 статьи 6 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО « Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объемах, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет. В остальной части иска отказано.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Исходя из положений ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем возмещения убытков.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.

Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, вину ответчика в нарушении права истца, наличие и размер понесенных убытков причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. При этом причинно-следственная связь между фактом нарушения права и убытками в виде реального ущерба должна обладать следующими характеристиками: 1) причина предшествует следствию, 2) причина является необходимым и достаточным основанием наступления следствия. Недоказанность одного из вышеназванных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении исковых требований.

В силу положений ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц

этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса России публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов.

Для применения ответственности, предусмотренной приведенными нормами закона, лицо, требующее возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов, либо их должностных лиц и возникшими убытками, а также размер последних.

Истцами в обоснование заявленных требований указано, что изданием нормативно-правовых актов, противоречащих федеральному закону РФ, а именно пункта 3 части 8 статьи 6 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Саратовской области» и Положения о порядке формирования специализированного государственного жилищного фонда области в границах городских округов (за исключением закрытых административно-территориальных образований) и в границах административных центров муниципальных районов для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное постановлением правительства Саратовской области от 29 июня 2016 года № 319-П, в той мере в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, нарушено право истцов на своевременное получение жилья по найму специализированных жилых помещений. Из-за длительного неисполнения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обязанности по предоставлению истцам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области, на стороне истцов возникают убытки, связанные с арендой жилых помещений на период до предоставления жилья из специализированного жилищного фонда, которые истцы должны будут произвести для восстановления своих нарушенных прав, поскольку иного жилья не имеют. Размер предполагаемых убытков в сумме 10.915,63 руб. ежемесячно подтвержден сведениями Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области о стоимости аренды однокомнатной квартиры в Саратовской области за январь 2018г.

Исходя из смысла ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, во всех случаях, когда в том или ином суде разрешается спор и есть стороны, они должны быть процессуально равны, иметь равные права и возможности отстаивать свои интересы.

Это конституционное положение и требование норм международного права содержится и в ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.

Законом на суд не возлагается обязанность по собиранию доказательств и по доказыванию действительных обстоятельств дела, так как возложение такой обязанности приведёт к тому, что он будет вынужден действовать в интересах какой-либо из сторон.

Оценив представленные доказательства с позиции ст. 61 ГПК РФ суд пришел к выводу, что в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцами не представлено допустимых и бесспорных доказательств, при наличии которых суд смог бы прийти к выводу об удовлетворении заявленных истцами требований, а именно доказательства того, что изданием нормативно-правовых актов, противоречащих федеральному закону РФ нарушено право истцов на своевременное получение жилых помещений по найму специализированных жилых помещений.

В связи с отказом истца в удовлетворении иска, не подлежат удовлетворению требования истцов о компенсации судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителей в порядке ст. 98 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Аникиной А.С., Бирюковой Е.В., Бухалкиной А.А., Васильеву Евгению Романовичу, Воробьевой Н.В., Галаховой М.А., Галицкому С.В., Гамину И.С., Ефремовой (Логуновой) М.Г., Еремину И.В., Ерюшевой М.А., Карпову И.А., Карпову Э.А., Конновой Н.А., Ктиторову С.А., Ктиторовой Е.А., Кудашеву А.А., Кузнецовой Е.Б., Кузнецовой Н.Б., Миллеру М.В., Нижниковой В.О., Онищенко В.А., Сергеевой Е.В., Смирнову В.В., Харьковскому С.В., Чануквадзе Д.Б., Чопурян (Даниленко) Е.В., Ширяеву М.В., Беляевой Н.С., Болдубаеву Э.К., Буцаевой А.Н., Гвоздюку М.Л., Гриценко А.В., Кондратьевой В.С., Красновой О.И., Мотыревой Т.С., Мураткалиевой А.С., Платоновой Д.С., Поликарповой Е.А., Раевой М.С., Руссаковой А.В., Силантьевой Е.В., Слободзяну О.Ф., Спириной Т.А., Страмоусовой А.С., Строковой М.В., Таушановой Т.Ю., Федюниной Е.А., Хирной Т.П., Целых Т.С., Черкасову С.А., Чеснокову Е.А.,

Шклярук В.А., Яненскому В.Д. в иске к субъекту Российской Федерации - Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области о возмещении убытков, причиненных изданием нормативно-правовых актов, противоречащих федеральному закону РФ и нарушающих право на своевременное получение жилья по найму специализированных жилых помещений, отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, через Волжский районный суд г. Саратова, в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: