ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2005/2016 от 01.06.2016 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

дело № 2-2005/2016г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июня 2016 года г.Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Мучкинова М.Н.,

при секретаре Мукабенове Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Элисты действующего в интересах ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Администрации г.Элисты о признании незаконным бездействия по не проведению работ по устройству вентилируемого фасада с включением эффективного утеплителя по всей поверхности наружных стен дома, неустройству вентиляционной системы, возложении обязанности произвести работы по устройству вентилируемого фасада с включением эффективного утеплителя по всей поверхности наружных стен дома,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально прокурор г.Элисты обратился в суд в интересах ФИО7, ФИО8 и ФИО10 с иском к Администрации г.Элисты о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести работы по устройству вентилируемого фасада, мотивируя следующим.

Прокуратурой г.Элисты проведена проверка по обращениям указанных граждан о ненадлежащем состоянии жилых помещений 506 многоквартирного жилого дома <адрес>. Многоквартирный дом ДД.ММ.ГГГГ постройки. Распоряжением представителя Президента РК в г.Элисте от 29 июня 1994 года №1098-р общежитие ЖКО «Калмводстрой» принято в муниципальную собственность, включено в реестр муниципальной собственности. Решением Комитета при представителе Президента РК в г.Элисте по управлению муниципальным имуществом от 08 июля 1994 года №103 общежитие включено в реестр муниципального имущества и постановлено на баланс МУП «ЖЭУ-6». Постановлением Мэрии г.Элисты от 25 марта 2009 года №393 «О присвоении адресов» зданию общежития присвоен адрес: <адрес>. По состоянию на 01 марта 2016 года из <данные изъяты> комнат <данные изъяты> комнат находятся в муниципальной собственности, остальные – переданы в собственность граждан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ все помещения находились в муниципальной собственности. ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ проживает в комнате по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО8 проживает в комнате с ДД.ММ.ГГГГ по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ». ФИО проживает в комнате по договору на передачу в собственность от ДД.ММ.ГГГГ и квартира находится у неё в собственности. 26 июня 2015 года прокуратурой г.Элисты совместно с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РК проводилось обследование комнат, по результатам которого установлено, что в указанных комнатах отсутствует вытяжная вентиляция в санузлах, в связи с чем, на стенах и подоконниках имеется плесень. Согласно протоколам измерений параметров микроклимата ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» от 05 февраля 2015 года результаты замеров параметров микроклимата не соответствуют требованиям СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Согласно выводам технического заключения Центра «ЭкОС» ФГБОУ ВПО «КГУ» следы плесени на поверхностях стен образовались вследствие неработоспособности (отсутствии) системы вентиляции. Рекомендовано выполнить работы по устройству вентилируемого фасада с включением эффективного утеплителя по всей поверхности наружных стен дома, произвести устройство вентиляционной системы в соответствии с требованиями СанПин. В период с 2003 года по 2004 год органом местного самоуправления меры по устранению плесени в комнатах не принимались, средства на проведение работ не выделялись. Полагает, что необходимость произведения капитального ремонта возникла еще до первой приватизации в доме, то есть до 2008 года. Согласно заключению межведомственной комиссии Мэрии г.Элисты о признании жилого помещения – общежития <адрес> пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 18 июня 2007 года, необходимо и возможно проведение капитального ремонта с целью привидения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями. Считает, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и неисполненная им на момент приватизации гражданами занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

На основании изложенного, прокурор г.Элисты просил суд признать незаконным бездействие Администрации г.Элисты по не проведению работ по устройству вентилируемого фасада с включением эффективного утеплителя по всей поверхности наружных стен дома <адрес>, неустройству вентиляционной системы в соответствии с требованиями «СанПин 60.13330.2012 Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха». Возложить обязанность на Администрацию г.Элисты произвести работы по устройству вентилируемого фасада с включением эффективного утеплителя по всей поверхности наружных стен дома <адрес>, а также произвести устройство вентиляционной системы в соответствии с требованиями «СанПин 60.13330.2012 Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха».

В судебном заседании 19 мая 2016 года представитель прокурора г.Элисты – помощник прокурора Альмтаева Д.В. уточнила исковые требования, пояснив, что по причине нахождения комнаты в доме №<адрес> в собственности ФИО9, а не ФИО., прокурор действует в интересах ФИО7, ФИО8 и ФИО9.

В настоящем судебном заседании представитель прокурора г.Элисты, истцы ФИО7, ФИО8 и ее представитель ФИО1., действующий по заявлению, представитель ФИО9 – ФИО. уточенные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика – Администрации г.Элисты ФИО11, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения уточнённых исковых требований, пояснив следующее.

Прокурор обращается в суд с иском в отношении конкретных лиц, а заявляет требования в интересах неопределённого круга лиц, поскольку просит суд возложить обязанность на Администрацию г.Элисты произвести работы по устройству вентилируемого фасада с включением эффективного утеплителя по всей поверхности наружных стен дома <адрес> Дом <адрес> входит в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Калмыкия на 2014-2043 годы». Плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме <адрес> 2017-2040 годы. Решение об изменении срока капитального ремонта или перестановки очередности видов ремонта относится, в силу ст.44 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При предоставлении протокола общего собрания собственников жилых помещений указанного дома с решением о переносе сроков и замене при проведении первого этапа капитального ремонта вида работ Администрация г.Элисты будет ходатайствовать перед Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия о внесении изменений в региональную программу. Данные обстоятельства неоднократно доводились до сведения ФИО8, ФИО7 и ФИО удовлетворении иска прокурора просит отказать.

Представители третьих лиц: Муниципального казенного учреждения «Дирекция единого заказчика – ФИО2 действующий на основании доверенности, Управления государственного жилищного надзора Министерства ЖКХ и энергетики Республики Калмыкия – ФИО3., ФИО4 действующие на основании доверенности, в судебном заседании оставили вынесение решения по заявленному иску прокурора на усмотрение суда.

Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК ФИО5., ФИО6. в представленных суду письменных ходатайствах просили суд рассмотреть дело в отсутствии их представителя, оставив вынесение решения на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, по следующим основаниям.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Согласно типовому договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное казенное учреждение «Дирекция единого заказчика» передает ФИО7 и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным учреждением «Дирекция единого заказчика» и ФИО8 заключен типовой договор социального найма жилого помещения о передаче ей и членам её семьи в бессрочное владение и пользование изолированного жилого помещения по адресу: г<адрес>

В соответствии с типовым договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное казенное учреждение «Дирекция единого заказчика» передает ФИО и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, по адресу: <адрес>

Свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО9 на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ является собственником комнаты <адрес>

ФИО8, ФИО7 и ФИО. обратились с заявлениями в прокуратуру Республики Калмыкия, на основании чего была проведена прокурорская проверка.

Согласно техническому заключению Центра «ЭкОС» ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» о состоянии строительных конструкций квартиры расположенной в доме <адрес>, следы плесени на поверхностях стен образовались вследствие отсутствия системы вентиляции, при регулярном приготовлении пищи, техническое состояние строительных конструкций и системы здания ограничено-работоспособное. Рекомендовано выполнить работы по устройству вентилируемого фасада с включением эффективного утеплителя по всей поверхности наружных стен дома. Произвести устройство вентиляционной системы.

В соответствии с техническим заключением Центра «ЭкОС» ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» о состоянии строительных конструкций квартиры , расположенной в доме <адрес>, следы плесени на поверхностях стен образовались вследствие отсутствия системы вентиляции, при регулярном приготовлении пищи, техническое состояние строительных конструкций и системы здания ограничено-работоспособное. Рекомендовано выполнить работы по устройству вентилируемого фасада с включением эффективного утеплителя по всей поверхности наружных стен дома. Произвести устройство вентиляционной системы.

Из технического заключения Центра «ЭкОС» ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» о состоянии строительных конструкций квартиры , расположенной в доме <адрес>, следует, что в холодный период года происходит промерзание наружных стен, причиной тому является отсутствие утеплителя, нарушение изоляции швов всей поверхности. Вентиляция в жилой комнате и санузле отсутствует. Жители длительное время дышат парами вредного микроорганизма (плесень). Техническое состояние строительных конструкций и системы здания ограничено-работоспособное. Рекомендовано выполнить работы по устройству вентилируемого фасада с включением эффективного утеплителя по всей поверхности наружных стен дома. Привести в соответствие работу отопительного оборудования, произвести работу вентиляции в помещениях.

Согласно экспертному заключению по санитарно-эпидемиологической оценке, гигиенической оценки установления вредного воздействия на человека факторов среды обитания о несоответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам от 18 февраля 2015 года №027/02, результаты проведенных замеров параметров микроклимата не соответствуют требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативам СанПи 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям в жилых зданиях и помещениях» по показателю относительная влажность.

Заключением межведомственной комиссии Мэрии г.Элисты от 18 июня 2007 года, дому <адрес> необходимо и возможно проведение капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого дома в соответствии с установленными требованиями.

Между тем, согласно информационной справке от 25 июня 2015 года Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, возможной причиной повышенной влажности, возникновения очагов сырости и плесени, является произведенное самовольное переустройство в комнате а именно устройство санузла, где отсутствует вытяжная вентиляция, а в комнате – отсутствие нормативного воздухообмена между помещениями и улицей.

В ходе проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия от 26 июня 2015 года, 18 и 25 февраля 2016 года установлено, что в комнате ФИО7 в санузле и кухне отсутствует вытяжная вентиляция, что является нарушением СанПин. В кухне и в санузле на стенах имеются следы плесени. Комната ФИО8 переоборудована в жилое помещение из нежилого, где в санузле отсутствует вытяжная вентиляция, что является нарушением СанПин. В жилой комнате, в санузле на стенах и подоконнике имеются следы плесени. В комнате ФИО в санузле отсутствует вытяжная вентиляция, что является нарушением СанПин. В жилой комнате, на стенах и подоконнике имеются следы плесени.

Установленные в судебном заседании фактические обстоятельства переоборудования истцами нежилых помещений в жилые, производство готовки пищи в помещениях, и использование помещения под санузлы, где вентиляционная система не была предусмотрена изначально при производстве строительства дома, не оспаривались участниками процесса.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что причиной образования сырости и плесени в жилых помещениях ФИО7, ФИО8 и ФИО9 является, как несанкционированное переустройство и перепланировка их комнат, так и приготовление истцами пищи и использование помещения под санузлы в местах, не приспособленных для этого изначально при строительстве дома.

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Между тем, обращаясь в суд в защиту конкретных граждан ФИО7, ФИО8 и ФИО9, и заявляя свои требования ввиду нарушения именно их жилищных прав, прокурор, ничем не обосновывая, просит суд признать незаконным бездействие Администрации г.Элисты по не проведению работ по устройству вентилируемого фасада с включением эффективного утеплителя по всей поверхности наружных стен всего дома <адрес>, просит возложить на ответчика обязанность произвести работы по устройству вентилируемого фасада с включением эффективного утеплителя по всей поверхности наружных стен всего дома <адрес>, в котором также проживают иные граждане, в интересах которых прокурор иск не заявлял.

Заявляя исковые требования в интересах указанных граждан, прокурор г.Элисты просит суд признать незаконным бездействие Администрации г.Элисты по не проведению работ по устройству вентилируемого фасада с включением эффективного утеплителя по всей поверхности наружных стен дома <адрес>, неустройству вентиляционной системы. При этом представитель прокурора в судебном заседании поясняет, что проведение капитального ремонта, частью которого являются работы по устройству вентилируемого фасада с включением эффективного утеплителя, является обязанностью муниципального органа.

В соответствии с ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

Так, Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 декабря 2013 N605 (ред. от 18.02.2016) "О региональной программе "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Калмыкия, на 2014 - 2043 годы" дом №<адрес> включен в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Калмыкия, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Первоначальный этап капитального ремонта определен в 2017-2019 гг., ремонт кровли, в том числе переустройство невентилируемой на вентилируемую, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-тепло-газо-водоснабжения, водоотведения – на 2031 год.

Указанное Постановление Правительства Республики Калмыкия от 30 декабря 2013 N605 "О региональной программе "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Калмыкия, на 2014 - 2043 годы" ни кем не оспорено и является действующим.

В соответствии с ч.2 ст.44 Жилищного кодекса РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что в доме <адрес> в муниципальной собственности находятся лишь 7 квартир, остальные – в собственности граждан. В настоящее время дом состоит в очереди на проведение капитального ремонта.

Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что дом <адрес>, в котором проживают истцы, не подпадает по срокам проведения ремонта (2017-2031гг.) в краткосрочные планы реализации капитального ремонта. При этом собственниками многоквартирного дома не принято решение о проведении и финансировании капитального ремонта в иные сроки, о замене вида работ при проведении первого этапа капитального ремонта.

Кроме этого, представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что сроки капитального ремонта, в том числе дома <адрес>, в котором проживают истцы, устанавливались с учётом реальной финансовой возможности бюджета.

Таким образом, из вышеперечисленных обстоятельств следует, что правовых оснований для возложения обязанности на орган местного самоуправления г.Элисты по проведению работ по устройству вентилируемого фасада всего дома <адрес>, с включением эффективного утеплителя, не имеется.

Поскольку при сложившихся обстоятельствах, в рассматриваемом случае отсутствуют основания для возложения на администрацию г.Элисты обязанности по проведению работ по устройству вентилируемого фасада, следовательно, основания для признания незаконным бездействия администрации г.Элисты по устройству этого вентилируемого фасада, также отсутствуют.

Более того, в процессе судебного разбирательства установлено, что муниципальным органом в 2007 году было проведено обследование технического состояния комнат истцов и межведомственной комиссией Мэрии г.Элисты принято решение о необходимости проведения капитального ремонта спорного жилого дома.

Кроме этого, стороной ответчика суду представлены письма, направленные истцам ФИО7, ФИО8 от 02 марта 2015 года №Ш-1674/01-44, от 27 февраля 2015 года №К04-1094/01-44, от 13 марта 2015 года №Б-2570/01-44, от 13 марта 2015 года №К04/3013/0144, которые свидетельствует о том, что орган местного самоуправления рассматривал требования заявителей ФИО7 и ФИО8, неоднократно рекомендовал им в кратчайшие сроки провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и предоставить протокол общего собрания собственников жилья в Администрацию г.Элисты с решением о переносе сроков и замене вида работ при проведении первого этапа капитального ремонта, давал на требования заявителей мотивированные ответы. Между тем, при разрешении спора установлено, что решение собственниками жилых помещений, в том числе ФИО7, ФИО8, ФИО9, об изменении сроков капитального ремонта и вида работ, до настоящего времени не принято.

Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, суд считает доводы стороны истцов необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора г.Элисты действующего в интересах ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Администрации г.Элисты о признании незаконным бездействия по не проведению работ по устройству вентилируемого фасада с включением эффективного утеплителя по всей поверхности наружных стен дома, неустройству вентиляционной системы, возложении обязанности произвести работы по устройству вентилируемого фасада с включением эффективного утеплителя по всей поверхности наружных стен дома.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий М.Н. Мучкинов