Дело № 2-2006/12
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
04 октября 2012 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Степанова П. В.,
при секретаре судебного заседания Кромм Е. В.,
с участием прокурора Ереминой Ю. С.,
представителя открытого акционерного общества
«Соликамский магниевый завод» ФИО1,
представителя администрации г. Соликамска ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей Соликамского городского округа к открытому акционерному обществу «Соликамский магниевый завод», администрации города Соликамска Пермского края Соликамска о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия,
установил:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор (далее – прокурор) обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей Соликамского городского округа к открытому акционерному обществу «Соликамский магниевый завод», администрации города Соликамска Пермского края Соликамска, просил признать бездействие администрации города Соликамска Пермского края, выражающееся в допущении наличия на территории г. Соликамска, недалеко от производственной площадки ОАО «Соликамский магниевый завод», в районе <...>, свалки бытовых и промышленных отходов, не принятии мер по ее ликвидации и рекультивации земельного участка, незаконным, а также возложить на ответчиков обязанность разработать и реализовать проект ликвидации указанной свалки бытовых и промышленных отходов, расположенной на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м., проект рекультивации земельного участка, занимаемого данной свалкой.
В обоснование своих требований указал, что в ходе осуществления надзора установлено, что на территории г. Соликамска, недалеко от производственной площадки ОАО «СМЗ» районе <...>, имеется несанкционированная свалка, промышленных, строительных и бытовых отходов.
Данная свалка представлена сыпучими отходами серого и светло-серого цвета, местами розово-красного оттенка, в составе отходов встречаются битый кирпич и древесный остатки, по периметру размещены бытовые отходы, около автодороги, граничащей со свалкой с южной, юго-западной стороны, размещены строительные отходы.
Промышленные отходы, находящиеся в составе свалки, соответствуют 4-му классу опасности (малоопасные) для окружающей среды и имеют следующий компонентный состав: диоксид кремния, хлорид калия, хлорид натрия, карбонат кальция, оксид кальция, сульфат кальция, хлорид магния, оксид магния, оксид алюминия, оксид железа, вода, в обозначенном в исковом заявлении процентном соотношении.
Ссылается на то, что в ходе деятельности ОАО «СМЗ» образуются, в том числе отходы солей: шлам хлораторов, шлам производства сплавов, отработанный электролит и шламоэлектролитная смесь (далее – ШЭС), химические компоненты которых присутствуют в составе промышленных отходов, размещенных на свалке.
Полагает, что отходы, размещенные на свалке близки по компонентному составу (с учетом произошедших изменений в результате длительного хранения) к отходам ОАО «СМЗ».
Указывает, что иных предприятий, в результате деятельности которых образуются подобные отходы, на территории г. Соликамска не зарегистрировано.
Исходя из этого, просит соответствующие обязанности, направленные на ликвидацию свалки возложить на ОАО «СМЗ», как собственника отходов и на администрацию г. Соликамска, как уполномоченный орган местного самоуправления, бездействие которого нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле - Еремина Ю. С., заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и дала пояснения, по существу аналогичные доводам иска.
Представители ответчиков иск не признали.
Представитель ОАО «СМЗ» - ФИО1 принадлежность отходов, размещенных на свалке, к отходам данного предприятия отрицал, ссылаясь на их различный химический состав
Пояснил, что ШЭС является товарным продуктом и реализуется сторонним организациям.
Утверждал, что ОАО «СМЗ» не вывозит и не вывозило ранее промышленные отходы на данную свалку.
Представитель администрации г. Соликамска - ФИО2 пояснила, что обязанность по ликвидации свалки следует возложить на ОАО «СМЗ».
Суд, выслушав участников процесса, изучив доводы иска и возражения относительно него, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей сред» к вопросам местного значения городского округа в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статей 30 Устав Соликамского городского округа (принят решением Соликамской городской Думы от 29.06.2005г. № 412) установлено, что администрация города Соликамска это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный данным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края.
Пунктом 24 части 1 стать 31 Устава Соликамского городского округа организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к полномочиям администрации города Соликамска.
При этом на территории города Соликамского городского округа разработаны и действуют Правила организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, утверждённые постановлением Администрации г. Соликамска от 03.05.2012г. № 519-па.
Указанными правилами предусмотрено, что на территории Соликамского городского округа запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления, снег, грунт и прочие виды отходов в местах, не предназначенных для данных целей.
Лица, разместившие отходы в несанкционированных свалках, обязаны за свой счет производить сбор и вывоз отходов с данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка.
В случае невозможности установления лиц, разместивших бытовые и промышленные отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивация территории свалок производится за счет собственника земельного участка, а в остальных случаях - специализированной организацией по соглашению с администрацией города Соликамска за счет средств, предусмотренных в бюджете Соликамского городского округа на эти цели.
В судебном заседании установлено и ответчиками не оспаривается, что в обозначенном в иске месте имеется несанкционированная свалка, на которой размещены промышленные и бытовые отходы.
Земельный участок, на котором имеется свалка находиться за пределами промышленной площадки ОАО «СМЗ» и в границы земельного участка, принадлежащего данному предприятию на праве собственности, не входит.
Указанный участок не сформирован и ни за кем не закреплен.
Из содержания справки Управления Росприроднадзора по <...> от <дата> по итогам обследования вышеназванного земельного участка, отходы, входящие в состав свалки не могут быть однозначно отнесены к отходам, источником образования которых являются близлежащие предприятия.
Из содержания заключения ФБУ <данные изъяты> от <дата>№ следует, что проведённые исследования позволяют предположить, что размещенные на спорной свалке отходы промышленного происхождения и близки по компонентному составу (с учетом произошедших изменений в результате длительного хранения) ОАО «СМЗ».
Вместе с тем данное заключение выражает лишь оценочное, субъективное мнение, его выводы носят предположительный характер и не позволяют прийти к однозначному выводу о том, что промышленные отходы на спорной свалки образовались в результате производственной деятельности ОАО «СМЗ».
Кроме того и в случае если было бы установлено обратное, то данное обстоятельство, само по себе не может свидетельствовать о том, что отходы размещены именно ОАО «СМЗ», а не иными лицами.
Доказательств убедительно свидетельствующих о размещении отходов ОАО «СМЗ», в материалах дела не имеется.
При таком положении, оснований для возложения на ОАО «СМЗ» обязанностей по ликвидации свалки, не имеется.
Вместе с тем все вышеизложенное свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих обязанностей администрацией г. Соликамска, поскольку именно к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Данная свалка расположена на территории Соликамского городского округа, относящейся к подведомственности администрации г. Соликамска.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Данную обязанность администрация г. Соликамска должна осуществлять надлежащим образом.
Указанная свалка возникла в результате противоправного бездействия ответчика и невыполнения им своих обязанностей.
При этом отсутствие денежных средств, либо иные вопросы, относящиеся к компетенции администрации по исполнению указанной обязанности, не должны влиять на права граждан на благоприятную окружающую среду.
Сам факт нахождения свалки вблизи промплощадки ОАО «СМЗ» определяющего значения не имеет, и не освобождает администрацию г. Соликамска от выполнения указанной выше обязанности.
При таких обстоятельствах обязанности по ликвидации свалки и рекультивации земельного участка, на котором она расположена, должны быть возложены на администрацию г. Соликамска.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей Соликамского городского округа к открытому акционерному обществу «Соликамский магниевый завод», администрации города Соликамска Пермского края Соликамска о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия, удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации города Соликамска Пермского края, выражающееся в допущении наличия на территории г. Соликамска, недалеко от производственной площадки ОАО «Соликамский магниевый завод», в районе <...>, свалки бытовых и промышленных отходов, не принятии мер по ее ликвидации и рекультивации земельного участка, незаконным.
Возложить на администрацию города Соликамска Пермского края обязанность разработать и реализовать проект ликвидации указанной свалки бытовых и промышленных отходов, расположенной на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м., а также разработать и реализовать проект рекультивации земельного участка, занимаемого данной свалкой, в течение года, со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований к открытому акционерному обществу «Соликамский магниевый завод» отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено
Апелляционное представление в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий П.В.Степанов