ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2006/14 от 25.06.2014 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

 Дело № 2-2006/14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 25 июня 2014 года город Орел

 Советский районный суд города Орла в составе

 председательствующего судьи Михеевой Т.А.,

 с участием истца ФИО1,

 представителя ответчика Администрации г. Орла – ФИО3, действующей на основании доверенности №*** от ДД.ММ.ГГ.,

 при секретаре Нутовец Е.И.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Советского районного суда г. Орла гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Орла, Департаменту образования и молодежной политики орловской области, о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации г. Орла, Департаменту образования и молодежной политики орловской области, о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.

 В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГ семья ФИО1 (фамилия до замужества - ФИО4) была включена в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей». Финансирование программы «Обеспечение жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГ» производится из средств федерального, областного и муниципального бюджетов. Постановлением администрации г. Орла №*** от ДД.ММ.ГГ семья ФИО1 была признана нуждающейся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГ семье ФИО1 было выдано свидетельство о праве получения социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, которым в соответствии с долгосрочной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГ» предоставляется социальная выплата в размере <данные изъяты> на приобретение жилья на территории г. Орла. Срок действия сертификата до ДД.ММ.ГГ. ДД.ММ.ГГ ФИО1 в ОАО «<данные изъяты>» был открыт счет для получения социальной выплаты. В ДД.ММ.ГГ у семьи ФИО1 появилась возможность приобрести жилое помещение, в связи с чем она обратилась с письмом в администрацию г. Орла с просьбой предоставить денежные средства в счет социальной выплаты. ДД.ММ.ГГ из администрации г. Орла был получен ответ, в котором указано, что в бюджете города Орла на ДД.ММ.ГГ финансирование программы за счет средств города Орла предусмотрено в полном объеме, но до настоящего времени не доведены лимиты из средств федерального и областного бюджета на реализацию указанной программы. По мере поступления денежных средств из вышеуказанных бюджетов в бюджет города Орла социальная выплата по программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле» будет перечислена на именной блокированный счет. В настоящее время у семьи ФИО1 имеется необходимость приобретения жилого помещения, но без предоставления социальной выплаты это не представляется возможным. Кроме того, по истечению срока действия сертификата социальная выплата производиться не будет. Просила суд обязать администрацию г.Орла, Департамент образования и молодежной политики Орловской области предоставить социальную выплату на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГ о праве получения социальных выплат на приобретение жилья в размере <данные изъяты>, взыскать судебные издержки и обратить решение к немедленному исполнению.

 Представители ответчика администрации г. Орла ФИО5 и ФИО3 исковые требования не признали, пояснив, что администрация города Орла неоднократно информировала о необходимости в неиспользованных в ДД.ММ.ГГ межбюджетных трансфертах, о чем свидетельствуют письма в Департамент образования и молодежной политики Орловской области от ДД.ММ.ГГ г., от ДД.ММ.ГГ г., Департамент финансов Орловской области от ДД.ММ.ГГ г., и обращение на имя врио Губернатора и Председателя Правительства Орловской области ФИО7 от ДД.ММ.ГГ г., <данные изъяты> руководителя блока финансово-экомического развития ФИО8 от ДД.ММ.ГГ Однако, Департаментом образования и молодежной политики Орловской области, Департаментом финансов Орловской области, несмотря на потребность муниципального образования «Город Орел», данное решение в отношении средств областного бюджета не принято, субсидия не возращена в бюджет г. Орла, в связи с чем, возможность перечислить средства субсидии в банк в полном объеме (с учетом средств федерального и областного бюджета) у органам местного самоуправления отсутствует. Указанные денежные средства носили целевой характер и не могли быть использованы на иные цели, кроме того, перераспределение денежных средств возможно только на основании соответствующего закона о бюджете.

 Представитель третьего лица Департамента образования и молодежной политики Орловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

 Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГ, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ №***, долгосрочной областной программой «Обеспечение жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГ», утвержденной постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ №***, долгосрочной муниципальной целевой
программой «Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на ДД.ММ.ГГ, утв. постановлением администрации города Орла от ДД.ММ.ГГ №*** регламентирован порядок предоставления меры государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

 Согласно программе, основными источниками финансирования являются:

 -средства федерального бюджета (софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГ),

 -средства бюджета Орловской области и местных бюджетов;

 -средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты;

 -средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья.

 В соответствии с разделом VI. Долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГ» субсидия из бюджета Орловской области местным бюджетам предоставляются на софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на предоставление социальных выплат молодым семьям - участникам программы.

 Распределение субсидий утверждается правовым актом высшего органа исполнительной власти Орловской области.

 В силу п. 35 Постановления Правительства Орловской области от 03.08.2010 г. N 286 (ред. от 10.06.2013 г.) «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 -2015 годы» для оплаты приобретаемого жилого помещения распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор на жилое помещение, свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, или договор с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников программы по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономического класса на первичном рынке жилья.

 В договоре купли-продажи указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения, приобретаемого на основании этого договора, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

 В договоре с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников программы, указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) уполномоченной организации и ее банковского счета (банковских счетов), а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, необходимой для приобретения жилого помещения экономического класса на первичном рынке жилья».

 В соответствии с п. 40 Постановления Правительства Орловской области от 03.08.2010 г. N 286 (ред. от 10.06.2013) «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы», орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк.

 В соответствии с п-п 2-3 Правил предоставления социальных выплат в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей государственной программы Орловской области «Молодежь Орловщины на 2013 — 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 29 декабря 2012 года № 520 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Молодежь Орловщины на 2013 - 2020 годы» право молодой семьи - участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы» государственной программы «Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом — свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, которое не является ценной бумагой.

 Выдача свидетельства осуществляется органом местного самоуправления на основании решения о включении молодой семьи в список участников в соответствии с выпиской из утвержденного Правительством Орловской <...> списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

 В соответствии с пп. 34-35 Правил «Молодая семья» - распорядитель счета имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение.

 Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории муниципального образования, орган местного самоуправления которого включил молодую семью - участника в список участников на получение социальной выплаты.

 Общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилья.

 Молодые семьи — участники могут привлекать в целях приобретения жилого помещения (создания объекта индивидуального жилищного строительства) собственные средства, средства материнского (семейного) капитала, а также средства кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами.

 Для оплаты приобретаемого жилого помещения распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор на жилое помещение, свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, или договор с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей — участников по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономического класса на первичном рынке жилья. В судебном заседании установлено, что истица и ее семья являются участниками долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем «молодых» семей на 2011-2015 годы», что подтверждается свидетельством о праве получения социальных выплат на приобретение жилья серии <данные изъяты>.

 ДД.ММ.ГГ. постановлением администрации города Орла №*** утвержден список молодых семей-участников долгосрочной муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе на 2011-2015 годы», имеющих право на получение социальной выплаты.

 Согласно данному списку (п. 99) семья ФИО1 имеет право на получение субсидии за счет средств федерального бюджета <данные изъяты>, за счет средств областного бюджета в размере <данные изъяты>, и средств городского бюджета- <данные изъяты>.

 ДД.ММ.ГГ. истицей был открыт банковский счет ОАО «<данные изъяты>» для получения социальной выплаты на приобретение жилья.

 ДД.ММ.ГГ. между ФИО16 и ФИО1, действующей от своего имени и от имени несовершеннолетних детей ФИО9, ФИО10, был заключен договор купли-продажи квартиры с использованием личных средств и средств семейного материнского капитала.

 Согласно п. 5 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ., сумма в размере <данные изъяты> оплачивается за счет средств социальных выплат на приобретение жилья согласно свидетельству о праве получения социальных выплат серии ОР №*** от ДД.ММ.ГГ года, в течение 3-х месяцев после регистрации перехода права собственности.

 До настоящего времени ответчик не перечислил денежные средства, в связи с чем, истица обратилась с заявлением в администрацию г. Орла о производстве выплаты.

 В ответе администрации г. Орла №*** от ДД.ММ.ГГ. ФИО1 было отказано в перечислении социальной выплаты на основании того, что до МО «Город Орле» не доведены лимиты областного бюджета на реализацию программы «Обеспечение жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГ».

 Между тем, согласно материалам гражданского дела, а также пояснениям участников процесса, во исполнение постановления Правительства Орловской области от 26 сентября 2013 года № 331 «О распределении субсидий, предоставляемых из областного и федерального бюджетов на софинансирование расходных обязательств местным бюджетам на предоставление социальных выплат молодым семьям - участникам долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГ годы» на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, в 2013 году» Департаментом образования и молодежной политики Орловской области были доведены лимиты бюджетных обязательств администрации города Орла в сумме <данные изъяты> в том числе <данные изъяты> - средства федерального бюджета для софинансирования социальных выплат молодым семьям.

 В соответствии с соглашением №*** от 14 октября 2013 года «О предоставлении в 2013 году субсидии Департаментом образования и молодежной политики Орловской области из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Орел» Орловской области на реализацию долгосрочной муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2011-2015 годы» Департамент перечислил из областного бюджета бюджету г. Орла на единый счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета г. Орла, субсидию в размере <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> за счет средств федерального бюджета. Указанные средства были перечислены на счет администрации города Орла в полном объеме.

 ДД.ММ.ГГ. между Департаментом образования и молодежной политики Орловской области и администрацией г. Орла заключено соглашение о предоставлении в ДД.ММ.ГГ субсидий на реализацию программы. В соответствии с которым Департамент образования и молодежной политики Орловской области обязуется предоставить субсидии в соответствии с постановлением Правительства Орловской области, при этом настоящее соглашение действует до истечении срока действия свидетельств на получение социальных выплат, выданных молодым семьям участникам программы в ДД.ММ.ГГ.

 По условиям Программы срок действия свидетельства о праве получения социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках Программы составляет 9 месяцев с даты его выдачи и заканчивается по г. Орлу ДД.ММ.ГГ.

 Срок действия свидетельств, полученных молодыми семьями в рамках Программы в ДД.ММ.ГГ разделяется на 2 периода: освоение бюджетных средств в рамках ДД.ММ.ГГ финансового года и освоение средств социальных выплат в рамках ДД.ММ.ГГ финансового года. По состоянию на ДД.ММ.ГГ 24 молодые семьи освоили средства социальной выплаты в полном объеме. 11 молодых семей планировали освоение средств после ДД.ММ.ГГ.

 В соответствии с бюджетным законодательством остатки целевых средств, не использованные в текущем финансовом году, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов по согласованию с Департаментом финансов Орловской области.

 Остаток средств субсидии, предоставленной администрации г. Орла в ДД.ММ.ГГ, для софинансирования социальных выплат молодым семьям, получившим свидетельства в ДД.ММ.ГГ и не реализовавшим свое право по состоянию на ДД.ММ.ГГ составил <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> средства бюджета Орловской области.

 В соответствие со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом. Финансовым органом Орловской области, устанавливающим порядок завершения операций по исполнению областного бюджета в ДД.ММ.ГГ является Департамент финансов Орловской области.

 В целях утверждения порядка завершения операций по исполнению областного бюджета в ДД.ММ.ГГ Департаментом финансов Орловской области был утвержден приказ Департамента финансов Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** «Об утверждении Порядка завершения операций по исполнению областного бюджета в ДД.ММ.ГГ».

 Согласно пп. 4 п. 2. Порядка завершения операций по исполнению областного бюджета в 2013 году, утвержденного Приказом Департамента финансов ФИО2 <...> от ДД.ММ.ГГ № 712, финансовые органы муниципальных образований в течение первых пяти рабочих дней 2014 года возвращают межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий и субвенций, имеющих целевое назначение и неиспользованные в текущем финансовом году, на лицевые счета главных администраторов доходов бюджета от возврата неиспользованных остатков целевых средств, из бюджета которого были предоставлены целевые средства.

 В нарушение вышеуказанной нормы администрация города Орла осуществила возврат средств субсидии на обеспечение жильем молодых семей ДД.ММ.ГГ.

 В результате возврата, кассовое исполнение лимитов бюджетных обязательств, доведенных Департаменту образования и молодежной политики Орловской области в ДД.ММ.ГГ, было произведено не в полном объеме. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования ДД.ММ.ГГ, не подтвержденные кассовыми расходами, прекратили свое действие ДД.ММ.ГГ.

 Предоставление администрации г.Орла дополнительной субсидии в размере <данные изъяты> в пределах бюджетных ассигнований ДД.ММ.ГГ, утвержденных Департаментом, в настоящее время не представляется возможным по причине того, что средства областного бюджета в ДД.ММ.ГГ предусмотрены для предоставления социальных выплат молодым семьям, изъявившим желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГ.

 ДД.ММ.ГГ за №*** в адрес Департамента финансов Орловской области поступило письмо заместителя главы администрации г. Орла ФИО18 с просьбой возврата остатка субсидии Администрации г. Орла в сумме <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> средства федерального бюджета, <данные изъяты> - средства областного бюджета.

 В ответ на данное письмо администрации г. Орла были даны письменные разъяснения о нарушении порядка завершения финансового года и невозможности перечисления средств областного бюджета в сумме <данные изъяты>.

 ДД.ММ.ГГ администрация г. Орла обращается в адрес временно исполняющего обязанности Губернатора Орловской области ФИО7 с просьбой вернуть остаток субсидии.

 Главе администрации г. Орла был направлен официальный ответ Департамента (письмо Департамента образования и молодежной политики Орловской области от ДД.ММ.ГГ №***) с разъяснениями о нарушении, допущенном администрацией г. Орла и о невозможности возврата остатка субсидии за счет средств областного бюджета.

 Таким образом, организация работы по выдаче свидетельств молодым семьям, а так же перечисление средств социальных выплат на банковские счета участников Программы в счет оплаты части договора купли-продажи семьи истца находится в компетенции администрации г. Орла. Право на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках Программы предоставила истцу администрация г. Орла.

 Департамент образования и молодежной политики Орловской области в рамках своей компетенции и в соответствии с Правилами в правовые отношения с истцом не вступал, соответственно не нарушал прав истца в получении социальной выплаты. Обязанность по перечислению Администрации г. Орла субсидии из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств по предоставлению социальных выплат семье истца Департамент выполнил в полном объеме, субсидия была перечислена на счет администрации в полном объеме в установленном порядке.

 В соответствии с пп. 6.1. п. 6. Соглашения ответственность за нецелевое использование выделенных субсидий и другие нарушения бюджетного законодательства несет получатель субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Следовательно, нарушение законного права истца заключается в бездействии администрации г. Орла, выраженном в неперечислении средств социальной выплаты на банковский счет истца в счет погашения части цены договора купли-продажи.

 В связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

 В соответствии со ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

 С учетом конкретных обстоятельств дела, позиции истцов, суд полагает необходимым обратить настоящее решение к немедленному исполнению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования ФИО1 к Администрации г. Орла, Департаменту образования и молодежной политики орловской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья удовлетворить.

 Обязать администрацию г. Орла предоставить социальную выплату на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГ о праве получения социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в размере <данные изъяты>, перечислить денежные средства в счет социальной выплаты на приобретение жилья в сумме <данные изъяты> на банковский счет №*** открытый на имя ФИО1 в Орловском региональном филиале ОАО «<данные изъяты>».

 Обратить решение к немедленному исполнению.

 Решение может обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента его принятия.

 Судья Т.А. Михеева

 Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ.