ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2006/2014 от 15.09.2014 Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

 Дело № 2-2006/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 15 сентября 2014 года                            

 Октябрьский районный суд города Пензы

 в составе председательствующего судьи Бобылевой Е.С.

 при секретаре                  Полякиной М.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района города Пензы в интересах Андронкиной Л.Н. о признании отказов администрации города Пензы в предоставлении земельного участка недействительными и понуждении к предоставлению земельного участка в собственность за плату,

 УСТАНОВИЛ:

 В производстве суда находится названное дело по заявлению прокурора Ленинского района города Пензы, в рамках которого со ссылками на ст.45 ГПК РФ, ч.3 ст.22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст.20, 36 ЗК РФ, ч.3 ст.1, ч.1 ст.45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» прокурор просил: 1) признать недействительным отказ администрации <адрес> в
предоставлении Андронкиной Л.Н. в собственность земельного участка с
кадастровым номером №, занимаемого индивидуальным
жилым домом <адрес>; 2) обязать администрацию г.Пензы предоставить Андронкиной Л.Н. в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером № площадью 999 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, указывая на следующее:

 <адрес> проведена проверка по обращению Андронкиной Л.Н. по вопросу несогласия с отказом администрации г.Пензы в предоставлении земельного участка при индивидуальном жилом доме. В администрацию г.Пензы поступали заявления Андронкиной Л.Н. о предоставлении в собственность земельного участка, занимаемого индивидуальным жилым домом, по адресу: <адрес>, к которым были приложены необходимые документы, перечень которых утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 года № 475, в том числе, кадастровый паспорт земельного участка. В рамках межведомственного взаимодействия с целью получения актуальных сведений об объектах недвижимости и информации об уточнении границ земельного участка администрация г.Пензы самостоятельно запросила в Управлении Росреестра по <адрес> кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним для рассмотрения вопроса о возможности предоставления земельного участка по <адрес>. Из информации, представленной администрацией г.Пензы в прокуратуру в ходе проверки, следует, что при принятии решения об отказе в предоставлении Андронкиной Л.Н. в собственность земельного участка (кадастровый номер №) площадью 999 кв.м по адресу: <адрес> администрация г.Пензы исходила из положений ст.ст.6, 37 ЗК РФ, ст.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», которыми установлено, что предметом земельных отношений могут быть только земельные участки, сформированные в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также в соответствии с ФЗ от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», и которые прошли государственный кадастровый учет. Согласно же кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, указанный выше земельный участок не сформирован как объект земельных правоотношений, так как границы его не установлены и не определены в соответствии с законодательством. Вместе с тем, указанные обстоятельства не явились препятствием для заключения ДД.ММ.ГГГГ Управлением по имущественным и градостроительным отношениям администрации г.Пензы с Андронкиной Л.Н. договора аренды № земельного участка с кадастровым номером № и государственной регистрации права аренды Андронкиной Л.Н. на этот земельный участок. Из информации, представленной в ходе проверки филиалом ФГБУ «ФКП ...» по <адрес>, установлено, что земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, является ранее учтенным, сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Андронкиной Л.Н. и постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении гр.Андронкиной Л.Н. в аренду земельного участка для проектирования и строительства индивидуального жилого дома (стр. №) в микрорайоне № малоэтажной жилой застройки «...». Площадь земельного участка является ориентировочной и составляет 999 кв.м. Таким образом, решение администрации г.Пензы об отказе в предоставлении Андронкиной JI.Н. в собственность вышеуказанного земельного участка не соответствует нормам закона и нарушает гарантированное статьей 36 ЗК РФ право заявителя на приобретение земельного участка в собственность. Андронкина Л.Н. является пожилым человеком, инвалидом, в силу возраста, состояния здоровья и юридической неграмотности не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд, что является основанием для обращения прокурора в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в целях защиты её законных прав и интересов.

 В письменном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ заявитель – прокурор Ленинского района г.Пензы ФИО4 изменил предмет требования и просил: 1) признать недействительными отказы администрации города Пензы в предоставлении Андронкиной Л.Н. в собственность земельного участка с кадастровым номером №, занимаемого индивидуальным жилым домом № по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ; 2) обязать администрацию <адрес> предоставить Андронкиной Л.Н. в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером № площадью 999 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

 В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель заявителя по доверенности Сумароков Г.П. на заявлении настаивал, объяснений по существу требований не дал.

     В настоящем судебном заседании представитель заявителя по доверенности Дырдов Д.Ю. заявленные требования с учетом изменения их предмета поддержал и просил их удовлетворить, пояснив, что все три отказа администрации города Пензы они обжалуют по основаниям, изложенным в исковом заявлении, отдельного обоснования недействительности каждого отказа не имеется.

 Заявитель Андронкина Л.Н. в судебные заседания не явилась, о времени и месте их проведения извещена, в поступивших в суд ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ письменных заявлениях просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием прокурора Ленинского района города Пензы, и требования о предоставлении земельного участка в собственность удовлетворить в полном объеме.

 Представитель заинтересованного лица администрации города Пензы по доверенности Гурьянова О.А. в письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ № просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме по следующим основаниям:

 Прокурор Ленинского района г.Пензы просит суд признать недействительными отказы администрации города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, данные Андронкиной Л.Н.. Поскольку пропущен специальный трехмесячный срок, предусмотренный ст.256 ГПК РФ, для обращения в суд с заявлением об оспаривании данных отказов, как ненормативных актов органа местного самоуправления, администрации города Пензы заявляет о пропуске срока для обращения в суд с заявлением об их оспаривании. В силу ст.11.1. ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Согласно п.7 ст.38 ФЗ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. В соответствии с подп.3 п.1 ст.7 того же ФЗ № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости о земельном участке вносятся, среди прочего, такие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, как описание местоположения границ объекта недвижимости. При этом сведения о земельном участке подлежат внесению на основании межевого плана, составленного в соответствии с требованиями ст.38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 58:29:1001010:315 (выписки из государственного кадастра недвижимости), представленному в материалы дела, граница данного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. В силу ст.554 ГК РФ в договоре купли-продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе, данные, определяющие расположение недвижимости. Поскольку предметом земельных отношений могут быть только земельные участки, сформированные в соответствии с требованиями ФЗ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", заключить договор купли-продажи спорного объекта невозможно.

 Представитель заинтересованного лица администрации города Пензы по доверенности Андосова Е.Н. в ходе рассмотрения дела требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать в полном объеме, дополнительно к вышеизложенной позиции Гурьяновой О.А., которую она поддержала, указывая на следующее:

 В отношении признания отказов администрации от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № недействительными пропущен установленный ч.1 ст.256 ГПК РФ трехмесячный срок, в течение которого определено право обратиться в суд с заявлением со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод заявителя. При этом Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями об оспаривании действий (бездействия) органов публичной власти и должностных лиц обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений (определение Конституционного Суда РФ от 20.02.2014 года № 327-О). Ответ, изложенный в письме администрации города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ №, не является отказом администрации города Пензы Андронкиной Л.Н. в предоставлении в собственность земельного участка в связи со следующими положениями действующего законодательства: Рассмотрение вопроса по заявлению гражданки Андронкиной Л.Н. проходило по процедуре, установленной нормами ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Андронкина Л.Н. обратилась в Пензенскую городскую Думу с заявлением по вопросу отказа ей в «передачи договора купли-продажи земельного участка площадью 999 кв.м, на котором построен жилой дом, имеется право собственности на дом, по адресу: <адрес>». Письмом главы города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № данное обращение в соответствии с ч.3 ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» было направлено главе администрации <адрес> ФИО9. Администрация города Пензы в соответствии с требованиями, установленными ст.10 ФЗ от 02.05.2006 года N 59-ФЗ, обеспечила объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения и дала письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ № с указанием на то, при каких условиях возможно рассмотрение вопроса о предоставлении в собственность гр.Андронкиной Л.Н. земельного участка площадью 999 кв.м при индивидуальном жилом доме по адресу: <адрес>. Установленный п.2 ст.1 ФЗ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Поскольку порядок рассмотрения заявлений заинтересованных лиц, касающихся предоставления земельных участков, определен в Земельном кодексе Российской Федерации, в области земельных правоотношений имеется закон, содержащий в себе специальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения обращений именно в сфере земельных отношений. Порядок рассмотрения обращений граждан по вопросу оформления прав на земельный участок предусмотрен ЗК РФ. При этом объем необходимой информации для оформления конкретного вида права (аренда, собственность) на земельный участок и процедура ее получения определяется с учетом тех правовых норм земельного законодательства, которые подлежат применению в конкретном случае. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регулируется положениями ст.36 ЗК РФ. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 Земельного кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст.29 Земельного кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст.29 Земельного кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления <адрес>, на которых расположены здания, строения, сооружения" (далее - регламент) утвержден постановлением администрации города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № Пунктом 3.1.1.1. раздела III данного регламента установлено, что основанием для начала предоставления муниципальной услуги является поступление в администрацию города Пензы письменного заявления о предоставлении земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения. К заявлению прилагается пакет документов, указанный в п.2.6. регламента. Документы, указанные в п.2.7., не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем, установленный п.2.6. регламента: 1) заявление о предоставлении земельного участка (приложение № к регламенту); к заявлению устанавливаются следующие требования: в заявлении от физических лиц обязательно должны быть указаны: фамилия, имя, отчество заявителя, обратный адрес, контактный телефон, дата и подпись; заявление должно быть подписано заявителем либо лицом, уполномоченным на совершение данных действий; текст заявления должен поддаваться прочтению; в заявлении не должно содержаться нецензурных либо оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи; заявление не должно содержать исправлений, подчисток либо приписок, зачеркнутых слов, а также серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать его содержание; использование корректирующих средств для исправления в заявлении не допускается; 2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; 3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); 4) в случае отсутствия сведений в ЕГРП – копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим, независимо от его регистрации в ЕГРП; 5) в случае отсутствия сведений в ЕГРП – копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим, независимо от его регистрации в ЕГРП; 6) копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе, на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных п.п.2-5 п.2.6 и п.п.1-4 п.2.7 регламента; 7) сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров. Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных органу местного самоуправления и которые заявитель вправе предоставить по собственной инициативе, установленный п.2.7. регламента: 1) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственного реестра о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок; 2) при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения; 3) выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок; 4) кадастровый паспорт земельного участка либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него. С учетом того, что заявление гр.Андронкиной Л.Н. не соответствует заявлению о предоставлении земельного участка, установленному приложением № к регламенту, документы, необходимые для рассмотрения такого заявления не приложены, то ответ администрации от ДД.ММ.ГГГГ № не может рассматриваться как отказ в предоставлении данной гражданке в собственность земельного участка, занимаемого жилым домом <адрес> Указанный ответ был дан в соответствии с положениями ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с несоответствием заявления требованиям специальных норм, регламентирующих порядок рассмотрения обращений именно в сфере земельных отношений.

 Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в настоящее судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен, ранее в письменном заявлении, поступившем в адрес суда ДД.ММ.ГГГГ заместитель директора Пензенского филиала Медянкина Е.В. оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда, указав на следующее:

 Филиал, руководствуясь в своей деятельности Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), осуществляет кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости на территории <адрес>. В соответствии с порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и действовавшим на момент возникновения правоотношений относительно спорного земельного участка, при внесении кадастровых сведений в реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета осуществлялись следующие кадастровые процедуры: 1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; 2) постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости; 3) учет изменений объекта недвижимости; 4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости; 5) внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия; 6) исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях. Сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в <адрес>, в микрорайоне № малоэтажной жилой застройки «...», предназначенном для проектирования и строительства индивидуального жилого дома, категория земель - земли населенных пунктов, внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Андронкиной Л.Н. и постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Площадь земельного участка является декларированной (ориентировочной) и составляет 999 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ в орган кадастрового учета поступило заявление администрации <адрес> № об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № и акт о присвоении адреса объекту недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ филиалом принято решение об учете изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части, касающейся адреса объекта недвижимости (<адрес>). По данным ГКН, полученным в порядке информационного взаимодействия от Управления Росреестра по <адрес>, земельный участок с ДД.ММ.ГГГГ находится в аренде у Андронкиной Л.Н.. Границы вышеуказанного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Площадь и границы объекта недвижимости подлежат уточнению при проведении кадастровых работ. Филиал вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о площади, местоположении границ земельного участка по заявительному принципу. Кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости в соответствии с Законом о кадастре осуществляется на основании заявления собственников объекта недвижимости и межевого плана, подготовленного в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».

 Представитель заинтересованного лица Управления муниципального имущества администрации города Пензы в суд для рассмотрения дела, будучи извещенным о времени и месте проведения судебных заседаний, не явился, в письменном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ действующая по доверенности Милованова И.Н. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления и указала, что возражает против удовлетворения требований, поддерживает позицию администрации города Пензы.

 Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

 В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, … ; заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

 Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Андронкина Л.Н. обратилась к прокурору Ленинского района г.Пензы ФИО4 с заявлением (копия – в деле), в котором просила обратиться в ее интересах в суд с заявлением о понуждении администрации <адрес> предоставить ей земельный участок, кадастровый номер №, по адресу: <адрес>, на котором расположен жилой дом, и указала, что является инвалидом, пожилым человеком, в связи с чем не может защищать свои права в суде.

 В материалах дела в копии имеется справка серии ... № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Андронкина Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ, является инвалидом третьей группы по общему заболеванию бессрочно, и ей противопоказан тяжелый физический труд, психо-эмоциональные нагрузки.

 На основании изложенного прокурор Ленинского района города Пензы является надлежащим заявителем по делу.

 В соответствии с п.1 ст.196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

 Как разъяснил Пленум ВС РФ в п.9 постановления от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

 При таких обстоятельствах, несмотря на то, что прокурор обратился в суд с рассматриваемым заявлением в интересах Андронкиной Л.Н. в порядке искового производства, данное дело рассмотрено судом в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (глава 25 ГПК РФ «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

 В судебном заседании установлено, что на основании постановления главы администрации города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № (копия – в деле) Андронкиной Л.Н. предоставлен земельный участок площадью 999 кв.м для проектирования и строительства индивидуального жилого дома (стр. №) в микрорайоне № малоэтажной жилой застройки «...» в аренду сроком на 2 года в соответствии с нормами проектирования и строительства (п.1.).

 Постановлением администрации города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № (копия – в деле) продлен срок действия указанного выше постановления главы администрации города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № до ДД.ММ.ГГГГ (п.1.), и ДД.ММ.ГГГГ между Управлением по имущественным и градостроительным отношениям администрации города Пензы (арендодателем) и Андронкиной Л.Н. (арендатором) заключен договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка населенных пунктов, кадастровый номер №, площадью 999 кв.м, находящегося по <адрес> (п.1.1. и п.1.3.) на срок до ДД.ММ.ГГГГ (п.3.1.).

 На основании названного договора аренды земельного участка и кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного МУП «ОГСАГиТИ», зарегистрировано право собственности Андронкиной Л.Н. на индивидуальный жилом дом, расположенный по адресу: <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП сделана запись регистрации №, и выдано свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ № о государственной регистрации права (копия – в деле).

 Таким образом, Андронкина Л.Н. является собственницей строения – индивидуального жилого дома, расположенного на находящемся в муниципальной собственности земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.

 В соответствии с абз.1 и 2 п.1 ст.36 ЗК РФ граждане …, имеющие в собственности, … здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом; если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков … имеют граждане … - собственники зданий, строений, сооружений; указанное право осуществляется гражданами … в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

 В частности, в абз.1 и 2 п.5 ст.36 ЗК РФ указано, что для приобретения прав на земельный участок граждане …, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в … орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок; перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

 Согласно ст.29 ЗК РФ, предоставление гражданам … земельных участков из земель, находящихся в … муниципальной собственности, осуществляется на основании решения … органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

 Зарегистрированным в Минюсте РФ 30 сентября 2011 года за N 21942 приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475 в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (п.1), в состав которых входят: 1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического … лица; 2) … ; 3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического … лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); 4) при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или: 4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и 4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; 5) выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или: 5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и 5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; 6) кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него; 7) копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе, на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня; 8) сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

 Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Административный регламент по предоставлению администрацией <адрес> муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления <адрес>, на которых расположены здания, строения, сооружения», в абз.1 п.1.1. которого указано, что настоящий административный регламент регулирует отношения по предоставлению земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие физическим или юридическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

 В абз.2 п.1.1. того же Административного регламента отмечено, что муниципальная услуга предоставляется администрацией города Пензы; структурным подразделением, ответственным за выполнение административной процедуры в рамках предоставления настоящей муниципальной услуги является Управление подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации города Пензы.

 Согласно п.1.2. и п.2.3. названного Административного регламента, заявителями на предоставление муниципальной услуги, в частности, являются физические лица – собственники зданий, строений, сооружений; а результатом предоставления муниципальной услуги является принятие решения в форме приказа первого заместителя главы администрации города Пензы по земельным и градостроительным вопросам о предоставлении земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения либо уведомление о невозможности подготовки документов о предоставлении испрашиваемого земельного участка с указанием причин.

 Предоставление муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения на территории <адрес> осуществляется в соответствии с: Конституцией РФ; Земельным кодексом Российской Федерации; приказом министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок"; Положением "О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления <адрес>, гражданам и юридическим лицам", утвержденным решением Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 1096-50/4; Уставом города Пензы, принятым решением Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 130-12/4 (п.2.5. рассматриваемого Административного регламента).

     В п.2.6. того же Административного регламента содержится исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем: 1) заявление о предоставлении земельного участка (приложение N 1 к Регламенту), к которому устанавливаются следующие требования: в заявлении от физических лиц обязательно должны быть указаны: фамилия, имя, отчество заявителя, обратный адрес, контактный телефон, дата и подпись; … ; заявление должно быть подписано заявителем либо лицом, уполномоченным на совершение данных действий; - текст заявления должен поддаваться прочтению; в заявлении не должно содержаться нецензурных либо оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи; заявление не должно содержать исправлений, подчисток либо приписок, зачеркнутых слов, а также серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать его содержание; использования корректирующих средств для исправления в заявлении не допускается; 2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического … лица; 3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического … лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); 4) в случае отсутствия сведений в ЕГРП – копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; 5) в случае отсутствия сведений в ЕГРП – копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; 6) копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в подпунктах 2 - 5 пункта 2.6 и подпунктах 1 - 4 пункта 2.7 настоящего Регламента; 7) сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

 В п.2.7. того же Административного регламента содержится исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных органу местного самоуправления и которые заявитель вправе предоставить по собственной инициативе: 1) … ; 2) при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения; 3) выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок; 4) кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.

 Как закреплено в п.3.1.1.1. названного Административного регламента, основанием для начала предоставления муниципальной услуги является поступление в администрацию города Пензы письменного заявления о предоставлении земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, к которому прикладывается пакет документов, указанный в п.2.6. настоящего Регламента; документы, указанные в пункте 2.7., не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

 Критерием принятия решения о предоставлении земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, является соблюдение требований, установленных действующим законодательством (п.3.1.2.3. Административного регламента).

 При рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Андронкина Л.Н. обратилась к главе администрации города Пензы ФИО9 с заявлением (копия – в деле), в котором просила предоставить земельный участок площадью 999 кв.м, занимаемый жилым домом <адрес>, в собственность и прекратить договор аренды.

 ДД.ММ.ГГГГ, в ответ на указанное выше заявление Адронкиной Л.Н., начальником Управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам ФИО13 было подготовлено письмо № (копия – в деле), из которого следует, что принять решение о подготовке документов о расторжении договора аренды и предоставлении спорного земельного участка при индивидуальном жилом доме по адресу: <адрес> в собственность не представляется возможным, поскольку, согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок, кадастровый номер № площадью 999 кв.м по адресу: <адрес> не сформирован как объект земельных правоотношений, так как его границы не установлены и не определены в соответствии с федеральными законами.

 ДД.ММ.ГГГГ в письме № (копия – в деле) начальником Управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам ФИО13 в ответ на заявление Андронкиной Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГ № о расторжении договора аренды и предоставлении земельного участка площадью 999 кв.м при индивидуальном жилом доме по адресу: <адрес> в собственность сообщено, что принять решение о подготовке документов по данному вопросу не представляется возможным по той же причине, что была указана Андронкиной Л.Н. в вышеупомянутом письме от ДД.ММ.ГГГГ №.

 Отказы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении Андронкиной Л.Н. в собственность земельного участка с кадастровым номером №, занимаемого индивидуальным жилым домом <адрес>, заявитель просил суд признать недействительными по изложенным в поданном в суд ДД.ММ.ГГГГ заявлении основаниям.

 Между тем, в соответствии с ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

 Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (в частности, определение от 20.02.2014 года № 327-О) применительно к части 1 статьи 256 ГПК РФ, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями об оспаривании действий (бездействия) органов публичной власти и должностных лиц обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться, как нарушение конституционных прав граждан.

 В силу ч.2 ст.256 ГПК РФ пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления; причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

 Несмотря на то, что с заявлением в суд обратилась не Андронкина Л.Н., а прокурор в её интересах, поскольку правовые последствия разрешения заявления коснутся лишь Андронкиной Л.Н., предусмотренный ч.1 ст.256 ГПК РФ трехмесячный срок обращения в суд следует исчислять со дня, когда именно ей, а не прокурору, стало известно о нарушении её прав и свобод.

 Соответственно, доводы представителя заявителя Дырдова Д.Ю. о том, что предусмотренный ч.1 ст.256 ГПК РФ трехмесячный срок обращения в суд для прокурора начал течь со дня, когда была закончена прокурорская проверка по заявлению Андронкиной Л.Н. (ДД.ММ.ГГГГ), не могут быть приняты судом, поскольку не соответствуют закону.

 В данном случае прокурор обратился в суд с интересах конкретного физического лица, а не в интересах неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, поэтому иное исчисление срока обращения в суд с заявлением, нежели то, которое полагает правильным суд, может привести к злоупотреблениям физическими лицами права на обращение в суд в установленный законом срок (лично пропустив предусмотренный ч.1 ст.256 ГПК РФ срок обращения в суд, через прокурора они смогут обратиться в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ по истечении уже пропущенного ими трехмесячного срока), что недопустимо.

 Как разъяснил Пленум ВС РФ в уже упомянутом постановлении от 10.02.2009 года N 2 (ред. от 09.02.2012 года) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (п.22), к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относится соблюдение срока обращения с заявлением в суд.

 Согласно абз.4 и 5 п.24 того же постановления Пленума ВС РФ, поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда; при установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

 consultantplus://offline/ref=93E5DD23FE4EBB7C3AB63FE8244B81E9C2303DDDB83C161968219AE561D0ABB6B2E9EA859CC78A32bCG2F     Как видно из материалов дела и не оспаривалось заявителем и Андронкиной Л.Н., последняя узнала об отказах администрации города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении ей спорного земельного участка в собственность еще в 2013 году, когда получила их, и только ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в прокуратуру <адрес> с заявлением (копия – в деле), в котором просила провести прокурорскую проверку законности действий администрации города Пензы, выразившихся в отказе предоставить ей в собственность земельный участок по <адрес>, на котором построен жилой дом, указав, что в администрацию с заявлением о передаче в собственность земельного участка она обращалась три раза: в декабре 2012 года, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

     На основании изложенного суд приходит к выводу о пропуске заявителем установленного ч.1 ст.256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения в суд с рассматриваемым заявлением.

 При этом суд отмечает, что заявитель не ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с рассматриваемым заявлением, и на прямой вопрос суда представитель прокурора Дырдов Д.Ю. пояснил, что считает, что установленный ч.1 ст.256 ГПК РФ трехмесячный срок обращения в суд с рассматриваемым заявлением прокурором не пропущен, поэтому ходатайствовать об его восстановлении они не будут.

 При таких обстоятельствах оснований для восстановления прокурору пропущенного трехмесячного срока обращения в суд с рассматриваемым заявлением применительно к оспариваемым им отказам администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении Андронкиной Л.Н. в собственность земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> не имеется, и в связи с пропуском заявителем этого срока, о чем также заявила администрация города Пензы, суд считает необходимым отказать прокурору Ленинского района города Пензы в удовлетворении его требований о признании недействительными отказов администрации <адрес> в предоставлении Андронкиной Л.Н. в собственность земельного участка с кадастровым номером №, занимаемого индивидуальным жилым домом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ и, как следствие, понуждении администрации города Пензы предоставить Андронкиной Л.Н. в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером № площадью 999 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

 Вместе с тем, суд считает незаконными заявленные прокурором требования и по их существу.

 В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки …. (п.1.ст.130 ГК РФ).

 Согласно ст.554 ГК РФ, в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе, данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества; при отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

 В соответствии с подп.2 п.1 ст.6 ЗК РФ к объектам земельных правоотношений, наряду с прочими, относятся земельные участки.

 Из ст.11.1. ЗК РФ следует, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

 Согласно п.1 ст.37 ЗК РФ, объектом купли-продажи могут быть земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. ….

 На основании ст.70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

 В ч.3 ст.1 ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» указано, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее – кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее – уникальные характеристики объекта недвижимости), ….

 На основании п.3 ч.1 ст.7 ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости о земельном участке вносятся, наряду с прочим, такие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, как описание местоположения границ объекта недвижимости.

 В силу ч.7 ст.38 того же ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

 Как следует из п.8 утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года № 42 (зарегистрированного в Минюсте России 31.03.2010 года за № 16771) Порядка ведения государственного кадастра недвижимости следует, что запись об объекте недвижимости в Реестре имеет, помимо прочего, следующую структуру: 1) общие сведения об объекте недвижимости в объеме, предусмотренном пунктами 63, 73, 76, 79 и 82 Порядка; 2) сведения о местоположении границы объекта недвижимости (для земельного участка) … в объеме, предусмотренном, в частности, п.64 Порядка, согласно которому, в Реестр вносятся следующие сведения о местоположении границы земельного участка: 1) список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат); 3) дополнительные сведения, уточняющие описание отдельных частей границы земельного участка (наименования природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения, в том числе, линейных объектов, если местоположение отдельных частей границы земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов).

 Как видно из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ №, а также от ДД.ММ.ГГГГ № (копии – в деле), граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (п.16 и п.14, соответственно).

 Именно по тому основанию, что спорный земельный участок не сформирован, как объект земельных отношений, так как его границы не установлены и не определены в соответствии с такими федеральными законами, как: ст.ст.6, 37 ЗК РФ, ст.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ФЗ от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Андронкиной Л.Н., по мнению суда, администрацией города Пензы было законно отказано в принятии решения о подготовке документов о расторжении договора аренды и предоставлении земельного участка площадью 999 кв.м при индивидуальном жилом доме по адресу: <адрес> в собственность, поскольку при изложенных выше обстоятельствах и требованиях законодательства РФ земельный участок с кадастровым номером № не может быть объектом купли-продажи.

 При этом доводы заявителя о том, что указанные обстоятельства не явились препятствием для заключения ДД.ММ.ГГГГ Управлением по имущественным и градостроительным отношениям администрации города Пензы с Андронкиной Л.Н. договора аренды № земельного участка с кадастровым номером № и государственной регистрации права аренды Андронкиной Л.Н. на этот земельный участок, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку, как указано выше, в договоре купли-продажи недвижимости (земельного участка) должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору (то есть уникальные характеристики объекта недвижимости), и земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, а в данном случае границы спорного земельного участка не определены.

 В абз.2 п.7 ст.36 ЗК РФ указано, что при приобретении прав на земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

 Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24 декабря 2013 года № 2108-О по жалобе об оспаривании конституционности положения ст.11.1. ЗК РФ и положений, в частности, ч.3 ст.1, ч.7 ст.38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», оспариваемые положения, устанавливающие требование идентификации земельного участка как объекта гражданских и земельных отношений, создают необходимые гарантии для защиты имущественных и иных прав всех участников земельных отношений, а также для законности и стабильности оборота земли в целом.

 Таким образом, оспариваемыми отказами от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № права либо свободы гражданки Андронкиной Л.Н. администрацией города Пензы не были нарушены.

 ДД.ММ.ГГГГ Андронкина Л.Н. обратилась в Пензенскую городскую Думу с заявлением (копия – в деле), в котором указала, что администрация города Пензы отказала в передаче ей договора купли-продажи земельного участка площадью 999 кв.м, на котором построен жилой дом по адресу: <адрес>, и просила «дать письменный ответ какие изменения имеются в последнее время установленные правительством РФ в упрощенном порядке оформить в собственность», может ли «по дачной амнистии».

 В материалах дела имеется копия письма, в котором глава <адрес> ФИО14 указал, что направляет названное выше заявление Андронкиной Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГ главе администрации города Пензы ФИО9 для рассмотрения в соответствии с законодательством.

 Таким образом, адресованное в Пензенскую городскую Думу заявление Андронкиной Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ поступило в администрацию <адрес> (вх. №).

 При рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем главы администрации города Пензы ФИО15 был дан ответ № (копия – в деле) на обращение Андронкиной Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка площадью 999 кв.м при индивидуальном жилом доме по адресу: <адрес> в собственность возможно после установления границ испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

 В связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ Андронкина Л.Н. не обращалась в орган местного самоуправления (администрацию города Пензы) с заявлением о предоставлении ей в собственность спорного земельного участка, необходимый при таком обращении пакет документов к заявлению не прикладывала, администрация города Пензы правомерно не расценила обращение Андронкиной Л.Н., как заявление о предоставлении в собственность земельного участка, и в его предоставлении Андронкиной Л.Н. не отказала, а дала ответ в соответствии с ФЗ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в п.2 ст.1 которого указано, что порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

 Поскольку порядок рассмотрения заявлений заинтересованных лиц, касающихся предоставления земельных участков, определен Земельным кодексом РФ и иными приведенными выше нормативными актами, как правильно отметила представитель администрации города Пензы Андосова Е.Н., в области земельных правоотношений имеется закон, содержащий в себе специальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения обращений именно в сфере земельных отношений.

 В связи с тем, что заявление Андронкиной Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГ не соответствовало требованиям закона, предъявляемым к заявлению о приобретении прав на земельный участок, необходимые для рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в собственность документы к нему приложены не были, суд приходит к выводу о том, что ответ администрации от ДД.ММ.ГГГГ № не является отказом в предоставлении Андронкиной Л.Н. в собственность земельного участка, занимаемого жилым домом <адрес>, а поскольку отказом он не является, оснований для признания его недействительным и, как следствие, понуждения администрации города Пензы предоставить Андронкиной Л.Н. в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером № площадью 999 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, у суда не имеется.

 При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Ленинского района города Пензы в интересах Андронкиной Л.Н. о признании отказов администрации города Пензы в предоставлении земельного участка недействительными и понуждении к предоставлению земельного участка в собственность за плату подлежит оставлению без удовлетворения в полном объеме.

 Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление прокурора Ленинского района города Пензы в интересах Андронкиной Л.Н. о признании отказов администрации города Пензы в предоставлении земельного участка недействительными и понуждении к предоставлению земельного участка в собственность за плату оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд города Пензы в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

 Решение в окончательной форме принято 22.09.2014 года.

     СУДЬЯ