ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2006/2021 от 10.12.2021 Заднепровского районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-2006/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Смоленск 10 декабря 2021 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Мартыненко В.М.

При секретаре Гуркиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" к Уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, микрофинансирования, кредитной кооперации и деятельности кредитных организаций Максимовой С.В. об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ, принятого по результатам рассмотрения обращения Третьяковой Т.В.,

У С Т А Н О В И Л:

Страховое публичное акционерное общество "Ингосстрах" (далее - СПАО "Ингосстрах") обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, микрофинансирования, кредитной кооперации и деятельности кредитных организаций Максимовой С.В. (далее - Финансовый уполномоченный/Уполномоченный), в котором просит признать незаконным и отменить решение Финансового уполномоченного от ДД.ММ.ГГГГ по обращению потребителя финансовой услуги Третьяковой Т.В. (далее - потребитель/потерпевший).

В обоснование требований указано, что СПАО "Ингосстрах" является финансовой организацией, осуществляющей предоставление услуг в сфере страхования.

ДД.ММ.ГГГГ произошло дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП), в результате которого было повреждено транспортное средство (далее - ТС), принадлежащее Заявителю - "<данные изъяты>" государственный регистрационный номер .

Данное ДТП было оформлено без участия уполномоченных на то сотрудников полиции путем составления европротокола.

ДД.ММ.ГГГГ в СПАО "Ингосстрах" поступило заявление о наступлении страхового случая и ДД.ММ.ГГГГ было осмотрено поврежденное ТС.

Во исполнение требований действующего на момент ДТП законодательства СПАО "Ингосстрах" организовало проведение осмотра поврежденного транспортного средства и в целях определения размера причиненного ущерба обратилось в независимое экспертное учреждение ООО "Дельта группа содействия".

Согласно Экспертному заключению ООО "Дельта группа содействия" стоимость восстановительного ремонта "<данные изъяты>" государственный регистрационный номер - <данные изъяты> рублей.

Программным обеспечением, позволяющим передавать в прототип подсистемы страховой телематики АИС ОСАГО (далее - СТ ГЛОНАСС АИС ОСАГО) данные о дорожно-транспортном происшествии при использовании упрощенной процедуры оформления, являются мобильные приложения "ДТП.Европротокол" и "Помощник ОСАГО".

Требования к техническим средствам контроля и составу информации о дорожно-транспортном происшествии, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2019 № 1108 (далее - Постановление № 1108).

Поскольку переданный в СТ ГЛОНАСС АИС ОСАГО состав информации о дорожно-транспортном происшествии не соответствует требованиям Постановления № 1108 (ДТП оформлено с аккаунта "<данные изъяты>"), у СПАО "Ингосстрах" отсутствуют основания для выплаты страхового возмещения по дорожно-транспортному происшествию, оформленному без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, свыше лимита (100 тысяч рублей), установленного п. 4 ст. 11.1 Закона об ОСАГО.

ДД.ММ.ГГГГ СПАО "Ингосстрах" произвело выплату платежным поручением на реквизиты Заявителя в сумме 100 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ в СПАО "Ингосстрах" поступила претензия о доплате страхового возмещения и выплате неустойки.

Доказательств того, что СПАО "Ингосстрах" в установленном законом порядке после получения сообщения о наступлении страхового случая не исполнило свою обязанность, уклонилось от производства осмотра транспортного средства и назначения экспертизы (оценки), Заявителем не представлено.

В связи с чем СПАО "Ингосстрах" письмом от ДД.ММ.ГГГГ направило заявителю мотивированный отказ в доплате, а также отсутствия оснований для выплаты неустойки.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в сфере страхования С.В. Максимовой принято решение о взыскании с СПАО "Ингосстрах" в пользу Третьяковой Т.В.страхового возмещения по Договору ОСАГО в размере <данные изъяты> рублей.

Однако с вынесенным решением СПАО "Ингосстрах" не согласно, поскольку содержание оспариваемого решения не соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим спорные отношения, и нарушает права и законные интересы СПАО "Ингосстрах".

На основании изложенного и в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона №123-Ф3, просит суд:

1. Отменить Решение от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг в сфера страхования, микрофинансирования, кредитной кооперации и деятельности кредитных организаций С.В. Максимовой, принятое по результатам рассмотрения обращения Третьяковой Т.В.

2. При вынесении решения по делу, распределить расходы по государственной пошлине, уплаченной СПАО "Ингосстрах", на Третьякову Т.В. в полном объеме (л.д. 2-6).

Представитель заявителя СПАО "Ингосстрах" - Василькова А.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 78), в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям и доводам, указанным в заявлении, поданном в адрес суда.Считает, что поскольку переданный в СТ ГЛОНАСС АИС ОСАГО состав информации о дорожно-транспортном происшествии не соответствовал требованиям Постановления № 1108, а именно: данные были переданы в РСА с чужого аккаунта некого ФИО тогда как участниками ДТП являются ФИО1 и ФИО2 СПАО "Ингосстрах" правомерно осуществило выплату страхового возмещения в размере <данные изъяты> руб. и исполнило свои обязательства перед Третьяковой Т.В. в полном объеме в соответствии с положениями и сроками, установленным и ФЗ «Об ОСАГО». Ссылку представителя заинтересованного лица на наличие письменного договора поручения считает необоснованной. Не возражала против проведения судебного заседания в отсутствии заинтересованных лиц и их представителей.

Заинтересованное лицо - Третьякова Т.В., уведомленная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не прибыла, обеспечила явку своего представителя - Зуева А.П., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 77), который считает, что оспариваемое решение финансового уполномоченного является законным и обоснованным, поскольку оснований для его отмены или изменения не имеется.

Представитель Третьяковой Т.В. - Зуев А.П. ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии своего доверителя, не возражал против проведения судебного заседания в отсутствии представителя финансового уполномоченного.

Заинтересованное лицо - Финансовый уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, микрофинансирования, кредитной кооперации и деятельности кредитных организаций - Максимова С.В., о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, в суд не явилась и явку своего представителя не обеспечила.

Представитель СФУ АНО "СОДФУ" - ФИО3., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48-49) представил в адрес суда письменные объяснения (возражения) по заявленным требованиям, считает оспариваемое решение законным и обоснованным, в связи с чем просил в удовлетворении заявленных требований отказать (л.д. 41-47).

При таких обстоятельствах, с учетом ходатайств лиц, участвующих в деле и положений статьи 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив заявление СПАО "Ингосстрах", письменные объяснения (возражения) Представитель СФУ АНО "СОДФУ", исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее - Закон №123-Ф3) в случае несогласия с решением финансового уполномоченного финансовая организация вправе в течение десяти рабочих дней после дня вступления в силу решения финансового уполномоченного обратиться в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. В случае обращения финансовой организации в суд копия заявления подлежит направлению финансовому уполномоченному, рассматривавшему дело, и потребителю финансовых услуг, в отношении обращения которого принято решение финансового уполномоченного, в течении одного дня со дня подачи указанного заявления.

Поскольку специального порядка обжалования финансовыми организациями решений финансового уполномоченного гражданским процессуальным законодательством не установлено, рассмотрение таких требований производится судами общей юрисдикции по общим правилам производства в суде первой инстанции (подраздел II раздела II ГПК РФ). Поскольку процессуальным законом данные вопросы прямо не урегулированы, исходя из общих принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (часть 4 статьи 1 ГПК РФ), финансовая организация в таком случае участвует в деле в качестве заявителя, финансовый уполномоченный и потребитель финансовых услуг привлекаются к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.

Если суд придет к выводу о необоснованности удовлетворенных финансовым уполномоченным требований потребителя финансовых услуг, суд указывает на это в мотивировочной части решения и отменяет решение финансового уполномоченного. Если суд придет к выводу о том, что финансовым уполномоченным требования потребителя удовлетворены в большем, чем это положено по закону, объеме, суд изменяет решение финансового уполномоченного в соответствующей части.

В случае признания решения финансового уполномоченного законным и обоснованным суд отказывает в удовлетворении заявления финансовой организации (ответ на вопрос 5 Разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.03.2020).

Законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами (пункт 1 статьи 935 ГК РФ).

Отношения, возникающие вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, регулируются Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ (в действующей ред.) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее по тексту - Закон об ОСАГО, Закон).

В соответствии со статьей 12 Закона об ОСАГО потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной настоящим Федеральным законом, путем предъявления страховщику заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.

Заявление потерпевшего, содержащее требование о страховом возмещении или прямом возмещении убытков в связи с причинением вреда его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, направляется страховщику по месту нахождения страховщика или представителя страховщика, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление страхового возмещения или прямого возмещения убытков (пункт 1 Закона).

Страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего (за исключением легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации), может осуществляться по выбору потерпевшего:

путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком в соответствии с правилами обязательного страхования и с которой у страховщика заключен договор на организацию восстановительного ремонта (возмещение причиненного вреда в натуре);

путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) (пункт 15 Закона).

Размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется в случае повреждения имущества потерпевшего - в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая (подп. «б» п. 18).

В течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 15.3 настоящей статьи, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.

При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере одного процента от определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом размера страхового возмещения по виду причиненного вреда каждому потерпевшему. При возмещении вреда на основании пунктов 15.1 - 15.3 настоящей статьи в случае нарушения установленного абзацем вторым пункта 15.2 настоящей статьи срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства или срока, согласованного страховщиком и потерпевшим и превышающего установленный абзацем вторым пункта 15.2 настоящей статьи срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5 процента от определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения (пункт 21 Закона).

Общий размер неустойки (пени), суммы финансовой санкции, которые подлежат выплате потерпевшему - физическому лицу, не может превышать размер страховой суммы по виду причиненного вреда, установленный настоящим Федеральным законом (п. 6 ст. 16.1 Закона об ОСАГО).

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, который в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, составляет 500 тысяч рублей, в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего - 400 тысяч рублей (статья 7 Закона).

Согласно статьи 15Закона №123-Ф3 финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении финансовых организаций, включенных в реестр, если размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей, либо если требования потребителя финансовых услуг вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Законом об ОСАГО, и если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.

Как усматривается из ст. ст. 1, 2 указанного Закона о финансовом уполномоченном №123-Ф3, институт финансового уполномоченного введен в целях защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг. Должность финансового уполномоченного учреждена для рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги. Под потребителем финансовых услуг понимается физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицо, в пользу которого заключен договор, либо лицо, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

К финансовым организациям, в отношении которых финансовый уполномоченный рассматривает обращения, относятся и страховые организации, осуществляющие страхование гражданской ответственности (п. 1 ст. 28 Закона о финансовом уполномоченном).

Судом установлено, что Финансовому уполномоченному на рассмотрение поступило обращение Третьяковой Т.В. в отношении СПАО "Ингосстрах" с требованием о взыскании страхового возмещения в связи с причинением вреда здоровью по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, неустойки в связи с нарушением срока выплаты страхового возмещения.

В рамках рассмотрения Обращения в адрес Финансовой организации направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений и документов по предмету спора, указанному в Обращении.

Финансовой организацией запрашиваемые сведения и документы предоставлены.

Рассмотрев имеющиеся в деле документы, Финансовый уполномоченный установил следующее.

В результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, вследствие действий водителя ФИО2 управлявшего транспортным средством <данные изъяты>, государственный регистрационный номер с полуприцепом <данные изъяты>, государственный регистрационный номер , был причинен вред принадлежащему Заявителю транспортному средству <данные изъяты>, государственный регистрационный номер , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, находившемуся под управлением ФИО1 (далее - Транспортное средство).

ДТП оформлено в соответствии с пунктом 6 статьи 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, зафиксировано участниками ДТП с передачей данных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, где был присвоен номер обращения .

Гражданская ответственность водителя Кравченко Д.С. на момент ДТП застрахована в САО "ВСК" по договору ОСАГО серия <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ

Гражданская ответственность Заявителя на момент ДТП застрахована в Финансовой организации по договору ОСАГО серия <данные изъяты> со сроком страхования с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (далее - Договор ОСАГО).

ДД.ММ.ГГГГ от Заявителя в Финансовую организацию поступило заявление о прямом возмещении убытков по Договору ОСАГО (далее - Заявление) и документы, предусмотренные Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П (далее - Правила ОСАГО). Выбранная форма страхового возмещения путем выплаты денежных средств на банковские реквизиты Заявителя.

ДД.ММ.ГГГГ Финансовой организацией произведен осмотр поврежденного Транспортного средства, составлен акт осмотра .

В целях определения стоимости восстановительного ремонта Транспортного средства Финансовая организация обратилась в ООО "<данные изъяты>". Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ стоимость восстановительного ремонта Транспортного средства без учета износа составляет <данные изъяты>, с учетом износа составляет <данные изъяты>. Рыночная стоимость Транспортного средства на дату ДТП составляет <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ Финансовая организация признала заявленный случай страховым и осуществила выплату страхового возмещения в размере <данные изъяты>, что подтверждается платежным поручением

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Финансовой организации поступило заявление (претензия) от Заявителя с требованием о доплате страхового возмещения по Договору ОСАГО.

ДД.ММ.ГГГГ Финансовая организация письмом уведомила Заявителя об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Финансовой организации поступило заявление (претензия) от Заявителя с требованиями о выплате страхового возмещения по Договору ОСАГО в размере <данные изъяты>, неустойки в связи с нарушением срока выплаты страхового возмещения по Договору ОСАГО.

В обоснование заявленных требований Заявителем представлен Договор поручения на фиксацию с помощью технических средств контроля и передачи информации о ДТП в автоматизированную информационную систему обязательного страхования и представление интересов потерпевшего в страховой компании в связи с ДТП от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Заявитель указывает, что поручила ФИО фиксацию и передачу информации о ДТП от ДД.ММ.ГГГГ в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, письменная доверенность от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» Финансовая организация должна рассмотреть заявление и направить Заявителю ответ не позднее 23.08.2021.

ДД.ММ.ГГГГ Финансовая организация письмом уведомила Заявителя об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Рассмотрев требование о взыскании страхового возмещения, Финансовый уполномоченный пришел к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.1 Закона № 40-ФЗ при оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона (400 000 рублей), при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона № 40-ФЗ одним из следующих способов:

- с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

- с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

Страховщики обеспечивают непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных способами, указанными в настоящем пункте. Неполучение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных его участниками и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы, установленной пунктом 4 настоящей статьи.

Согласно пункту 3 статьи 30 Закона № 40-ФЗ в целях информационного обеспечения возможности осуществления прямого возмещения убытков создается автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.

В соответствии с пунктом 3.2. статьи 30 Закона № 40-ФЗ потерпевшим и иным участникам дорожно-транспортного происшествия представляются данные о наличии действующего договора обязательного страхования в отношении определенного лица и (или) транспортного средства, о номере такого договора (уникальном номере страхового полиса обязательного страхования), а также о страховщике, с которым он заключен.

Заявителем представлены сведения о том, что ДТП оформлено без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, зафиксировано участниками ДТП и передано в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, ДТП присвоен номер ДТП .

Довод Финансовой организации о передаче информации о ДТП не с аккаунта Заявителя, а с аккаунта иного лица, что свидетельствует о нарушении требований к техническим средствам контроля и составу информации о дорожно-транспортном происшествии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2019 № 1108, рассмотрен Финансовым уполномоченным и отклонен в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 1108 передача данных о дорожно-транспортном происшествии в автоматизированную информационную систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, созданную в соответствии со статьей 30 Закона № 40-ФЗ (далее - система обязательного страхования), осуществляется одним из следующих способов:

а) использование технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия (далее - техническое средство контроля);

б) использование программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия (далее - программное обеспечение).

В соответствии с пунктом 4 Постановления № 1108 данные о дорожно-транспортном происшествии, полученные с использованием программного обеспечения, передаются водителем (пользователем программного обеспечения) в систему обязательного страхования не позднее чем через 60 минут после дорожно-транспортного происшествия.

Для передачи данных о дорожно-транспортном происшествии, полученных с использованием программного обеспечения, водитель (пользователь программного обеспечения) проходит авторизацию в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

С целью проверки наличия необходимой информации о ДТП в автоматизированной информационной системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - АИС ОСАГО), Финансовым уполномоченным сделан запрос в Российский Союз Автостраховщиков (далее - РСА) о передаче данных о ДТП в АИС ОСАГО в соответствии с требованиями статьи 11.1 Закона № 40-ФЗ.

Согласно ответу РСА данные о ДТП от ДД.ММ.ГГГГ внесены в АИС ОСАГО, соответствуют обстоятельствам ДТП, ДТП присвоен номер .

В связи с чем, Финансовый уполномоченный пришел к выводу о том, что ДТП оформлено в соответствии с пунктом 6 статьи 11.1 Закона № 40-ФЗ с лимитом ответственности <данные изъяты>

Решением уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, микрофинансирования, кредитной кооперации и деятельности кредитных организаций Максимовой С.В. от ДД.ММ.ГГГГ по обращению потребителя финансовой услуги Третьяковой Т.В., требования о взыскании с СПАО "Ингосстрах" страхового возмещения по Договору ОСАГО, неустойки в связи с нарушением срока выплаты страхового возмещения удовлетворены частично.

Так, указанным Решением постановлено:

1. Взыскать со СПАО "Ингосстрах" в пользу Третьяковой Т.В. страховое возмещение по Договору ОСАГО в размере <данные изъяты>.

2. Решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания.

3. Решение подлежит исполнению СПАО "Ингосстрах" в течение 10 рабочих дней после дня вступления в силу.

4. В случае неисполнения СПАО "Ингосстрах" пункта 1 резолютивной части настоящего решения в срок, установленный в пункте 3 резолютивной части настоящего решения, взыскать со СПАО "Ингосстрах" в пользу Третьяковой Т.В. неустойку за период, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического исполнения СПАО "Ингосстрах" обязательства по выплате страхового возмещения, указанного в пункте 1 резолютивной части настоящего решения, исходя из ставки 1% (один процент) за каждый день просрочки, начисляя на сумму, указанную в пункте 1 резолютивной части настоящего решения, но не более <данные изъяты>.

В случае несогласия с решением Финансового уполномоченного в соответствии с частью 1 статьи 26 Закона № 123-ФЗ СПАО "Ингосстрах" вправе в течение десяти рабочих дней после дня вступления в силу решения Финансового уполномоченного обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае обращения финансовой организации в суд копия заявления подлежит направлению Финансовому уполномоченному, рассматривавшему дело, и потребителю финансовых услуг, в отношении обращения которого принято решение Финансового уполномоченного, в течение одного дня со дня подачи указанного заявления.

В соответствии с частью 2 статьи 26 Закона № 123-ФЗ финансовая организация при обращении в суд вправе направить Финансовому уполномоченному ходатайство о приостановлении исполнения его решения. При получении ходатайства Финансовый уполномоченный выносит решение о приостановлении исполнения решения, которое оспаривается финансовой организацией, до вынесения решения судом.

В случае несогласия с вступившим в силу решением Финансового уполномоченного потребитель финансовых услуг в соответствии с частью 3 статьи 25 Закона № 123-ФЗ вправе в течение тридцати дней после дня вступления указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (л.д. 8-22).

Однако с вынесенным решением СПАО «Ингосстрах» не согласно, поскольку считает, что содержание оспариваемого решения не соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим спорные отношения, и нарушает права и законные интересы СПАО "Ингосстрах".

Согласно части 1 статьи 22 Закона №123-Ф3 решение финансового уполномоченного должно быть обоснованным и соответствовать требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, принципам российского права, в том числе добросовестности, разумности и справедливости.

Однако вынесенное решение финансового уполномоченного не отвечает вышеуказанным принципам.

Решение финансового уполномоченного о взыскании доплаты страхового возмещения является неправомерным ввиду неверного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.

Так Программным обеспечением, позволяющим передавать в АИС ОСАГО данные о ДТП при использовании упрощенной процедуры оформления, являются приложения "ДТП. Европротокол" и "Помощник ОСАГО".

Согласно пп. "б" п. 2, п. 4 Правил данные о ДТП, полученные с использованием программного обеспечения, передаются водителем (пользователем программного обеспечения) в систему обязательного страхования не позднее чем через 60 минут после дорожно-транспортного происшествия.

Для передачи данных о ДТП, полученных с использованием программного обеспечения, водитель (пользователь программного обеспечения) проходит авторизацию в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в случае, если пользователем программного обеспечения, предусмотренного статьей 11.1 Закона об ОСАГО, является гражданин Российской Федерации, к информации о дорожно-транспортном происшествии, формируемой с использованием программного обеспечения, относятся следующие данные:

а) информация, содержащаяся в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»:

фамилия;

имя;

отчество (при наличии);

дата рождения;

серия, номер, дата выдачи документа, удостоверяющего личность, кем выдан, код подразделения;

адрес проживания (при наличии);

адрес регистрации (при наличии);

номер мобильного телефона (при наличии);

адрес электронной почты (при наличии);

серия, номер, дата выдачи, срок действия водительского удостоверения (при наличии);

идентификационный номер или государственный регистрационный знак транспортного средства, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства (при наличии);

б) серия, номер, дата выдачи, срок действия водительского удостоверения (при отсутствии указанных данных в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»);

в) сведения о договорах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в соответствии с которыми застрахована гражданская ответственность участников дорожно-транспортного происшествия (далее - договоры обязательного страхования), или о таком договоре обязательного страхования одного из участников, если гражданская ответственность другого участника застрахована в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - международные системы страхования):

наименование страховой организации;

серия, номер, дата заключения договора обязательного страхования;

даты начала и окончания периода (периодов) использования транспортного средства в течение срока действия договора обязательного страхования, если этот договор заключен с условием использования транспортного средства в определенные периоды;

идентификационный номер или государственный регистрационный знак транспортного средства (при отсутствии указанных данных в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»), марка и модель транспортного средства, в отношении которого заключен договор обязательного страхования, или информация об отсутствии действующего договора обязательного страхования;

г) координаты места проведения фотосъемки, определяемые автоматически с использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации и (или) по базовым станциям систем подвижной радиотелефонной связи;

д) дата и время дорожно-транспортного происшествия;

е) типы транспортных средств;

ж) перечень наименований частей, узлов, агрегатов и деталей транспортного средства, поврежденных в результате дорожно-транспортного происшествия, если этим транспортным средством является легковой автомобиль;

з) фотоизображения транспортных средств, их повреждений и договоров обязательного страхования, выполненные на месте дорожно-транспортного происшествия;

и) время и дата начала отправки данных в систему обязательного страхования.

Российский союз автостраховщиков (РСА) в Методических рекомендациях, утвержденных постановлением Президиума РСА от 15 февраля 2012 года, разъяснил порядок работы мобильных приложений для оформления извещения о ДТП по "европротоколу" - "Помощник ОСАГО" и "ДТП.Европротокол", указав, что в соответствии с Законом об ОСАГО под техническими средствами контроля понимаются устройства, обеспечивающие оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт ДТП и координаты места нахождения транспортных средств в момент ДТП. В соответствии с Законом об ОСАГО к такому программному обеспечению относится программное обеспечение, в том числе интегрированное с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующее требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающее, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП. При фиксации ДТП при помощи одного из приложений, при наличии подтвержденной учетной записи на портале госуслуг у одного или обоих водителей (в зависимости от выбранного приложения), максимальная выплата по ОСАГО составляет 400 000 руб. Если не соблюдается хотя бы одно условие, то необходимо сообщить о ДТП в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления документов о ДТП.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", даны следующие разъяснения: согласно пунктам 5 и 6 статьи 11.1 Закона об ОСАГО в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции страховщику должны быть представлены данные об обстоятельствах повреждения транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или иных глобальных спутниковых навигационных систем).

Невыполнение указанных требований не является основанием для отказа в осуществлении страхового возмещения, однако размер страхового возмещения в этом случае не может превышать предельного размера страхового возмещения, выплачиваемого в рамках упрощенного порядка оформления дорожно-транспортного происшествия.

Согласно сообщению РСА от ДД.ММ.ГГГГ данные о ДТП от ДД.ММ.ГГГГ внесены в АИС ОСАГО, ДТП присвоен номер (л.д. 50).

В связи с чем, Финансовый уполномоченный пришел к выводу о том, что ДТП оформлено в соответствии с пунктом 6 статьи 11.1 Закона № 40-ФЗ с лимитом ответственности <данные изъяты>.

Суд находит указанный вывод Финансового уполномоченного ошибочным, поскольку переданный в СТ ГЛОНАСС АИС ОСАГО состав информации о дорожно-транспортном происшествии не соответствует требованиям Постановления № 1108 (ДТП оформлено с аккаунта <данные изъяты><данные изъяты>"), а следовательно у СПАО "Ингосстрах" отсутствуют основания для выплаты страхового возмещения по дорожно-транспортному происшествию, оформленному без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, свыше лимита (100 тысяч рублей), установленного п. 4 ст. 11.1 Закона об ОСАГО.

Так, в обоснование заявленных требований Заявителем Третьяковой Т.В. представлен Договор поручения на фиксацию с помощью технических средств контроля и передачи информации о ДТП в автоматизированную информационную систему обязательного страхования и представление интересов потерпевшего в страховой компании в связи с ДТП от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Заявитель указывает, что поручила ФИО фиксацию и передачу информации о ДТП от ДД.ММ.ГГГГ в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, письменная доверенность от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 179,180-181).

Допрошенный в качестве свидетеля в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГФИО предупрежденный об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний, пояснил, что с 2019 года работает в качестве аварийного комиссара. По существу рассматриваемого иска показал, что при выезде на место ДТП он обнаружил, что ущерб, причиненный транспортным средствам явно превышает <данные изъяты> в связи с чем разъяснил участникам ДТП, что они могут оформить соглашение по факту причинения ущерба ТС в ДТП в размере установленного лимита - <данные изъяты>, либо необходимо передать информацию о ДТП в РСА через портал "Госуслуги". Поскольку никто из участников ДТП никто не мог вспомнить пароль своего аккаунта на портале "Госуслуги", он предложил Третьяковой Т.В. оформить договор поручения на его имя на передачу информации о ДТП через его аккаунт. Как пользователь приложения "Госуслуги", он передал по договору поручения от имени одного из участников ДТП информацию о ДТП в РСА. Данные передавались в присутствии участников ДТП (л.д. 105-106).

Однако, как следует из материалов ДТП, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, его участниками являлись: водитель ФИО2 управлявший транспортным средством <данные изъяты>, государственный регистрационный номер с полуприцепом <данные изъяты>, государственный регистрационный номер , а также водитель ФИО1 управлявшая транспортным средством <данные изъяты>, государственный регистрационный номер , принадлежащим заявителю Третьяковой Т.В.

Таким образом, договор поручения и доверенность ФИО были выданы лицом, не являющимся участником ДТП, что не было учтено финансовым уполномоченным при рассмотрении заявления Третьяковой Т.В..

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушение положений п. 6 ст. 11.1 Закона об ОСАГО, сведения о произошедшем ДТП были зафиксированы и переданы в АИС не водителями (участниками ДТП), как то предусмотрено законом, а третьим лицом, в отсутствие каких-либо полномочий от участников ДТП.

Невыполнение требований о фиксации обстоятельств причинения вреда транспортному средству установленными способами не является основанием для отказа в осуществлении страхового возмещения, но размер возмещения в таком случае не может превышать <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ СПАО "Ингосстрах" в установленный законом срок произвело выплату платежным поручением на реквизиты Заявителя в сумме <данные изъяты> (л.д. 174).

Таким образом, СПАО «Ингосстрах» правомерно осуществило выплату страхового возмещения в размере <данные изъяты> и исполнило свои обязательства перед Третьяковой Т.В. в полном объеме в соответствии с положениями и сроками, установленным и ФЗ «Об ОСАГО».

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что решение от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг в сфере страхования, микрофинансирования, кредитной кооперации и деятельности кредитных организаций С.В. Максимовой, принятое по результатам рассмотрения обращения Третьяковой Т.В. о взыскании доплаты страхового возмещения сверх установленного лимита в размере <данные изъяты>. и неустойки, неправомерно ввиду неверного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.

При таких обстоятельствах, с учетом изложенного указанное решение Финансового уполномоченного подлежит отмене с принятием судом нового решения об отказе в удовлетворении требований Третьяковой Т.В. в полном объеме.

В соответствии со статьей 88 ГПК РФ заявителем СПАО "Ингосстрах" понесены расходы по оплате государственной пошлины.

Поскольку и потребитель Третьякова Т.В. и Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, микрофинансирования, кредитной кооперации и деятельности кредитных организаций освобождены от уплаты государственной пошлины, расходы по оплате государственной взысканию с них не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" к Уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, микрофинансирования, кредитной кооперации и деятельности кредитных организаций Максимовой С.В. об отмене решения финансового уполномоченного удовлетворить частично.

Отменить решение Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, микрофинансирования, кредитной кооперации и деятельности кредитных организаций Максимовой С.В., вынесенное ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения обращения Третьяковой Т.В..

В части требования о распределении судебных расходов СПАО "Ингосстрах", - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд г. Смоленска. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий _____________ В.М. Мартыненко

Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2021 года.