ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2006/2022 от 05.09.2022 Арзамасского городского суда (Нижегородская область)

Дело №2-2006/2022

УИД 52RS0009-01-2022-002574-08

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05.09.2022г Арзамасский городской суд Нижегородской области

в составе судьи Соловьевой А.Ю.,

при секретаре Даниловой О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора Нижегородской области в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Росимущества в Нижегородской области о понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

Арзамасский городской прокурор Нижегородской области обратился в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в суд с иском к Территориальному управлению Росимущества в Нижегородской области о понуждении к действию. В обоснование требований указано, что Арзамасской городской прокуратурой Нижегородской области проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о гражданской обороне, в ходе которой установлен факт непринятия мер по государственной регистрации права федеральной собственности и невключения в реестр федерального имущества защитных сооружений гражданской обороны. Согласно сведениям сектора по делам ГО и ЧС администрации г. Арзамаса Нижегородской области в список защитных сооружений гражданской обороны городского округа включены убежища: . Собственники и балансодержатели данных объектов отсутствуют. Указанные защитные сооружения гражданской обороны являются федеральной собственностью в силу закона. Однако до настоящего времени объекты не учтены в реестре федерального имущества, мероприятия по их надлежащему содержанию, не проводятся. По результатам проведенной проверки установлено, что все вышеуказанные защитные сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии: на объектах не проводятся и не планируются мероприятия по подготовке защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, по техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны, по текущему и капитальному ремонту. Кроме того, не обеспечиваются содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению входов в защитные сооружения гражданской обороны. Укрытие населения в случае введения режима ЧС в указанных защитных сооружениях не представляется возможным. При таких обстоятельствах выполнение мероприятий по надлежащему техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны г. Арзамаса не может быть реализовано. 07.04.2022г в адрес ответчика направлена информация о выявлении на территории г. Арзамаса защитных сооружений, не имеющих собственника. Таким образом, на момент проводимой прокуратурой города проверки Территориальным управлением Росимущества в Нижегородской области меры по регистрации права собственности на вышеуказанное защитное сооружение гражданской обороны не приняты. Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 17.12.2020г по делу №А43-18150/2020 признано право собственности РФ на объекты гражданской обороны – сооружения площадью 1675,2 кв.м. с кадастровым номером и 1666,9 кв.м. с кадастровым номером , расположенные по адресу: . Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 31.07.2018г признано право собственности РФ на объект гражданской обороны – защитное сооружение , расположенное по адресу: . Техническое состояние указанных сооружений неудовлетворительное, системы жизнеобеспечения неисправны, требуется капитальный ремонт. Меры, направленные на приведение в надлежащее техническое состояние указанных объектов, собственником не принимаются. Бездействие ответчика в виде непринятия мер по ненадлежащему содержанию вышеуказанных объектов гражданской обороны нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрытия в условиях чрезвычайных ситуаций. Просит обязать Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны: убежище , в реестре федерального имущества в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Территориальное управление Федерального Росимущества в Нижегородской области принять меры по государственной регистрации права собственности на вышеуказанные защитные сооружения гражданской обороны в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Территориальное управление Федерального Росимущества в Нижегородской области привести защитные сооружения гражданской обороны (убежища): убежище <...>, класс убежища А-III, тип сооружения – ОСУ (отдельно стоящее убежище), проектная вместимость 150 человек, общая площадь 198,2 кв.м., год ввода в эксплуатацию 1987 г; убежище , в соответствии с порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным Приказом МЧС России о 21.07.2005г № 575 в течение одного года с момента вступления решении суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Арзамасского городского прокурора Нижегородской области Сухарева О.Ю. исковые требования поддержала, не возражала против вынесения заочного решения.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального Росимущества в Нижегородской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, причины неявки не известны.

Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в заочном производстве.

Выслушав пояснения помощника прокурора, проверив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (п. 5).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п. 1 ст. 4 указанного закона).

В соответствии с п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309, к объектам гражданской обороны относятся: убежище, укрытие.

В соответствии с 8,13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309, 8. Федеральные органы исполнительной власти: по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. 13. В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

В соответствии с ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 22.12.1994г № 237, защитное сооружение - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах, а также от воздействия современных средств поражения; убежище – защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ.

В соответствии с п. 3 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в приложениях 1-3 к указанному постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого постановления оно стало относиться к федеральной собственности.

Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

В соответствии с п. 6 ст. 1 ФЗ от 13.07.2015г № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

В соответствии с п. 2 Приказа МЧС России от 21.07.2005 N 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время» содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

Установлено, что Арзамасской городской прокуратурой Нижегородской области проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о гражданской обороне, в ходе которой установлен факт непринятия мер по государственной регистрации права федеральной собственности и невключения в реестр федерального имущества защитных сооружений гражданской обороны.

Согласно сведениям сектора по делам ГО и ЧС администрации г. Арзамаса Нижегородской области в список защитных сооружений гражданской обороны городского округа включены убежища: . Собственники и балансодержатели данных объектов отсутствуют.

Указанные защитные сооружения гражданской обороны являются федеральной собственностью в силу закона. Однако до настоящего времени объекты не учтены в реестре федерального имущества, мероприятия по их надлежащему содержанию, не проводятся.

Вышеуказанные защитные сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии: на объектах не проводятся и не планируются мероприятия по подготовке защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, по техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны, по текущему и капитальному ремонту. Кроме того, не обеспечиваются содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению входов в защитные сооружения гражданской обороны. Укрытие населения в случае введения режима ЧС в указанных защитных сооружениях не представляется возможным. При таких обстоятельствах выполнение мероприятий по надлежащему техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны не может быть реализовано.

07.04.2022г в адрес ответчика направлена информация о выявлении на территории г. Арзамаса защитных сооружений, не имеющих собственника.

Данные защитные сооружения гражданской обороны в собственность Нижегородской области не передавалось, в реестре муниципальной собственности не числится, в частной собственности не находится.

Таким образом, защитные сооружения не учтены в реестре федеральной собственности, территориальным управлением Росимущества в Нижегородской области меры по регистрации права собственности на вышеуказанные защитные сооружения гражданской обороны не приняты.

Таким образом, защитные сооружения гражданской обороны в силу закона являются федеральной собственностью.

В соответствии с п.п. 4.1, 4.2, 4.3, 4.9, 5.3 Положения о Территориальном управлении Росимущества в Нижегородской области, утвержденного Приказом Росимущества от 27.02.2009 № 49, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области, полномочия по его учету, контролю, а также осуществляет иные юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447 утверждено Положение об учете федерального имущества (далее - Положение).

В соответствии с п. 16 Положения ведение реестра осуществляется путем внесения сведений о федеральном имуществе в карты сведений об объекте учета в соответствующих подразделах реестра и исключения из них изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации.

Отсутствие государственной регистрации права может повлечь утрату объектов государственной собственности, а также препятствует осуществлению права собственности в отношении объектов недвижимого имущества, в том числе приводит к невозможности предъявлять требования к его содержанию уполномоченными государственными, что в свою очередь негативно сказывается на эффективности его использования для обеспечения безопасности граждан.

При изложенных обстоятельствах, исковые требования об обязании Территориального управления Росимущества в Нижегородской области обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны: убежище , в реестре федерального имущества и принять меры по государственной регистрации права собственности на вышеуказанные защитные сооружения гражданской обороны.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 17.12.2020г по делу № признано право собственности РФ на объекты гражданской обороны – сооружения площадью 1675,2 кв.м. с кадастровым номером и 1666,9 кв.м. с кадастровым номером , расположенные по адресу: .

Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 31.07.2018г признано право собственности РФ на объект гражданской обороны – защитное сооружение , расположенное по адресу: .

Техническое состояние указанных сооружений неудовлетворительное, системы жизнеобеспечения неисправны, требуется капитальный ремонт. Меры, направленные на приведение в надлежащее техническое состояние указанных объектов, собственником не принимаются.

Бездействие ответчика в виде непринятия мер по ненадлежащему содержанию вышеуказанных объектов гражданской обороны нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрытия в условиях чрезвычайных ситуаций.

Следовательно, исковые требования об обязании Территориального управления Федерального Росимущества в Нижегородской области привести защитные сооружения гражданской обороны (убежища): убежище , в соответствии с порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным Приказом МЧС России о 21.07.2005г № 575, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Следует установить срок для исполнения решения суда – один год с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Арзамасского городского прокурора Нижегородской области в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Росимущества в Нижегородской области (ИНН <***>) о понуждении к действию удовлетворить.

Обязать Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны: убежище , в реестре федерального имущества в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу

Обязать Территориальное управление Федерального Росимущества в Нижегородской области принять меры по государственной регистрации права собственности на вышеуказанные защитные сооружения гражданской обороны в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Территориальное управление Федерального Росимущества в Нижегородской области привести защитные сооружения гражданской обороны (убежища): убежище , в соответствии с порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным Приказом МЧС России о 21.07.2005г № 575 в течение одного года с момента вступления решении суда в законную силу.

Установить срок для исполнения решения суда – один год с даты вступления решения суда в законную силу.

Ответчик вправе подать в Арзамасский городской суд Нижегородской области заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд Нижегородской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд Нижегородской области в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья А.Ю. Соловьева

Мотивированное заочное решение суда изготовлено 12.09.2022г.