ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2006/22 от 10.06.2022 Советского районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело №2-2006/22

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Владикавказ 10 июня 2022 года.

Советский районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Тлатова К.А., при секретаре Базаевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО10 к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности включить периоды работ в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости,

у с т а н о в и л:

ФИО10 обратилась в суд с иском к ГУ – ОПФР по РСО-Алания о признании незаконным решения государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Владикавказе РСО-Алания об отказе в установлении ей пенсии, принятого 03.08.2021г.; возложении на государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по РСО-Алания обязанности назначить ей досрочно страховую пенсию по старости с 16.02.2021г.

Изменив предмета иска в порядке ст.39 ГПК РФ путём предъявления к ответчику дополнительных исковых требований, истец в окончательном виде просил суд:

1) признать незаконным решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Владикавказе РСО-Алания об отказе в установлении истцу пенсии, принятое 03.08.2021г.;

2) возложить на государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по РСО-Алания обязанность включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды работ:

- работа в качестве подземного сигналиста на Садонском руднике Садонского свинцово-цинкового комбината продолжительностью 1 год (01.11.1996г. - 01.11.1997г.);

- работа в качестве наборщика проб в Садонском отдельном военизированном горноспасательном взводе при ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» продолжительностью 7 лет 1 месяц (01.01.2014г. - 01.02.2021г.);

3) признать за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;

4) обязать государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по РСО-Алания назначить истцу страховую пенсию по старости с 16.02.2021г.

В обоснование требований ФИО10. в исковом заявлении указала, что 16.02.2021г. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Владикавказе РСО-Алания (далее - пенсионный орган, ответчик) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости. На момент подачи заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО10., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, исполнилось 50 лет, а её общий страховой стаж составлял не менее 24 лет.

Специальный страховой стаж ФИО10., учитываемый для целей назначения досрочной страховой пенсии по старости, на момент подачи заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости составлял:

- 1 год - период работы с 01.11.1996г. по 01.11.1997г. в подземных условиях с полным рабочим днём в качестве подземного сигналиста на Садонском руднике Садонского свинцово-цинкового комбината;

- 7 лет 1 месяц - период работы с 01.01.2014г. по 01.02.2021г. (день подачи заявления) в подземных условиях с полным рабочим днём в качестве наборщика проб в Садонском отдельном военизированном горноспасательном взводе (СОВГСВ) при ООО «Садонская свинцово-цинковая компания».

Решением от 03.08.2021г. пенсионный орган отказал ФИО10. в установлении досрочной страховой пенсии по старости по следующим причинам.

Период работы с 01.11.1996г. по 01.11.1997г. в подземных условиях в качестве подземного сигналиста на Садонском руднике Садонского свинцово-цинкового комбината пенсионный орган исключил из страхового стажа, учитываемого для целей назначения досрочной страховой пенсии по старости, на основании того, что указанная в трудовой книжке и справках профессия «Подземный сигналист» не содержится в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих; выпуск 4. Период работы с 01.01.2014г. по 01.02.2021г. в подземных условиях в качестве наборщика проб в горноспасательном взводе при ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» пенсионный орган исключил из страхового стажа, учитываемого для целей назначения досрочной страховой пенсии по старости, указав в своем решении, что вопросы о назначении досрочной страховой пенсии по старости работникам горноспасательных служб (формирований), работающим в подземных условиях, следует рассматривать при условии документального подтверждения выполнения горноспасательными службами (формированиями) соответствующих горноспасательных работ. К таким подтверждающим документам, по мнению пенсионного органа, относятся свидетельство об аттестации на право ведения соответствующих аварийно-спасательных (горноспасательных) работ и договоры на аварийно-спасательное обслуживание подземных горных объектов. Поскольку свидетельство об аттестации горноспасательного взвода ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» и договоры с его участием на аварийно-спасательное обслуживание подземных горных объектов не были представлены, пенсионный орган посчитал неподтверждённым стаж работы ФИО10. с 01.01.2014г. по 01.02.2021г. в качестве наборщика проб в указанном горноспасательном взводе и на этом основании отказал в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Не согласившись с указанным решением пенсионного органа, ФИО10. обратилась в суд с названным исковым заявлением.

Истец считает, что при обращении в пенсионный орган были представлены все необходимые документы, достаточные для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости на основании п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с учётом права пенсионного органа самостоятельно запрашивать необходимые ему сведения и документы от других органов государственной власти и подведомственных им организаций в порядке ч.7, ч.8 ст.21 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Истец ФИО10. в судебное заседание не явилась; о дате, времени и месте проведения судебного заседания была извещена надлежащим образом, о причине неявки суд в известность не поставила.

Представитель истца - ФИО89, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, исковые требования своего доверителя поддержал, просил их удовлетворить в полном объёме.

Представитель ответчика – ФИО90 иск не признала по основаниям, изложенным в ранее представленных ответчиком письменных возражениях на исковое заявление.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора общества с ограниченной ответственностью «Садонская свинцово-цинковая компания» - ФИО1, действующий на основании доверенности, исковые требования ФИО10. полагал законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Выслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы рассматриваемого гражданского дела, суд находит иск ФИО10. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Судом установлено, что 16.02.2021г. ФИО10., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Владикавказе с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.

В подтверждение наличия специального страхового стажа, учитываемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости, ФИО10. представила в пенсионный орган трудовую книжку, а также справки, уточняющие особый характер работы, от 01.02.2021г. №01 и от 01.02.2021г. №01, выданные ГУП «Базисный склад» и ООО «Садонская свинцово-цинковая компания», согласно которым ФИО10. выполняла следующие работы:

- работа в качестве подземного сигналиста на Садонском руднике Садонского свинцово-цинкового комбината продолжительностью 1 год с 01.11.1996г. по 01.11.1997г.;

- работа в качестве наборщика проб в Садонском отдельном военизированном горноспасательном взводе (СОВГСВ) при ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» (ООО «ССЦК») продолжительностью 7 лет 1 месяц с 01.01.2014г. по 01.02.2021г.

Указанные периоды работы ФИО10. в подземных условиях были подтверждены также актами по результатам документальной проверки достоверности сведений о трудовом стаже от 03.03.2021г. и сведениями из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица (выписками из лицевого счёта застрахованного лица), которые запрашиваются пенсионным органом самостоятельно из соответствующих государственных органов и организаций.

На момент подачи заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО10. исполнилось 50 лет, а её общий страховой стаж согласно сведениям из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица составлял не менее 24 лет.

Решением от 03.08.2021г. государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Владикавказе отказало ФИО10. в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ 01.10.2021г. ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Владикавказе прекратило деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по РСО-Алания, которое является правопреемником Управления Пенсионного фонда РФ в г.Владикавказе.

Решение об отказе в назначении страховой пенсии пенсионный орган мотивировал отсутствием у ФИО10. подтверждённого стажа подземных работ, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Период работы истца с 01.11.1996г. по 01.11.1997г. в подземных условиях в качестве подземного сигналиста на Садонском руднике Садонского свинцово-цинкового комбината пенсионный орган при принятии решения об отказе в назначении пенсии не включил в страховой стаж, учитываемый для целей назначения досрочной страховой пенсии по старости, по следующим причинам.

По мнению пенсионного органа, указанная в трудовой книжке профессия «подземный сигналист» не содержится в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, выпуск 4 (далее - ЕТКС №4).

Пенсионный орган указывает, что все профессии основных рабочих предусмотрены в ЕТКС №4, раздел «Общие профессии горных и горнокапитальных работ», на основании которого составлены перечни профессий работников, занятых под землей. В данный перечень включены рабочие по профессии «стволовой», в обязанности которого входят приём и подача сигналов из шахты машинисту подъёмной машины для подъёма и спуска людей и грузов на стволах; установка и закрепление вагонеток и платформ в клети и их выгрузка; наблюдение за работой механизмов и устройств шахтного ствола и т.д. Профессия «подземный сигналист» не предусмотрена в перечне профессий, указанном в ЕТКС №4.

Далее пенсионный орган в своём решении ссылается на следующее. В справке от 01.02.2021г. №01, уточняющей особый характер работы, в основании выдачи указаны документы, которые не могут содержать сведения, подтверждающие необходимые данные о характере труда и занятость в течение полного рабочего дня на работах под землёй (Порядок от 31.03.2011 №258н). Из акта проверки от 03.03.2021г. также не усматривается ссылка на документы, свидетельствующие о фактической занятости заявителя в подземных условиях. Организацией не представлены соответствующие документы, свидетельствующие о фактической занятости заявителя на работе под землёй.

В обоснование принятого решения пенсионный орган сослался также на то обстоятельство, что указанные в трудовой книжке приказ о переводе на работу подземного сигналиста и последующий приказ о переводе на должность начальника отделов кадров изданы месяцем позже, чем фактическое приступление к работе (записи 8, 9 в трудовой книжке).

Период работы с 01.01.2014г. по 01.02.2021г. в подземных условиях в качестве наборщика проб в горноспасательном взводе при ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» пенсионный орган при принятии решения об отказе в назначении пенсии не включил в страховой стаж, учитываемый для целей назначения досрочной страховой пенсии по старости, по следующим причинам.

Пенсионный орган полагает, что вопросы о назначении досрочной страховой пенсии по старости работникам горноспасательных служб (формирований), работающим в подземных условиях, следует рассматривать при условии документального подтверждения выполнения горноспасательными службами (формированиями) соответствующих горноспасательных работ. К таким подтверждающим документам, по мнению пенсионного органа, относятся свидетельство об аттестации на право ведения соответствующих аварийно-спасательных (горноспасательных) работ и договоры на аварийно-спасательное обслуживание подземных горных объектов.

Поскольку свидетельство об аттестации горноспасательного взвода ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» и договоры с его участием на аварийно-спасательное обслуживание подземных горных объектов не были представлены организацией, в которой работает ФИО10., пенсионный орган посчитал неподтверждённым стаж работы ФИО10. с 01.01.2014г. по 01.02.2021г. в качестве наборщика проб в указанном горноспасательном взводе и на этом основании отказал в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Кроме того, в обоснование принятого решения пенсионный орган указал, что ФИО10. не представила документы, подтверждающие выполнение ею работы заместителя генерального директора ГУП «Базисный склад» с 01.01.2014г. по 15.02.2021г. и начальника отдела кадров в ООО «Мизурская обогатительная фабрика» с 01.04.2014г. по 31.12.2020г. при одновременном выполнении функций наборщика проб горноспасательного взвода ООО «Садонская свинцово-цинковая компания».

Доводы пенсионного органа об исключении периода работы ФИО10. подземным сигналистом на Садонском руднике Садонского свинцово-цинкового комбината с 01.11.1996г. по 01.11.1997г. (1 год) из страхового стажа, учитываемого для целей назначения досрочной страховой пенсии по старости, суд считает необоснованными и отклоняет их по следующим основаниям.

Согласно ч.3 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.

На момент работы ФИО10. в качестве подземного сигналиста на Садонском руднике Садонского свинцово-цинкового комбината действовал Закон РФ от 20.11.1990г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон РФ от 20.11.1990г. N340-1).

Согласно п.«а» ч.1 ст.12 Закона РФ от 20.11.1990г. N340-1 пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается женщинам по достижении 45 лет, если они трудились не менее 7 лет 6 месяцев на подземных работах и их общий трудовой стаж не менее 15 лет. Гражданам, имеющим не менее половины стажа на подземных работах пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 10 Закона, на один год за каждый полный год такой работы женщинам.

Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. N1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее –Постановление Правительства РФ от 02.10.2014г. N1015).

В соответствии с пунктами 10, 11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014г. N1015 периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются трудовой книжкой либо при отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014г. N1015 установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

Согласно ст.96 Закона РФ от 20.11.1990г. N340-1, действовавшего в период работы ФИО10. подземным сигналистом, трудовой стаж, приобретённый до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования", устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями. Трудовой стаж, приобретённый после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

В пункте 4 приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011г. N258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", на который ссылается пенсионный орган в своем решении, также указано, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определённой профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

ФИО10. в системе обязательного пенсионного страхования была зарегистрирована в качестве застрахованного лица 28.02.2000 года, что следует из её страхового свидетельства и уведомления о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учёта.

В подтверждение стажа подземной работы в качестве подземного сигналиста на Садонском руднике Садонского свинцово-цинкового комбината продолжительностью 1 год (01.11.1996г. - 01.11.1997г.), имевшего место до регистрации ФИО10. в качестве застрахованного лица, ФИО10. представила в пенсионный орган справку от 01.02.2021г. №01, уточняющую особый характер работы, и справку о заработной плате, выданные ей ГУП «Базисный склад», а также трудовую книжку.

Садонский свинцово-цинковый комбинат являлся государственным унитарным предприятием (ГУП «Садонский свинцово-цинковый комбинат» Комитета РСО-Алания по промышленности и поддержке предпринимательства, сокращённо - «ССЦК»), который 21.03.2011г. прекратил свою деятельность и был исключён из ЕГРЮЛ, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

В связи с тем, что архивные документы прекратившего деятельность Садонского свинцово-цинкового комбината находились на территории ГУП «Базисный склад» и не могли быть приняты на хранение Архивной службой РСО-Алания, по поручению Министерства промышленной и транспортной политики РСО-Алания на ГУП «Базисный склад» была возложена обязанность по выдаче гражданам в целях пенсионного обеспечения архивных справок и копий документов указанной прекратившей деятельность организации.

Из письма Министерства промышленной и транспортной политики РСО-Алания от 30.06.2015г. №256, адресованного генеральному директору ГУП «Базисный склад», следует, что по информации Архивной службы РСО-Алания в связи с загруженностью архивохранилищ принять архивные документы ликвидированного ГУП «Садонский свинцово-цинковый комбинат», находящиеся на территории ГУП «Базисный склад», не представляется возможным. Архивной службой РСО-Алания рекомендовано ГУП «Базисный склад» взять на себя обязательство по обеспечению сохранности документов ликвидированной организации и выдаче гражданам в целях пенсионного обеспечения архивных справок и копий этих документов.

Министерство промышленной и транспортной политики РСО-Алания (в настоящее время - Министерство промышленности, транспорта и энергетики РСО-Алания) является учредителем ГУП «Базисный склад», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ на ГУП «Базисный склад».

Таким образом, письмом от 30.06.2015г. №256 министерство как учредитель поручило ГУП «Базисный склад» выполнить указанные рекомендации Архивной службы РСО-Алания.

Согласно справке от 01.02.2021г. №01, уточняющей особый характер работы, выданной ГУП «Базисный склад», ФИО10. работала на Садонском руднике Садонского свинцово-цинкового комбината в качестве подземного сигналиста полный рабочий день на подземных горных работах по добыче свинцово-цинковой руды в течение 1 года с 01.11.1996г. по 01.11.1997г.

Справка выдана на основании архивной личной карточки формы Т-2, приказов о приёме и увольнении за 1996г. - 1997г., книги учёта приёма-увольнений, лицевых счетов 1996г.-1997г. по Садонскому руднику Садонского свинцово-цинкового комбината.

Пенсионный орган, реализуя свои полномочия по проверке обоснованности выдачи документов, представленных заявителем, и достоверности содержащихся в них сведений (ч.9 ст.21 Федерального закона "О страховых пенсиях"), организовал документальную проверку достоверности сведений о трудовом стаже, заработке и иных юридически значимых документов застрахованного лица (ФИО10.) за период работы в Садонском свинцово-цинковом комбинате, которая была проведена специалистом клиентской службы в Алагирском районе Центра ПФР №1 по установлению пенсий в РСО-Алания ФИО91

По результатам проведения указанной проверки был составлен акт проверки от 03.03.2021г., которым установлено, что согласно уставу Садонского свинцово-цинкового комбината основными видами деятельности предприятия являются: добыча металлосодержащих руд, обогащение металлосодержащих руд, производство взрывчатых материалов и т.д. 21.05.1990г. ФИО10 была принята на работу в качестве секретаря на Архонский рудник Садонского свинцово-цинкового комбината. С 01.11.1996г. ФИО10. переведена на работу подземного сигналиста на участок «Спуск-подъём» Садонского рудника, а с 01.11.1997г. переведена на должность начальника отдела кадров. Уволена из предприятия по собственному желанию с 27.10.2000г. Заработная плата начислялась своевременно, суммы заработков, указанные в справке о заработной плате, выданной ГУП «Базисный склад», соответствуют начислениям, указанным в лицевых счетах Садонского рудника Садонского свинцово-цинкового комбината.

Следовательно, указанной документальной проверкой была подтверждена обоснованность выдачи представленных заявителем документов и достоверность содержащихся в них сведений.

Из акта проверки также следует, что специалистом проверялись сохранившиеся в архиве документы Садонского свинцово-цинкового комбината, в том числе документы, на основании которых была выдана уточняющая особый характер работы справка от 01.02.2021г. №01: архивная личная карточка формы Т-2, приказы о приёме и увольнении, лицевые счета по Садонскому руднику Садонского свинцово-цинкового комбината. На основании указанных документов по результатам проверки специалистом было установлено, что в период с 01.11.1996г. по 01.11.1997г. ФИО10. работала подземным сигналистом, ей начислялась заработная плата за данную работу.

В связи с изложенным доводы пенсионного органа о том, что указанные в основании выдачи справки от 01.02.2021г. №01 документы не могут содержать сведения, подтверждающие необходимые данные о характере труда и занятость в течение полного рабочего дня на работах под землёй, не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат вышеуказанным пунктам 10, 11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014г. N1015, ст.96 Закона РФ от 20.11.1990г. N340-1, пункту 4 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011г. N258н.

Несостоятельны доводы пенсионного органа о том, что указанные в трудовой книжке приказ о переводе на работу подземным сигналистом от 11.12.1996г. №228/п и последующий приказ о переводе на должность начальника отделов кадров от 26.12.1997г. №74/к изданы месяцем позже, чем даты фактического приступления к работе (записи 8, 9 в трудовой книжке). Данное обстоятельство (издание приказа позже даты фактического приступления работника к работе) не является нарушением, которое влечёт недействительность сделанных в трудовой книжке записей о приёме или переводе на работу.

На момент работы ФИО10. в качестве подземного сигналиста действовал Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск №4, утверждённый Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 17.07.1985г. (ЕТКС №4), в разделе «Общие профессии горных и горнокапитальных работ» которого под параграфом 82 указана профессия «стволовой», характер работы и обязанности которой аналогичны характеру работы и обязанностям подземного «сигналиста»: приём и подача сигналов из шахты машинисту подъёмной машины для подъёма и спуска людей и грузов на стволах; установка и закрепление вагонеток и платформ в клети и их выгрузка; наблюдение за работой механизмов и устройств шахтного ствола и т.д.

При этом указанная в ЕТКС №4 профессия «стволовой» в ранее действовавших изданиях 1969 и 1974 гг. именовалась как «рукоятчик-сигналист» 1-3 разрядов. Указанное следует из п.51 Перечня профессий рабочих, предусмотренных разделом "Общие профессии горных и горнокапитальных работ" ЕТКС №4 издания 1985г., с указанием их наименований по ранее действовавшим выпускам и разделам ЕТКС изданий 1969 и 1974 гг.

В акте документальной проверки от 03.03.2021г. также указано, что согласно краткой характеристике стволовой (лифтёр - сигналист) осуществляет приём и подачу сигналов из шахты на поверхность машинисту подъёмной машины по подъёму и спуску людей и грузов по стволу; установку и закрепление вагонеток в клети и их выгрузку.

Таким образом, в горных работах профессия «стволовой» и профессия «сигналист-рукоятчик» являются наименованиями фактически одной и той же профессии в разные периоды времени.

Пенсионный орган невозможность включения периода работы ФИО10. в качестве подземного сигналиста в специальный страховой стаж, учитываемый для целей назначения досрочной страховой пенсии по старости, объясняет тем, что указанная в трудовой книжке профессия «подземный сигналист» не содержится в ЕТКС №4.

Однако в соответствии с ч.2 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" для определении стажа работы в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости следует руководствоваться списком работ и профессий, утверждённым Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. N10, а не ЕТКС №4, как полагает ответчик.

Согласно ч.2 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г. N665 установлено, что при определении стажа работы в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется Список N1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. N10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список №1).

Поскольку выполняемая ФИО10. работа «подземного сигналиста» осуществлялась в подземных условиях полный рабочий день, для определения стажа работы в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости следует руководствоваться профессиями, указанными в главе 1 («Подземные работы в шахтах, рудниках по добыче полезных ископаемых») раздела I («Горные работы») Списка №1.

Выполняемая ФИО10. работа «подземного сигналиста» относится к работам, именуемым в Списке №1 под позицией 1010100а как «все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах». Такие профессии как «стволовой» или «сигналист-рукоятчик» в главе 1 раздела I Списка №1 отдельно не выделяются.

Таким образом, вывод пенсионного органа о невозможности включения периода работы ФИО10. с 01.11.1996г. по 01.11.1997г. в качестве подземного сигналиста в специальный страховой стаж, учитываемый для целей назначения досрочной страховой пенсии по старости, по причине того, что профессия «подземный сигналист» не содержится в ЕТКС №4, противоречит указанным нормам пенсионного законодательства.

Период работы истца в Садонском свинцово-цинковом комбинате, учитываемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, подтверждается также сведениями индивидуального (персонифицированном) учёта.

Так, согласно сведениям из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица у ФИО10. имеется период работы в Садонском свинцово-цинковом комбинате продолжительностью 1 год, учитываемый для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости на основании п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (пункты 2.3, 2.4 сведений о состоянии лицевого счёта застрахованного лица).

В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона "О страховых пенсиях", пунктами 4, 10 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014г. N1015 при подсчёте страхового стажа период работы гражданина до регистрации его в качестве застрахованного лица подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, а в случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы - на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (трудовая книжка, справки и др.).

Аналогичный порядок подтверждения страхового (трудового) стажа был предусмотрен ст.96 Закона РФ от 20.11.1990г. N340-1, действовавшего в период работы ФИО10. подземным сигналистом.

Поскольку льготный стаж работы в Садонском свинцово-цинковом комбинате у ФИО10. имелся до её регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, страховой стаж в силу указанных норм права может подтверждается как на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, так и на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период.

Таким образом, с учётом проведенной документальной проверки достоверности трудового стажа у пенсионного органа не было оснований не учитывать специальный страховой стаж истца в Садонском свинцово-цинковом комбинате, подтверждаемый на основании представленных истцом в пенсионный орган документов, а также на основании запрошенных пенсионным органом сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Доводы пенсионного органа об исключении периода работы ФИО10. в качестве наборщика проб горноспасательного взвода ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» с 01.01.2014г. по 01.02.2021г. из страхового стажа, учитываемого для целей назначения досрочной страховой пенсии по старости, суд также считает необоснованными и отклоняет их по следующим основаниям.

Садонский отдельный военизированный горноспасательный взвод (СОВГСВ), в котором ФИО10. работала наборщиком проб, является структурным подразделением ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» и профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием).

Постановлением АМС Алагирского района РСО-Алания от 19.01.2010г. №1 Садонский отдельный военизированный горноспасательный взвод ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» зарегистрирован как аварийно-спасательная служба (формирование) в соответствии со ст.10 Федерального закона от 22.08.1995г. N151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (в редакции на момент регистрации взвода).

Согласно п.3 ст.2 Федерального закона от 18.07.2017г. N167-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в организациях горнорудной, горно-химической и атомной промышленности для выполнения горноспасательных работ на принадлежащих им объектах ведения горных работ вправе выполнять горноспасательные работы при условии соблюдения требований, установленных пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1995 года N151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (в редакции настоящего Федерального закона).

В соответствии с п.3 Положения о профессиональных аварийно-спасательных службах (формированиях), утверждённого Постановлением Правительства РФ от 27.04.2018г. N517, к профессиональным горноспасательным службам и формированиям относятся в том числе предусмотренные ч.3 ст.2 Федерального закона от 18.07.2017г. N167-ФЗ профессиональные аварийно-спасательные службы (формирования), созданные до дня вступления в силу указанного Федерального закона в организациях горнорудной, горно-химической и атомной промышленности для выполнения горноспасательных работ на принадлежащих им объектах ведения горных работ.

Таким образом, Садонский отдельный военизированный горноспасательный взвод ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» является профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием) по выполнению горноспасательных работ, созданной до вступления в силу Федерального закона от 18.07.2017г. N167-ФЗ.

В соответствии с ч.4 ст.11 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" профессиональные аварийно-спасательные службы (формирования) могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе.

В подтверждение стажа подземной работы наборщиком проб в горноспасательном взводе при ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» продолжительностью 7 лет и 1 месяц (01.01.2014г. - 01.02.2021г.) ФИО10. представила в пенсионный орган справку от 01.02.2021г. №01, уточняющую особый характер работы, и справку о заработной плате, выданные ООО «Садонская свинцово-цинковая компания», а также трудовую книжку.

Согласно справке от 01.02.2021г. №01, уточняющей особый характер работы, выданной ООО «Садонская свинцово-цинковая компания», ФИО10. работала в подземных условиях полный рабочий день в качестве наборщика проб в Садонском отдельном военизированном горноспасательном взводе (СОВГСВ) при ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» с 01.01.2014г. по 01.02.2021г. (7 лет и 1 месяц).

Пенсионный орган, реализуя свои полномочия по проверке обоснованности выдачи документов, представленных заявителем, и достоверности содержащихся в них сведений (ч.9 ст.21 Федерального закона "О страховых пенсиях"), организовал документальную проверку достоверности сведений о трудовом стаже, заработке и иных юридически значимых документов застрахованного лица (ФИО10.) за период работы в ООО «Садонская свинцово-цинковая компания», которая была проведена специалистом клиентской службы в Алагирском районе Центра ПФР №1 по установлению пенсий в РСО-Алания ФИО2

По результатам проведения названной проверки был составлен акт проверки от 03.03.2021г., которым установлено, что согласно уставу ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» основными видами деятельности организации являются: добыча, обогащение свинцово-цинковой руды, добыча руд и песка драгоценных металлов и т.д. С 01.01.2013г. страхователем производится уплата страховых взносов по дополнительному тарифу (9%) на работников, занятых на тяжелых и вредных работах. Садонский отдельный военизированный горноспасательный взвод является структурным подразделением ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» с 2010г. ФИО10. была переведена в Садонский отдельный военизированный горноспасательный взвод наборщиком проб в подземных условиях труда с 01.01.2014г. и по настоящее время работает в указанной должности. Согласно табелю учёта рабочего времени ФИО10. работает наборщиком проб полный рабочий день пять дней в неделю. Согласно должностной инструкции наборщик проб отбирает пробы рудничного воздуха в горных выработках, тоннелях и подземных складах на загазованность и запылённость, докладывает командиру взвода о всех нарушениях противопожарной безопасности в шахте (руднике) и т.д. По карте аттестации рабочего места наборщика проб общая оценка условий труда по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса - 3,2 (итоговый класс условий труда).

Следовательно, указанной документальной проверкой была подтверждена обоснованность выдачи представленных заявителем документов и достоверность содержащихся в них сведений.

Выполняемая ФИО10. работа наборщика проб в горноспасательном взводе ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» указана в Списке №1 под позицией 1010600а-14812 как «наборщики проб в шахтах (рудниках)» в главе 5 («Горноспасательные части (станции)») раздела I («Горные работы»).

Указанный период работы в ООО «Садонская свинцово-цинковая компания», учитываемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, подтверждается также сведениями индивидуального (персонифицированном) учёта.

Согласно сведениям из индивидуального лицевого счета застрахованного лица у ФИО10. имеется период работы в ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» продолжительностью 7 лет 1 месяц, учитываемый для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости на основании п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях", за который начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (пункты 1, 2.5 сведений лицевого счёта застрахованного лица).

В соответствии с ч.2 ст.14 Федерального закона "О страховых пенсиях", пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014г. N1015 при подсчёте страхового стажа период работы гражданина после регистрации его в качестве застрахованного лица подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Таким образом, поскольку период работы в ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» у ФИО10. имелся после регистрации её в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, указанный страховой стаж в силу указанных норм права подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. Кроме того, страховой стаж подтверждается документами, представленными истцом в пенсионный орган (трудовая книжка, справки).

Приведённые пенсионным органом доводы о непредоставлении заявителем документов, подтверждающих выполнение ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» горноспасательных работ, являются несостоятельными.

Судом установлено, что в период работы ФИО10. наборщиком проб ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» на договорной основе выполняло горноспасательные, технические и профилактические работы, направленные на спасение людей и предупреждение возможных аварий, в интересах заказчиков - ООО «Кавказская тоннелестроительная компания», ОАО «Севосгеологоразведка», ООО «Мизурская обогатительная фабрика», АО «Энергостроительный комплекс ЕЭС» (АО «ЭСКО ЕЭС»), ООО «Даггидроспецстрой», АО «Трест Гидромонтаж», АО «ЧиркейГЭСстрой», ГУП «Базисный склад», ООО «Эльбрусская горно-строительная компания», с которыми ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» заключило соответствующие договоры на выполнение работ №01 от 01.01.2013г., №1СВ от 11.01.2013г., №02 от 01.03.2014г., от 01.07.2015г., №02 от 01.04.2016г., №У1840/ЗРМГ от 18.05.2016г., №Усп/34/17-075 от 28.04.2017г., №03-ВГСВ от 01.02.2017г., №2 от 01.06.2018г.

В целях взаимодействия и информационного обмена в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера между ГУ МЧС России по РСО-Алания и ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» также было заключено Соглашение о взаимодействии от 03.06.2010г.

Указанные документы, подтверждающие выполнение ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» горноспасательных работ на договорной основе в интересах заказчиков, ФИО10. в пенсионный орган не представляла. Однако суд считает, что ФИО10. не обязана была представлять в пенсионный орган данные документы.

Согласно ч.6 ст.21 Федерального закона "О страховых пенсиях" перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, и правила обращения за указанной пенсией устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от 28.11.2014г. N958н утверждён перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии. Данным перечнем не предусмотрено, что для подтверждения периода работы в поземных условиях наборщиком проб требуются документы, подтверждающие выполнение организацией, в которой работала ФИО10., соответствующих аварийно-спасательных (горноспасательных) работ, как ошибочно полагает пенсионный орган.

Как следует из пунктов 10, 11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014г. N1015, в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта сведений об отдельных периодах работы, документами, подтверждающими соответствующие периоды работы, являются трудовая книжка либо при отсутствии трудовой книжки справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В соответствии с ч.7 ст.21 Федерального закона "О страховых пенсиях" необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определённый Федеральным законом от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч.8 ст.21 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Исходя из указанных норм права ФИО10. не обязана представлять в пенсионный орган документы своего работодателя - ООО «Садонская свинцово-цинковая компания», отражающие его финансово - хозяйственную деятельность, к которым относятся договоры на аварийно-спасательное обслуживание подземных горных объектов и свидетельство об аттестации на право ведения таких аварийно-спасательных работ, из-за отсутствия которых пенсионный орган отказал в назначении ФИО10. страховой пенсии по старости. Более того, ФИО10. не вправе требовать у работодателя указанные документы, так как они непосредственно не связанны с трудовой функцией ФИО10., не влияют на её трудовые права и обязанности.

Все необходимые документы, обязанность по представлению которых законом возложена на заявителя, ФИО10. представила в пенсионный орган при обращении с заявлением о назначении ей страховой пенсии.

Кроме того, ФИО10., выполнявшей трудовую функцию наборщика проб, не нужно подтверждать, что она проходила аттестацию на право ведения аварийно-спасательных (горноспасательных) работ в составе горноспасательного взвода. В обязанности наборщика проб не входит выполнение самих горноспасательных работ, наборщик проб не является спасателем и, следовательно, не должен проходить аттестацию на право ведения аварийно-спасательных (горноспасательных) работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011г. N1091.

Суд не находит обоснованными также доводы пенсионного органа о том, что ФИО10. не представила документы, подтверждающие выполнение ею по совместительству работы заместителя генерального директора в ГУП «Базисный склад» с 01.01.2014г. по 15.02.2021г. и начальника отдела кадров в ООО «Мизурская обогатительная фабрика» с 01.04.2014г. по 31.12.2020г. при одновременном выполнении функций наборщика проб по основному месту работы в горноспасательном взводе ООО «Садонская свинцово-цинковая компания».

Согласно приказам о приёме и переводе на работу в ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» №06к от 01.01.2010г., №32л/с от 20.10.2010г., №42-к от 31.12.2013г., а также записям в трудовой книжке истца работа в качестве наборщика проб в горноспасательном взводе ООО «Садонская свинцово-цинковая компания», учитываемая для назначения досрочной страховой пенсии по старости, для ФИО10. является основной работой.

Выполняемые ФИО10. работы по совместительству в ГУП «Базисный склад» (заместитель генерального директора) и в ООО «Мизурская обогатительная фабрика» (начальник отдела кадров) не относятся к работам, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Поскольку указанные работы по совместительству никак не влияют на исчисление специального страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ФИО10. не представляла в пенсионный орган по ним специальные справки, уточняющие особый характер работы, и не ссылалась на данные работы по совместительству как на работы, учитываемые при подсчёте специального страхового стажа.

Если пенсионному органу, тем не менее, нужны были документы, подтверждающие работы ФИО10. по совместительству в ГУП «Базисный склад» и ООО «Мизурская обогатительная фабрика», у пенсионного органа имелись соответствующие документы. Поскольку указанные периоды работ имели место после регистрации ФИО10. в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, документом, подтверждающим периоды работ в ГУП «Базисный склад» и ООО «Мизурская обогатительная фабрика», в силу ч.2 ст.14 Федерального закона "О страховых пенсиях", п.4, 43 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014г. N1015 является выписка из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, которая запрашивается пенсионным органом самостоятельно. Соответствующие периоды работ в данных организациях указаны в сведениях из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица (пункты 1, 2.5 сведений). Кроме того, периоды данных работ по совместительству подтверждаются представленным истцом в пенсионный орган трудовой книжкой.

Доводы представителя пенсионного органа о невозможности совмещения ФИО10. работы в качестве наборщика проб в ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» одновременно с работой заместителя генерального директора в ГУП «Базисный склад» и начальника отдела кадров в ООО «Мизурская обогатительная фабрика», приведённые в судебном заседании в обоснование своих возражений на иск, суд также находит необоснованными.

Согласно ст.60.1 Трудового кодекса РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст.284 ТК РФ продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырёх часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену).

Согласно должностной инструкции наборщика проб в ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» работник должен: отбирать пробы рудничного воздуха в горных выработках, тоннелях и подземных складах на загазованность и запылённость; своевременно доставлять их в лабораторию для проведения экспресс-анализа; докладывать руководству обслуживающих объектов и командиру взвода о выявленных нарушениях правил и норм охраны труда; поддерживать контрольно-измерительную аппаратуру в исправном состоянии и чистоте.

Исходя из характера и специфики выполняемой работы, для наборщика проб в шахтах (рудниках) не требуется постоянное нахождение в подземных условиях в течение всего рабочего дня. В подземных условиях наборщик проб находится только на время отбора пробы, а остальное рабочее время проводит на поверхности (время следования вместе с горноспасательным взводом от места его постоянной дислокации до подземных объектов, доставка отобранных проб в лабораторию, нахождение работника в лаборатории и т.д.).

Как указано в письменных пояснениях (дополнительных доводах) истца, с учётом специфики работы наборщика проб у ФИО10. имелась фактическая возможность совмещать основную работу наборщиком проб с работами в должности заместителя генерального директора в ГУП «Базисный склад» и начальника отдела кадров в ООО «Мизурская обогатительная фабрика», так как для выполнения работ по совместительству ФИО10. ежедневно требовалось немного времени, место дислокации горноспасательного взвода ООО «Садонская свинцово-цинковая компания», рабочие места заместителя генерального директора ГУП «Базисный склад» и начальника отдела кадров ООО «Мизурская обогатительная фабрика» находились в посёлке Мизур в одном административном здании, принадлежащем ГУП «Базисный склад» на праве хозяйственного ведения на основании Постановления Правительства РСО-Алания от 11.03.2011г. №49.

Ответчик в обоснование своих возражений в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представил доказательства, подтверждающие фактическую невозможность ФИО10. совмещать основную работу в ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» с работами в ГУП «Базисный склад» и в ООО «Мизурская обогатительная фабрика».

Таким образом, с учётом проведённой документальной проверки достоверности трудового стажа истца у пенсионного органа не было оснований не учитывать специальный страховой стаж истца в ООО «Садонская свинцово-цинковая компания», подтверждаемый на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта и представленных истцом документов.

В общей сложности специальный страховой стаж ФИО10. с учётом периодов работы подземным сигналистом в ГУП «Садонский свинцово-цинковый комбинат» и наборщиком проб в горноспасательном взводе ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» составляет 8 лет 1 месяц (1 год + 7 лет 1 месяц), что также отражено в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица.

Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица общая продолжительность периодов работы (общий страховой стаж) ФИО10. на момент её обращения в пенсионный орган (16.02.2021г.) составляла 24 года.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица превышает требуемое значение «30».

Таким образом, на момент обращения ФИО10. за назначением страховой пенсии имелись все условия, необходимые для досрочного назначения ей страховой пенсии по старости на основании п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях": страховой стаж - 24 года; величина индивидуального пенсионного коэффициента - более «30»; специальный страховой стаж, учитываемый для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости - 8 лет 1 месяц; возраст заявителя - 50 лет.

Кроме того, с учётом возраста ФИО10. (50 лет) на момент обращения в пенсионный орган для досрочного назначения страховой пенсии по старости ей достаточно было иметь специальный страховой стаж продолжительностью только 5 лет.

Исходя из п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости ранее возраста, установленного статьёй 8 данного Федерального закона, может быть назначена женщине со стажем работы в подземных условиях меньше 7 лет 6 месяцев в случае, если она проработала в подземных условиях не менее половины указанного срока и имеет требуемую продолжительность страхового стажа. В таком случае страховая пенсия ей назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 данного Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год работы в подземных условиях.

По состоянию на 31 декабря 2018 года установленный ст.8 Федерального закона "О страховых пенсиях" возраст, по достижении которого у женщины возникает право на страховую пенсию по старости, составлял 55 лет.

С учётом предусмотренного п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила об уменьшении возраста выхода на пенсию на один год за каждый полный год работы в подземных условиях, на момент обращения в пенсионный орган ФИО10. имела право на досрочную страховую пенсию по старости, так как на эту дату ей было 50 лет и у неё имелся необходимый минимальный период работы в подземных условиях в количестве 5 полных лет (50 + 5 = 55). При этом для выполнения указанного минимального периода работы в подземных условиях достаточно одной только работы в качестве наборщика проб в горноспасательном взводе ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» за период с 01.01.2014г. по 01.01.2019г.

Согласно ч.20 ст.21 Федерального закона "О страховых пенсиях" решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Решение об отказе в назначении пенсии истцом было обжаловано в ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по РСО-Алания, которое в своем ответном письме от 20.09.2021г. за №14-20/1434-21 сообщило, что отказ пенсионного органа в назначении досрочной пенсии вынесен правомерно и оснований для его отмены не имеется.

В соответствии с пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика для восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определённый период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придёт к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии. Необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона N173-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 данного закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск ФИО10 к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания удовлетворить.

Признать незаконным решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Владикавказе об отказе в установлении пенсии ФИО10, принятое 03 августа 2021г.

Возложить на государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по РСО-Алания обязанность включить в страховой стаж, дающий ФИО10 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды работ:

- работа в качестве подземного сигналиста на Садонском руднике Садонского свинцово-цинкового комбината продолжительностью 1 год с 01.11.1996г. по 01.11.1997г.;

- работа в качестве наборщика проб в Садонском отдельном военизированном горноспасательном взводе при ООО «Садонская свинцово-цинковая компания» продолжительностью 7 лет 1 месяц с 01.01.2014г. по 01.02.2021г.

Признать за ФИО10 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Обязать государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по РСО-Алания назначить ФИО10, ... года рождения, досрочную страховую пенсию по старости с 16 февраля 2021г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания через Советский районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Тлатов К.А.