РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июня 2016 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Колычевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора к ПАО «Т Плюс» о возложении обязанности прекратить сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ,
УСТАНОВИЛ:
Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ПАО «Т Плюс» о возложении обязанности прекратить сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения ответчиком природоохранного законодательства при осуществлении деятельности Безымянской ТЭЦ филиала «Самарский» ПАО «Т плюс», в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства при осуществлении сброса сточных вод.
Установлено, что в процессе своей производственной деятельности Безымянская ТЭЦ осуществляет сброс сточных вод в залив Самарский Саратовского водохранилища в черте города Самара на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданного отделом водных ресурсов по <адрес> НВБВУ ФАВР, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в Государственном водном реестре под №.
Вышеуказанным решением о предоставлении водного объекта в пользование установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах Безымянской ТЭЦ. Однако в нарушение требований законодательства, Безымянская ТЭЦ осуществляет сброс сточных вод в залив Самарский Саратовского водохранилище с превышениями допустимых концентраций, установленных решением, по сухому остатку, нитрат аниону, хлоридам, кальцию, магнию, азоту аммонийному, цинку, а именно средние значения концентрации вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах за 4 квартал 2015 года составили:
по сухому остатку = 774,00 мг/л, что на 156 мг/л превышает ПДК, которая составляет 681 мг/л;
по нитрат аниону = 6,87 мг/л, что на 1,97 мг/л превышает ПДК, которая составляет 4,9 мг/л;
по хлориду =88,33 мг/л, что на 10,41 мг/л превышает ПДК, которая составляет 77,92 мг/л;
по кальцию = 114,67 мг/л, что на 20,98 мг/л превышает ПДК, которая составляет 93,69 мг/л;
по магнию = 39,767 мг/л, что на 3,597 мг/л превышает ПДК, которая составляет 36,17 мг/л.;
по азоту аммонийному = 0,233 мг/л, что на 0,063 мг/л превышает ПДК, которая составляет 0,17 мг/л;
по цинку = 0,017 мг/л, что на 0,0087 мг/л превышает ПДК, которая составляет 0,0083 мг/л.
Изложенные обстоятельства подтверждаются отчётом о выполнении условий водопользования за 4 квартал 2015 года.
Саратовское водохранилище, реки Волга и Самара являются рыбохозяйственными водоёмами с естественным воспроизводством ценных видов рыб.
Действиями Безымянской ТЭЦ нарушены права РФ, поскольку в соответствии со статьей 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности), поэтому загрязнение водного объекта, находящегося в федеральной собственности, нарушает права собственника по рациональному использованию природных ресурсов. Так как водный объект является средой обитания водных биоресурсов, то его загрязнение влияет на их воспроизводство и сохранение, чем также нарушаются права РФ, поскольку в соответствии со ст.10 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы находятся в федеральной собственности. Длительное поступление неочищенных сточных вод в Саратовское водохранилище создаёт угрозу причинения вреда окружающей среде и санитарному благополучию населения.
Права неопределённого круга лиц - граждан РФ, в том числе населения, проживающего в районе протекания вышеуказанного водного объекта, а также лиц, временно находящихся на указанной территории (в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться), то есть субъектов, персонифицировать которых невозможно, нарушены по причине негативного влияния на водный объект загрязняющих веществ, что ведёт к затруднениям в водопользовании рекой в целях удовлетворения социальных потребностей и нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции РФ.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основании следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды; реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов, иным негативным изменениям окружающей среды.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил обязать филиал «Самарский» ПАО «Т Плюс» прекратить сброс сточных вод в залив Самарский Саратовского водохранилища с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование.
В судебное заседание прокурор не явился, извещён надлежащим образом. Ранее, в предыдущем судебном заседании, помощник прокурора поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, представил соответствующий отзыв, согласно которому на производственном предприятии «Безымянекая ТЭЦ» филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» отсутствуют нарушения природоохранного законодательства. Отклонение фактических показателей от утверждённых, обусловлено ухудшением качества воды реки Самара и не является следствием воздействия технологического процесса, загрязняющие вещества не превышают фоновые концентрации реки.
Проведённый анализ отклонений показателей качества сброса сточных вод от фоновых значений за 4 квартал 2015 года, показывает, что с учётом ухудшения качества именно речной воды, прироста загрязняющих веществ в сбросе сточных вод от Безымянской ТЭЦ не наблюдается, соответственно, отклонение фактических показателей от утверждённых в сточных водах Безымянской ТЭЦ обусловлено именно ухудшением качества воды реки Самара (фона) и не является следствием воздействия технологического процесса БТЭЦ. Таким образом, природоохранное законодательство ПАО «Т Плюс» не нарушено. В новом разрешении на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ№, выданном ПАО «Т-Плюс» увеличены все указанные в качестве нарушения показатели, что говорит об изменении природных условий территории, что не может являться нарушением природоохранного законодательства со стороны ПАО «Т Плюс».
Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления, природной среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а так же иных наилучших существующих технологий, обеспечивают выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению окружающей среды.
В силу п. 2 ст. 3 Водного кодекса РФ использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные и подземные воды.
В соответствии с ч.2 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты относится к одному из видов негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Пунктом 6 ст. 56 Водного кодекса РФ установлено, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Статьей 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Из материалов дела следует, что ПАО «Т Плюс» пользуется водным объектом, забирает воду из реки Самара и сбрасывает сточные воды в залив самарский Саратовского водохранилища (оз. Красное) на 17 км от устья реки, в черте <адрес> на границе Кировского и <адрес>ов города.
Материалами дела подтверждается, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ПАО «Т Плюс» природоохранного законодательства при осуществлении деятельности Безымянской ТЭЦ филиала «Самарский».
Установлено, что на момент проверки ответчик пользовался водным объектом на основании решения Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный №-ДД.ММ.ГГГГ.015-Х-РСВХ-Т-2015-00756/00 от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому в пользование ПАО «Т Плюс» предоставлен водохозяйственный участок ДД.ММ.ГГГГ.015 в черте г.о. Самара, в границах <адрес>, на 17 км от устья реки. Подпор от водохранилища распространяется до 57 км вверх по течению реки.
Пунктом 2.2 решения установлен вид использования водного объекта в его части - «Совместное водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов, при условии возврата воды в водные объекты.
Установлено также, что в соответствии со ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об охране окружающей среды» в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес> было получено разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от ДД.ММ.ГГГГ№-П (683) после переименования юридического лица (ранее - ОАО «Волжская ТГК»). До ДД.ММ.ГГГГ действовало разрешение от ДД.ММ.ГГГГ№-П (801).
Согласно результатам проверки, Безымянская ТЭЦ осуществляет сброс сточных вод в залив Самарский Саратовского водохранилище с превышениями допустимых концентраций, установленных решением, по сухому остатку, нитрат аниону, хлоридам, кальцию, магнию, азоту аммонийному, цинку, а именно средние значения концентрации вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах за 4 квартал 2015 года составили:
по сухому остатку = 774,00 мг/л, что на 156 мг/л превышает ПДК, которая составляет 681 мг/л;
по нитрат аниону = 6,87 мг/л, что на 1,97 мг/л превышает ПДК, которая составляет 4,9 мг/л;
по хлориду =88,33 мг/л, что на 10,41 мг/л превышает ПДК, которая составляет 77,92 мг/л;
по кальцию = 114,67 мг/л, что на 20,98 мг/л превышает ПДК, которая составляет 93,69 мг/л;
по магнию = 39,767 мг/л, что на 3,597 мг/л превышает ПДК, которая составляет 36,17 мг/л.;
по азоту аммонийному = 0,233 мг/л, что на 0,063 мг/л превышает ПДК, которая составляет 0,17 мг/л;
по цинку = 0,017 мг/л, что на 0,0087 мг/л превышает ПДК, которая составляет 0,0083 мг/л.
Между тем, в сведениях о результате учёта объёма забора (изъятия) водных ресурсов за 4 квартал указываются только сведения по качественным показателям сброса загрязняющих веществ, однако не учитываются сведения об исходной воде, получаемой из реки Самара.
Установлено, что сведения о фактическом количестве сброса загрязняющих веществ, поступивших от предприятия в водный объект, указываются только в годовой форме статистического наблюдения №-ТП (водхоз).
Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении статистического инструментария для организации росводресурсами федерального статистического наблюдения об использовании воды» утверждены указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения в целях организации Росводресурсами федерального статистического наблюдения об использовании воды.
В соответствии с п. 3.13 указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения в целях организации Росводресурсами федерального статистического наблюдения об использовании воды при учёте загрязняющих веществ указывается только то их количество, которое поступило в водный объект в результате использования воды (общее количество содержащихся в сбрасываемой воде загрязняющих веществ уменьшается на количество этих веществ, содержащихся в воде, забранной из того же водного объекта).
Фактические объёмы сброса и массы (количества) загрязняющих веществ в отведённых водах представлены в годовой форме статистического наблюдения №-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды» за 2015 год, которые сданы в Нижне-Волжское БВУ.
Установлено, что, поскольку сброс возвратных вод от охлаждения оборудования Безымянской ТЭЦ осуществляется в тот же объект, из которого осуществляется забор воды, то в соответствии с п.10 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (утв. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, зарегистрирована в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ№ нормативно допустимый сброс (НДС) определён на уровне концентраций нормированных веществ в воде водного объекта в месте водозабора (фоновых концентраций).
Установлено также, что для Безымянской ТЭЦ установлены НДС и допустимые концентрации загрязняющих веществ с учетом качества реки Самара (справки № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в воде реки Самара, выданными Самарским центром по мониторингу окружающей среды). Справка от ДД.ММ.ГГГГ о фоновых концентрациях выдана сроком до 2018 года, фоновые значения указаны по следующим вредным веществам: взвешенные вещества, БПК, хлориды, сульфаты, сухой остаток, азот аммонийный, азот нитритный, азот нитратный, фосфаты, железо общее, медь, цинк, магний, кальций, нефтепродукты.
Согласно п.13 решения о предоставлении водного объекта содержание загрязняющих веществ не должно превышать фоновые концентрации реки.
Судом установлено, что контроль качества забираемой и сбрасываемой воды ведётся ответчиком в соответствии со ст.30 Водного кодекса РФ и «Программой регулярных наблюдений за состоянием водного объекта Залив Самарский Саратовского водохранилища и его водоохранной зоной в месте водопользования», согласованной Отделом водных ресурсов по <адрес> Нижне-Волжского бассейнового водного управления: Химической лабораторией предприятия (аттестат аккредитации №РОСС RU.0001.518556); лабораторией ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» филиал «ЦЛАТИ по <адрес>» (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.511263); лабораторией ООО «Центр мониторинга водной и геологической среды» (аттестат аккредитации №РОСС RU.0001.511096).
В соответствии с программой производственного контроля соблюдения санитарных правил производственного предприятия Безымянской ТЭЦ установлен График производственного контроля качества водоёма реки Самара, возвратных вод и промливневых вод, периодичность контроля в соответствии с графиком - 1 раз в 10 дней. Все данные о пробах учитываются в Журнале качества исходной воды реки Самара, нормативно - чистой воды (возвратная вода), промливневой, хозфекальной канализации, осветвленной воды с золоотвала.
Согласно отбору проб, установлено, что содержание вредных веществ в возвратной воде такое же, как и в исходной воде. Так по спорным показателям:
- сухой остаток в исходной воде составляет 786,80 мг/л, в возвратной воде - 774,00 мг/л;
- нитрат анион в исходной воде составляет - 10,18 мг/л, в возвратной воде - 6,87 мг/л;
- хлориды в исходной воде составляют - 92 мг/л, в возвратной воде - 88,33 мг/л;
- кальций в исходной воде составляет - 117,3 мг/л, в возвратной воде - 114,67 мг/л;
- магний в исходной воде составляет - 41,3 мг/л, в возвратной воде - 39,767 мг/л;
- азот аммонийный в исходной воде составляет - 0,24 мг/л, в возвратной воде - 0,233 мг/л.
Таким образом, отклонение концентраций загрязняющих веществ в нормативно-чистых стоках (возвратная вода) от концентраций в забранной воде из реки Самара находится в пределах допустимых погрешностей, определяемых согласно методиками, применяемым при проведении анализов, указанным в аттестате и области аккредитации химической лаборатории Безымянской ТЭЦ «Сведения о результатах анализа сточных вод по БТЭЦ за 4 квартал 2015 года».
Согласно заключению о качестве исходной воды реки Самара от ДД.ММ.ГГГГ№, выданном Центром по мониторингу загрязнения окружающей среды, установлен класс качества воды реки Самара - «3 Б класс качества», степень загрязненности воды - «очень загрязненная», а также указан перечень загрязняющих веществ, по которому производился расчет УКИЗВ: взвешенные вещества, хлориды, сульфаты, сухой остаток, кальций, БПК, азот нитритный, азот нитратный, азот аммонийный, фосфаты, железо общее, медь, цинк, магний, нефтепродукты.
Материалами дела подтверждается, что на «Безымянской ТЭЦ» утверждена проектная прямоточная система технического водоснабжения, исключающая физический контакт с вредными или загрязняющими веществами, в связи с чем, не может сбрасывать вредные вещества в большем объёме, чем поступает их из водного объекта.
В соответствии с техническим проектом сооружений водоснабжения на площадке ТЭЦ, утвержденным НКТП-СССР Главэнерго в ноябре 1938 года на Безымянской ТЭЦ установлена Прямоточная система водоснабжения, т.е. схема водоснабжения следующая: «забор воды из реки, сброс ниже водозабора».
Установлено, что забор (изъятие) воды из реки Самара Безымянская ТЭЦ производит для технологических нужд - для охлаждения конденсаторов турбин. Сточные воды после охлаждения конденсаторов турбин прямотоком без очистки через береговой выпуск сбрасываются в Красное озеро и далее в реку Самара. Категория сточных вод, поступающих в водный объект (<адрес>) - нормативно чистые (без очистки). Вода в поверхностных конденсаторах циркулирует по системе трубопроводов. Контакта воды с охлаждаемой жидкостью (паром) не происходит. В результате технологического процесса изменяется только температура воды. Сброс загрязненных потоков в систему собственного водовыпуска исключён существующей технологической схемой предприятия, обработка охлаждающей воды реагентами не производится. Концентрация загрязняющих веществ в сбрасываемой воде не изменяется по сравнению с забранной (изъятой) из реки.
Согласно результатам химического контроля сточных вод по Безымянской ТЭЦ за 4 квартал 2015 года (качество исходной воды и возвратной воды), показатели воды при сбросе в реку Самара имеют показатели не хуже, а в некоторых случаях имеется незначительное улучшение, чем при заборе Безымянской ТЭЦ воды из реки Самара, следовательно, какое либо негативное влияние Безымянской ТЭЦ в результате ее хозяйственной деятельности на качество природной воды в реке Самара отсутствует.
На момент рассмотрения дела по существу, ПАО «Т Плюс» выдано новое разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ№ и увеличены показатели, нарушения фоновых концентраций также не происходит.
Согласно показателям за 1-й квартал 2016 года по сухому остатку, азоту аммонийному превышение допустимых нормативов отсутствует, все остальные показатели находятся в пределах фоновых концентраций.
Согласно экспертному заключению ЗАО «Финпроматом» в 2009 году «проведение исследований по целесообразности перевода Безымянской ТЭЦ с прямоточной на оборотную систему технического водоснабжения» прямоточная схема технического водоснабжения Безымянской ТЭЦ является экономически эффективной, не нарушает существующих норм экологической безопасности. Фактические сбросы в реку Самара не превышают норм по ПДС (предельно-допустимым сбросам) и ПДК (предельно-допустимым концентрациям) и соответствует требованиям «Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей». Перевод Безымянской ТЭЦ на оборотную схему приведет к ухудшению основных производственных показателей станций по сравнению с прямоточной схемой и потери от недополученной выработки и дополнительного потребления электроэнергии на собственные нужды во всех рассмотренных случаях будут значительно выше снижения платы за водопользование. Перевод Безымянской ТЭЦ на оборотную схему технического водоснабжения приведёт к сокращению водопотребления и водоотведения в реку Самара и повысит риски усугубления экологических проблем в районе Безымянской ТЭЦ.
В рассматриваемом случае технологический цикл охлаждающей системы прямоточного водоснабжения является замкнутым, напорным от забора до сброса воды. Поступление любых химических и механических загрязнений в этот цикл исключено. Превышение в сбросных водах Безымянской ТЭЦ превышающих ингредиентов вредных веществ объясняется высоким фоновым содержанием их в реке.
Таким образом, главным принципом эксплуатации существующей системы является то, чтобы при сбросе загрязняющих веществ не допускалось увеличения концентрации нормированных веществ, то есть ухудшения качества водного объекта в результате сброса Безымянской ТЭЦ воды после охлаждения конденсаторов турбин.
Концентрация загрязняющих веществ в забираемой воде изначально превышает НДС и ухудшение качества водного объекта в результате сброса Безымянской ТЭЦ воды после охлаждения конденсаторов турбин не происходит.
В соответствии с Методическими указаниями по нормированию сбросов загрязняющих веществ со сточными водами тепловых электростанций РД 153-34.0-02.405-99 нормирование сбросов загрязняющих веществ со сточными водами ТЭС осуществляется в целях ограничения вредного воздействия на водный объект.
Нормирование сбросов загрязняющих веществ со сточными водами ТЭС в водные объекты производится в соответствии с общегосударственными нормативными требованиями и направлено на предотвращение загрязнения водной среды. Нормирование сброса загрязняющих веществ со сточными водами ТЭС проводится с учётом специфики энергетического производства.
Основными нормативными документами, составляющими методическую основу нормирования сбросов загрязняющих веществ со сточными водами ТЭС, являются государственные стандарты, общегосударственные и ведомственные нормативно-методические документы и инструкции.
В случае периодического (разового) возрастания концентрации контролируемых примесей в фоне превышение НДС, вызванное изменением фона, не является нарушением нормативов ПДС.
Сбросные воды систем охлаждения по своему составу относятся к категории «нормативно-чистых» вод и какой-либо очистке не подвергаются. Объёмы стоков на конкретных ТЭС определяются системой техводоснабжения (прямоточная, оборотная, с прудом-охладителем, оборотная с градирнями), типом и мощностью установленного оборудования.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной или иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте (створе) сформировавшегося природного фонового качества воды.
В пункте 9 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом Министерства природного развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, что исчисление размера вреда, причинённого водному объекту, производится с учётом факторов, влияющих на его величину и к которым относятся: состояние водных объектов, природно-климатические условия, длительность и интенсивность воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водных объект.
Согласно пункта 10 Методики при сбросе теплообменных вод ТЭС, АЭС и других подобных объектов НДС разрабатываются на уровне концентраций нормированных веществ в воде водного объекта в месте водозабора (при условии водопользования одним водным объектом) или соблюдения в сточных водах нормативов качества воды для вида водопользования, установленного на рассматриваемом участке водного объекта - приемника сточных вод.
Нормативно - чистые воды не требуют очистки, в связи с чем, правовые основания возложения на ответчика обязанности по их очистке отсутствует.
В соответствии с РД 3ДД.ММ.ГГГГ «Методика разработки норм и нормативов водопотребления и водоотведения на предприятиях теплоэнергетики» по степени загрязнённости отводимых от ТЭС сточных вод следует различать следующие виды отводимых сточных вод, требующих очистки, и нормативно-чистых (не требующих очистки).
Сточные воды ответчика составляют нормативно-чистые воды, данные воды используются для охлаждения конденсаторов турбин, не требуют очистки и сбрасываются без очистки.
В разделе 3 РД 153-34.0-02.405-99 «Методические указания по нормированию сбросов загрязняющих веществ со сточными водами тепловых электростанций» установлено, что нормированию подлежат сбросы загрязняющих веществ системы охлаждения со сбросными водами при прямоточной системе.
В п.3.1 вышеуказанных РД установлено, что сбросные воды систем охлаждения относятся к категории «нормативно чистых» вод и какой либо очистке не подвергаются. При отведении в водные объекты охлаждающих вод агрегатов масса загрязняющих веществ в сточных водах должна соответствовать массе веществ в воде, взятой для охлаждения агрегатов при условии пользования одним и тем же водным объектом.
Ответчик пользуется одним и тем же водным объектом: забирает воду из Саратовского водохранилища (<адрес>) и сбрасывает ее в Саратовское водохранилище (<адрес>).
Поскольку нормативно-чистые воды очистки не требуют, у ПАО «Т Плюс» отсутствует обязанность по очистке сбросных вод.
Несоответствие утверждённых нормативов допустимого сброса, как и отнесение Безымянской ТЭЦ к опасным производственным объектам не свидетельствуют о причинении вреда водному объекту.
Согласно п. 5.2 «Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды», утверждённых Приказом Госкомэкологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, фактическая масса годового выброса (сброса) загрязняющих веществ указывается природопользователем в ежегодной статистической отчетности по форме №-ТП (водхоз).
ПАО «Т Плюс» своевременно и в полном объёме вносит плату за пользование водным объектом, что подтверждается платёжным поручением за 4-й квартал 2015 года, также ПАО «Т Плюс» вносит плату за сброс сточных вод, а именно, плату за негативное воздействие, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что плата за сброс сточных вод, плата за негативное воздействие осуществляется ПАО «Т Плюс» без превышения НДС, отсутствует какая либо вина в причинении вреда водному объекту.
Таким образом, Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой не подтверждено причинение ответчиком вреда.
При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что судом при рассмотрении дела не установлено факта причинения вреда окружающей среде в результате каких-либо виновных действий ответчика, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования не основаны на законе, в связи с чем, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Самарского межрайонного природоохранного прокурора к ПАО «Т-Плюс» о возложении обязанности прекратить сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд в апелляционном порядке в течение 30 дней.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья