ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2008/18 от 13.03.2019 Советского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

Дело № 2-68/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Орск 13 марта 2019 года

Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Шидловского А.А.,

при секретарях Куцупий Д.В. и Корнелюк Е.Ю.,

с участием истца Яшниковой С.В.,

представителя истца Приходько И.Н.

представителей ответчика – Климовой Е.Е.,

представителя третьего лица Исломова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яшниковой С.В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области о включении периодов работы в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и понуждении назначить пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Яшникова С.В. обратилась с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области (далее Пенсионный фонд) о включении в стаж ее работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов: с 01.09.2009 по 05.05.2016 – работа в должности *** ГОУ СПО «Педколледж г. Орска» (ГАОУ СПО «Педколледж г. Орска», ГАПОУ «Педколледж» г. Орска); с 24.09.2007 по 13.10.2007 и с 22.04.2009 по 24.04.2009 - курсы повышения квалификации в период работы *** в ГОУ СПО «Педколледж г. Орска». Также просила признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости по основаниям предусмотренным п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ и назначить пенсию с 05.05.2016. Кроме того, просила взыскать расходы на оплату государственной пошлины 300 руб. 00 коп.

Истец неоднократно изменяла исковые требования, в окончательном варианте требований от 13.03.2019 просит суд включить в стаж ее работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды: с 01.09.2009 по 07.07.2017, с 18.07.2017 по 25.11.2018 и с 02.12.2018 по 13.12.2018 – работа в должности *** ГОУ СПО «Педколледж г. Орска» (ГАОУ СПО «Педколледж г. Орска», ГАПОУ «Педколледж» г. Орска); с 24.09.2007 по 13.10.2007 и с 22.04.2009 по 24.04.2009 - курсы повышения квалификации и командировка в период работы **** в ГОУ СПО «Педколледж г. Орска», с 26.11.2018 по 01.12.2018 – командировка в период работы *** ГАПОУ «Педколледж» г. Орска. Также просит признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости по основаниям предусмотренным п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ и назначить пенсию с 14.12.2018. Кроме того, просит взыскать расходы на оплату государственной пошлины 300 руб. 00 коп.

В обоснование иска указала, что 05.05.2016 она обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением начальника Пенсионного фонда от 25.07.2016 ей отказано в назначении такой пенсии, в виду отсутствия требуемого стажа работы – 25 лет.

14.12.2018 она обратилась вновь в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением начальника Пенсионного фонда от 04.03.2019 ей опять было отказано в назначении такой пенсии, в виду отсутствия требуемого стажа работы – 25 лет. Оспаривая последнее решение начальника Пенсионного фонда указывает на его незаконность. Считает, что ответчик необоснованно не включил периоды: с 01.09.2009 по 07.07.2017, с 18.07.2017 по 25.11.2018 и с 02.12.2018 по 13.12.2018 – работа в должности *** в педагогическом колледже. В обоснование своего отказа ответчик ссылается на то, что в спорные периоды в колледже количество обучающихся студентов не достигших 18 лет не превышало 50% от общей численности студентов. Однако, считает данные доводы Пенсионного фонда необоснованными, так как ответчиком неверно производится подсчет студентов, достигших 18-летнего возраста. Указывает, что ранее Пенсионный фонд заставил руководство колледжа производить подсчет таких студентов по избранному ответчиком способу, что привело к нарушению ее пенсионных прав. При подсчете студентов достигших 18 лет Пенсионный фонд незаконно использовал Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки представленных индивидуальных сведений, утвержденные Постановлением Правления Пенсионного фонда от 30.01.2002 № 11п. Согласно указанным рекомендациям численность и возраст студентов определялись ежегодно по состоянию на 01 октября соответствующего года. Данный способ подсчета является неверным и незаконным. Полагает, что такой способ подсчета идет вразрез со сложившейся судебной практикой и в частности решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.05.2015 по делу № А-47-1347/2015 по делу по заявлению Бугурусланского медицинского колледжа к Пенсионному фонду в г. Бугуруслане, которое оставлено без изменения определениями вышестоящих судов, в том числе Верховного суда РФ. Согласно данным судебным актам, подсчет студентов достигших 18 лет должен производиться на начало текущего года 01 января, а общее количество студентов определяется на 01 октября этого года. Данный механизм предусмотрен отчетной формой СПО-1. Выполнив расчет студентов не достигших 18 лет данным способом, в спорные периоды общая численность таких студентов в колледже будет более 50%, что позволит включить эти периоды в ее льготный стаж. Указала, что ее доводы подтверждает работодатель – ГАПОУ «Педколледж» г. Орска, который выполнил новый расчет и отзывает свои справки о расчете студентов, выданные ранее. Кроме того, указала что работодатель подтверждает ее льготный характер труда в спорные периоды, в связи с чем выдал соответствующую справку. Указала, что на курсы повышения квалификации и в командировки она направлялась по поручению работодателя и получала заработную плату, соответственно, эти периоды должны быть включен в льготный стаж.

Истец Яшникова С.В. в судебном заседании доводы иска поддержала. Указала, что Пенсионный фонд неправильно рассчитывает количество студентов не достигших 18 лет в каждом конкретном году, так как путает понятия календарный год и учебный год. Считает, что все студенты, обучающиеся в колледже и не достигшие 18 лет, должны быть учтены на 01 января текущего года, а на 01 октября этого же года должна быть посчитана общая численность обучающихся. Такой расчет будет правильным. На вопрос суда, учитывает ли она при расчете студентов вновь принятых и отчисленных, указала, что все они обучающиеся и должны быть посчитаны на 1 января текущего года. Например, в учебном 2013 – 2014 году, на 01.01.2014 учитываются все студенты не достигшие 18 лет, а на 01.10.2014 учитывается общее количество обучающихся.

Представитель истца – адвокат Приходько И.Н. поддержала доводы своего доверителя. Дополнительно обратила внимание суда, что на сегодняшний день ГАПОУ «Педколледж» г. Орска произвело правильный расчет обучающихся не достигших 18 лет в учебном году, выдало соответствующую справку, которая должна учитываться при разрешении вопроса о назначении Яшниковой С.В. пенсии. Кроме того, работодатель выдал Яшников С.В. справку, подтверждающую ее льготный характер труда в спорный период.

Представитель ответчика Климова Е.Е. возражала против удовлетворения иска. Указала, что курсы повышения квалификации и командировка истца не могут быть включены в льготный стаж, поскольку это не предусмотрено законом. Кроме того, обратило внимание суда, что средства на эти курсы и командировки были выделены из внебюджета учреждения.

Относительно требований о включении периодов работы с 2009 по 2018 годы в льготный стаж истца указала, что оснований для этого не имеется. Обратила внимание суда, что с 2009 года по 2018 год ГАПОУ «Педколледж» г. Орска предоставляло в Пенсионный фонд сведения об отсутствии студентов, не достигших 18 лет в количестве более 50% от общей численности. Ранее в 2014 году педагогический колледж был привлечен к ответственности Пенсионным фондом за недостоверную информацию о численности студентов, не достигших 18 лет. Решение о наложении штрафа педагогический колледж предпринял попытку обжаловать в Арбитражный суд Оренбургской области, однако, в суде отказался от требований связанных с неправильностью расчетов, произведенным Пенсионным фондом, и просил только снизить размер штрафа. Указала, что действительно имеют место быть Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении) в доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденные Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ № 11-п от 30.01.2002. Согласно п. 28.5 данных рекомендаций, подсчет студентов в возрасте до 18 лет относительно общего количества студентов определятся на основании данных об общей численности учащихся и их возрасте на 1 октября учебного года. Такой подсчет соответствовал действовавшей до 2010 года форме статистической отчетности 2-НК. После этого отчетность по форме 2-НК была отменена и введена статистическая отчетность по форме СПО-1, которая неоднократно видоизменялась с момента ее введения и до настоящего времени. Пенсионный фонд не оспаривает, что подсчет обучающихся не достигших 18 лет относительно общего числа студентов в ученом году может быть произведен по форме отчетности СПО-1. Вместе с тем, указывает, что расчет по форме СПО-1 является для истца менее выгодным чем 2-НК и также не образует количество обучающихся в спорных периодах, не достигших 18 лет, более 50 % от общего числа. Указала, что Пенсионный фонд внимательно изучил расчет ГАПОУ «Педколледж» г. Орска представленный суду. Считает, что этот расчет произведен без соблюдения требований СПО-1. Согласно расчету ГАПОУ «Педколледж» г. Орска представленному в суд и поддержанному истцом, подсчет общего числа обучающихся не достигших 18 лет осуществляется на 1 января календарного года, а общее число студентов в образовательном учреждении на 1 октября этого же года. Данный подход она находит неверным, так как в СПО-1, во всех кроме последней редакции, предусмотрено, что общее количество студентов определяется на 1 октября года, возраст вновь принятых и отчисленных студентов на 1 января текущего года, а возраст остального контингента, продолжающего обучение на 1 января следующего года. Последняя форма СПО-1, утвержденная Приказом Росстата № 535 от 15.08.2017, предусматривает, что общая численность учащихся определяется на 1 октября года, а количество полных лет обучающихся определяется на 1 января следующего года. То есть, последние изменения статистической отчетности устанавливают новые критерии к определению возраста обучающихся, когда возраст даже вновь принятых и отчисленных студентов не определяется на 1 января текущего года – года когда произведен подсчет общего количества обучающихся. Не оспаривала, что арифметически расчет ГАПОУ «Педколледж» г. Орска, представленный в суд, произведен верно, но указала, что он противоречит действующему законодательству с точки зрения производных. Пояснила, что не оспаривает первичные данные о студентах, представленных ГАПОУ «Педколледж» г. Орска. При этом, обратила внимание, что расчет Пенсионного фонда основан на данных ГАПОУ «Педколледж» г. Орска, но произведен с учетом СПО-1.

Представитель ГАПОУ «Педколледж» г. Орска Исломов А.С. суду пояснил, что считает исковое заявление Яшниковой С.В. подлежащим удовлетворению. Полагает, что в соответствии со сложившейся судебной практикой, возраст студентов колледжа должен определяться на 1 января текущего года, а количество всех студентов должно определяться на 1 октября этого же года. Не оспаривал, что данный способ подсчета не в полной мере соответствует СПО-1, но полагает, что этот способ установлен представленными истцом решениями судов. Считает, что расчет Пенсионного фонда является неверным, так как произведен без учета данных требований, а возраст обучающихся студентов определен на 1 января следующего года.

Суд, выслушав истца и ее представителя, представителя ответчика и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О трудовых страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных, муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Данные Список и Правила подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям в силу указания на это в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Списком № 781 предусмотрены преподаватели в колледжах всех наименований.

В соответствии с данными трудовой книжки истца и сведениями справки уточняющей льготный характер труда истца от 18.02.2019 с 05.10.2001 по 12.09.2011 она работала *** в ГОУ СПО «Педколледж г. Орска» с 13.09.2011 по 21.04.2015 в той же должности в ГАОУ СПО «Педколледж» г. Орска, с 22.04.2015 по настоящее время в той же должности в ГАПОУ «Педколледж» г. Орска.

Таким образом, место работы и должность истца предусмотрены Списком № 781, что не оспаривается ответчиком.

Свою трудовую деятельность в спорный период Яшникова С.В. осуществляла на 1 ставку, что также не оспаривает Пенсионный фонд.

Согласно п. 14 Правил № 781, работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.

Таким образом, для признания спорного стажа Яшниковой С.В. льготным, юридически значимым обстоятельством является наличие в конкретном учебном году не менее 50% студентов колледжа, не достигших 18 лет. При этом суд учитывает, что в ГАПОУ «Педколледж» г. Орска подсчет численности обучающихся и их возраста производится за каждый учебный год, что следует из расчета, представленного представителем колледжа.

Постановлением Правления ПФ РФ от 30.01.2002 № 11путверждены Методических рекомендаций по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования. В п. 28.5 данных методических рекомендаций, подтверждение сведений об обучении в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, центрах образования, открытых (сменных) общеобразовательных школах, вечерних (сменных) профессиональных училищах и в учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет в соответствии с пунктом 6 Правил от 22.09.99 № 1067 осуществляется по первичным документам, содержащим данные об общей численности учащихся и их возрасте на 1 октября проверяемого учебного года.

В период с 2005 по 2010 годы действовала форма отчетности 2-НК (НОУ), которая ежегодно утверждалась Постановлением Росстата. Данная форма отчетности не определяла порядок подсчета несовершеннолетних в учебном заведении, поэтому применение методических рекомендаций Пенсионного фонда в этот период времени не противоречило законодательству и признавалось обоснованным.

Начиная с 2010 года выведена форма отчетности СПО-1, утверждаемая ежегодно Приказами Росстата.

П. 2.10 – Распределение численности студентов, приема и выпуска по возрасту и полу Приказа Росстата от 20.07.2010 № 255 (ред. от 12.10.2010) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере образования» предусмотрена таблица, из которой усматривается, что возраст вновь принятых и выпущенных студентов определяется на 1 января текущего календарного года, а возраст иных студентов определяется на 1 января следующего календарного года.

В указаниях по заполнению данной формы федерального статистического наблюдения отражено, что отчет по форме № СПО-1 заполняется по состоянию на 1 октября соответствующего года. Показатели, исчисляемые на определенную дату (например, численность студентов), заполняются по состоянию на 1 октября соответствующего года, если в Указаниях не указан другой порядок заполнения. Показатели, исчисляемые за календарный период (например, прием, выпуск), включают сведения за период с 1 октября предыдущего года по 30 сентября текущего года.

П. 2.11 – Распределение численности студентов, приема и выпуска по возрасту и полу Приказа Росстата от 28.06.2011 № 295 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере образования» предусмотрена таблица, из которой усматривается, что возраст вновь принятых и выпущенных студентов определяется на 1 января текущего календарного года, а возраст иных студентов определяется на 1 января следующего календарного года.

В указаниях по заполнению данной формы федерального статистического наблюдения также отражено, что численность студентов из раздела 5 заполняется на 1 октября

П. 2.10 – Распределение численности студентов, приема и выпуска по возрасту и полу Приказа Росстата от 27.08.2013 № 344 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений, выявлением и устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена таблица, из которой усматривается, что возраст вновь принятых и выпущенных студентов определяется на 1 января текущего календарного года, а возраст иных студентов определяется на 1 января следующего календарного года.

В указаниях по заполнению данной формы федерального статистического наблюдения отражено, что отчет по форме № СПО-1 заполняется по состоянию на 1 октября соответствующего года. Показатели, исчисляемые на определенную дату (например, численность студентов), заполняются по состоянию на 1 октября соответствующего года, если в Указаниях не указан другой порядок заполнения. Показатели, исчисляемые за календарный период (например, прием, выпуск), включают сведения за период с 1 октября предыдущего года по 30 сентября текущего года.

П. 2.8 – Распределение численности студентов, приема и выпуска по возрасту и полу Приказа Росстата от 21.08.2014 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций» предусмотрена таблица, из которой усматривается, что возраст вновь принятых и выпущенных студентов определяется на 1 января текущего календарного года, а возраст иных студентов определяется на 1 января следующего календарного года.

В указаниях по заполнению данной формы федерального статистического наблюдения отражено, что отчет по форме № СПО-1 заполняется по состоянию на 1 октября соответствующего года. Показатели, исчисляемые на определенную дату (например, численность студентов), заполняются по состоянию на 1 октября соответствующего года, если в Указаниях не указан другой порядок заполнения. Показатели, исчисляемые за календарный период (например, прием, выпуск), включают сведения за период с 1 октября предыдущего года по 30 сентября текущего года.

П. 2.8 – Распределение численности студентов, приема и выпуска по возрасту и полу Приказа Росстата от 31.07.2015 № 350 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций» предусмотрена таблица, из которой усматривается, что возраст вновь принятых и выпущенных студентов определяется на 1 января текущего календарного года, а возраст иных студентов определяется на 1 января следующего календарного года.

В указаниях по заполнению данной формы федерального статистического наблюдения отражено, что отчет по форме № СПО-1 заполняется по состоянию на 1 октября соответствующего года. Показатели, исчисляемые на определенную дату (например, численность студентов), заполняются по состоянию на 1 октября соответствующего года, если в Указаниях не указан другой порядок заполнения. Показатели, исчисляемые за календарный период (например, прием, выпуск), включают сведения за период с 1 октября предыдущего года по 30 сентября текущего года.

П. 2.10 – Распределение численности студентов, приема и выпуска по возрасту и полу Приказа Росстата от 31.07.2015 № 350 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций» предусмотрена таблица, из которой усматривается, что возраст всех студентов определяется на 1 января следующего календарного года.

В указаниях по заполнению данной формы федерального статистического наблюдения отражено, что данные приводятся по состоянию на 1 октября текущего года, кроме особо оговоренных случаев.

Проанализировав вышеуказанные формы статистической отчетности СПО-1, суд приходит к выводу что, на основании данной формы отчетности до 2015 года общее количество студентов, не достигших 18 лет в определенном учебном году, определяется на дату предоставления отчета 1 октября года. Отчет составляется по прошествии учебного года, фактически в новом учебном году 1 октября. При этом количество полных лет вновь принятых и отчисленных студентов определяется на 1 января текущего года, то есть года предоставления отчета, а возраст остального контингента, продолжающего обучение, на 1 января следующего года после года предоставления отчета.

С 2015 года количество студентов, не достигших 18 лет в определенном учебном году, определяется на дату предоставления отчета 1 октября года. Отчет составляется по прошествии учебного года, фактически в новом учебном году 1 октября. При этом количество полных лет всех студентов определяется на 1 января следующего года после года предоставления отчета.

Именно таким способом произведен подсчет студентов, не достигших 18 лет, от общего количества обучавшихся студентов в педагогическом колледже в 2009 - 2012 и 2014-2018 годах Пенсионным фондом. Данное обстоятельство не оспаривается истцом, ее представителем и представителем третьего лица.

Произведя расчет с учетом указанных производных, Пенсионный фонд установил, что в 2009-2010 учебном году количество студентом до 18 лет относительно общего количества студентов составило 39,6%, в 2010-2011 учебном году – 43%, в 2011-2012 учебном году – 39,1%, в 2014-2015 учебном году – 41,8%, в 2015-2016 учебном году 42,5% в 2016-2017 учебном году -40,2%, в 2017-2018 учебном году – 42,8%, в 2018-2019 учебном году 44,5%.

Суд проверил данный расчет с арифметической точки зрения и признает его правильным.

Расчет студентов, не достигших 18 лет, в 2012-2013 учебном году и 2013-2014 учебном году Пенсионным фондом не производился, так как ГАПОУ «Педколледж» г. Орска, произведя расчет своим способом, не настаивают на наличии таких студентов в количестве более 50% от общего числа. Согласно справке ГАПОУ «Педколледж» г. Орска от 14.01.2019 численность таких студентов в 2012-2013 учебном году составила 48,37%. Из справки ГАПОУ «Педколледж» г. Орска от 14.01.2019 численность таких студентов в 2013-2014 учебном году составила 49,05%.

При таких обстоятельствах, заявленные Яшниковой С.В. периоды работы педагогом в педколледже: с 01.09.2009 по 07.07.2017, с 18.07.2017 по 25.11.2018 и с 02.12.2018 по 13.12.2018 не могут быть включены в льготный стаж на по основаниям, предусмотренным п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, так как количество студентов, не достигших 18 лет, в колледже в эти периоды не было более 50%.

Проверив представленные расчеты ГАПОУ «Педколледж» г. Орска суд установил, что они являются арифметически верными с точки зрения первичной документации. Вместе с тем суд считает их необоснованными, так как возраст всех студентов в указанных расчетах определяется на 1 января текущего года, то есть года предоставления отчета, а численность студентов определяется на 1 октября года, на дату предоставления отчета. Данное обстоятельство усматривается из самих расчетов, представленных в табличной форме, и не оспаривается сторонами. Суд полагает, что подсчет студентов с такими производными противоречит действующему законодательству и в частности СПО-1 за все периоды времени.

Доводы истца, ее представителя и представителя третьего лица о том, что данный порядок расчета следует из приведенной ими судебной практики - является несостоятельным.

Из представленных решений судов усматривается, что принятие для расчета форм СПО-1 является обоснованной мерой, так как иного правового регулирования нет. Данные о численности студентов определяются на 1 октября текущего года. Возраст вновь принятых студентов определяется на 1 января текущего года. То есть из указанных решений судов усматривается, что порядок подсчета возраста студентов только на 1 января следующего календарного, предложенный Пенсионным фондом г. Бугуруслана, признан необоснованным.

Вместе с тем, решение суда по другому делу с участием других сторон не может являться доказательством по настоящему делу. Более того, в настоящее время форма СПО-1 претерпела изменения, и в последней редакции, указанной выше, предусматривает именно такой порядок, когда возраст всех студентов определяется на 1 января следующего календарного года.

С учетом изложенного, суд не соглашается с расчетом предложенным ГАПОУ «Педколледж» г. Орска.

Разрешая требования истца о включении в льготный стаж работы курсов повышения квалификации и командировок, суд находит их подлежащими удовлетворению в части.

Из решения начальника Пенсионного фонда от 04.03.2019 следует, что период работы с 23.12.2004 по 31.08.2009 *** в педколледже зачтен истцу в льготный стаж по основаниям предусмотренным п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, за исключением периодов с 24.09.2007 по 13.10.2007 - курсы повышения и с 22.04.2009 по 24.04.2009 – командировка.

Факт направления истца на курсы повышения квалификации подтверждается приказом директора ГОУ СПО «Педагогический колледж г. Орска от 18.09.2007. Направление Яшниковой С.В. в командировку подтверждается приказом директора ГОУ СПО «Педагогический колледж г. Орска от 21.04.2009

Из ст. 167 ТК РФ следует, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Согласно ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и в командировке являются периодами работы с сохранением ей средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, следовательно, исчисление стажа в данный период времени производится в том же порядке, что и соответствующая профессиональная деятельность.

Суд приходит к выводу, что указанные периоды подлежат включению в льготный стаж. Доводы представителя ответчика о том, что средства материальной помощи на эти мероприятия выделены из внебюджета учреждения, не умаляют право истца на получение заработной платы за эти дни, а соответственно обязывают работодателя производить отчисления в Пенсионной фонд, поэтому являются несостоятельными.

Однако, работа истца в 2018 году не включена судом в специальный стаж Яшниковой С.В., поэтому период с 26.11.2018 по 01.12.2018 – командировка в период работы *** ГАПОУ «Педколледж» г. Орска также не подлежит включению в льготный стаж.

С учетом засчитанного Пенсионным фондом льготного стажа 18 лет 03 месяца 06 дней и включенного судом стажа 23 дня, общий льготный стаж Яшниковой С.В. на 14.12.2018 составляет менее 25 лет, поэтому оснований для назначения истцу пенсии с 14.12.2018 не имеется.

В силу ст. 98 ГПК, с учетом частично удовлетворенных требований истца неимущественного характера, уплаченная ей государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Яшниковой С.В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области о включении периода работы в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и понуждении назначить пенсию – удовлетворить в части.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области включить в стаж работы Яшниковой С.В., дающий право на досрочное назначение пенсии по основаниям предусмотренным п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды:

- с 24.09.2007 по 13.10.2007 – курсы повышения квалификации в период работы *** в ГОУ СПО «Педколледж г. Орска»;

- с 22.04.2009 по 24.04.2009 – командировка в период работы *** в ГОУ СПО «Педколледж г. Орска».

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области в пользу Яшниковой С.В. 300 руб. – расходы по оплате государственной пошлины при обращении в суд.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья А.А. Шидловский

Мотивированное решении изготовлено 18.03.2019