Решение
Именем Российской Федерации
08 июля 2014
Центральный районный суд г. Новосибирска
в составе председательствующего - судьи
при секретаре судебного заседания
с участием:
прокурора
представителя ответчика
представителя третьего лица
Дело № 2-2008/2014
Галиной В.А.,
ФИО1,
Г.,
К.,
Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района города Новосибирска, обратившегося в защиту неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Рекламные технологии» о понуждении к выполнению обязанности в натуре,
у с т а н о в и л :
Прокурор Центрального района г. Новосибирска обратился в суд с иском, просит обязать ООО «Рекламные технологии» в срок 2 месяца привести рекламную конструкцию на участке, спуск с ул. Писарева на разделительном газоне перед путепроводом в соответствии с требованиями ГОСТа Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», а именно: опоры рекламных конструкций установить на расстоянии не менее 5 метров до бровки земляного полотна (бордюрного камня) автомобильной дороги.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что Прокуратурой Центрального района г. Новосибирска совместно с отделом ГИБДД Управления МВД России по г. Новосибирску проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы. В ходе проверки установлено, что рекламная конструкция, принадлежащая ответчику, на участке, спуск с ул. Писарева на разделительном газоне перед путепроводом установлена с нарушением пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003. Это противоречит обеспечению безопасности дорожного движения, так как рекламные конструкции ограничивают видимость дорожных знаков и светофоров, что приводит к росту дорожно-транспортных происшествий. Нарушения, допущенные ООО «Рекламные технологии», создают реальную угрозу жизни и здоровью, а также сохранности имущества неопределенного круга лиц – пользователей автомобильными дорогами. В схеме расположения рекламной конструкции, в листах согласования размещения рекламных конструкций отсутствуют сведения о расстояниях установки и размещения опор рекламной конструкции относительно бровки земляного полотна (бордюрного камня) автомобильной дороги, а также иная информация о конкретных расстояниях привязки рекламной конструкции к местности. При размещении рекламной конструкции ответчиком были нарушены требования ГОСТа Р 52044-2003, которые зафиксированы в акте от 26.02.2013.
Участвующий в судебном заседании прокурор Г. заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные доводам искового заявления, уточнил, что требования заявлены относительно рекламной конструкции, установленной на основании разрешения от 29.11.2012 № 9933 по адресу: Ипподромская ул.; ФИО2; у ж/д моста (из центра), участок улично-дорожной сети. Неточность указания в иске места расположения рекламной конструкции связана с тем, что на момент проведения проверки имелась возможность установить только инвентарный номер рекламного объекта.
Представитель ответчика – ООО «Рекламные технологии» по доверенности К. иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.28-30, 40-41).
Представитель третьего лица отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Новосибирску по доверенности Г. в судебном заседании дала пояснения в соответствии с письменным отзывом.
Представитель третьего лица мэрии города Новосибирска по доверенности С. о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в суд не явилась, направила письменный отзыв.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется эта конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Согласно пункту 9 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Согласно части 13 статьи 19 ФЗ "О рекламе" орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается (ч. 10 ст. 19).
Мэрия города Новосибирска выдано разрешение № 9933 на установку рекламной конструкции ООО «Рекламные технологии», с адресом и местом установки рекламной конструкции: ул. Ипподромская, ул. Н. Островского, у ж/д моста (из центра), участок улично-дорожной сети. Срок действия разрешения с 01.01.2013 по 31.12.2017, тип рекламной конструкции – щит (л.д. 44).
14.05.2014 помощником прокурора Центрального района г.Новосибирска Г. с участием государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России по Новосибирской области Р. проведена проверка законности размещения рекламной конструкции по адресу: <...> у ж/д моста (из центра), участок улично-дорожной сети.
В ходе проверки установлено, что рекламная конструкция, расположенная на участке по ул. Ипподромская, спуск с ул. Писарева на разделительном газоне перед путепроводом, установленная ООО «Рекламные технологии», размещена сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня), а именно на расстоянии 2, 20 м до бордюрного камня (л.д. 45-46).
Согласно части 4 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Технический регламент "О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения" в настоящее время не принят.
В сфере размещения рекламных конструкций подлежит применению требования ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", утвержденных Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст.
До вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных: стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
В обязательном порядке применяется только часть ГОСТа, неисполнение которой может повлиять на безопасность дорожного движения.
Согласно подпункту 5 пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны быть размещены над проезжей частью и обочинами дорог, а также на раздельных полосах.
Учитывая, что прокурором подан иск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, суд полагает, что ответчиком допущено существенное нарушение установленных требований по надлежащему расположению рекламной конструкции, что само по себе уже свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения.
Согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 5 Закона РФ «О рекламе» реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
Исходя из системного применения норм Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Закона РФ «О рекламе» и положений ГОСТа Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", следует, что несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляет права граждан-участников дорожного движения на обеспечение безопасности жизни и здоровья. То, что рекламные конструкции установлены с нарушением требований государственного стандарта, само по себе свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения.
Суд полагает, что в рассматриваемом случае несоответствие фактического размещения рекламных конструкций требованиям ГОСТа создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляет права участников дорожного движения на обеспечение безопасности жизни и здоровья, снижает степень защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Размещение рекламных конструкций в соответствии с ГОСТ Р 52044-2003 является обязательным для ответчика, поскольку это обеспечивает безопасность дорожного движения. Достаточных оснований полагать, что применение этого ГОСТа должно осуществляется ответчиком в добровольном порядке, не имеется.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
Из материалов дела следует, что рассматриваемый объект наружной рекламы расположен в непосредственной близости от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) в населенном пункте, и имеет место нарушение ответчиком пункта 5 части 3 статьи 25 упомянутого закона. При указанных выше обстоятельствах, желание ответчика обеспечить приоритет экономических результатов хозяйственной деятельности над безопасностью дорожного движения, в том числе в целях охраны жизни и здоровья граждан, противоречит Федеральному закону «О безопасности дорожного движения». Действующее законодательство предусматривает необходимый объем правовых возможностей для осуществления хозяйственной деятельности по установке и размещению рекламных конструкций, но предписывает обязательный учет соблюдения правовых интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения в порядке и по правилам, установленным законодателем.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Центрального района города Новосибирска удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Рекламные технологии» привести рекламную конструкцию, установленную на основании разрешения от 29.11.2012 № 9933 по адресу: Ипподромская ул.; ФИО2 ул.; у ж/д моста (из центра), участок улично-дорожной сети, в соответствие с требованиями ГОСТа Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", а именно: опоры рекламной конструкции установить на расстоянии не менее 5 метров до бровки земляного полотна (бордюрного камня) автомобильной дороги в срок в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Судья В.А.Галина