ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2008/2022 от 16.08.2022 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

УИД 04RS0021-01-2022-003075-39

Гр.дело № 2-2008/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2022 года гор.Улан-Удэ

Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Наумовой А.В., при секретаре судебного заседания Цырендоржиевой О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия к МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республики Бурятия, ФГБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", ФКУ «Уголовно –исполнительная инспекция УФСИН по РБ» о понуждении выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия

УСТАНОВИЛ:

Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия обратилась в суд с иском, требуя обязать собственников (пользователей) Межрайонное территориальное управление Росимущества в ... и ..., Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры», ФКУ «Уголовно – исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ...» провести работы в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Ряды гостиные», расположенного по адресу: ..., ...:

- разработать научно – проектную документацию в течение года с момента вступления решения суда в законную силу;

- выполнить ремонтно – реставрационные работы согласно научно – проектной документации в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований в иске указано, что по адресу: ..., ... расположен объект культурного наследия федерального значения «Ряды гостиные» XIX. Объект культурного наследия поставлен на государственную охрану на основании Постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ... «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР».

Помещения с кадастровыми номерами ... (площадь 314,3 кв.м.); ... (площадь 6,4 кв.м.);... (площадь 63,6 кв.м.);

... (площадь 29,4 кв.м.); ... (площадь 29 кв.м.); ... (площадь 92,9 кв.м.); ... (площадь 30,3 кв.м.); ... (площадь 61,7 кв.м.) принадлежат на праве оперативного управления Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры», помещения с кадастровыми номерами ... (площадь 14,8 кв.м.); ... (площадь 17,6 кв.м.); ... (площадь 17,6 кв.м.); ... (площадь 17,9 кв.м.) принадлежат на праве оперативного управления ФКУ «Уголовно – исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ...», помещения с кадастровыми номерами ... (площадь 63,8 кв.м.); ... (площадь 252,5 кв.м.); ... (площадь 38,1 кв.м.); ... (площадь 28 кв.м.); ... (площадь 189,3 кв.м.) принадлежат Российской Федерации (в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в ... и Республики Бурятия).

Все помещения расположены в здании, являющемся объектом культурного наследия федерального значения.

Ответчиками не исполняется охранное обязательство, утвержденное распоряжением Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ..., не обеспечена разработка научно-проектной документации в срок до ДД.ММ.ГГГГ, не предприняты меры по сохранению объекта культурного наследия и не проведены ремонтно – реставрационные работы. Непринятие ответчиками мер по сохранению объекта культурного наследия создает угрозу ухудшения состояния памятника истории и культуры, утраты памятника, в связи с чем нарушаются права и интересы государства. Неисполнение пп.1 п.25 раздела 6 охранного обязательства в установленный срок неизбежно повлечет за собой в дальнейшем разрушение и утрату объекта культурного наследия.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено АО "Почта России".

В судебном заседании представитель истца Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия ФИО1, действующая на основании доверенности, требования поддержала по указанным в иске доводам, указала, что в акте обследования допущена ошибка при указании площади объекта культурного наследия.

В судебном заседании представитель ответчика МТУ Росимущества в ... и Республики Бурятия ФИО2, действующая на основании доверенности указала, что в отношении имущества, переданного в оперативное управление обязательства по сохранению объекта культурного наследия должны исполнять учреждения, которым имущество передано, срок для исполнения работ, предусмотренных охранным обязательством является недостаточным, представителем в суд представлены письменные возражения.

В судебном заседании представитель ответчика ФГБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" действующий на основании доверенности ФИО3, заявленные требования не признал, указал, что требования основаны на акте технического состояния, составленном с нарушениями, неверно указана площадь объекта, предусмотренные охранным обязательством работы изначально были неисполнимыми, реальный срок для разработки научно – проектной документации – 2 года, для выполнения ремонтно – реставрационных работ – 4 года, суду представлен письменный отзыв о несогласии с заявленными требованиями и дополнения к нему.

В судебном заседании представители ответчика ФКУ «Уголовно –исполнительная инспекция УФСИН по РБ» по доверенности ФИО4, ФИО5, ФИО6 возражали против удовлетворения исковых требований, указали, что в Едином государственном реестре недвижимости в отношении находящихся в оперативном управлении объектов не зарегистрированы обременения, только из иска стало известно о наличии охранного обязательства, в том виде, как заявлены требования они не исполнимы ввиду разных форм закупочной деятельности правообладателей, площадь помещений, находящихся на праве оперативного управления составляет 5 % от площади всего здания, не может быть положен в основу решения акт 2017 года, поскольку в нем указана неверная площадь.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора АО «Почта России» не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом по правилам ст. 113 ГПК РФ. Доказательств уважительности причин неявки суду не представлено.

Дело рассмотрено судом в отсутствие представителя третьего лица по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (пункт 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ).

В силу положений статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Согласно правилам статьи 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

Подпунктом 6 пункта 6 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено право должностных лиц органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

Из материалов дела следует, что на основании Постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ... «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» утвержден список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, в числе которых значится памятник – «Ряды гостиные» XIX в. ....

Приказом Министерства культуры Российской Федерации объект культурного наследия федерального значения «Ряды гостиные» XIX, расположенный по адресу: ..., ... зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, присвоен регистрационный ....

Распоряжением Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия ... от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Ряды гостиные» XIX, расположенного по адресу: ..., ....

Пунктом 25 охранного обязательства предусмотрено выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, определенных уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия на основании акта технического состояния объекта культурного наследия, составленного в порядке, установленном п. 2 ст. 47.2 Закона 73-ФЗ, в том числе предусмотрено проведение работ по разработке научно – проектной документации до ДД.ММ.ГГГГ, выполнение ремонтно – реставрационных работ согласно научно – проектной документации до ДД.ММ.ГГГГ, регулярный ремонт занимаемых помещений, текущий ремонт фасадов, содержание дворовой территории в чистоте.

В пп.3 п. 25 охранного обязательства указано, что в случае, если объект принадлежит нескольким правообладателям, работы по сохранению объекта в отношении общего имущества правообладателей осуществляются пропорционально принадлежащим правообладателям долям в общем имуществе на основании договора между правообладателями объекта.

Акт технического состояния объекта культурного наследия «Ряды гостиные» XIX, расположенного по адресу: ..., ... составлен ДД.ММ.ГГГГ. В акте указано, что здание является 2 этажным, площадь здания составляет 691,16 кв.м., общее состояние здания оценено как неудовлетворительное.

В акте технического обследования неверно указана площадь объекта 691,16 кв.м., в то время как площадь здания согласно кадастровой выписке 1381,6 кв.м. Вместе с тем, неверное указание площади не свидетельствует о неправильном определении органом охраны объекта культурного наследия в охранном обязательстве состава, перечня работ по сохранению объекта культурного наследия, сроков их проведения. Исходя из содержания акта обследования, объект культурного наследия обследовался полностью, а не его часть.

В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Федерального закона Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления нескольким унитарным предприятиям и (или) учреждениям, охранное обязательство подлежит выполнению каждым унитарным предприятием и (или) учреждением.

Пунктом 13 ст. 47.6 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что в случае, если к моменту перехода права владения в отношении объекта культурного наследия оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения объектом. Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным законом (п. 3 ст. 2 Закона N 73-ФЗ).

Решением Советского районного суда ... от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, предъявленные к АО «Почта России» на АО «Почта России» как собственника объектов недвижимости с кадастровыми номерами ... и ..., возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать научно – проектную документацию в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами ... и ..., входящими в объект культурного наследия федерального значения «Ряды гостиные» XIX в», ....

Доводы представителя ответчика ФКУ «Уголовно –исполнительная инспекция УФСИН по РБ» о том, что им не было известно о наличии охранного обязательства суд не принимает во внимание, учитывая, что при должной внимательности и предусмотрительности у ответчика имелась возможность получить информацию о наличии охранного обязательства и принять меры к его исполнению, принимая во внимание, что достоверно ответчику было известно о том, что переданные в оперативное управление помещения находятся в здании, являющимся объектом культурного наследия, в Едином государственном реестре недвижимости содержались сведения об этом, распоряжением о передаче имущества на праве оперативного управления была предусмотрена обязанность учреждения по оформлению охранного обязательства.

Согласно кадастровой выписке на здание, расположенное по адресу: ..., ... оно имеет площадь 1381, 6 кв.м., состоит из двух этажей, площадь первого этажа 567,1 кв.м., площадь второго этажа 655 кв.м.

Распоряжением ТУ Росимущества в ... от ДД.ММ.ГГГГ...-р на праве оперативного управления за Федеральным казенным учреждением «Уголовно – исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний в ...» закреплен объект недвижимости, составляющий государственную казну Российской Федерации: помещения ...,28,31,34,35, литер А, общей площадью 66,75 кв.м., расположенные в здании по адресу: ..., .... Пунктом 3 распоряжения предусмотрено ФКУ УИИ УФСИН России по ... обеспечить регистрацию права оперативного управления в тридцатидневный срок с момента подписания акта приема – передачи, в десятидневный срок с момента возникновения права оперативного управления обеспечить оформление охранного обязательства.

Право оперативного управления ФКУ «Уголовно – исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ...» на помещения с кадастровыми номерами ... (площадь 14,8 кв.м.); ... (площадь 17,6 кв.м.); ... (площадь 17,6 кв.м.); ... (площадь 17,9 кв.м.) зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о том, что объект недвижимости является выявленным объектом культурного наследия.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости помещения с кадастровыми номерами ... (площадь 314,3 кв.м.); ... (площадь 6,4 кв.м.); ... (площадь 63,6 кв.м.); ... (площадь 29,4 кв.м.); ... (площадь 29 кв.м.); ... (площадь 92,9 кв.м.); ... (площадь 30,3 кв.м.); ... (площадь 61,7 кв.м.) являются собственностью Российской Федерации, принадлежат на праве оперативного управления федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры», право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Имущество закреплено на праве оперативного управления за учреждением распоряжением МТУ Росимущества в ... и ... от ДД.ММ.ГГГГ...-р.

С момента регистрации права оперативного управления у учреждений возникла обязанность по исполнению охранного обязательства.

По данным Единого государственного реестра недвижимости помещения с кадастровыми номерами ... (площадь 63,8 кв.м.); ... (площадь 252,5 кв.м.); ... (площадь 38,1 кв.м.); ... (площадь 28 кв.м.); ... (площадь 189,3 кв.м.) принадлежат на праве собственности Российской Федерации, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из полномочий, предусмотренных Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 432, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... и ... (далее – МТУ Росимущества) является государственным органом, осуществляющим функции собственника в отношении федерального имущества.

Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Вместе с тем, работы, предусмотренные охранным обязательством до настоящего времени не выполнены.

Суду не представлено доказательств принятия ответчиками мер регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия с целью своевременного исполнения охранного обязательства, в связи с чем усматривается факт бездействия, препятствующего выполнению ремонтно-реставрационных работ в установленные сроки.

Непринятие мер по реализации мероприятий по сохранению объекта культурного наследия создает угрозу ухудшения состояния памятника истории и культуры, его утраты, ввиду чего, нарушаются права и интересы государства.

При таких обстоятельствах, суд полагает заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Обсуждая заявленный истцом срок для устранения нарушений, суд приходит к выводу, что в силу ст. 206 ГПК РФ необходимо установить срок для разработки научно-проектной документации в течение 1 (одного) года с момента вступления в законную силу решения суда; а срок для проведения ремонтно-реставрационных работ согласно научно-проектной документации - в течении 3 (трех) лет с момента вступления в законную силу решения учитывая положения бюджетного законодательства, а также положения законодательства в сфере закупок.

Срок, предлагаемый стороной ответчика, по мнению суда является неразумно длительным.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика ФГБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (ИНН <***>) в доход муниципального образования ... подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия удовлетворить.

Обязать МТУ Росимущества в ... и Республики Бурятия (ИНН <***>), ФГБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (ИНН <***>), ФКУ «Уголовно –исполнительная инспекция УФСИН по РБ» (ИНН <***>) выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Ряды гостиные», расположенного по адресу: ..., ... пропорционально принадлежащим правообладателям долям в праве на общее имущество в объекте культурного наследия:

- разработать научно-проектную документацию на указанный объект в течение 1 (одного) года с момента вступления в законную силу решения суда;

- провести ремонтно-реставрационные работы согласно научно-проектной документации - в течении 3 (трех) лет с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу.

Взыскать с ФГБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (ИНН <***>) в доход муниципального образования ... расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца в Советский районный суд ....

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.В. Наумова