ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2009/2022 от 20.09.2022 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

УИД: 04RS0021-01-2022-003078-30

№ 2-2009/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2022 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд города Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Наумовой А.В., при секретаре Цырендоржиевой О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия к МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ», Администрации г. Улан-Удэ о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия обратилась в суд с иском, требуя обязать Администрацию г. Улан-Удэ поставить на учет безхозяйную недвижимую вещь, являющуюся объектом культурного наследия регионального значения «Танк-памятник воинам-землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945)», расположенным по адресу: <...> б/н.

В обоснование требований в иске указано, что постановлением Совета Министров Бурятской АССР от 29.09.1971 № 379 «Об утверждении списка памятников истории и культуры местного значения» на государственную охрану поставлен объект культурного наследия регионального значения «Танк-памятник воинам-землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945)», расположенный по адресу: <...> б/н. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 24.08.2016 № 38988-р указанный Памятник зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под № 031610463900005.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 16 июня 2022 года памятник на кадастровом учете не стоит. Сведения о нахождении его в государственной собственности, собственности Республики Бурятия и муниципальной собственности, а также в собственности граждан или юридических лиц отсутствуют, права на указанный объект не заявлены.

Объект культурного наследия регионального значения расположен на территории муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ» Республики Бурятия, обязанность по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для постановки объекта культурного наследия на учет как безхозяйной недвижимой вещи, возложена на Администрацию г. Улан-Удэ. В администрацию г. Улан-Удэ неоднократно направлялись письма о необходимости принятия мер по оформлению объекта культурного наследия в муниципальную собственность, до настоящего времени мер не принято.

Непринятие мер по оформлению прав собственности на памятник создает угрозу ухудшения его состояния и впоследствии его утрату, в связи с чем усматривается нарушение прав и интересов государства.

Определением суда от 14 июля 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) в Забайкальском крае и РБ, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.

Определением суда от 04 августа 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, привлечено Министерство обороны РФ.

Определением суда от 19 августа 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию" Администрации г. Улан-Удэ.

Определением суда от 19 августа 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика привлечен МБУ «Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ».

Определением суда от 06 сентября 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, привлечено Управление Росреестра по Республике Бурятия.

В судебном заседании представитель истца Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия ФИО1, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по указанным в иске доводам, указала, что объект является недвижимым имуществом, имеет прочную связь с землей, собственник объекта культурного наследия не установлен.

В судебном заседании представитель ответчиком МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ», Администрации г. Улан-Удэ ФИО2, действующая на основании доверенности возражала против удовлетворения заявленных требований, представила суду письменный отзыв и дополнение к нему, поддержав в судебном заседании изложенные в них доводы, указала, что объект культурного наследия безхозяйным не является, отнесен в силу закона к федеральной собственности, кроме того не является объектом недвижимого имущества.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Росреестра по Республике Бурятия ФИО3 возражал против удовлетворения требований, указав, что Управление не согласно с тем, что объект культурного наследия является недвижимым имуществом.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МБУ «Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ» ФИО4 пояснила, что ни танк, ни постамент учреждению не переданы, указала на необоснованность требований.

В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МТУ Росимущества в Забайкальском крае и РБ, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, Министерства обороны РФ не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представлено. Представителями Министерства обороны РФ, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия направлены письменные отзывы.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно ст. 48 указанного Закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

На основании п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно п. 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, его территориальные органы, либо по его решению - подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (орган регистрации прав).

В соответствии с п. 3 указанного Порядка, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.

В соответствии с п. 5 указанного Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.

Из материалов дела следует, что на территории муниципального образования г.Улан-Удэ по адресу <...> находится объект недвижимого имущества «Танк памятник воинам землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945)», данный объект поставлен на государственную охрану на основании Постановления Cовета Министров Бурятской АССР от 29.09.1971 N 379 "Об утверждении списка памятников истории и культуры местного значения».

Пунктом 3 Постановления Cовета Министров Бурятской АССР от 29.09.1971 N 379 предусмотрено обязать исполкомы аймачных, сельских, поселковых и Улан-Удэнского городского Советов депутатов трудящихся взять под охрану все исторические, археологические и архитектурные памятники, перечисленные в приложении N 1 к настоящему постановлению, и осуществлять надзор за их содержанием.

В приложении № 1 содержится «Танк-памятник воинам-землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)».

Приказом Министерства культуры Российской Федерации № 38988-р от 24 августа 2016 года объект культурного наследия регионального значения «Танк памятник воинам землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945)» зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культура) народов Российской Федерации, ему присвоен регистрационный номер 031610463900005.

Комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия в адрес председателя Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ направлялись письма о принятии мер в отношении объектов культурного наследия для постановки на учет в качестве безхозяйных (письма от 03 марта 2021 года, от 21 мая 2021 года). Из обстоятельств дела следует, что меры по постановке на учет имущества как безхозяйного приняты не были.

Приказом Министерства культуры Республики Бурятия от 30.09.2011 №003-481 «Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия регионального значения, расположенных в г.Улан-Удэ, и режима использования территории объектов культурного наследия регионального значения, расположенных в г.Улан-Удэ» утверждены описание границ памятника – по периметру мощенной площадки, определены и характерные точки границ объекта культурного наследия (п.221).

Суду представлен паспорт памятника воинам –землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). В паспорте объект указан как памятник истории, недвижимый, согласно описанию на бетонном постаменте /высота 430 см., ширина 396 см., длина 707 см./ установлена боевая машина – танк Т-34, с боковых сторон постамента на металлической мемориальной доске бронзовыми буквами текст «В память о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Трудящиеся Бурятии – воинам – фронтовикам». По историческим сведениям боевая машина – танк Т-34, переданный командованием Улан-Удэнского гарнизона, установлена в ознаменование большого вклада трудящихся Советской Бурятии в дело победы над немецко-фашистскими захватчиками и японскими империалистами в Великой Отечественной войне (1941-1945 г.г) в связи с 50 летием Великого Октября.

Суд приходит к выводу, что объект культурного наследия является объектом недвижимого имущества – сооружением.

Пунктом 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В статье 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" дано понятие памятников - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.

В данном случае танк является объектом военной техники, утверждены границы территории объекта культурного наследия, боевая машина установлена на бетонном постаменте.

Суду представлен акт осмотра объекта культурного наследия от 19 сентября 2022 года, из которого следует, что объект культурного наследия регионального значения «Танк памятник воинам землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945)» представляет собой боевую машину танк Т-34, установленную на бетонном постаменте, на мемориальной доске имеется надпись «В память о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.... Бурятии – воинам – фронтовикам», общее состояние памятника удовлетворительное, состояние боевой машины удовлетворительное, фиксируемся выгорание и отслоение красочного слоя, при осмотре люка установлено, что он запаян, попасть внутрь невозможно, катки гусеничного механизма запаяны, боевая машина приварена к металлической конструкции в постаменте.

Стороной ответчика суду представлены рабочие чертежи реконструкции центральной части Мемориального комплекса, посвященного воинам Бурятии, погибшим в Великой отечественной Войне. В рабочих чертежах указан постамент с памятником «Танк» (демонтаж старой плитки), конструкция постамента выполнена из монолитного железобетона, облицованного гранитной плиткой.

Оценив представленные суду доказательства, указанные выше, в их взаимной связи и совокупности, суд приходит к выводу, что памятник, представляющий собой постамент с установленной на нем боевой машиной, имеет прочную связь с землей и потому в силу ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации является недвижимым имуществом.

Объект культурного наследия – «Танк-памятник воинам-землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)» в государственной, республиканской или муниципальной собственности, в собственности граждан или юридических лиц не состоит, то есть, по смыслу ст. 225 ГК РФ является бесхозяйным имуществом, обладает всеми признаками безхозяйного имущества.

В материалах имеются ответы МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, согласно которым в реестрах федерального, республиканского имущества объект культурного наследия регионального значения не значится.

В реестре муниципального имущества имеются объекты, расположенные на Мемориале победы (объекты благоустройства), объект культурного наследия в данном перечне отсутствует.

МБУ «Комбинат по благоустройству» на праве оперативного управления объект культурного наследия не передавался, что следует из распоряжения Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ.

Исходя из ответов врио командира войсковой части 05776, им не известно, каким образом и кому танк был передан.

По информации ФГКУ «Дальвосточное ТУИО» Минобороны России, испрашиваемый объект танк Т-34 на учете в учреждении не состоит, в ходе реорганизационных мероприятий учреждению не передавался, отдельными приказами Министра обороны Российской Федерации и директора Департамента военного имущества Минобороны России не закреплялся.

На балансе войсковой части 46108 танк Т-34, являющийся объектом культурного наследия регионального значения, установленный по адресу: <...> б/н не состоит.

Временно исполняющим обязанности начальника вооружения – заместителем командующего Восточного военного округа по вооружению представлены сведения, что памятник «Беззаветным защитникам Отечества труженикам тыла Великой войны» (танк Т-34), установленный на проспекте Победы в г. Улан-Удэ в 1967 году в канун 50 летия Великого октября и являющийся объектом культурного наследия регионального значения в регистрах учета в автобронетанковой службе Восточного военного округа не числится, на балансе воинских частей и формирований военного округа по номенклатуре автобронетанковой службы не состоит.

В Едином государственном реестре недвижимости сведения в отношении объекта культурного наследия - «Танк памятник воинам землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945)» отсутствуют, что подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 16 июня 2022 года.

Судом рассмотрены доводы стороны ответчика о том, что в силу закона право на спорный объект возникло у Российской Федерации, суд находит данные доводы несостоятельными.

Пунктом 18 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального, городского округа.

Ссылка представителя ответчиков на то, что к вопросам местного значения относится только охрана объектов культурного наследия местного значения, не принимается судом во внимание, поскольку спор заявлен не о возложении обязанностей по охране объекта, а о принятии мер относительно постановки на учет имущества как безхозяйного.

В статье 4 Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры", утратившей силу в связи с принятием Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации было предусмотрено, что памятники истории и культуры находились в собственности государства, а также колхозов и других кооперативных организаций, их объединений, профсоюзных и иных общественных организаций и в личной собственности граждан. Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, которые не имели собственника или собственник которых неизвестен, поступали в собственность государства, если иное не было предусмотрено законодательством Союза ССР и РСФСР. Недвижимые памятники подразделялись на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения. Отнесение памятников истории и культуры к категории памятников общесоюзного, республиканского или местного значения производилось в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР (статья 17 указанного Закона). Согласно статье 18 упомянутого Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников республиканского значения производилось Советом Министров РСФСР по представлению Министерства культуры РСФСР, а к категории памятников местного значения - Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР.

Объект культурного наследия - «Танк-памятник воинам-землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)» был поставлен на государственную охрану как памятник истории и культуры местного значения.

В соответствии с п. 14 постановления Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865 (ред. от 29.12.1989, с изм. от 25.06.2002) "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры", действовавшего до 01 января 2021 года недвижимые памятники истории и культуры подразделялись на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения в соответствии с их исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью. Отнесение недвижимых памятников истории и культуры к одной из указанных категорий должно было производиться при принятии памятников на государственный учет.

Согласно приложению 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности отнесены объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

Доказательств отнесения памятника «Танк-памятник воинам-землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)» к категории памятников общероссийского значения не имеется.

Действующее законодательство не исключает возможность нахождения в собственности муниципального образования объекта культурного наследия регионального значения.

Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации N 73-ФЗ предусмотрено, что оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27.12.1991, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Фактически как следует из материалов дела, объект культурного наследия - «Танк-памятник воинам-землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)» не находится в чьей-либо собственности.

Последовательность действий по выявлению, постановке на учет и обращению бесхозяйного имущества в муниципальную собственность города Улан-Удэ регламентирована Положением о порядке выявления и постановки на учет бесхозяйного имущества, находящегося на территории городского округа "Город Улан-Удэ", утвержденным Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 02.12.2014 N 337.

Согласно п. 1.5 данного порядка, органом, осуществляющим мероприятия по признанию имущества бесхозяйным и обращению его в муниципальную собственность, является Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ.

Поскольку Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ, на территории которого находится объект культурного наследия регионального значения «Танк памятник воинам землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945)», является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, суд приходит к выводу об обоснованности требований и возложении на Администрацию г. Улан-Удэ в лице Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ обязанности обратиться с заявлением о постановке указанного объекта на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в регистрирующий орган.

Представленные стороной ответчика публикации «В Улан-Удэ отреставрировали танк Т-34, готовый принять участие в параде 9 мая», «Танк на мемориале воинам Бурятии» не свидетельствует о необоснованности заявленных требований.

Исходя из действующего правового регулирования, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в том числе органа местного самоуправления городского округа.

Исходя из положений ст. 206 ГПК РФ суд, считает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, указанный срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия (ИНН <***>) удовлетворить.

Возложить на Администрацию г. Улан-Удэ в лице МУ Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ (ИНН <***>) обязанность обратиться в течение трех месяцев с даты вступления решения в законную силу в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта культурного наследия регионального значения «Танк-памятник воинам-землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945)», расположенным по адресу: <...> б/н.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Решение в окончательной форме принято 27 сентября 2022 года.

Судья А.В. Наумова