Дело № 2-200/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2014 г. г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Терентьевой Н.А.,
при секретаре Лебедевой И.С.,
с участием представителей ФИО1, ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исковое заявление ФИО3 к Администрации Ленинского района МО «Город Саратов» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма
установил:
ФИО3 обратилась в суд с уточненным иском и просит признать отказ администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» в рассмотрении ее заявления о предоставлении ей освободившегося жилого помещения - комнаты № 3 в коммунальной <адрес> по договору социального найма незаконным, обязать администрацию <адрес> муниципального образования «Город Саратов» предоставить в установленные сроки ей муниципальную услугу «Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам» на основании ее заявления о предоставлении ей освободившегося жилого помещения - комнаты № в коммунальной <адрес> по договору социального найма, ссылаясь в обоснование иска на то, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ она является собственником комнаты № жилой площадью 17,2 кв. м. в коммунальной <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ В указанной квартире кроме нее зарегистрирована и проживает ее несовершеннолетняя дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Номера комнатам в коммунальной квартире были присвоены на основании распоряжения администрации Ленинского района г. Саратова от 01.07.2005 г. № 771-р. Согласно техническому паспорту на <адрес>, указанная коммунальная квартира имеет общую площадь 78,5 кв. м. и состоит из трех комнат: комната № жилой площадью 17,2 кв. м., комната № жилой площадью 20,0 кв. м., комната № жилой площадью 15,4 кв. м. В настоящее время комната № в коммунальной <адрес> освободилась в связи со смертью прежних нанимателей и уже долгое время пустует. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ подразделения по предоставлению мер социальной поддержки по Ленинскому р-ну г. Саратова ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» Министерства социального развития Саратовской области, она является членом малоимущей семьи, среднедушевой доход которой составляет 4421 руб. 16 коп., и нуждается в государственной социальной помощи. В соответствии с решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 63-622 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и об установлении учетной нормы площади жилого помещения», в редакции решения Саратовской городской Думы от 30.10.2008 № 32-361, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде составляет: на семью из двух человек, которые связаны родственными отношениями, - 44 кв. м. общей площади. Размер общей площади в коммунальной квартире, приходящийся на ее семью, состоящую из двух человек, с учетом мест общего пользования составляет 25,67 кв. м., что меньше нормы предоставления. Иных нанимателей и (или) собственников жилых помещений, которые на момент освобождения вышеуказанного жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в <адрес> не проживает. В связи с изложенным она обратилась в Администрацию Ленинского района МО «Город Саратов» с соответствующим заявлением о предоставлении освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес>, комната №, к указанному заявлению также был приложен пакет необходимых документов. Письмом и. о. первого заместителя главы администрации района ФИО5 от 29.02.2012 г. № 1958/16 ей было сообщено, что вопрос о предоставлении ей комнаты в коммунальной квартире в соответствии со ст. 59 Жилищного кодекса Российской Федерации не может быть рассмотрен, поскольку общая площадь, занимаемых ее семьей (составом четыре человека) жилых помещений составляет 314,3 кв. м. (297,1 + 17,2), т. е. на каждого члена семьи приходится 78,57 кв. м. общей площади, что больше нормы предоставления. Вышеуказанное письмо было ею получено по почте ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым конвертом. Указывает, что при рассмотрении ее заявления администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» при подсчете общей площади жилых помещений, занимаемых ее семьей, была также учтена площадь жилого дома, принадлежащего ее мужу ФИО6 - 297,1 кв. м. Брак с ФИО6 был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, однако совместно с ним она не проживает, семейных отношений не поддерживает. Более того, вышеуказанная комната в коммунальной квартире является ее личным добрачным имуществом, на которое ФИО6 никаких прав не имеет. ФИО6 проживает отдельно от них в жилом доме по адресу: <адрес>, 9 Дачная, <адрес>. Указанный жилой дом в соответствии с условиями заключенного нами брачного договора от ДД.ММ.ГГГГ находится в собственности ФИО6 Поскольку в настоящее время она не является членом семьи ФИО6, в контексте положений Жилищного кодекса РФ, уровень обеспеченности ее семьи общей площадью жилых помещений должен определялся ответчиком без учета площади жилого помещения, принадлежащего на праве собственности ФИО6 Каких-либо иных жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, в том числе, принадлежащих по праву собственности, ни у нее, ни у ее дочери ФИО4 не имеется, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, ее дочь ФИО4 является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой филиала-бюро № ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области» № 2751321 от 11.05.2010 г.
Указала также, что в соответствии с п. п. 2.1. -2.5 Административного регламента, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования «город Саратов» от 07.06.2010 г. № 1472 административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам», муниципальная услуга предоставляется администрациями районов муниципального образования «Город Саратов». Заявителями муниципальной услуги являются наниматели и (или) собственники жилых помещений в коммунальной квартире, в которой освободилось жилое помещение, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях либо которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления. Результатом предоставления муниципальной услуги является предоставление жилых помещений в коммунальной квартире по договору социального найма. Срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации письменного обращения заявителя.
Вышеуказанный Административный регламент предусматривает два возможных варианта решений по результатам рассмотрения заявления о предоставлении освободившегося жилого помещения: оформленное специалистом и подписанное главой администрации района уведомление об отказе либо подписанное главой администрации муниципального образования «Город Саратов» постановление о предоставлении заявителю освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире по договору социального найма (п. 3.5.4 Административного регламента).
В нарушение положений Административного регламента, по результатам рассмотрения ее заявления администрацией Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» ей было направлено лишь письмо и. о. первого заместителя главы администрации района ФИО5, которым ей сообщили о невозможности рассмотрения ее заявления по вышеуказанным причинам.
В соответствии с разъяснением, данным в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Отказ администрации Ленинского района г. Саратова в рассмотрении ее заявления о предоставлении освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес>, комната № препятствует реализации ее законного права на получение указанной комнаты по договору социального найма. В пункте 9 вышеуказанного Постановления говорится о том, что судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления). Характер возникших между ней и ответчиком правоотношений свидетельствует о наличии спора о праве, а именно, о ее праве на предоставление освободившегося жилья.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
ФИО3 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель ФИО3 по доверенности ФИО2 поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности ФИО1 в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, указав, что при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитывается действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта РФ период, предшествующий предоставление гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. 06.09.2013 года между гражданами ФИО6 и ФИО3 был составлен брачный договор по которому ФИО3 отказалась от прав на земельный участок общей площадью 1000 кв.м. с расположенным на нем жилым домом общей площадью 297,1 кв.м., с хозяйственными и бытовыми постройками: сараем, гаражом по адресу: <адрес>, 9-я Дачная, <адрес>. ФИО3 не предоставила полный пакет документов требующийся для предоставления муниципальной услуги «Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам», также ФИО3 не признана малоимущей и нуждающийся в жилых помещениях, и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более нормы предоставления. Таким образом, вопрос о предоставлении ФИО3 комнаты № в соответствии со ст. 59 ЖК РФ не может быть рассмотрен.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Статья 55 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником комнаты № жилой площадью 17,2 кв. м. в коммунальной <адрес>.
Вместе с ней в комнате № жилой площадью 17,2 кв. м. в коммунальной <адрес> зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ также ее дочь ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из материалов дела следует, что ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом.
Согласно справки подразделения по предоставлению мер социальной поддержки по Ленинскому району ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» Министерство социального развития Саратовской области, ФИО3 является членом малоимущей семьи и нуждается в государственной социальной помощи.
В судебном заседании установлено, что спорным жилым помещением является комната № жилой площадью 15,4 кв. м. в коммунальной <адрес>.
Согласно справки ООО СТСЖ «Прогресс» зарегистрированных лиц в комнате 3, в <адрес>. 5 по ул. <адрес> в <адрес> не значится.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в Администрацию Ленинского района МО «Город Саратов» с заявлением о предоставлении освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес>, комната №.
Письмом от 31.07.2013 года и. о. первого заместителя главы администрации района ФИО5 № 1958/16 ей было сообщено, что вопрос о предоставлении ей комнаты в коммунальной квартире в соответствии со ст. 59 Жилищного кодекса Российской Федерации не может быть рассмотрен, поскольку общая площадь, занимаемых ее семьей (составом четыре человека) жилых помещений составляет 314,3 кв. м. (297,1 + 17,2), т. е. на каждого члена семьи приходится 78,57 кв. м. общей площади, что больше нормы предоставления.
В соответствии с частью 1 статьи 251, ч. 1 ст. 254, ч. 1 ст. 253 и ч. ч. 1, 2 ст. 258 ГПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов, а также при удовлетворении требований о признании недействующим нормативно-правового акта: несоответствие его федеральному закону или иному нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также нарушение прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативно-правовыми актами.
В соответствии с ст. 3, Закона Саратовской области от 28.04.2005 N 39-ЗСО (ред. от 25.09.2012) "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" Орган исполнительной власти области, осуществляющий политику в сфере жилищных отношений (далее - уполномоченный государственный орган области), принимает на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда области по договорам социального найма, указанных в статье 1 настоящего Закона. В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области, признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Саратовской городской Думы от 27.10.2005 N 63-622 (ред. от 30.10.2008) "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и об установлении учетной нормы площади жилого помещения"
учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма - 10 и менее квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
В соответствии с п.п. 2.1. -2.5 Административного регламента, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования «город Саратов» от 07.06.2010 г. № 1472 административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам», муниципальная услуга предоставляется администрациями районов муниципального образования «Город Саратов». Заявителями муниципальной услуги являются наниматели и (или) собственники жилых помещений в коммунальной квартире, в которой освободилось жилое помещение, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях либо которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления. Результатом предоставления муниципальной услуги является предоставление жилых помещений в коммунальной квартире по договору социального найма. Срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации письменного обращения заявителя.
В пункте 2.9. административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам» указан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приёме документов, а именно документы, предусмотренные пунктом 2.7 административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, представлены не в полном объёме.
Судом установлено, что ФИО3 было представлено:
заявление, которое не соответствует форме, которая указана в приложение № административного регламента;
справка с места жительства по адресу: <адрес>;
две справки с места жительства по адресу: <адрес>.
Таким образом, ФИО3 не предоставила полный перечень документов, который требуется для предоставления муниципальной услуги «Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам» и в соответствии в Административным регламентом ей должно было быть отказано в приеме документов.
При этом, заявление ФИО3 было принято, зарегистрировано.
Пунктом 3.2.3 Регламента определено, что зарегистрированное заявление и документы к нему работник передает главе администрации для проставления резолюции с указанием специалиста, ответственного за подготовку проекта постановления администрации МО «Город Саратов»
Согласно п. 3.4.2. Административного регламента, в случае наличия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги специалист оформляет уведомление об отказе в предоставлении освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире по договору социального найма. Пунктом 3.4.3 предусмотрено, что при отсутствии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги специалист осуществляет подготовку проекта постановления администрации МО «Город Саратов» о предоставлении освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире, по договору социального найма.
Постановление, либо уведомление подписываются главой администрации муниципального образования «Город Саратов».
В нарушение положений Административного регламента, по результатам рассмотрения ее заявления администрацией Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» ей было направлено письмо и.о. первого заместителя главы администрации района ФИО5, которым ей сообщили о невозможности рассмотрения ее заявления по указанным в письме основаниям.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца и признать незаконным отказа Администрации Ленинского района МО «Город Саратов» в рассмотрении заявления ФИО3 о предоставлении ей освободившегося жилого помещения - комнаты 3 в коммунальной <адрес>.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обязании Администрации Ленинского района МО «Город Саратов» рассмотреть заявление ФИО3 о предоставлении ей освободившегося жилого помещения - комнаты 3 в коммунальной <адрес> в соответствии с процедурой рассмотрения, установленной Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и/ или собственникам».
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным отказ Администрации Ленинского района МО «Город Саратов» в рассмотрении заявления ФИО3 о предоставлении ей освободившегося жилого помещения - комнаты 3 в коммунальной <адрес>.
Обязать Администрацию Ленинского района МО «Город Саратов» рассмотреть заявление ФИО3 о предоставлении ей освободившегося жилого помещения - комнаты 3 в коммунальной <адрес> в соответствии с процедурой рассмотрения, установленной Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и/ или собственникам».
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саратова.
Судья: