ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-200/16 от 15.02.2016 Красноглинского районного суда г. Самары (Самарская область)

дело №2-200/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2016 года Красноглинский районный суд г.Самары в составе:

председательствующего судьи Ромасловской И.М.,

при секретаре Кутуевой Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации городского округа Самара к ОСП Красноглинского района УФССП по Самарской области об освобождении,

при участии в судебном заседании:

представителя истца Администрации городского округа Самара – ФИО1, действующей на основании доверенности от <дата>,

представителя ответчика ОСП Красноглинского района УФССП по Самарской области – ФИО2, действующей на основании доверенности от <дата>,

третьих лиц ФИО3, ФИО4,

представителя третьего лица Администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара – ФИО5, действующей на основании доверенности от <дата>,

представитель третьего лица департамента жилищно – коммунального хозяйства городского округа Самара не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял,

представитель департамента управления имуществом городского округа Самара не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял,

УСТАНОВИЛ:

Истец Администрация городского округа Самара обратилась в суд с исковым заявлением к Отделу судебных приставов Красноглинского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, в котором просила освободить от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава – исполнителя судебных приставов по Красноглинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области от <дата>, мотивируя свои требования тем, что решением Красноглинского районного суда г.Самары от <дата> удовлетворены требования ФИО4 и ФИО3 об обязании Администрации городского округа Самара провести организационно – распорядительные мероприятия по проведению ремонтных работ по утеплению стен фасада жилого <адрес>. Судебным приставом – исполнителем отдела судебных приставов по Красноглинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области ФИО2 <дата> вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении Администрации городского округа Самара. За неисполнение без уважительных причин требований исполнительного документа, судебным приставом – исполнителем <дата> вынесено постановление о взыскании с Администрации городского округа Самара исполнительского сбора в размере 50000.00 рублей. Однако, с учетом требований Закона Самарской области от 21.06.2013 года №60 – ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области», региональной программы и муниципальной программы капитального ремонта, по адресу: <адрес>, в 2016 – 2017 годах подлежат выполнению работы по ремонту кровли. Для изменения вида работ по капитальному ремонту – к примеру, для выполнения работ по утеплению стен фасада жилого дома , собственникам многоквартирного дома необходимо организовать и провести общее собрание собственников для определения вида работ, подлежащих выполнению в период 2016-2017 годы. Протокол с решением собрания следует направить в адрес регионального оператора и в администрацию Красноглинского района городского округа Самара. Таким образом, для исполнения указанного решения суда потребуется более длительный срок. В связи с изложенным полагают, что оснований для применения к Администрации городского округа Самара санкций за неисполнение требований исполнительных документов в форме исполнительского сбора не имеется.

В судебном заседании представитель истца Администрации городского округа Самара ФИО1 заявленные требования поддержала, просила удовлетворить, дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, кроме того, пояснила суду, что Администрацией городского округа Самара проведены работы по исполнению решения суда, а именно в адрес департамента жилищно – коммунального хозяйства городского округа Самара и главы администрации Красноглинского района городского округа Самара была направлена служебная записка о необходимости включить в титульный список капитального ремонта жилой дом <адрес> для проведения ремонтных работ по утеплению стен фасада (в районе квартиры ).

Представитель третьего лица Администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара ФИО5 поддержала заявленные требования, просила удовлетворить, пояснила суду, что в настоящий момент в проект титульного списка капитального ремонта жилищного фонда Красноглинского района на 2016 год внесен жилой дом <адрес> для проведения ремонтных работ по утеплению стен фасада квартиры

Третьи лица ФИО3, ФИО4 пояснили суду, что до настоящего момента фасад жилого дома в районе их квартиры не утеплен.

Заслушав участников процесса, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с п.1 ст.112 ФЗ от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно п.2 ст.112 названного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом – исполнителем по истечении срока, указанного в п.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу – исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с п.3 ст.112 вышеуказанного Федерального закона в случае неисполнения должником-организацией исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор составляет пятьдесят тысяч рублей.

Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (п.6 ст.112 Федерального Закона).

Пунктом 7 ст.112 указанного Федерального закона предусмотрено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года №13-П, освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.

Принимая во внимание изложенное, а также положения ст.401 ГК РФ, должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора в случае, если докажет, что своевременное исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли должника.

Судом установлено, что решением Красноглинского районного суда г.Самары от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, исковые требования ФИО4 и ФИО3 удовлетворены частично. На Администрацию городского округа Самара возложена обязанность произвести организационно – распорядительные мероприятия по проведению ремонтных работ по утеплению стен фасада жилого дома (в районе квартиры ), расположенного по адресу: <адрес>.

На основании исполнительного листа от <дата> судебным приставом – исполнителем ОСП Красноглинского района г.Самары Управления ФССП по Самарской области возбуждено исполнительное производство в отношении должника Администрации городского округа Самара. Предметом исполнения является возложенная на администрацию городского округа Самара обязанность произвести организационно – распорядительные мероприятия по проведению ремонтных работ по утеплению стен фасада жилого дома (в районе квартиры ), расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с ч.11 ст.30 ФЗ от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.2 вышеуказанного постановления, должнику был установлен 5 – дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

Вышеуказанное постановление получено Администрацией городского округа Самара <дата>.

Из материалов исполнительного производства, представленного в судебное заседание, следует, что должник в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ не исполнил. Кроме того, из материалов исполнительного производства, пояснений представителя истца, третьих лиц следует, что решение Красноглинского районного суда г.Самары от <дата>, вступившее в законную силу <дата>, не исполнено до настоящего момента.

Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ должником не был исполнен, <дата> судебным приставом – исполнителем ОСП Красноглинского района УФССП по Самарской области вынесено постановление о взыскании с должника Администрации городского округа Самара исполнительского сбора в размере 50000.00 рублей.

Обращаясь в суд с вышеуказанными требованиями, истец в нарушение требований ст.56 ГПК РФ каких – либо доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, должником не представлено.

В обоснование заявленных требований, представитель истца Администрации городского округа Самара указывает на то, что для исполнения решения суда необходим более длительный срок, так как для исполнения решения суда в данном случае в соответствии с Законом Самарской области от 21.10.2013 года №60 – ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» проведение капитального ремонта общего имущества осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома может быть выполнен за счет средств городского бюджета в том случае, если многоквартирный дом включен в титульный список капитального ремонта жилищного фонда на соответствующий год. Действующим законодательством не регламентирован порядок и сроки составления титульных списков капитального ремонта. Исходя из сложившейся практики, в городском округе Самара титульный список капитального ремонта жилищного фонда на текущий год формируется администрациями района в начале года на основании заявок, поступающих от управляющих организаций с последующим согласованием с депутатами Думы городского округа Самара. Утвержденный титульный список направляется в Департамент жилищно – коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара для принятия окончательного решения в пределах средств, выделенных из городского бюджета. В селях исполнения решения суда Администрацией городского округа Самара <дата> первому заместителю главы Администрации городского округа Самара была направлена служебная записка о необходимости поручить заместителю главы Администрации городского округа – главе администрации Красноглинского района городского округа Самара включить в титульный список капитального ремонта жилой <адрес> для проведения ремонтных работ по утеплению стен фасада (в районе квартиры ).

Данные доводы представителя истца не могут быть приняты судом во внимание, поскольку соответствии с п.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Обстоятельства указанные представителем истца сами по себе не освобождают должника от обязанности своевременного исполнения решения суда, так как не свидетельствуют ни о чрезвычайности, ни о непредотвратимости обстоятельств, препятствующих добровольному и своевременному исполнению решения суда, в том смысле, в каком они предусмотрены п.2 ст.112 ФЗ от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Так, истцу было известно, что <дата> решение вступило в законную силу, а, следовательно, у него возникла установленная ст.13 ГПК РФ обязанность по его исполнению.

На основании вышеуказанного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации городского округа Самара оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г.Самары в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья И.М. Ромасловская

Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2016 года.

Судья И.М. Ромасловская