Дело № 2-200/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Тяжинский 08 августа 2018 года
Тяжинский районный суд Кемеровской области в составе
судьи Герасимова С.Е.,
при секретаре Спило О.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области, Совету народных депутатов Тяжинского муниципального района Кемеровской области о признании права на получение единовременного поощрения при выслуге на муниципальной службе 20 лет в связи с выходом на пенсию, взыскании суммы поощрения,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Тяжинского муниципального района, в котором просит с учетом уточненных требований:
признать решение Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области 4-го созыва 17-й очередной сессии от 30.01.2013 №76 незаконным в части отмены п.9.1 ст.9 Положения «О размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих решения №258 от 25.06.2009»;
признать её право на получение единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию муниципальному служащему;
взыскать с управления социальной защиты населения администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области в её пользу сумму единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию в размере 177 400 рублей.
Свои требования обосновывает тем, что в период со 02.08.1994 по 08.12.2014 истец занимала различные должности муниципального служащего в Центре социальной помощи семье и детям, Управлении социальной защиты населения Администрации Тяжинского района, Отделе образования Администрации Тяжинского района, Управлении образования Администрации Тяжинского района. 08.12.2014 был прекращен трудовой договор в связи с выходом на пенсию и увольнением с муниципальной службы по собственному желанию. Согласно решению Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области от 17.12.2014 №17 истцу был установлен стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Тяжинского муниципального района продолжительностью 20 лет 4 месяца 10 дней по состоянию на 08.12.2014. Указывает, что согласно ст.9 п.9.1 Положения о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих, утвержденного решением Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области 3-го созыва 45-й очередной сессии от 25.06.2009 №258, установлено единовременное пособие в связи с выходом на пенсию муниципальному служащему, имеющему стажи от 5-10 лет -10 должностных окладов, от 10-15 лет – 15 должностных окладов, от 15.-20 лет – 20 должностных окладов. Однако, решением Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области 4-го созыва 17-й очередной сессии от 30.10.2013 №76 принято решение об утратившей силу ст.9 вышеназванного положения. 07.12.2016 истец обратилась к Главе Тяжинского муниципального района с заявлением о выплате ей единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию, однако ответом №01/2208 от 26.12.2016 истцу было отказано в данной выплате по причине внесенных изменений в Положение о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих. Решением Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области от 05.04.2018 №141 было принято Положение о порядке выплаты единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию муниципальным служащим Тяжинского муниципального района, которое вступило в силу со дня опубликования. 27.06.2018 истец обратилась к начальнику Управлению социальной защиты населения Администрации Тяжинского муниципального района с заявлением о выплате ей единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию, на которое также получила отказ.
На протяжении своей трудовой деятельности она была награждена 3-мя медалями, знаком «Почетный работник социальной защиты населения Кемеровской области», почетными грамотами и благодарственными письмами областного уровня, почетными грамотами и благодарственными письмами администрации Тяжинского района, грамотами учреждений социальной защиты населения и общественных организаций.
Считает, что сумма единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию, причитающаяся ей к выплате, составит 177 400 рублей.
Определением Тяжинского районного суда от 06 августа 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Тяжинский районный Совет народных депутатов Кемеровской области.
В судебном заседании истец ФИО1 настаивает на удовлетворении исковых требований, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что при выходе на пенсию её поощрили каким-то незначительным подарком – статуэткой.
Представитель ответчика – Управления социальной защиты населения ФИО2, действующий на основании доверенности от 01.08.2018, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Из данных возражений следует, что с принятием Закона Кемеровской области от 07.03.2013 N 15-ОЗ «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы» гарантированная выплата денежного содержания в виде денежного пособия при выходе на пенсию муниципального служащего перешла из категории обязательств работодателя в категорию его права поощрить работника, соответственно не является гарантированной выплатой даже при отсутствии порядка применения денежной выплаты в виде поощрения, закрепленного на муниципальном уровне нормативно-правовых актов, в связи с чем признавать решение Совета народных депутатов Тяжинского муниципального района Кемеровской области четвертого созыва от 30.01.2013 года № 76 «О внесении изменений в Положение «О размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих, принятого решением Тяжинского районного Совета народных депутатов от 26.06.2009 года № 258», нет необходимости. А значит, у истца не было на момент увольнения, 08.12.2014 и нет на данный момент права на гарантированную выплату в виде денежного поощрения в связи с выходом на пенсию с муниципальной службы, соответственно и требования к ответчику о взыскании денежной суммы не имеют под собой оснований, поскольку поощрение работника работодателем является его правом, а не обязанностью.
Представитель соответчика – председатель Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области ФИО3 в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований по тем же основаниям. Пояснил, что Тяжинский районный Совет народных депутатов Кемеровской области не принял вовремя Положение порядке выплаты единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию муниципальным служащим Тяжинского муниципального района в связи с принятием Закона Кемеровской области от 07.03.2013 N 15-ОЗ «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы», поскольку в бюджете района для этого не было необходимых денежных средств, к тому же принятие этого положения не являлось обязанность представительного органа местного самоуправления.
Представитель третьего лица – Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области ФИО4, действующая на основании доверенности от 10 января 2018 года, в судебном заседании возражает против удовлетворения иска по тем же основаниям.
Выслушав истца, представителя ответчика ФИО2, представителя соответчика ФИО3, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Из копии трудовой книжки истца (записи №18 по №30) следует, что ФИО1 02.08.1994 была назначена на должность заместителя директора Центра социальной помощи семье и детям на основании приказа №7 от 02.08.1994; 01.11.1994 назначена директором Центра социальной помощи семье и детям на основании приказа №60 от 01.11.1994; 01.06.1999 принята переводом на должность заместителя начальника Управления социальной защиты населения Администрации Тяжинского района на основании приказа №19 от 16.06.1999; 02.07.2001 уволена переводом в Отдел образования Администрации Тяжинского района и назначена на должность заведующей на основании распоряжения №109 от 05.07.2001; 01.01.2002 Отдел образования Администрации Тяжинского района переименован в Управление образования Администрации Тяжинского района, продолжает работать в должности начальника Управление образования (приказ №4 от 10.01.2002); 15.10.2002 уволена с муниципальной должности муниципальной службы начальника Управления образования по собственному желанию на основании распоряжения от 10.10.2002 №170к; 14.10.2002 принята на муниципальную должность муниципальной службы Тяжинского района – заместителем начальника Управления социальной защиты населения приказом №27 от 14.10.2002; 08.12.2014 уволена по собственному желанию на основании приказа от 08.12.2014 №14-к.
Стаж муниципальной службы истца по состоянию на 08.12.2014 составил 20 лет 04 месяца 10 дней, что подтверждается решением №17 комиссии по установлению стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Тяжинский муниципальный район» от 17.12.2014.
07.12.2016 (вх.№3-250) истец обратилась к Главе Тяжинского муниципального района с заявлением о выплате единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию, 26.12.2016 ФИО1 был предоставлен письменный отказ в выплате единовременного пособия в связи с внесенными изменениями в Положение о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих от 25.06.2009 №258, которые были приняты решением Тяжинского районного Совета народных депутатов №76 30.01.2013.
27.06.2018 истец обратилась к начальнику Управления социальной защиты населения Администрации Тяжинского муниципального района с аналогичным заявлением, на которое получила отказ на основании того, что на момент ее выхода на пенсию с муниципальной службы Тяжинского муниципального района (08.12.2014) в Положении о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию муниципальным служащим Тяжинского муниципального района не была предусмотрена.
Суд находит данные отказы законными и обоснованными.
В соответствии со ст.42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно ст.2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель), которым может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (ч.1 ст. 22).
Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ст. 26 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ).
В соответствии с ч.2 ст.3 данного Федерального закона на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.
Согласно статье 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местных бюджетов (ст. 34 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ).
Особенности муниципальной службы в Кемеровской области в случаях и в пределах, установленных Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", иными федеральными законами, определены Законом Кемеровской области от 30.06.2007 N 103-ОЗ "О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы".
Согласно ст. 9 данного Закона предусмотрены виды поощрений муниципального служащего, в соответствии с данной нормой (ч. 1), за образцовое выполнение муниципальными служащими должностных обязанностей, продолжительную и безупречную муниципальную службу, выполнение заданий особой важности и сложности предусматриваются следующие виды поощрения:
объявление благодарности;
вручение единовременного денежного вознаграждения;
награждение ценным подарком;
присвоение почетного звания;
вручение Почетной грамоты;
представление к награждению.
Муниципальным служащим в связи с выходом на пенсию производится выплата единовременного поощрения за установленную муниципальными нормативными правовыми актами выслугу лет (стаж муниципальной службы) (п. 1.1 введен Законом Кемеровской области от 07.03.2013 N 15-ОЗ).
Порядок применения поощрения устанавливается муниципальными правовыми актами (ч. 2 ст. 9 Закона от 30.06.2007 N 103-ОЗ "О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы").
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.7 ст.5-1 Закона Кемеровской области "О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы", введённой в действие Законом Кемеровской области от 06.02.2019 были установлены следующие ежемесячные и иные дополнительные выплаты денежного содержания муниципальных служащих, в том числе единовременно пособие муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию.
Решением Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области 3-го созыва 45-й очередной сессии от 25.06.2009 №258 утверждено Положение о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих, в статье 9 которого, был установлен порядок выплаты единовременного пособия муниципальным служащим в связи с выходом на пенсию.
30.01.2013 решением №76 Совета народных депутатов Тяжинского муниципального района четвертого созыва «О внесении изменений в Положение «О размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих, принятого решением Тяжинского районного Совета народных депутатов от 25.06.2009 №259» статья 9 признана утратившей силу. Данное решение распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2013.
При этом п.7 ст.5-1 Закона Кемеровской области "О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы" утратил свою силу в связи с принятием Закона Кемеровской области от 07.03.2013 №15-ОЗ.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, муниципальный служащий за выполнение своих обязанностей имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательном о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
При этом денежное содержание муниципального служащего, состоящее из оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, относится к гарантированным выплатам муниципальному служащему за исполнение обязанностей по замещаемой им должности муниципальной службы. Установленные же статьей 9 Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 103-ОЗ "О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы" в редакции от 07.03.2013 виды поощрений муниципального служащего, к числу которых относится выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, не являются составной частью денежного содержания муниципального служащего, носят стимулирующий характер, относятся к дополнительным выплатам, награждение которыми и выплата которых осуществляется в целях поощрения муниципального служащего за безупречную и эффективную муниципальную службу.
Поощрение муниципальных служащих не относится к числу гарантированных выплат, применение указанных в статье 9 Закона Кемеровской области от 30.06.2007 №103-ОЗ "О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы" видов поощрений муниципальных служащих является правом, а не обязанностью представителя нанимателя (работодателя). Решение о применении к муниципальному служащему того или иного вида поощрения принимается представителем нанимателя (работодателя) исходя из совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку представителем нанимателя (работодателем) выполненных муниципальным служащим должностных обязанностей.
При таких обстоятельствах, требования истца о признании решения Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области 4-го созыва 17-й очередной сессии от 30.01.2013 № 76 незаконным в части отмены п. 9.1 ст.9 Положения «О размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих решения № 258 от 25.06.2009», о признании права ФИО1 на получение единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию муниципальному служащему и о взыскании с Управления социальной защиты населения Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области в её пользу суммы единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию в размере 177 400 рублей, суд считает необоснованными.
Доводы истца о несвоевременном принятии Тяжинским районным Советом народных депутатов Кемеровской области Положение о порядке выплаты единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию муниципальным служащим Тяжинского муниципального района, которое было принято только 05.04.2018, о том, что его своевременное принятие могло повлиять на выплату этого поощрения, не опровергают указанные выводы суда о том, что поощрение муниципальных служащих не относится к числу гарантированных выплат. Соответственно оснований для возложения обязанности на ответчика по выплате этого поощрения истцу, даже на основании ст.9 Закона Кемеровской области "О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы" в редакции от 07.03.2013, действующей на момент увольнения истца с муниципальной службы, у суда не имеется, иное означало нарушение принципа разделения властей. Суд не вправе вмешиваться в полномочия органов исполнительной власти местного самоуправления, действующих в пределах, предоставленных им законом.
Копию трудовой книжки истца, копии заявлений и отказов, копию решения №17 комиссии по установлению стажа, копии решений Совета народных депутатов, суд признает относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами по делу, поскольку они имеют значение для дела, соответствуют друг другу и пояснениям истца, имеют необходимые реквизиты, сомнений у суда не вызывают.
Оценив собранные доказательства с точки зрения достаточности для разрешения гражданского дела, а также, оценив каждое из них с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд, исходя из их совокупности, приходит к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований о признании решения Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области 4-го созыва 17-й очередной сессии от 30.01.2013 № 76 незаконным в части отмены п. 9.1 ст.9 Положения «О размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих решения № 258 от 25.06.2009», отказать.
В удовлетворении исковых требований о признании права ФИО1 на получение единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию муниципальному служащему, отказать.
В удовлетворении исковых требований о взыскании с Управления социальной защиты населения Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области в пользу ФИО1 суммы единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию в размере 177 400 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.С. Герасимов
В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.