ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-200/19 от 17.05.2019 Суджанского районного суда (Курская область)

Дело №2-200/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2019 года г. Суджа

Суджанский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи: Заречного А.А.,

при секретаре Приваловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации г. Суджи Курской области о признании незаконным постановления и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с иском к Администрации г. Суджи Курской области, указывая, что является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. С 1998 года зарегистрирована и проживает в <адрес>-в по <адрес>, которая на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит ее дочери, с которой у истца заключен договор найма жилого помещения с обязанностью оплачивать коммунальные услуги при этом она не является членом семьи дочери. ДД.ММ.ГГГГ постановлением она была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по списку участников ВОВ и вдов, однако постановлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, ранее принятое постановление от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, а истец снята с регистрационного учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, при этом указанное постановление не содержит оснований для снятие ее с учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с чем, а также в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих наличие таких оснований, полагает постановление администрации незаконным и просит признать его таковым, возложив на ответчика обязанность поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители истца по доверенности ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – администрации г. Суджа Курской области по доверенности ФИО6 исковые требования не признала, пояснив, что полагает, что постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, поскольку ФИО3 была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, при отсутствии оснований предусмотренных законодательством, в связи с чем постановление о принятии на учет и было отменено. Кроме того, указала, что истец является членом семьи дочери и обеспечена общей площадью жилья, установленной органом местного самоуправления более учетной нормы, в связи с чем признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий не представляется возможным.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне ответчика ОКУ «Дирекция по жилищным субсидиям» извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, представило отзыв, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что ФИО3 является членом семьи ФИО1 (дочери) и обеспечена площадью жилья более учетной нормы, установленной ответчиком, кроме того право истца является производным от права ее умершего супруга, в связи с чем обеспечить истца жилья не представляется возможным.

Выслушав объяснения представителей истца, ответчика, исследовав и изучив отзывы на исковое заявление, письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 является членом семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны в соответствии со ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" и пользуется мерами социальной поддержки, то есть вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, что подтверждается соответствующими документами, исследованными в судебном заседании, а, следовательно, имеет право на обеспечение в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, ФИО3, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, является вдовой умершего ветерана Великой Отечественной войны - участника Великой Отечественной войны, и имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 21 названного выше Федерального закона.

Вопреки суждению третьего лица, а также ответчика, эти меры не являются производными от мер социальной поддержки, которыми обладал бы умерший участник Великой Отечественной войны. Ссылка в отзыве третьего лица на то, что статья 21 Федерального закона "О ветеранах" должна толковаться в системной взаимосвязи со статьей <данные изъяты> 17 указанного Закона, основана на неверном толковании материальных норм материального права. По смыслу названной нормы лица, не являющиеся ветеранами, а отнесенные законодателем к иной категории граждан - членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, обладают самостоятельным, а не производным правом на предоставление мер социальной защиты и данное право не зависит от объема прав ветерана в связи с чем указанные доводы не могут быть приняты во внимание.

Признание граждан нуждающимися в жилом помещении является условием постановки их на учет для получения жилого помещения по договору социального найма. Для постановки на учет необходимы документы, подтверждающие право гражданина на признание его нуждающимся в жилье. Основания признания граждан нуждающимися в жилом помещении изложены в статье 51 ЖК РФ.

В силу пункта 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ в соответствии с которым истец полагает имеющей право на признание ее нуждающейся, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В ноябре 2018 года ФИО3 обратилась в администрацию г. Суджи Курской области с заявлением о ее принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника ВОВ, то есть на основании п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, которое было рассмотрено и постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО3 поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как не являющаяся собственником жилого помещения за номером 1 на очередь по списку участников ВОВ и вдов.

ДД.ММ.ГГГГ ОКУ «Дирекция по жилищным субсидиям» направила в адрес ответчика сообщение, в котором просило представить пояснения о том состоит ли ФИО3 в родственных отношениях с ФИО1, и содержало требование о приведении учетного дела в соответствии с действующим законодательством.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Суджанского района Курской области в адрес ответчика было направлено преставление, в котором указано на то, что при постановке ФИО3 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий администрацией г. Суджи не принято должных мер к установлению родственных отношений между ФИО3 и ФИО2 являющихся матерью и дочерью, с учетом проживания ФИО3 в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ФИО1, а также ненадлежащим образом сформированное учетное дело.

ДД.ММ.ГГГГ ОКУ «Дирекция по жилищным субсидиям» направила в адрес ответчика сообщение, в котором указало на то, что учитывая, что ФИО3 является членом семьи дочери и обеспечена общей площадью жилья, установленной органом местного самоуправления, более учетной нормы, обеспечить ее жильем за счет средств федерального бюджета в рамках Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» не представляется возможным. Кроме того, указано на то, что умерший супруг ФИО3 – участник ВОВ имел права и льготы, установленные ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ, которая предусматривает обеспечение жильем лишь в случае выселения из занимаемых служебных жилых помещений, при этом указанное обращение в адрес ответчика содержало просьбу об информировании Дирекции о принятом решении.

Учитывая представление прокуратуры Суджанского района от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714, ст. 31 ЖК РФ, ЗКО №70 от 20.102005 года, письмо ОКУ «Дирекция по жилищным субсидиям» от ДД.ММ.ГГГГ и письменным пояснением ФИО3, глава администрации г. Суджи Курской области ДД.ММ.ГГГГ принял постановление , которым постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещения ФИО3» отменено, ФИО3 на основании ст. 56 ч.1 п.2 ЖК РФ – утраты оснований, дающих ей право на получение жилого помещения по договору социального найма снята с регистрационного учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Из представленных в судебном заседании документов следует, что ФИО3 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>-в, <адрес>, общая площадь указанного жилого помещения составляет 59,3 кв.м. Указанное жилое помещение на основании договора дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности ФИО2, которой истец приходится матерью, при этом ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, а между последней и истцом существует договор найма жилого помещения, по условиям которого истец проживает в указанном жилом помещении с обязанностью оплачивать коммунальные услуги.

Суд учитывая, что Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 не регулирует порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, следовательно, порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определяется нормами действующего законодательства о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма и их постановке на учет.

В силу части 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно пунктов 1-2 части 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу части 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Согласно части 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в п. 11 Постановления от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что ФИО3 является вдовой участника Великой Отечественной войны – ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГФИО3 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>-в, <адрес>, при этом приобрела после смерти супруга право собственности на указанное жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ее дочерью ФИО1 был заключен договор дарения, на основании которого ФИО1 является собственником вышеуказанного жилого помещения.

Как уже указывалось выше постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО3 поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как не являющаяся собственником жилого помещения за номером 1 на очередь по списку участников ВОВ и вдов, однако оспариваемым постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещения ФИО3» отменено, ФИО3 на основании ст. 56 ч.1 п.2 ЖК РФ – утраты оснований, дающих ей право на получение жилого помещения по договору социального найма, снята с регистрационного учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Как установлено в судебном заседании, на чем настаивал представитель ответчика и, что изложено в письменном отзыве представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика, основанием для принятия оспариваемого постановления и снятии истца с учета послужило то обстоятельство, что было установлено, что истец является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена жилым помещением более учетной нормы установленной администрацией г. Суджи Курской области.

Оценив доказательства в их совокупности в соответствии с требования гражданско-процессуального законодательства, суд приходит к выводу, что ФИО3 не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как, являясь членом семьи дочери, она обеспечена общей площадью жилого помещения более учётной нормы, установленной решением собрания депутатов г. Суджи Курской области, так как трехкомнатная <адрес>-в по <адрес>, где ФИО3 зарегистрирована одна имеет общую площадь 59,3 кв.м., из них жилой 38,8 кв.м., что больше учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в размере 12 кв.м. и менее.

При этом делая вывод о том, что ФИО3 является членом семьи дочери, суд исходит из того, что истец после заключения сделки по дарению принадлежащего ей жилого помещения в 2008 году, продолжала проживать в квартире в качестве члена семьи собственника квартиры, то есть дочери, поскольку последняя с 2008 года являлась собственником жилого помещения, а, следовательно, с момента заключения вышеуказанной сделки оставаясь зарегистрированной в квартире и проживая в ней, в отсутствии каких-либо дополнительных соглашений, в том числе в отсутствии договора найма, который был заключен лишь на период с ДД.ММ.ГГГГ, истец проживала и была зарегистрирована в жилом помещении на правах члена семьи собственника жилого помещения.

При этом, то обстоятельство, что истец зарегистрирована в квартире одна, по утверждению представителя истца (дочери) ФИО1 не ведёт совместного хозяйства с последней (дочерью), не означает, что она утратила статус члена семьи собственника.

Истец после утраты прав собственника проживает в квартире на основании разрешения собственника в качестве члена семьи, а не по договору найма жилого помещения, при том, что договоры найма жилого помещения за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на которые ссылается сторона истца, заключенные с собственником жилья, не могут служить основанием к иному выводу, тем более, что данные договоры, как следует из обстоятельств дела, заключены без намерения создать соответствующие им правовые последствия, и являются мнимой сделкой, при этом имеют место лишь с июля 2016 года, тогда как ФИО3 обратилась с заявлением о постановке на учет лишь в ноябре 2018 года.

Таким образом, проживая в квартиру в качестве члена семьи собственника, ФИО3 не утратила право на проживание в квартире в качестве члена семьи и не может считаться нуждающейся в жилом помещении, поскольку обеспеченность истицы общей площадью жилого помещения составляет более учётной нормы.

Учитывая изложенные обстоятельства, у суда в настоящий момент не имеется оснований для удовлетворения исковых требований, при том, что само обжалуемое постановление, вопреки утверждениям стороны истца содержит указание на основания снятия с такого учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ.

Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, подпункт 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах", предусматривает однократное обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от их имущественного положения, и направлен на реализацию положений статей 7 (часть 1) и 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, касающихся предоставления жилища нуждающимся в нем малоимущим и иным указанным в законе гражданам бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющая граждан, относящихся к членам семьи собственника жилого помещения, направлена на соблюдение баланса их интересов (определения от 22 марта 2012 года N 506-О-О, от 24 января 2013 года N 70-О, от 20 ноября 2014 года N 2598-О, от 22 декабря 2015 года N 2796-О и др.). Кроме того, указанная норма, рассматриваемая в системной связи с иными законоположениями, регламентирующими жилищные гарантии, призвана обеспечить предоставление этих гарантий лишь реально нуждающимся в них лицам, что соответствует требованиям, закрепленным в статье 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, тогда как доказательств такового стороной истца в нарушении положений ст. 56 ГПК РФ представлено не было.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к администрации г. Суджи Курской области о признании незаконным постановления и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Суджанский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья: