11RS0012-01-2020-000466-85 Дело № 2-200/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мороковой О.В.
при секретаре Лихачевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
02 июля 2020 года гражданское дело по иску ФИО5 к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» об отмене решения, возврате статуса малоимущей семьи
установил:
ФИО5 обратилась в суд с иском к ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» об отмене уведомления, возврате статуса малоимущей семьи. Заявленные требования мотивированы тем, что с ноября 2019 года по апрель 2020 года семья ФИО5 состояла на учете в качестве малоимущей семьи. Уведомлением ответчика от 09.06.2020 статус малоимущей семьи за периоды с 01.11.2019 по 30.04.2020, 01.05.2020 по 30.09.2020 отменены в виду предоставления недостоверной информации о размере доходов, с требованием о возврате необоснованно полученной суммы детских пособий в размере 22 061 рубль 64 копейки. Считает данный отказ не обоснованным, поскольку предоставление неполного пакета произошло по незнанию и даже с учетом общего дохода ее семья является малоимущей, в связи с чем, вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец ФИО5 на удовлетворении исковых требований настаивает, просит отменить решение ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» от 09.06.2020 №, возвратить статус малоимущей семьи.
Представитель истца ФИО6, действующий по правилам ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, в суде поддерживает позицию истца в полном объеме.
Представитель ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» ФИО7, действующая на основании доверенности от 04.12.2019 года, в суде с иском ФИО8 не согласна.
Заслушав правовую позицию стороны истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев личное дело ФИО5, суд приходит к следующему.
В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст.ст. 7, 37 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Закрепляя право каждого на социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социальной защиты, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотрены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 5 вышеуказанного ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения (ст. 7 Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Ст. 6 п. 1, 2 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» определяет, что семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» в рамках полномочий субъекта Российской Федерации определены размеры, условия и порядок назначения и предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным статьей 12(1) Федерального закона «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон), проживающим в Республике Коми.
Согласно ст. 5 Закона РК № 56-РЗ, государственная социальная помощь малоимущим семьям, малоимущему одиноко проживающему гражданину или иным категориям граждан назначается решением государственного учреждения Республики Коми, определенного Правительством Республики Коми, по месту жительства или месту пребывания малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина или иных категорий граждан.
Государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом может быть оказана малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину, имеющим по независящим от них причинам среднедушевой доход, определяемый в соответствии с федеральным законодательством, ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми, и иным категориям граждан.
Порядок и условия назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде денежных выплат определяется Правительством Республики Коми.
В целях реализации Закона РК от 12.11.2004 № 56-РЗ Правительством Республики Коми 31 декабря 2004 года принято постановление № 281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми», которым утвержден, в т.ч. Порядок и условия признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде пособия семье, одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже гарантированного душевого денежного дохода
Указанным порядком предусмотрено, что для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими гражданин от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (далее - гражданин) либо лицо, являющееся представителем гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, (далее - заявители) представляет в государственное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее - центр) или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства или по месту пребывания следующие документы: 1) заявление о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими по форме согласно приложению к настоящим Порядку и условиям (далее - заявление); 2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина и всех совершеннолетних членов его семьи, а также несовершеннолетних членов семьи гражданина, достигших возраста 14 лет (если от имени гражданина действует лицо, являющееся его представителем, то дополнительно представляются документ, удостоверяющий личность представителя, и документ, подтверждающий соответствующие полномочия), свидетельства о рождении всех несовершеннолетних членов семьи гражданина, не достигших возраста 14 лет; 3) документы, подтверждающие денежные доходы за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (далее - расчетный период), гражданина и всех членов его семьи, которые учитываются при решении вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», в том числе документ, подтверждающий уплату (неуплату) алиментов (для гражданина, в составе семьи которого имеются несовершеннолетние дети, родители (родитель) которых совместно не проживают с ними), документы, подтверждающие доходы индивидуального предпринимателя; 4) документы, подтверждающие независимые от гражданина (семьи) причины (объективные причины, из-за которых граждане (семьи) имеют среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума в расчетном периоде); 5) документы, подтверждающие обучение на платной основе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и оплату такого обучения (для граждан, обучающихся на платной основе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность).
Материалами дела установлено, что 14.10.2019 года ФИО5 обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» с заявлением о предоставлении государственной услуги «признание семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущей». Протоколом учреждения семья ФИО5 присвоен статус малоимущей с 01.11.2019 года по 30.04.2020 года.
На основании представленных истцом документов семье истца, состоящей из 4 человек (истец, супруг ФИО1, дети ФИО2, ФИО3) за период с 01.11.2019 по 30.04.2020 были выплачено МСП в размере 22 061 рубль 64 копейки, а также единовременное социальное пособие в размере 1 852 рубля.
При этом при обращении за мерами социальной поддержки ФИО5 предоставила справки о заработной плате супруга ФИО1 от ИП ФИО4
Ответственность за предоставление достоверных данных возложена на гражданина, обратившегося за получением мер социальной поддержки.
В ходе проверки достоверности представленных ФИО5 сведений о доходах семьи ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» было установлено, что ФИО5 не представила справки о получении супругом ФИО1 дохода за период с апреля по сентябрь 2019 гг., получаемых им в ГУ РК «ЦЗН Прилузского района» на общую сумму 10 566 рублей.
В связи с предоставлением заявителем недостоверной информации о размере дохода, ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» 09.06.2020 года принято решение № об отмене у семьи ФИО5 статуса малоимущей семьи на период с 01.11.2019 по 30.04.2020 и с 01.05.2020 по 30.09.2020 отменены со ссылкой на п. 17 подп. 2 Порядка и условий признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде социального пособия. Также в решение указано на необходимость возврата полученных ФИО5 пособий в размере 22 061,64 рубля и 1 852 рубля.
Не согласившись с принятым ответчиком решением, истец обратилась в суд.
В силу п. 15 вышеназванного Порядка в случае наступления в расчетном периоде изменений состава семьи, размера доходов гражданина и (или) членов его семьи и принадлежащего ему (его семье) имущества на праве собственности, которое не было известно гражданину на дату подачи документов, указанных в пункте 2 настоящих Порядка и условий, гражданин обязан известить центр, который признал семью или одиноко проживающего гражданина малоимущими, в течение двух недель со дня, когда гражданин узнал о наступлении таких изменений.
В силу п. 17 подп. 2 указанного Порядка центр принимает решение об отмене решения о признании малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в следующих случаях а) представления гражданином заведомо недостоверной информации о составе семьи, размере доходов и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в предыдущих расчетных периодах, предыдущих периодах признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, включая месяцы подачи документов, указанных в пункте 2 настоящих Порядка и условий, для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими либо при исполнении им обязанности, предусмотренной пунктом 15 настоящих Порядка и условий; б) невыполнения гражданином обязательств, предусмотренных пунктами 15 и 16 настоящих Порядка и условий, в предыдущих расчетных периодах, предыдущих периодах признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, включая месяцы подачи документов, указанных в пункте 2 настоящих Порядка и условий.
Согласно ст. 1102 п. 1 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Подпунктом «а» пункта 1 ст. 17 Порядка и условий признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, предусмотрено, что в случае представления гражданином заведомо недостоверной информации о размере доходов, Центр принимает решение о прекращении статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина и (или) отмене решения о признании малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Следовательно, данная норма предусматривает возможность прекращения статуса малоимущей семьи и (или) отмене решения о признании малоимущей семьи, а не возможность взыскания денежных средств.
В то же время, в соответствии с п. 24 Порядка, сумма пособия, излишне выплаченная заявителю вследствие прекращения статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина или отмены решения о признании малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в соответствии с пунктом 17 настоящих Порядка и условий, возмещается гражданином в добровольном порядке за весь период, в течение которого он незаконно получал пособие, либо удерживается с его согласия по решению центра из суммы, причитающейся ему при каждой последующей выплате пособия, за весь период, в течение которого у малоимущего гражданина отсутствовало право на выплату указанного пособия. В случае отказа гражданином от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются центром в соответствии с законодательством.
Таким образом, из буквального содержания приведенной нормы следует, что основанием для взыскания излишне выплаченных пособий является отсутствие законных оснований для их получения.
Между тем, из представленного ответчиком расчета, следует, что даже в случае предоставления ФИО5 справки о полученном доходе за 2019 год ФИО1 от ГУ РК «ЦЗН Прилузского района, среднедушевой доход семьи за спорные периоды был бы ниже величины прожиточного минимума, а значит, ФИО5 имела право на получение статуса малоимущей семьи.
Отсюда, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что право на получение мер социальной поддержки по категории «малоимущая семья» с 01.11.2019 по 30.04.2020 годы ФИО5 утрачено не было.
Учитывая, что статус «малоимущей семьи» с 01.05.2020 по 30.09.2020 продлевался автоматически, нет оснований и для отмены данного статуса в указанный период.
С учетом изложенное, у суда имеются основания для отмены решения ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» от 09.06.2020 №, возврате семье ФИО5 статуса «малоимущей семьи».
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, суд
решил:
Исковое заявление ФИО5 к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» об отмене решения, возврате статуса малоимущей семьи – удовлетворить.
Отменить решение Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» от 09.06.2020 № об отмене статуса семьи ФИО5 малоимущей, возврате денежных средств.
Возвратить семье ФИО5 статус малоимущей семьи с 01.11.2019 года по 30.04.2020 года, с 01.05.2020 года по 30.09.2020 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения.
Председательствующий