Дело № 2-200/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2020 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Поповой Г.В.,
при секретаре – помощнике ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации Белоярского сельсовета об обязании производить ежемесячные денежные выплаты и взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Алтайский районный суд с иском к администрации Белоярского сельсовета о признании решения об отказе в начислении и выплате ежемесячной денежной выплаты к пенсии (за выслугу лет) не законным, об обязании назначить ежемесячную доплату за стаж работы в органах местного самоуправления в размере 55 процентов месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Российской Федерации за вычетом сумм фиксированной выплаты к установленной им страховой пенсии по старости, взыскании расходов по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления в размере 300 руб.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истцом в Администрацию Белоярского сельсовета было подано заявление о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости. Истцом получен ответ, в котором сообщалось о невозможности осуществления выплат по ежемесячной доплате к пенсии за выслугу лет. ДД.ММ.ГГГГФИО2 избран главой Белоярского сельсовета. ДД.ММ.ГГГГ полномочия прекращены, в связи с избранием нового главы. Лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Федеральным законом N1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В соответствии с п.1 г.38.2 Устава МО Белоярский сельсовет, главе поселения, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе не менее трех лет и получавшему денежное содержание за счет средств местного бюджета. Освобожденному, от должности в связи с прекращением полномочий, устанавливается ежемесячная денежная выплата после выхода на страховую пенсию по старости. Истец достиг пенсионного возраста, имеет право на получение доплаты за стаж работы в органах местного самоуправления.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 уточнил исковые требования, просил: обязать Администрацию Белоярского сельсовета производить ежемесячные денежные выплаты в размере 75 процентов его ежемесячного содержания, а именно 49 537 руб. 21 коп., выплату назначить с момента вступления решения суда в законную силу, взыскать государственную пошлину, уплаченную при подаче иска в размере 300 руб.. Просит принять заявление об отказе от искового требования о признании решения Администрации Белоярского сельсовета об отказе в начислении и выплате ежемесячной денежной выплате к пенсии (за выслугу лет) незаконным.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 снова уточнены требования, просит: обязать Администрацию Белоярского сельсовета производить ежемесячные денежные выплаты в размере 42 266 руб. 84 коп. начиная с даты вступления решения суда в законную силу бессрочно, взыскать государственную пошлину, уплаченную при подаче иска в размере 300 руб.
Истец ФИО2 и его представитель ФИО3 в ходе судебного разбирательства поддержали исковые требования с учетом их уточнений от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ФИО3 пояснил, что ФИО2 доплата к пенсии должна была быть установлена в соответствии Устава муниципального образования. Устав не предусматривал на день назначения пенсии таких условий для установления доплаты к пенсии, как достижение пенсионного возраста в период осуществления своих полномочий и замещение должности главы муниципального образования в течение двух и более сроков полномочий. Учитывая общее правило распространения действия закона на правоотношения, возникшие после вступления его в силу, положения абзаца 2 ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ, подлежат применению к правоотношениям об установлении доплаты к пенсии, возникшим после этой даты. Устав Белоярского сельсовета, опубликованный на официальном сайте, не содержит никаких изменений. Текст Устава, а в частности п. 1 ст. 38.2 выглядит следующим образом: «Ежемесячная денежная выплата после выхода на трудовую пенсию по старости. Главе поселения, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе не менее трех лет и получавшему денежное содержание за счет средств местного бюджета, освобожденному от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, устанавливается ежемесячная денежная выплата после выхода на трудовую пенсию по старости (далее - ежемесячная денежная выплата). Пенсия по линии МВД России за выслугу лет, назначенная ФИО2 не относится к государственным пенсиям, которые должны использоваться для исчисления ежемесячной денежной выплаты, подлежащей взысканию с Белоярского сельского совета. ФИО2 обратился в сельсовет, будучи получателем пенсии, тем самым имя право на ежемесячную денежную надбавку к государственной или к трудовой пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма этой выплаты не превышала 75 процентов месячного денежного содержания Главы сельсовета.
Представитель Администрации Белоярского сельсовета ФИО4, действующая на основании доверенности, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Согласно ст.43 Федерального закона № 131 – ФЗ, устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов. В соответствии с п. 4 ст. 7 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации». Без учета изменений Устав МО Белоярский сельсовет вступил в противоречие с Федеральным законом, имеющим большую юридическую силу. При данном противоречии следует руководствоваться Федеральным законом. В период вступления в законную силу Федерального закона № 446-ФЗ, которым установлено условие о достижении пенсионного возраста в период исполнения полномочий главы ФИО2 не было реализовано право на данную доплату, так как он не приобрел это право. До внесенных изменений в федеральное законодательство у ФИО2 отсутствовало право на доплату. Утверждать об ухудшении правового положения истца, ссылаясь на нормы права о недопустимости придания закону обратной силы, возможно, было бы в том случае, если полномочия Главы Белоярского сельсовета ФИО2 были прекращены до вступления в законную силу Федерального закона от 30.12.2015 № 446-ФЗ. Решение Совета депутатов Белоярского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Белоярский сельсовет», зарегистрированное Управлением ФИО5 по РХ ДД.ММ.ГГГГ, обнародовано путем размещения на информационном стенде в здании администрации Белоярского сельсовета. Расчет ежемесячной денежной выплаты, представленный истцом, не верный.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, оценив в совокупности собранные по делу доказательства в порядке ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации N 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы», лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Из приложения 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию по состоянию на 31 декабря 2018 года в 2019 году увеличивается на 12 месяцев.
На основании п. 3 ст. 10 Федерального закона № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п.п. 19 - 21 ч.ч 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков».
Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131 – ФЗ) определено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации ( абз. 1 п. 5.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ).
В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абз. 7 ч. 16 ст. 35, п.п. 2.1, 3, 6 - 9 ч. 6, ч. 6.1 ст. 36, ч. 7.1, п.п. 5 - 8 ч. 10, ч. 10.1 ст. 40, ч.ч. 1 и 2 ст. 73 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Республики Хакасия № 40-ЗРХ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия» органы местного самоуправления вправе устанавливать в Уставе муниципального образования иные гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной? основе, в том числе в виде ежемесячной денежной выплаты после выхода на страховую пенсию по старости, а также дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления с учетом требований, установленных ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В случае принятия муниципальным образованием данных обязательств потребность в средствах на их исполнение учитывается при регулировании межбюджетных отношений между муниципальным образованием и Республикой Хакасия.
Размер ежемесячных доплат определен в абзаце 2 п. 1 Приложения N 3 к Закону Республики Хакасия N 9-ЗРХ. Ежемесячная доплата к государственной или страховой пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной или страховой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении государственной должности Республики Хакасия от одного года до трех лет - 55 процентов, от трех до восьми лет - 75 процентов, от восьми до двенадцати лет - 85 процентов, свыше двенадцати лет - 95 процентов их месячного денежного содержания.
Изменения, касающиеся гарантий выборного должностного лица, в том числе условие о достижении пенсионного возраста в период исполнения полномочий внесены Федеральным законом № 446-ФЗ «О внесении изменений в ст. 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который начал действовать с 30.12.2015.
Устав муниципального образования Белоярский сельсовет приведен в соответствие с действующим законодательством на основании решения Совета депутатов муниципального образования Белоярский сельсовет от 17.01.2020 № 104. Абзац 1 ч. 1 ст. 38.2 Устава изложен следующим образом «главе поселения, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе не менее трех лет и получавшему денежное содержание за счет средств местного бюджета, освобожденному от должности в связи с прекращением полномочий, связанных с виновными действиями, устанавливается ежемесячная денежная выплата после выхода на страховую пенсию по старости (далее – ежемесячная денежная выплата).
В ч. 2 ст. 38.2 Устава изложено, что ежемесячная денежная выплата к государственной или трудовой пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной или трудовой пенсии и ежемесячной денежной выплаты к ней не превышала: при замещении главой поселения муниципальной должности от трех лет до пяти лет - 55 процентов его месячного денежного содержания; при замещении главой поселения муниципальной должности пять лет и более или отработавшему срок полномочий, установленный уставом муниципального образования на момент его избрания, - 75 процентов его месячного Денежного содержания; при замещении муниципальных должностей лицом, избранным в соответствии с Законом Республики Хакасия № 6-ЗРХ «Об определении даты выборов в представительные органы первого созыва муниципальных образований и глав вновь образованных муниципальных образований Республики Хакасия» и доработавшим до дня вступления в должность избранного на выборах, назначенных на 10.10.2010, должностного лица местного самоуправления, - 75 процентов его месячного денежного содержания.
Решение Совета депутатов Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия от 17.01.2020 № 104 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Белоярский сельсовет», зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия 21.02.2020 №, обнародовано с 03.03.2020 путем размещения на информационном стенде в здании администрации Белоярского сельсовета.
Из материалов дела усматривается, что ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 избран главой Белоярского сельсовета на основании решения территориальной избирательной комиссии муниципального образования Белоярский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ№. Данные полномочия прекращены ДД.ММ.ГГГГ, в связи с избранием нового главы Белоярского сельсовета.
ФИО2 является получателем пенсии по линии МВД России за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ – пожизненно. Размер пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составляет 25 022 руб. 63 коп. (справка № от ДД.ММ.ГГГГ).
Среднемесячное денежное содержание ФИО2 за последние
полные 12 месяцев, предшествующих дню прекращения муниципальной службы, составляет 66 049 руб. 61 коп., что подтверждено документально.
Страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ФИО2 назначена с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, как лицу, являющемуся получателем пенсии за выслугу лет, либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в размере 7270 руб. 37 коп. (ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»). Размер страховой пенсии указан без фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в Белоярский сельсовет с заявлением о начислении и выплате ежемесячной денежной выплаты к пенсии, в связи с достижением пенсионного возраста.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 дан ответ на его обращение, в котором указано, что полномочия главы Белоярского сельсовета прекращены ДД.ММ.ГГГГ, пенсионный возраст достигнут в октябре 2019, т.е. после прекращения полномочий главы муниципального образования. Администрация Белоярского сельсовета отказывает в начислении и выдачи ежемесячной денежной выплаты после выхода на страховую пенсию по старости.
Тем самым суд считает установленным, что право у ФИО2 на получение страховой пенсии возникло после его ухода с выборной должности. Данное обстоятельство подтверждается исследованными материалами дела. В период его работы на выборной должности уже действовал Федеральный закон, определивший условие о возможности назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии при условии возникновения этого права в период работы на выборной должности. Устав Администрации Белоярского сельсовета, до внесения в него изменений, противоречил Федеральному закону №446.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 43 Федерального закона № 131 - ФЗ Устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов.
В п. 4 ст. 7 Федерального закона № 131 – ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На дату принятия решения Устав Администрации Белоярского сельсовета приведен в соответствии с положениями Федерального закона №446.
Высказанная представителем ФИО2ФИО3 позиция относительно наличия у его доверителя права на получение ежемесячной доплате к получаемой страховой пенсии ошибочна.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО2 к Администрации Белоярского сельсовета об обязании производить ежемесячные денежные выплаты в размере 42266 рублей 84 копейки бессрочно, начиная с даты вступления решения суда в законную силу и взыскании судебных расходов в сумме 300 рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд Республики Хакасия в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.
Судья Попова Г.В.
11.06.2020 – дата изготовления мотивированного решения суда