Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 22 июля 2020 года
Каякентский районный суд РД в составе председательствующего судьи Магомедова А.Ю., с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> РД ФИО2, ответчика представителя администрации МР «<адрес>» ФИО6, при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению прокурора <адрес> к МР «<адрес>» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830 в и рекультивации части данного участка,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с указанным иском, указывая, что проведенной прокуратурой <адрес> с привлечением специалистов Центрального межрайонного управления по экологии и природопользованию, Миниприроды Республики Дагестан проверкой исполнения органами местного самоуправления требований законодательства об охране окружающей среды при обращении с твердыми коммунальными отходами установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830, расположенном на административной территории МО «сельсовет Каякентский», размещены твердые коммунальные отходы, которые в соответствии с федеральным классификатором каталога отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№, по физико-химическому составу и расчету класса опасности относятся к 4 классу опасности.
Площадь складирования (захламления) территории мусором составляет более 4000 кв.м, со средней высотой насыпного слоя 1,5 метра.
Компонентный состав отходов представляет собой: отходы корчевания пней, бумагу, картон, пищевые отходы, металл, текстиль, полимерные материалы, строительный мусор и т.д.
Размер причиненного вреда окружающей среде в результате загрязнения почвы как компоненту природной среды, рассчитанный в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды Российской Федерации от 08.07.2010г. №, составляет 5200000 (пять миллионов двести тысяч) рублей.
Размещение отходов производства и потребления на указанном земельном участке осуществляется незаконно, с грубым нарушением требований законодательства об охране окружающей среды.
Так, 06.02.2016г. на основании постановления главы МР «<адрес>» от 20.01.2016г. № зарегистрировано право собственности МР «<адрес>» на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000034:4830 площадью 2 га из земель сельскохозяйственного назначения отведен для размещения отходов потребления.
На момент проверки указанный земельный участок, на котором осуществляется размещение ТКО, не был в установленном порядке переведен из земель сельскохозяйственного назначения в земли иной категории.
Кроме того, размещение на объекте ТКО осуществляется также с нарушением требований ст. 12 ФЗ №89-ФЗ, а именно: при отсутствии специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований, проводимых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; объект размещения отходов не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.
В ходе проверки администрацией МР «<адрес>» не представлены какие-либо документальные подтверждения соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды при размещении твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830, т.е. данный объект размещения твердых коммунальных отходов является несанкционированным. Какие-либо меры к добровольному устранению нарушений, т.е, ликвидации несанкционированной мусорной свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830 на административной территории МО «сельсовет Каякентский», не принимаются, что соответственно вызывает обоснованные обращения граждан с жалобой в соответствующие контрольно-надзорные органы, в которых выражается недовольство жителей <адрес> функционированию несанкционированной мусорной свалки вблизи населенного пункта.
Как следствие этому, нарушаются права и интересы жителей <адрес> - неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в связи с чем настоящее исковое заявление подано в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО2 исковые требования просил удовлетворить в полном объеме, обязать администрацию муниципального района «<адрес>» ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830, расположенном на административной территории МО «сельсовет Каякентский» за свой счет, обязать провести рекультивацию части земельного участка с кадастровым номером 05:08:000034:4830, расположенном на административной территории МО «Сельсовет Каякентский», площадью 4000 кв.м., на котором в результате несанкционированного складирования ТКО допущено загрязнение земли, приведшее к ухудшению качества земельного участка в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Ответчик представитель МР «<адрес>» исковые требования прокурора признал, суду пояснил, что в настоящее время администрация района не располагает денежными средствами для рекультивации оспариваемого земельного участка. Для выполнения всех необходимых мероприятий необходимо определенное время, в связи с чем просил установить срок для устранения нарушений не менее шести месяцев.
Представитель третьего лица администрации МО «Сельсовет Каякентский» на судебное заседание не явился, надлежаще был уведомлен о дате, времени и месте проведения судебного заседания.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830, расположенном на административной территории МО «сельсовет Каякентский», размещены твердые коммунальные отходы, которые в соответствии с федеральным классификатором каталога отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№, по физико-химическому составу и расчету класса опасности относятся к 4 классу опасности. Размещение отходов производства и потребления на указанном земельном участке осуществляется незаконно, с грубым нарушением требований законодательства об охране окружающей среды.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих экологических принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предъявляются требования к объектам размещения отходов, в частности, определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, а также запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.
В соответствии с п./п. 7.2 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности подлежит государственной экологической экспертизе.
Согласно ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - ФЗ № 172-ФЗ) перевод земель сельскохозяйственного назначения из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Согласно требованиям ст.7 ФЗ № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель допускается в исключительных случаях, а в случаях, связанных с размещением объектов коммунально-бытового назначения, осуществляется при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
В соответствии со ст. 12 ФЗ №89-ФЗ, Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Размещение ТКО на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается.
Также, судом установлено и сторонами не оспаривается, что в нарушение требований п./п. 7.2 ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ не проведена государственная экологическая экспертиза проектной документации на строительство объекта размещения коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830.
Кроме того, в ходе проверки администрацией МР «<адрес>» не представлены какие-либо документальные подтверждения соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды при размещении твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830, т.е. данный объект размещения твердых коммунальных отходов является несанкционированным.
Между тем согласно ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно генеральной схеме очистки территории Каякентского, утвержденной постановлением главы, МР «<адрес>» 25.04.2019г. №, согласованной главами поселений и региональным оператором, сбор и вывоз образовавшегося в населенных пунктах ТКО осуществляются на специализированный полигон в <адрес>.
Согласно п.8 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Из справки о результатах проверки исполнения органами местного самоуправления требований законодательства об охране окружающей среды при обращении с твердыми коммунальными отходами усматривается, что размещение отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830 расположенном на административной территории МО «Сельсовет Каякентский» осуществляется незаконно, с грубым нарушением требований законодательства об охране окружающей среды.
Главным специалистом экспертом Центрального межрайонного управления по экологии и природопользованию Минприроды РД ФИО3 по требованию прокурора <адрес> проведено обследование несанкционированной стихийной свалки расположенной на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830 и выдано заключение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого установлено, что данный факт является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Из предварительного расчета вреда, причиненного окружающей природной среде, в результате захламления земель несанкционированной свалкой твердых коммунальных отходов для размещения отходов на территории <адрес> сумма ущерба составляет 5 200 000 рублей.
Из письма от ДД.ММ.ГГГГ№ направленного в адрес председателя Правительства Республики Дагестан главой МР «<адрес>» ФИО4 усматривается, просьба в оказании содействия в переводе земли из одной категории в другую, в виду того, что не представляется возможным привести оспариваемый участок в соответствие с требованиями мест временного размещения ТКО и передать земельные участки региональному оператору в пользование.
Аналогичные письма от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были направлены в адрес заместителя председателя Республики Дагестан, Министра природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, Председателю Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.
Обращением от ДД.ММ.ГГГГ общественная организация «Справедливость» обратилась прокурору района в оказании содействия в переносе полигона твердых бытовых отходов, расположенного в местности «Яжа къол» сел. Каякент, так как он расположен вблизи населенного сектора
Администрацией МР «<адрес>» требования приведенных норм закона не выполняются, какие-либо меры к добровольному устранению нарушений, т.е, ликвидации несанкционированной мусорной свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830 на административной территории МО «сельсовет Каякентский», не принимаются, что соответственно вызывает обоснованные обращения граждан с жалобой в соответствующие контрольно-надзорные органы, в которых выражается недовольство жителей <адрес> функционированию несанкционированной мусорной свалки вблизи населенного пункта.
В соответствии со ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу. В случае, если эксплуатация предприятия, сооружения продолжает причинять вред, суд вправе обязать ответчика приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
По смыслу вышеперечисленных Федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов ответчик администрация МР «<адрес>», обязан создать условия для исключения случаев причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Продолжение деятельности по размещению твердых коммунальных отходов в нарушение действующего законодательства вызывает обоснованные обращения граждан с жалобой в соответствующие контрольно-надзорные органы, в которых выражается недовольство жителей сел. Каякент функционированию несанкционированной мусорной свалки вблизи населенного пункта, причиняя права и интересы граждан на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком не исполнены в полной мере законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, об экологической экспертизе, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.
Кроме того, ответчик признал факт допущения нарушений на земельном участке, то есть обстоятельства указанные как основание иска, и просил дать шестимячный срок для их устранения.
Действиями администрации МР «<адрес>» нарушаются интересы неопределенного круга лиц, так как функционирование несанкционированной мусорной свалки вблизи населенного пункта в нарушение требований может повлечь негативные последствия для граждан.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, о полном удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» не позднее 6 (шести) месяцев после вступления настоящего решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830, за свой счет.
Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» в тот же срок провести рекультивацию части земельного участка с кадастровым номером 05:08:000034:4830, площадью 4000 кв.м., на котором в результате несанкционированного складирования ТКО допущено загрязнение земли, приведшее к ухудшению качества земельного участка.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, через районный суд.
Судья А.Ю.Магомедов
Отпеч.в совещ.комн.