ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-200/20 от 22.07.2020 Каякентского районного суда (Республика Дагестан)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 22 июля 2020 года

Каякентский районный суд РД в составе председательствующего судьи Магомедова А.Ю., с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> РД ФИО2, ответчика представителя администрации МР «<адрес>» ФИО6, при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению прокурора <адрес> к МР «<адрес>» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830 в и рекультивации части данного участка,

установил:

прокурор <адрес> обратился в суд с указанным иском, указывая, что проведенной прокуратурой <адрес> с привлечением специалистов Центрального межрайонного управления по экологии и природопользованию, Миниприроды Республики Дагестан проверкой исполнения органами местного самоуправления требований законодательства об охране окружающей среды при обращении с твердыми коммунальными отходами установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830, расположенном на административной территории МО «сельсовет Каякентский», размещены твердые коммунальные отходы, которые в соответствии с федеральным классификатором каталога отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, по физико-химическому составу и расчету класса опасности относятся к 4 классу опасности.

Площадь складирования (захламления) территории мусором составляет более 4000 кв.м, со средней высотой насыпного слоя 1,5 метра.

Компонентный состав отходов представляет собой: отходы корчевания пней, бумагу, картон, пищевые отходы, металл, текстиль, полимерные материалы, строительный мусор и т.д.

Размер причиненного вреда окружающей среде в результате загрязнения почвы как компоненту природной среды, рассчитанный в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды Российской Федерации от 08.07.2010г. , составляет 5200000 (пять миллионов двести тысяч) рублей.

Размещение отходов производства и потребления на указанном земельном участке осуществляется незаконно, с грубым нарушением требований законодательства об охране окружающей среды.

Так, 06.02.2016г. на основании постановления главы МР «<адрес>» от 20.01.2016г. зарегистрировано право собственности МР «<адрес>» на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000034:4830 площадью 2 га из земель сельскохозяйственного назначения отведен для размещения отходов потребления.

На момент проверки указанный земельный участок, на котором осуществляется размещение ТКО, не был в установленном порядке переведен из земель сельскохозяйственного назначения в земли иной категории.

Кроме того, размещение на объекте ТКО осуществляется также с нарушением требований ст. 12 ФЗ №89-ФЗ, а именно: при отсутствии специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований, проводимых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; объект размещения отходов не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.

В ходе проверки администрацией МР «<адрес>» не представлены какие-либо документальные подтверждения соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды при размещении твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830, т.е. данный объект размещения твердых коммунальных отходов является несанкционированным. Какие-либо меры к добровольному устранению нарушений, т.е, ликвидации несанкционированной мусорной свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830 на административной территории МО «сельсовет Каякентский», не принимаются, что соответственно вызывает обоснованные обращения граждан с жалобой в соответствующие контрольно-надзорные органы, в которых выражается недовольство жителей <адрес> функционированию несанкционированной мусорной свалки вблизи населенного пункта.

Как следствие этому, нарушаются права и интересы жителей <адрес> - неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в связи с чем настоящее исковое заявление подано в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО2 исковые требования просил удовлетворить в полном объеме, обязать администрацию муниципального района «<адрес>» ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830, расположенном на административной территории МО «сельсовет Каякентский» за свой счет, обязать провести рекультивацию части земельного участка с кадастровым номером 05:08:000034:4830, расположенном на административной территории МО «Сельсовет Каякентский», площадью 4000 кв.м., на котором в результате несанкционированного складирования ТКО допущено загрязнение земли, приведшее к ухудшению качества земельного участка в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Ответчик представитель МР «<адрес>» исковые требования прокурора признал, суду пояснил, что в настоящее время администрация района не располагает денежными средствами для рекультивации оспариваемого земельного участка. Для выполнения всех необходимых мероприятий необходимо определенное время, в связи с чем просил установить срок для устранения нарушений не менее шести месяцев.

Представитель третьего лица администрации МО «Сельсовет Каякентский» на судебное заседание не явился, надлежаще был уведомлен о дате, времени и месте проведения судебного заседания.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830, расположенном на административной территории МО «сельсовет Каякентский», размещены твердые коммунальные отходы, которые в соответствии с федеральным классификатором каталога отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, по физико-химическому составу и расчету класса опасности относятся к 4 классу опасности. Размещение отходов производства и потребления на указанном земельном участке осуществляется незаконно, с грубым нарушением требований законодательства об охране окружающей среды.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих экологических принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предъявляются требования к объектам размещения отходов, в частности, определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, а также запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.

В соответствии с п./п. 7.2 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности подлежит государственной экологической экспертизе.

Согласно ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - ФЗ № 172-ФЗ) перевод земель сельскохозяйственного назначения из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно требованиям ст.7 ФЗ № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель допускается в исключительных случаях, а в случаях, связанных с размещением объектов коммунально-бытового назначения, осуществляется при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

В соответствии со ст. 12 ФЗ №89-ФЗ, Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Размещение ТКО на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается.

Также, судом установлено и сторонами не оспаривается, что в нарушение требований п./п. 7.2 ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ не проведена государственная экологическая экспертиза проектной документации на строительство объекта размещения коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830.

Кроме того, в ходе проверки администрацией МР «<адрес>» не представлены какие-либо документальные подтверждения соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды при размещении твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830, т.е. данный объект размещения твердых коммунальных отходов является несанкционированным.

Между тем согласно ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно генеральной схеме очистки территории Каякентского, утвержденной постановлением главы, МР «<адрес>» 25.04.2019г. , согласованной главами поселений и региональным оператором, сбор и вывоз образовавшегося в населенных пунктах ТКО осуществляются на специализированный полигон в <адрес>.

Согласно п.8 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Из справки о результатах проверки исполнения органами местного самоуправления требований законодательства об охране окружающей среды при обращении с твердыми коммунальными отходами усматривается, что размещение отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830 расположенном на административной территории МО «Сельсовет Каякентский» осуществляется незаконно, с грубым нарушением требований законодательства об охране окружающей среды.

Главным специалистом экспертом Центрального межрайонного управления по экологии и природопользованию Минприроды РД ФИО3 по требованию прокурора <адрес> проведено обследование несанкционированной стихийной свалки расположенной на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830 и выдано заключение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого установлено, что данный факт является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Из предварительного расчета вреда, причиненного окружающей природной среде, в результате захламления земель несанкционированной свалкой твердых коммунальных отходов для размещения отходов на территории <адрес> сумма ущерба составляет 5 200 000 рублей.

Из письма от ДД.ММ.ГГГГ направленного в адрес председателя Правительства Республики Дагестан главой МР «<адрес>» ФИО4 усматривается, просьба в оказании содействия в переводе земли из одной категории в другую, в виду того, что не представляется возможным привести оспариваемый участок в соответствие с требованиями мест временного размещения ТКО и передать земельные участки региональному оператору в пользование.

Аналогичные письма от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были направлены в адрес заместителя председателя Республики Дагестан, Министра природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, Председателю Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.

Обращением от ДД.ММ.ГГГГ общественная организация «Справедливость» обратилась прокурору района в оказании содействия в переносе полигона твердых бытовых отходов, расположенного в местности «Яжа къол» сел. Каякент, так как он расположен вблизи населенного сектора

Администрацией МР «<адрес>» требования приведенных норм закона не выполняются, какие-либо меры к добровольному устранению нарушений, т.е, ликвидации несанкционированной мусорной свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830 на административной территории МО «сельсовет Каякентский», не принимаются, что соответственно вызывает обоснованные обращения граждан с жалобой в соответствующие контрольно-надзорные органы, в которых выражается недовольство жителей <адрес> функционированию несанкционированной мусорной свалки вблизи населенного пункта.

В соответствии со ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу. В случае, если эксплуатация предприятия, сооружения продолжает причинять вред, суд вправе обязать ответчика приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

По смыслу вышеперечисленных Федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов ответчик администрация МР «<адрес>», обязан создать условия для исключения случаев причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Продолжение деятельности по размещению твердых коммунальных отходов в нарушение действующего законодательства вызывает обоснованные обращения граждан с жалобой в соответствующие контрольно-надзорные органы, в которых выражается недовольство жителей сел. Каякент функционированию несанкционированной мусорной свалки вблизи населенного пункта, причиняя права и интересы граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком не исполнены в полной мере законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, об экологической экспертизе, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.

Кроме того, ответчик признал факт допущения нарушений на земельном участке, то есть обстоятельства указанные как основание иска, и просил дать шестимячный срок для их устранения.

Действиями администрации МР «<адрес>» нарушаются интересы неопределенного круга лиц, так как функционирование несанкционированной мусорной свалки вблизи населенного пункта в нарушение требований может повлечь негативные последствия для граждан.

Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, о полном удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» не позднее 6 (шести) месяцев после вступления настоящего решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000034:4830, за свой счет.

Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» в тот же срок провести рекультивацию части земельного участка с кадастровым номером 05:08:000034:4830, площадью 4000 кв.м., на котором в результате несанкционированного складирования ТКО допущено загрязнение земли, приведшее к ухудшению качества земельного участка.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, через районный суд.

Судья А.Ю.Магомедов

Отпеч.в совещ.комн.