РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2014 года г. Москва
Таганский районный суд г. Москвы в составе
председательствующего судьи Смолиной Ю.М.
при секретаре Галиуллиной Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-200/2014 по заявлению ФИО1 о признании действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии незаконными,
установил:
Заявитель ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии незаконными, указывая в обоснование требований, что <дата> он обратился в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с жалобой на действия территориального органа Росреестра по Ростовской области, однако, в нарушение норм действующего законодательства, Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии отказалась рассматривать указанную жалобу по существу, переадресовав ее в Управление Росреестра по Ростовской области. Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель просил признать действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выразившееся в отказе в рассмотрении жалобы от <дата> по существу и направлении данной жалобы для рассмотрения по существу в Управление Росреестра по Ростовской области незаконными и обязать заинтересованное лицо устранить данное нарушение, рассмотрев указанную жалобу по существу всех поставленных в ней вопросов.
Определением Таганского районного суда г. Москвы от 13 января 2014 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.
Заявитель в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен своевременно надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в настоящее судебное заседание явился, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен своевременно надлежащим образом, представил письменные объяснения по заявлению, в которых просил отказать в удовлетворении требований ФИО1
Суд, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, считает заявление подлежащим отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что <дата> ФИО1 обратился к руководителю Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФИО2 с жалобой, в которой просил ответить на вопросы: имелись ли в 2004 году у регистрирующих органов полномочия регистрировать доли покупателей в праве общей долевой собственности не так, как они указаны в договоре, а иным образом? Можно ли было регистрировать измененные доли покупателей без представления дополнительного соглашения к договору купли-продажи? Не должны ли были регистрирующие органы в данном случае приостановить регистрацию? Даже если бы все покупатели написали заявления о регистрации своих долей в иных пропорциях, не так, как в договоре, то мог ли регистрирующий орган ограничиться только такими заявлениями, без истребования дополнительного соглашения к договору? Если такие полномочия о которых ставится вопрос, имелись у регистрирующих органов, сообщить наименование нормативно-правового акта. Также заявитель просил привлечь виновных сотрудников к дисциплинарной ответственности (л.д. 7-10).
01 августа 2013 года Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в ответ на обращение ФИО1, письмом № сообщила заявителю, что в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», частями 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» данное обращение направлено в Управление Росреестра по Ростовской области для рассмотрения по существу в установленный законом срок (л.д. 11).
19.08.2013 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в ответ на обращение ФИО1, поступившее в Управление из Росреестра 05.08.2013 года, сообщило, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно п.п. 1,2 ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав носит заявительный характер и проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, требования к которым установлены в ст. 18 Закона о регистрации. Одним из этапов проведения государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов (ст. 13 Закона о регистрации), в ходе которой устанавливается наличие (отсутствие) оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. По результатам правовой экспертизы государственным регистрированном принимается одно из следующих решений: о государственной регистрации прав, о приостановлении государственной регистрации прав либо отказе в государственной регистрации прав. 28.09.2004 года в Кагальницкий отдел Управления обратились ФИО3 (продавец) с заявлением о государственной регистрации договора купли-продажи от 21.09.2004 и переходе права собственности к ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО6 и ФИО7, действующая от имени ФИО6, с заявлением о государственной регистрации договора купли – продажи от 21.09.2004 и права общей долевой собственности на 1/6 долю в праве на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>; ФИО4 с заявлением о государственной регистрации договора купли-продажи от 21.09.2004 и права общей долевой собственности ФИО8 и ФИО1 на 1/6 долю в праве на жилой дом. В качестве документа-основания на государственную регистрацию права был представлен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка от 21.09.2004. По результатам проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, государственным регистратором было принято решение о государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО1 и ФИО8 (1/6 доли), ФИО5 и ФИО4 (1/6 доли), ФИО6 (1/6 доли) на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним были внесены соответствующие записи.
Также указанным письмом ФИО1 разъяснено, что в случае, если его права и законные интересы были нарушены, то он вправе в соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в суд за защитой нарушенных прав. Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ ФИО1 вправе оспорить в суде решение, действие органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего (л.д. 14-15).
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя заинтересованного лица, письменными материалами дела, никем не оспорены и не опровергнуты, в связи с чем не вызывают у суда сомнений.
В обоснование своих требований о признании действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии незаконными, заявитель указал, что действиями Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, выразившиеся в не рассмотрении его жалобы от <дата> по существу и ее перенаправление в Управление Росреестра по Ростовской области, нарушают его права и законные интересы.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В силу ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно ч. 3 ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 9 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года № 457 «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Согласно п. 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года № 457 «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п. 1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.10.2009 № 395, территориальным органом в сфере государственной регистрации прав Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту (субъектам) Российской Федерации является Управление Росреестра по субъекту (субъектам) Российской Федерации.
Согласно п. 7.1.1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <дата> № 395, Управление реализует следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним.
В соответствии с п. 7.14 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.10.2009 № 395, Управление реализует следующие полномочия в установленной сфере деятельности: организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Учитывая вышеизложенное, Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии обосновано, в соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.10.2009 № 395, направила жалобу ФИО1 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, по результатам рассмотрения которой заявителю был направлен ответ.
Ссылка заявителя на п. 6 ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которой запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется, не может служить основанием к удовлетворению требований заявителя, поскольку как усматривается из обращения ФИО1, последним обжалуются действия должностного лица структурного подразделения (отдела) Управления, а не решения, принятого руководителем Управления.
Таким образом, анализ исследованных в судебном заседании доказательств, приводит суд к выводу о том, что действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выразившиеся в направлении обращения ФИО1 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области были совершены в соответствии с требованиями действующего законодательства в пределах полномочий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, прав и законных интересов заявителя не нарушают, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении требований ФИО1 о признании действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии незаконными.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя о признании действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии незаконными, суд не находит оснований для возложения на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии обязанности устранить данное нарушение, рассмотрев жалобу по существу всех поставленных в ней вопросов.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании действий Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Таганский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: