ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-200/2016 от 05.04.2016 Смирныховского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2-200/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Смирных 5 апреля 2016 года

Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Вивенцова Е.В., с участием:

представителя административного истца – старшего помощника прокурора Смирныховского района Сахалинской области Константиновой Е.О.,

представителя ответчика администрации МО ГО «Смирныховский» Шаламай А.А.,

при секретаре судебного заседания Карабанове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Смирныховского района Сахалинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Городской округ «Смирныховский» Сахалинской области о признании незаконным бездействия администрации МО ГО «Смирныховский» по факту не оборудования мест для парковки специальных транспортных средств инвалидов, а также не установке соответствующих дорожных знаков и разметки возле здания спортивного центра «Арена», расположенного по адресу: <адрес> здания администрации МО ГО «Смирныховский», расположенного по адресу: <адрес>; здания ОАО «Сбербанк», расположенного по адресу: <адрес> здания поликлиники ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ», расположенного по адресу: <адрес> здания торгового центра, расположенного по адресу: <адрес> здания МБУК «Смирныховская централизованная клубная система», расположенного по адресу: <адрес>; здания МБОУ СОШ пгт. Смирных, расположенного по адресу: пгт<адрес>, возложении на администрацию МО ГО «Смирныховский» обязанности, в срок до 1 ноября 2016 года оборудовать места для парковки специальных транспортных средств инвалидов, обеспечить установку соответствующих дорожных знаков и разметки возле здания спортивного центра «Арена», расположенного по адресу: <адрес> здания администрации МО ГО «Смирныховский», расположенного по адресу: <адрес>; здания ОАО «Сбербанк», расположенного по адресу: <адрес>; здания поликлиники ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ», расположенного по адресу: <адрес>; здания торгового центра, расположенного по адресу: пгт. <адрес>; здания МБУК «Смирныховская централизованная клубная система», расположенного по адресу: <адрес>; здания МБОУ СОШ пгт. Смирных, расположенного по адресу: пгт. <адрес>,

у с т а н о в и л:

Прокурор Смирныховского района Сахалинской области действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Городской округ «Смирныховский» Сахалинской области о признании незаконным бездействия администрации МО ГО «Смирныховский» по факту не оборудования мест для парковки специальных транспортных средств инвалидов, а также не установке соответствующих дорожных знаков и разметки возле здания спортивного центра «Арена», расположенного по адресу: <адрес>; здания администрации МО ГО «Смирныховский», расположенного по адресу: <адрес>; здания ОАО «Сбербанк», расположенного по адресу: <адрес> здания поликлиники ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ», расположенного по адресу: <адрес>; здания торгового центра, расположенного по адресу: <адрес> здания МБУК «Смирныховская централизованная клубная система», расположенного по адресу: <адрес> здания МБОУ СОШ пгт. Смирных, расположенного по адресу: <адрес> возложении на администрацию МО ГО «Смирныховский» обязанности оборудовать места для парковки специальных транспортных средств инвалидов, обеспечить установку соответствующих дорожных знаков и разметки возле здания спортивного центра «Арена», расположенного по адресу: <адрес>; здания администрации МО ГО «Смирныховский», расположенного по адресу: <адрес>; здания ОАО «Сбербанк», расположенного по адресу: <адрес>; здания поликлиники ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ», расположенного по адресу: <адрес>; здания торгового центра, расположенного по адресу: <адрес>; здания МБУК «Смирныховская централизованная клубная система», расположенного по адресу: <адрес> здания МБОУ СОШ пгт. Смирных, расположенного по адресу: <адрес>, ссылаясь в иске на то, что прокуратурой Смирныховского района в рамках исполнения задания прокуратуры Сахалинской области о проведении проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов проведена проверка деятельности администрации МО ГО «Смирныховский».

В ходе проверки установлено: около здания спортивного центра «Арена», расположенного по адресу: пгт. Смирных, <адрес> на парковке отсутствуют дорожные знаки и горизонтальная дорожная разметка обозначающая место парковки для инвалидов (Дорожный знак 6.4 «Место парковки», 8.17 «Инвалиды», 1.24.3 - разметка дублирует соответствующие дорожные знаки); около здания администрации МО ГО «Смирныховский», расположенного по адресу: <адрес> на парковке отсутствуют дорожные знаки и горизонтальная дорожная разметка обозначающая место парковки для инвалидов (Дорожный знак 6.4 «Место парковки», 8.17 «Инвалиды», 1.24.3 - разметка дублирует соответствующие дорожные знаки); около здания ОАО «Сбербанк», расположенного по адресу: <адрес> на парковке отсутствуют дорожные знаки и горизонтальная дорожная разметка обозначающая место парковки для инвалидов (Дорожный знак 6.4 «Место парковки», 8.17 «Инвалиды», 1.24.3 - разметка дублирует соответствующие дорожные знаки); около здания поликлиники ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ», расположенного по адресу: <адрес> на парковке отсутствуют дорожные знаки и горизонтальная дорожная разметка обозначающая место парковки для инвалидов (Дорожный знак 6.4 «Место парковки», 8.17 «Инвалиды», 1.24.3 - разметка дублирует соответствующие дорожные знаки); около здания торгового центра, расположенного по адресу: <адрес> на парковке отсутствуют дорожные знаки и горизонтальная дорожная разметка обозначающая место парковки для инвалидов (Дорожный знак 6.4 «Место парковки», 8.17 «Инвалиды», 1.24.3 - разметка дублирует соответствующие дорожные знаки); около здания МБУК «Смирныховская централизованная клубная система», расположенного по адресу: <адрес> на парковке отсутствуют дорожные знаки и горизонтальная дорожная разметка обозначающая место парковки для инвалидов (Дорожный знак 6.4 «Место парковки», 8.17 «Инвалиды», 1.24.3 - разметка дублирует соответствующие дорожные знаки); около здания МБОУ СОШ пгт. Смирных, расположенного по адресу: <адрес> на парковке отсутствуют дорожные знаки и горизонтальная дорожная разметка обозначающая место парковки для инвалидов (Дорожный знак 6.4 «Место парковки», 8.17 «Инвалиды», 1.24.3 - разметка дублирует соответствующие дорожные знаки).

Таким образом, надлежащие меры к беспрепятственному доступу лиц с ограниченными возможностями к социально-значимым объектам администрацией МО ГО «Смирныховский» не принимаются, отсутствие выделенных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, что противоречит основным целям и задачам законодательства, предусматривающего социальную защиту инвалидов.

В связи с тем, что на территории МО ГО «Смирныховский» проживают большое количество населения (инвалидов), численность которых может в течение года изменяться (прибытие, выбытие), данный круг людей нельзя индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них, прокурор имеет право обратиться в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель административного истца - старший помощник прокурора Смирныховского района Сахалинской области Константинова Е.О. уточнила заявленные административные исковые требования, просила суд признать указанное в административном иске бездействие администрации МО ГО «Смирныховский» незаконным и обязать администрацию МО ГО «Смирныховский» в срок до 01.11.2016 г. устранить имеющиеся нарушения. Уточненные административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении, указав, что исследованными в ходе судебного разбирательства материалами дела подтверждается обязанность администрации МО ГО «Смирныховский» устранить нарушения законодательства, предусматривающего социальную защиту инвалидов.

Представитель административного ответчика Шаламай А.А. в судебном заседании уточненные прокурором административные исковые требования признала частично, суду пояснила, что в целом требования прокурора считает обоснованными. В рамках имеющейся муниципальной программы запланировано обустройство мест парковок транспорта рядом с социально значимыми объектами, и обустройство мест парковок для граждан – инвалидов, в установленном законом порядке. Указала, что разметка на парковках транспорта, возле обозначенных прокурором мест имеется, также имеется знак 8.17 «Инвалиды» на парковке возле здания МБОУ СОШ пгт. Смирных, по адресу: <адрес> Указала, что все имеющиеся нарушения будут устранены в срок, указанный прокурором в иске.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

По обстоятельствам дела судом установлено, что в результате проверки прокуратурой <адрес> деятельности администрации МО ГО «Смирныховский» в части исполнения законодательства о социальной защите инвалидов выявлено, что около здания спортивного центра «Арена», расположенного по адресу: пгт. Смирных, <адрес> на парковке отсутствуют дорожные знаки и горизонтальная дорожная разметка обозначающая место парковки для инвалидов (Дорожный знак 6.4 «Место парковки», 8.17 «Инвалиды», 1.24.3 - разметка дублирует соответствующие дорожные знаки); около здания администрации МО ГО «Смирныховский», расположенного по адресу: пгт. Смирных, <адрес> на парковке отсутствуют дорожные знаки и горизонтальная дорожная разметка обозначающая место парковки для инвалидов (Дорожный знак 6.4 «Место парковки», 8.17 «Инвалиды», 1.24.3 - разметка дублирует соответствующие дорожные знаки); около здания ПАО «Сбербанк», расположенного по адресу: пгт. Смирных, <адрес> на парковке отсутствуют дорожные знаки и горизонтальная дорожная разметка обозначающая место парковки для инвалидов (Дорожный знак 6.4 «Место парковки», 8.17 «Инвалиды», 1.24.3 - разметка дублирует соответствующие дорожные знаки); около здания поликлиники ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ», расположенного по адресу: пгт. Смирных, <адрес> на парковке отсутствуют дорожные знаки и горизонтальная дорожная разметка обозначающая место парковки для инвалидов (Дорожный знак 6.4 «Место парковки», 8.17 «Инвалиды», 1.24.3 - разметка дублирует соответствующие дорожные знаки); около здания торгового центра, расположенного по адресу: пгт. Смирных, <адрес> на парковке отсутствуют дорожные знаки и горизонтальная дорожная разметка обозначающая место парковки для инвалидов (Дорожный знак 6.4 «Место парковки», 8.17 «Инвалиды», 1.24.3 - разметка дублирует соответствующие дорожные знаки); около здания МБУК «Смирныховская централизованная клубная система», расположенного по адресу: пгт. Смирных, <адрес> на парковке отсутствуют дорожные знаки и горизонтальная дорожная разметка обозначающая место парковки для инвалидов (Дорожный знак 6.4 «Место парковки», 8.17 «Инвалиды», 1.24.3 - разметка дублирует соответствующие дорожные знаки); около здания МБОУ СОШ пгт. Смирных, расположенного по адресу: пгт. Смирных, <адрес> на парковке отсутствуют дорожные знаки и горизонтальная дорожная разметка обозначающая место парковки для инвалидов (Дорожный знак 6.4 «Место парковки», 8.17 «Инвалиды», 1.24.3 - разметка дублирует соответствующие дорожные знаки).

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями старшего помощника прокурора, представителя администрации МО ГО «Смирныховский», актами проверки от 04.03.2016 г.

Полагая, что ответственность за допущенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов должен нести орган местного самоуправления, прокурор обратился в суд с настоящим административным иском. Сроки для обращения в суд с административным иском, прокурором соблюдены.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», установлено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2 Закона № 181-ФЗ).

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В соответствии со ст. 15 данного Федерального закона на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлена обязанность органов самоуправления по созданию и обеспечению функционирования парковок (парковочных мест) в границах населённых пунктов поселения.

Согласно пункту 5.4.30 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Техническое средства организации дорожного движения. Правила применения «дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст, действие знаков 3.2 не распространяется на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп или перевозящие таких инвалидов.

Из положений пункта 3.12 СНиП 35-01-2001 следует, что на открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны быть обозначены знаками, принятыми в международной практике. Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не менее 50 м, а при жилых зданиях - не более 100 м. Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Анализируя в совокупности установленные обстоятельства и изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что надлежащие меры к беспрепятственному доступу лиц с ограниченными возможностями к социально-значимым объектам администрацией МО ГО «Смирныховский» не принимаются, отсутствие выделенных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, что противоречит основным целям и задачам законодательства, предусматривающего социальную защиту инвалидов.

С учетом изложенного, суд удовлетворяет заявленные прокурором требования и возлагает на административного ответчика обязанность по устранению нарушений законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования прокурора Смирныховского района Сахалинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области по факту не оборудования мест для парковки специальных транспортных средств инвалидов, а также не установке соответствующих дорожных знаков и разметки возле здания спортивного центра «Арена», расположенного по адресу: <адрес>; здания администрации МО ГО «Смирныховский», расположенного по адресу: <адрес>; здания ПАО «Сбербанк», расположенного по адресу: <адрес>; здания поликлиники ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ», расположенного по адресу: <адрес>; здания торгового центра, расположенного по адресу: <адрес>; здания МБУК «Смирныховская централизованная клубная система», расположенного по адресу: <адрес>; здания МБОУ СОШ пгт. Смирных, расположенного по адресу: <адрес>, возложить на администрацию муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области обязанность в срок до 1 ноября 2016 года оборудовать места для парковки специальных транспортных средств инвалидов, обеспечить установку соответствующих дорожных знаков и разметки возле здания спортивного центра «Арена», расположенного по адресу: <адрес>; здания администрации МО ГО «Смирныховский», расположенного по адресу: пгт. Смирных, <адрес>; здания ПАО «Сбербанк», расположенного по адресу: <адрес>; здания поликлиники ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ», расположенного по адресу: <адрес>; здания торгового центра, расположенного по адресу: <адрес>; здания МБУК «Смирныховская централизованная клубная система», расположенного по адресу: <адрес>; здания МБОУ СОШ пгт. Смирных, расположенного по адресу<адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд Сахалинской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Вивенцов

Решение в окончательной форме принято 5 апреля 2016 года.

Судья Е.В. Вивенцов