ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-200/2021 от 20.08.2021 Воротынского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2-200/2021

УИД 52 RS0029-01-2021-000303-22

Решение

Именем Российской Федерации

20 августа 2021 года р.п. Воротынец

Воротынский районный суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи А.Л. Тарасова,

при секретаре И.С. Демидовой,

с участием прокурора Воротынского района Нижегородской области Д.В. Тарарина,

представителя ответчика МУП «Воротынское ЖКХ» ФИО1, действующей на основании доверенности от 16.02.2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Воротынского района Нижегородской области к муниципальному унитарному предприятию «Воротынское ЖКХ» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований закона,

Установил:

Прокурор Воротынского района Нижегородской области обратился в суд с иском к МУП «Воротынское ЖКХ» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований закона. Свои требования истец мотивировал тем, что прокуратурой Воротынского района Нижегородской области проведена проверка обращений граждан по вопросу ненадлежащего водоснабжения многоквартирных и индивидуальных домов, объектов социального обслуживания населения в р.п. Воротынец городской округ Воротынский Нижегородской области.

Установлено, что МУП «Воротынское ЖКХ» оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению на территории городского округа Воротынский, в том числе в р.п. Воротынец. МУП «Воротынское ЖКХ» наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Воротынский Нижегородской области.

Состояние централизованных сетей водоснабжения, используемых МУП «Воротынское ЖКХ» при оказании коммунальных услуг потребителям, не отвечает требованиям надежности, качества, энергетической эффективности, о чем свидетельствует значительное количество обращений и жалоб граждан о возникновении аварийных ситуаций, утечек воды, особенно в период значительного водозабора- в летнее засушливое время.

В ходе проверки установлено, что техническое обследование централизованных систем водоснабжения и водоотведения МУП «Воротынское ЖКХ» в установленном порядке не проводится, обследование технического состояния инженерных систем заключается в визуальном осмотре, проводимом без камерального обследования, технической инвентаризации имущества, определения технико-экономической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения.

Бездействие МУП «Воротынское ЖКХ» создает серьезные препятствия для реализации мероприятий по модернизации системы коммунального хозяйства района, не позволяет объективно оценить качественное состояние централизованных систем водоснабжения, обеспечить принятие необходимых производственных и инвестиционных программ в сфере ЖКХ, влечет неисполнение МУП «Воротынское ЖКХ» обязанностей по нормативному водоснабжению населения и социальных учреждений.

Ненадлежащее состояние систем водоснабжения влечет неэффективность использования коммунальных ресурсов, ненадлежащее водоснабжение населения и социально значимых объектов.

Прокуратурой района по результатам проверки установлено, что техническое обследование централизованных систем водоснабжения и водоотведения МУП «Воротынское ЖКХ» в установленном порядке не проводится, обследование технического состояния инженерных систем заключается визуальном осмотре, проводимом без камерального обследования, технической инвентаризации имущества, определения технико-экономической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения.

Со дня начала работы МУП «Воротынское ЖКХ» прошло 4 года 11 месяцев. Согласно информации МУП «Воротынское ЖКХ» проведение технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в 2021 года не планируется в связи с отсутствие у предприятия денежных средств на выполнение такого обследования.

Таким образом, со стороны МУП «Воротынское ЖКХ» имеется незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении ФЗ от 7.12.2011 год № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в части не проведения технического обследования используемых им централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения.

Прокурор просит суд признать незаконным бездействие МУП «Воротынское ЖКХ», выразившееся в не проведении в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5.08.2014 года № 437/пр технического обследования используемых им централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения.

Обязать МУП «Воротынское ЖКХ» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести техническое обследование централизованных систем водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5.08.2014 года № 437/пр.

В судебном заседании прокурор Воротынского района Нижегородской области Д.В. Тарарин заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика МУП «Воротынское ЖКХ» ФИО1 в судебном заседании заявленные требования не оспаривала, пояснив суду, что в действительности на МУП «Воротынское ЖКХ» лежит обязанность проводить проверки систем водоснабжения 1 раз в течение 5 лет. Вместе с тем, сторона ответчика просит установить срок проведения технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения в соответствии с действующими требованиями с 1 сентября 2020 года. Также суду представлен отзыв на исковое заявление, в котором подробно отражена позиция стороны ответчика по рассматриваемому делу.

Представитель третьего лица Администрация городского округа Воротынский Нижегородской области в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело без участия представителя третьего лица, не явившегося в судебное заседание.

Заслушав стороны, оценив представленные доказательства в их совокупности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 1 и ч. 6 ст. 37 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения проводится в целях определения технических возможностей сооружений водоподготовки, работающих в штатном режиме, по подготовке питьевой воды в соответствие с установленными требованиями с учетом состояния источника водоснабжения и его сезонных изменений. Обязательное техническое обследование проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования). Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязана проводить техническое обследование при разработке плана снижения сбросов, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, а также при принятии в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что прокуратурой Воротынского района Нижегородской области проведена проверка обращений граждан по вопросу ненадлежащего водоснабжения многоквартирных и индивидуальных домов, объектов социального обслуживания населения в р.п. Воротынец городской округ Воротынский Нижегородской области.

Установлено, что МУП «Воротынское ЖКХ» оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению на территории городского округа Воротынский, в том числе в р.п. Воротынец. МУП «Воротынское ЖКХ» наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Воротынский Нижегородской области.

Так, согласно сведениям о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц ФНС России, МУП «Воротынское ЖКХ» зарегистрировано в качестве действующего юридического лица 28.07.2016 года.

Единственным учредителем МУП «Воротынское ЖКХ» является Администрация городского округа Воротынский Нижегородской области.

Согласно постановлению Администрации городского округа Воротынский Нижегородской области № 62 от 19.02.2020 года, МУП «Воротынское ЖКХ» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение и эксплуатирующей водопроводные и канализационные сети.

В ходе прокурорской проверки выявлено, что техническое обследование централизованных систем водоснабжения и водоотведения МУП «Воротынское ЖКХ» в установленном порядке не проводится, обследование технического состояния инженерных систем заключается визуальном осмотре, проводимом без камерального обследования, технической инвентаризации имущества, определения технико-экономической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения.

Со дня начала работы МУП «Воротынское ЖКХ» прошло 4 года 11 месяцев. Согласно информации МУП «Воротынское ЖКХ» проведение технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в 2021 года не планируется в связи с отсутствие у предприятия денежных средств на выполнение такого обследования.

Таким образом, со стороны МУП «Воротынское ЖКХ» имеется незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении ФЗ от 7.12.2011 год № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в части не проведения технического обследования используемых им централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения.

С учетом выявленного нарушения, прокурор Воротынского района Нижегородской области обратился в суд с настоящим иском, требуя признать незаконным бездействие МУП «Воротынское ЖКХ», выразившееся в не проведении в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5.08.2014 года № 437/пр технического обследования используемых им централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения. Обязать муниципальное унитарное предприятие «Воротынское ЖКХ» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести техническое обследование централизованных систем водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5.08.2014 года № 437/пр.

Разрешая заявленные требования и анализируя представленные по делу доказательства, суд исходит из следующего.

Так, в соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 года N 46-ФЗ под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

По рассматриваемому делу МУП «Воротынское ЖКХ» является организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Указанная организация обязана, в частности, обеспечивать холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ).

Приказом Госстроя Российской Федерации от 30.12.1999 N 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, которые регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности. Согласно пункту 1.1.28 указанных Правил в функции организации ВКХ входят, в том числе, содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования; организация капитального и планово-предупредительных ремонтов.

При этом в задачи технической эксплуатации сети входят планово-предупредительный и капитальный ремонты на сети, ликвидация аварий.

Таким образом, в рассматриваемом случае, обязанность по содержанию имущества (сетей холодного водоснабжения и водоотведения), закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП «Воротынское ЖКХ», возлагается на соответствующую организацию.

Как указано выше, ч. 6 ст. 37 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в обязанность организации водопроводно-канализационного хозяйства также входит проведение и технического обследования систем водоснабжения, причем такое обследование должно проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования).

Положение приведенной нормы закона, в частности, ч. 6 ст. 37 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" носит императивный характер, то есть данное требование обязательно для исполнения в течение установленное временного периода.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации, учитывая, что правоспособность МУП «Воротынское ЖКХ» возникла 28.07.2016 года, что следует из выписки ЕГРЮЛ, на организацию в силу положений Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" возложена обязанность провести проверку, а именно обследование централизованных систем водоснабжения в течение пяти лет, то есть до 28.07.2021 года.

Между тем, такая обязанность ответчиком МУП «Воротынское ЖКХ» выполнена не была, обследование централизованных систем водоснабжения в течение пяти лет не проводилось, доказательств обратному, суду не представлено.

Кроме того, представитель МУП «Воротынское ЖКХ» в судебном заседании факт не проведения такого обследования, не оспаривал.

При таком положении, учитывая, что такая обязанность по обследованию централизованных систем водоснабжения возложена на ответчика в силу закона, её не проведение подрывает обеспечение права граждан, юридических лиц на получение в необходимом объеме питьевой водой, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

Отклоняя доводы стороны ответчика относительно невозможности провести обследование в требуемые прокурором сроки в связи с тяжелым финансовым положением МУП «Воротынское ЖКХ», суд обращает внимание на то обстоятельство, что надлежащее обеспечение водой является прямой обязанностью МУП «Воротынское ЖКХ». Обеспечение население водой имеет серьезное социальное значение, и оно не может быть постановлено в зависимость от финансового положения ресурсоснабжающего предприятия.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Воротынского района Нижегородской области к муниципальному унитарному предприятию «Воротынское ЖКХ» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований закона удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия «Воротынское ЖКХ», выразившееся в не проведении в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5.08.2014 года № 437/пр технического обследования используемых им централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Воротынское ЖКХ» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести техническое обследование централизованных систем водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5.08.2014 года № 437/пр.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Воротынский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Решение составлено в окончательной форме 20 августа 2021 года.

Судья А.Л. Тарасов