Мотивированное решение изготовлено 23.04.2021г.
УИД: №
Дело № 2-200/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2021 года г. Данилов Ярославской области
Даниловский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Т.Ю.Грачевой
при секретаре Королева Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба» к ФИО1 о взыскании материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба» обратилось в Даниловский районный суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании материального ущерба. Свои требования мотивировали тем, что ФИО1 работает в учреждении в должности инженера начальника отдела фотовидеофиксации на основании приказа учреждения от 22.01.2019 № 32. В соответствии с распоряжением департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 25.12.2018 № 1954-р шкафы для защиты фоторадарных передвижных комплексов в количестве 17 штук были изъяты из оперативного управления ГКУ ЯО «Безопасный регион» и переданы ГКУ ЯО «Ярдорслужба». Данное имущество было вверено ФИО1 согласно акту приема-передачи от 31.12.2018 №35.
Приказом учреждения от 18.02.2020 № 44 была создана постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов. Приказом учреждения от 11.11.2020 № 236 было утверждено положение о постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения со сроком его применения для ведения бухгалтерского учета с 01.01.2020. По причине того обстоятельства, что сварные соединения шкафов подверглись коррозии и произошла сквозная коррозия их стенок, данной комиссией было принято решение о списании указанного имущества согласно акту от 06.11.2020.
Контрольно-счетной палатой Ярославской области была проведена проверка деятельности учреждения, по результатам которой был составлен акт от 23.12.2020, в котором указано на неправомерное списание указанных шкафов, находившихся у учреждения на праве оперативного управления, что привело к ущербу стоимостью 574 413, 00 рублей.
Статья 243 ТК РФ устанавливает такие случаи. Положения данной статьи говорят, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае недостачи ценностей, полученных им по разовому документу. Именно по такому документу ФИО1 было вверено имущество учреждения.
Размер ущерба определен работодателем в соответствии с актом Контрольно-счетной палаты Ярославской области от 23.12.2020.
Расчет ущерба: первоначальная (балансовая) стоимость каждого объекта - 33 789 рублей х 17 штук = 574 413, 00 рублей.
На основании изложенного, ст. ст. 242, 243, 246 Трудового кодекса РФ просят суд взыскать с ответчика причинённый ущерб в размере 574 413,00 и госпошлину в размере 8 944,0 руб.
В судебном заседании представители истца ГКУ ЯО «Ярдорслужба» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО2 исковые требования не признали, пояснили, что ФИО1 не принимал участия в списании шкафов для защиты фоторадарных передвижных комплексов. Указанное имущество было списано решением специальной комиссии учреждении, действующей па основании соответствующего положения, в котором принятие данных решений возложено именно на членов комиссии. Причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом, которую обязательно должен доказать работодатель исходя из пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 №52, отсутствует. Истец вменяет ущерб по первоначальной стоимости этого имущества. В то время как остаточная стоимость имущества с учетом его износа по данным бухгалтерского учета составляет ноль рублей. Согласно тому же пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 № 52 работодатель обязан доказать размер причиненного ему ущерба. В соответствии со статьей 246 ТК РФ, размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в дайной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества. Однако истец не производил рыночную оценку нанесенного ему ущерба. ФИО1 не является ответственным за сохранность этого имущества лицом. Форма подписанного акта о приеме-передаче нефинансовых активов от 31.12.2018 № 35 (форма 0504101), на который ссылается в своих требованиях истец, утверждена приказом Минфина России от 30 марта 2015 года № 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению". В разделе 2 приложения № 5 этого нормативного документа прямо сказано, что акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101) оформляется при передаче нефинансовых активов между учреждениями, в том числе при закреплении права оперативного управления (хозяйственного ведения) за ними. Данный акт подтверждает лишь переход права оперативного управления от ГКУ ЯО «Безопасный регион» к ГКУ ЯО «Ярдорслужба», но никак не делает ФИО1 материально ответственным за это имущество лицом.
Исходя из раздела 2 приложения № 5 этого же нормативного документа следует, что для оформления и учета перемещения внутри учреждения объектов нефинансовых активов от одного лица, ответственного за сохранность имущества, к другому ответственному лицу, применяется накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (форма 0504102). Такого документа ФИО1 не подписывал. Соответственно, ценностей, по разовому документу, как заявляет истец, не получал, и оснований для возникновения полной материальной ответственности, по статье 243 ТК РФ не имеется.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
ФИО1 работает в учреждении ГКУ ЯО «Ярдорслужба» в должности начальника отдела фотовидеофиксации с 22.01.2019г. (приказ о приеме на работу № 32 от 22.01.2019г.), прежде работал в отделе лабораторных исследований заместителем начальника отдела, был заключен трудовой договор № 511 от 22.10.2018 года и соглашение об изменении к трудовому договору от 22.01.2019г. № 1 (переведен на должность начальника отдела фотовидеофиксации).
Распоряжением департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 25.12.2018 № 1954-р «О закреплении имущества Ярославской области на праве оперативного управления за ГКУ ЯО «Ярдорслужба» шкафы для защиты фоторадарных передвижных комплексов в количестве 17 штук были изъяты из оперативного управления ГКУ ЯО «Безопасный регион» и переданы ГКУ ЯО «Ярдорслужба». Согласно Приложению к распоряжению с п.14 по 30, 2018 года выпуска, первоначальной стоимостью 13890 руб., балансовой стоимостью 33789 руб., остаточной стоимостью – 0 руб. (л.д.14-18).
Согласно акта № 35 о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 31.12.2018г. указанные шкафы для защиты фоторадарных передвижных комплексов в количестве 17 штук были приняты ГКУ ЯО «Ярдорслужба» от ГКУ ЯО «Безопасный регион» первоначальной стоимостью 13890 руб., балансовой стоимостью 33789 руб., остаточной стоимостью – 33789 руб руб., со сроком эксплуатации 8 месяцев.В п.2 краткая индивидуальная характеристика объектов – шкаф для защиты фоторадарных передвижных комплексов: габаритные размеры 500*790*500, окна 400*280, толщина 330*260*300, усиленный каркас, стекло класса Р1А. дверь углом открытия 180, материал изделия стальной лист 2мм., гарантийный срок 36 месяцев (3 года). Наружное использование с естественными погодными условиями. В данном акте объекты принял ФИО1(л.д. 19-27)
Согласно инвентарных карточек учета нефинансовых активов № 00002012 – 00002028 на 17 объектов шкафы для защиты фоторадарных передвижных комплексов поставлены на балансовый учет с 31.12.2018г. по 06.11.2020г. балансовой стоимостью 33789 руб., остаточной стоимостью – 0 руб. (л.д. 28-44)
Согласно акта списания имущества от 06.11.2020г. шкафы для защиты фоторадарных в количестве 17 штук были списаны, причина списания – сварные соединения подверглись коррозии, произошла сквозная коррозия стенок ящиков по всем объектам.
Актом камеральной проверки целевого и эффективного бюджетных средств в ГКУ использования ЯО «Ярдорслужба» Контрольно-счетной палаты Ярослвской области от 23.12.2020г. В нарушение части 3 статьи 53, части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 9, 10 Закона № 402-ФЗ, пункта 3 Инструкции № 157н, пунктов 5.4, 6.5 Устава Учреждения директор Учреждения неправомерно распорядился имуществом Ярославской области, находившимся на праве оперативного управления, стоимостью 574,413 тыс. руб., утвердив 06.11.2020 (в день проведения осмотра 06.11.2020) акт на списание антивандальных шкафов (ящиков) для защиты фоторадарных передвижных комплексов «КРИС-П» М в количестве 17 шт. на общую сумму 574,413 тыс. руб., срок полезного использования которых не истек, находящихся на гарантии, с последующей сдачей в металлолом в ООО «Ярославский цветной металл» по приемо-сдаточному акту от 06.11.2020 № 0000-1000022. При этом факт сдачи в металлолом именно данных шкафов (ящиков) подтвердить в ходе встречной проверки в ООО «Ярославский цветной металл» не представилось возможным в связи с отсутствием части данного имущества на момент проверки, а также в связи с тем, что частично предьявленное ООО «Ярославский цветной металл» имущество, сданное Учреждением в лом, образовавшееся в ходе сортировки, являлось составными частями комплексов видеофиксации «АРЕНА».
Кроме того, не подтвержден вес брутто сданных в металлолом шкафов (ящиков) для защиты фоторадарных комплексов измерения скорости движения транспортных средств «КРИС-П» М, так как в ходе контрольного взвешивания установлено, что вес 1 такого шкафа (ящика) составляет не менее 46,08 кг, следовательно, при сдаче шкафов (ящиков) для защиты фоторадарных передвижных комплексов в количестве 17 шт. вес брутто металлолома должен составлять не менее 783,36 кг, что больше на 165,36 кг веса брутто металла, сданного Учреждением по приемо-сдаточному акту от 06.11.2020 № 0000-Ю00022, в связи с чем сумма недополученного дохода в областной бюджет за сдачу лома составляет 2,614 тыс. руб. (165,36 кг - 7% (засоренность)* 17 руб.). В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации общая сумма 577,027 тыс.руб. являются ущербом для областного бюджета.
В соответствии с п. 2 ст. 243 ТК РФ материальная ответственность, в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.
В соответствии со ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 настоящего Кодекса), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
На основании п. 17 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н передача объекта нематериальных активов в рамках расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами) отражается на основании первичных учетных документов, оформленных передающей и принимающей сторонами Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) и Извещения (ф. 0504805), по дебету соответствующего счета аналитического учета счета 030404320 "Внутриведомственные расчеты по приобретению нематериальных активов" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010200000 "Нематериальные активы" (010220420, 010230420); (в ред. Приказа Минфина России от 31.03.2018 N 66н)
передача в соответствии с законодательством Российской Федерации объекта нематериальных активов безвозмездно отражается на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), прилагаемых к нему Инвентарных карточек (ф.ф. 0504031, 0504032)
Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) (далее - Накладная (ф. 0504102) применяется для оформления и учета перемещения внутри учреждения объектов нефинансовых активов из одного структурного подразделения в другое, от одного лица, ответственного за использование имущества по его назначению и (или) за сохранность имущества, в том числе с полной материальной ответственностью (далее - ответственное лицо), другому ответственному лицу. (в ред. Приказа Минфина России от 15.06.2020 N 103н)
Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов не является разовым документом, на основании которого возлагается материальная ответственность на работника. Таким документом является накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов. Кукушкин данные нефинансовые активы не принимал по разовому документу, его подпись в акте приема-передачи от 31.12.2018г. свидетельствует о приеме от ГКУ ЯО «Безопасный регион» ГКУ ЯО «Ярдорслужба» как представитель учреждения принявшей стороны.
Кроме того, списание шкафов для защиты фоторадарных передвижных комплексов в количестве 17 штук осуществлено на основании акта списания имущества от 06.11.2020г. комиссионно. Комиссия проверила наличие и состояние материальных запасов, установила, что сварные соединения шкафов подверглись коррозии и произошла сквозная коррозия их стенок.
В соответствии с Приказом учреждения от 18.02.2020 № 44 была создана постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов. Приказом учреждения от 11.11.2020 № 236 было утверждено положение о постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения. Комиссия принимает решение по списанию (выбытию)основных средств, нематериальных активов, осуществляет контроль за за изъятием из списываемых основных средств пригодных узлов, деталей, конструкций, материалов, сдачей вторичного сырья, получением актов об уничтожении и т.д. (л.д.45-55).
При этом, актам приема-передачи объектов нефинансовых активов стоимость данных транспортных средств с учетом амортизации составляет 0 рублей.
Согласно ст. 247 ТК РФ, до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.
Из материалов дела следует, что истцом, проводилась проверка. (л.д.156, 157)
В объяснительной ФИО1 указал, что обоснованием для списания 17 шкафов для защиты фоторадарных передвижных комплексов является невозможность использования нефинансовых активов (далее НФА) в работе, т.е. выполнения предназначаемых функций в силу физического износа, который зависит от режима эксплуатации, (продолжительность смен) естественных условий, влияния агрессивной среды, проведенных ремонтов. Шкафы использовались на дорогах области, находились в агрессивной среде, что не соответствует гарантийным условиям, в которых предусматривалось наружное использование с естественными погодными условиями. Агрессивная среда - это совокупность природных и (или) искусственных факторов пли технологическая среда любого агрегатного состояния, способная вступать в химическое взаимодействие с окружающими ее материалами или конструкциями, приводя их в состояние, при котором они не могут в дальнейшем выполнять свое функциональное назначение, и влияние которых вызывает повышенный износ (старение) НФА в процессе их эксплуатации. Следовательно, шкафам для защиты фоторадарных передвижных комплексов эксплуатируемым в особых условиях, необходимо было изначально установить меньший срок эксплуатации.
Организация самостоятельно определяет срок полезного использования объекта амортизируемого имущества, используя соответствующие положения ст. 258 Кодекса и руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
Срок полезного использование может не совпадать со сроком эксплуатации. Комиссией по поступлению и выбытию активов ГКУ ЯО «Ярдорслужбы» было определено, что шкафы для защиты фоторадарных передвижных комплексов подверглись коррозии и произошла сквозная коррозия их стенок и подлежат списанию и были списаны и утилизированы.
Доказательств, что ФИО1 является материально-ответственным лицом или, что шкафы для защиты фоторадарных передвижных комплексов были ему переданы на основании по разовому документу не представлено. Оснований для взыскания материального ущерба с ФИО1 не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба» к ФИО1 о взыскании материального ущерба отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Даниловский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Т.Ю. Грачева