ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-201 от 04.08.2011 Лахденпохского районного суда (Республика Карелия)

                                                                                    Лахденпохский районный суд Республики Карелия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Лахденпохский районный суд Республики Карелия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело 2-201/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия 04 августа 2011 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Ушанове Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сизова Андрея Анатольевича к администрации Лахденпохского муниципального района о понуждении к действию - заключению договора аренды земельного участка,

у с т а н о в и л:

Сизов А.А. обратился в суд с иском к администрации Лахденпохского муниципального района (далее по тексту АЛМР) о понуждении к действию - заключению договора аренды земельного участка.

Иск мотивирован тем, что с конца 2007 года истец оформляет документы на земельный участок под дачное строительство с кадастровым номером обезличен, расположенный в районе обезличен. Для заключения договора аренды земельного участка истцом собраны все необходимые документы, однако АЛМР под различными предлогами отказывается заключить договор аренды на земельный участок. На основании изложеного, в исковом заявлении истец просит обязать ответчика Администрацию Лахденпохского муниципального района заключить договор аренды на спорный земельный участок.

В судебном заседании истец Сизов А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что земельный участок отнесен к землям запаса. 09.03.2010 года он сдал все документы в АЛМР, чтобы с ним заключили договор аренды земельного участка. Кроме того, в этот же день им было подано заявление о переводе земельного участка из категории земель запаса в другую категорию. Из письменного ответа он узнал, что АЛМР начала работу по переводу земельного участка в другую категорию. Знает, что государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд (далее по тексту Госкомитет) оставил заявление АЛМР о переводе земельного участка в другую категорию без рассмотрения. Документы на земельный участок готовило по договору ООО «Земля Плюс», но устранить недостатки, послужившие основанием для оставления заявления без рассмотрения, должна была АЛМР. В Муниципальном учреждении «Комитет по земельным и имущественным отношениям» ему пояснили, что им непонятна причина оставления заявления без рассмотрения, поэтому рекомендовали обратиться за разъяснениями в Госкомитет. В Госкомитете на его устное обращение ответили, что имеются разночтения в документах, и они не могут понять, где расположен земельный участок. Разобраться с местом расположения земельного участка должна АЛМР. В организацию ООО «Земля Плюс», подготовившую документы на земельный участок за разъяснениями он не обращался. Полагает, что длительное бездействие ответчика является основанием для возложения на АЛМР обязанности заключить с ним договора аренды земельного участка.

Представитель ответчика - администрации Лахденпохского муниципального района, по доверенности, Медведева О.В. иск не признала. Пояснила, что Сизову А.А. никто в заключении договора аренды земельного участка не отказывал. Ответчику письмом от 29.03.2010 года разъяснялось, что заключение договора аренды невозможно, поскольку земельный участок отнесен к категории «земли запаса». Земельный кодекс РФ запрещает использовать земли запаса. Истец был извещен о том, что АЛМР направила в уполномоченный орган документы, необходимые для перевода земельного участка в другую категорию. Также, ему была вручена копия ответа Госкомитета о том, что заявление о переводе земельного участка в другую категорию оставлено без рассмотрения. В связи с тем, что АЛМР не готовит межевые дела, то устранить разночтения в межевом плане не имеет возможности. Истцу необходимо обратиться в ООО «Земля Плюс», которое готовило ему документы на землю, посмотреть картографический материал, и с их помощью устранить разночтения.

Представители ФГУ «Земельная кадастровая палата», МУ Комитет по земельным и имущественным отношениям, Государственного комитета по управлению госимуществом и размещению заказов для государственных нужд, ФГУ «Карелрыбвод», Невско-Ладожское Бассейновое водное управление, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебном заседании отсутствовали.

Невско-Ладожское бассейновое водное управление направило письменный отзыв согласно которому, земельный участок под дачное строительство с кадастровым номером обезличен находится в водоохраной зоне (200 метров) реки Асиланйоки (обезличен). Размещение земельного участка в водоохраной зоне реки Асиланйоки не противоречит водному законодательству, но в то же время должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие охрану данного водного объекта от загрязнения, засорения и истощения.

Из письменного отзыва ФГУ «Карелрыбвод» следует, что возражений по заявленным требованиям они не имеют.

Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд направили письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат. Свою позицию относительно заявленных требований обосновали следующим.

Согласно ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. В соответствии со ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается. Спорный земельный участок, который истец намерен приобрести в аренду, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и расположен на землях запаса. В соответствии со ст. 103 ЗК РФ использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральным законом случаев. В число исключительных случаев спорный земельный участок не входит, что предполагает возможность его использования лишь после осуществления процедур по его переводу в категорию земель, соответствующую его дальнейшему разрешенному использованию.

Полномочия по переводу земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в другую категорию в силу положений статей 8, 10 Земельного кодекса РФ, п. 2 ст. 15 ФЗ «О переводе земель из одной категории в другую» возложены на органы исполнительной власти субъекта РФ. Согласно п.п. 15 п. 9 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 года № 274-П, Комитет рассматривает ходатайства заинтересованных лиц о переводе из одной категории в другую земель (земельных участков) государственная собственность на которые не разграничена, и разрабатывает с учетом предложений заинтересованных органов исполнительной власти РК для Правительства РК предложения о переводе земель (земельных участков) из одной категории в другую. 18.03.2011 года в Комитет поступило ходатайство АЛМР о переводе из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения земельного участка с кадастровым номером обезличен площадью хх.хх.хх. кв.м., расположенного в обезличен. Письмом от 25.04.2011 № АК-14/2619 Комитет возвратил ходатайство АЛМР с приложенными к нему документами, оставив его без рассмотрения ввиду имеющихся разночтений в расположении земельного участка относительно Ладожского озера. Одновременно указанным письмом Комитет предложил АЛМР повторно обратиться с аналогичным ходатайством после устранения названных неточностей. Повторное обращение АЛМР в Комитет не поступало. Однако указанный факт сам по себе не может являться основанием для понуждения органа самоуправления к заключению договора аренды спорного земельного участка, расположенного на землях запаса.

Выслушав объяснения истца, ответчика и исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.

В судебном заседании установлено следующее.

09.03.2010 года Сизов А.А. обратился в администрацию Лахденпохского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка сроком на 49 лет, имеющего адресные ориентиры в районе обезличен, юго-восточная часть кадастрового квартала обезличен (л.д.58).

Письмом от 29.03.2010 года Сизову А.А. сообщено, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером обезличен отнесен к категории земель - «земли запаса». В связи с запретом использования земель запаса до перевода в другую категорию, установленного ст. 103 ЗК РФ, заявителю рекомендовано обратиться в АЛМР с ходатайством о направлении документов на перевод земельного участка из категории земель запаса в иную категорию (сельскохозяйственного назначения) (л.д. 59).

06.04.2010 года Сизов А.А. направил в АЛМР заявление, в котором просил ходатайствовать пред Министерством природных ресурсов РК о переводе испрашиваемого земельного участка из категории земель запаса в иную категорию.

05.05.2010 года заявителю дан ответ о том, что после получения необходимых ответов на запросы, документы с приложениями будут направлены для рассмотрения в Министерство природных ресурсов.

15.03.2011 года в Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд направлены землеустроительные документы на имя Сизова А.А. для принятия решения по вопросу перевода земельного участка из категории земель запаса в категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения.

25.04.2011 года Госкомитет оставил без рассмотрения ходатайство АЛМР о переводе земельного участка, испрашиваемого Сизовым А.А., в другую категорию. Основанием для оставления заявления без рассмотрения, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», явилось то, что согласно кадастровой выписке земельный участок К№ обезличен расположен в водоохраной зоне реки Асиланйоки и Ладожского озера. В силу ч. 13 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохраной зоны составляет 200 метров. Однако, в акте выбора и обследования земельного участка от 07.04.2008 года указано, что земельный участок расположен на расстоянии 500 метров от Ладожского озера, что подтверждается картографическим материалом межевого плана, а также схемой расположения земельного участка. Анализ представленных документов не позволяет однозначно определить расположение земельного участка относительно Ладожского озера, в связи с чем для разработки предложений Правительству РК о переводе земельного участка с К№ обезличен рекомендовано устранить имеющиеся разночтения и повторно обратиться в адрес Комитета (л.д. 50-51).

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями статьи 103 Земельного кодекса Российской Федерации к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

Суд признает, что целенаправленное и долговременное использование земель запаса возможно лишь после перевода в другую категорию земель в соответствии с порядком, установленным в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

В соответствии со статьей 13 Закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого полномочным органом принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 того же закона в иных помимо предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Таким образом, указанные нормы права определяют правовой режим земель запаса.

В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 10:12:04 10 03:303 отнесен к категории земель «земли запаса», государственная собственность на который не разграничена, что подтверждается материалами дела, в том числе кадастровыми выписками, и не оспаривается сторонами.

В соответствии с п. 15 ст. 9 Положения о Государственном комитете РК по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 года № 274-П к компетенции Комитета относится рассмотрение ходатайств заинтересованных лиц о переводе из одной категории в другую земель (земельных участков) государственная собственность на которые не разграничена, и разработка с учетом предложений заинтересованных органов исполнительной власти РК для Правительства РК предложений о переводе земель (земельных участков) из одной категории в другую.

Таким образом, перевод земельного участка из одной категории в другую к компетенции ответчика - АЛМР не относится.

Судом не установлено в действиях АЛМР, полагавшей возможным предоставить истцу в аренду спорный земельный участок лишь после перевода его в другую категорию земель, нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации.

Учитывая, что перевод спорного земельного участка из категории земель запаса в иную категорию в настоящее время не осуществлен, то право истца на получение этого земельного участка в аренду еще не наступило. При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у администрации Лахденпохского муниципального района до решения вопроса о переводе спорного земельного участка в другую категорию не имеется правовых оснований, в силу ст. 103 ЗК РФ, для предоставления Сизову А.А. в аренду земельного участка, отнесенного к категории земель - земли запаса.

Иные действия АЛМР и других лиц не являются предметом настоящего спора. Так, в судебном заседании истец, ссылаясь на нарушение его прав бездействием ответчика, других требований, кроме возложения на АЛМР обязанности заключить с истцом договор аренды земельного участка, не заявлял. На предложение суда уточнить, изменить исковые требования, истец утвердительно ответил о рассмотрении дела по заявленным им требованиям.

В связи с этим, а также с учетом пределов заявленных истцом требований, в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования о возложении на АЛМР обязанности заключить договор аренды земельного участка, использование которого запрещено в силу закона до перевода его в другую категорию земель.

Кроме того, суд приходит к выводу о том, что возможные меры к переводу спорного земельного участка в иную категорию в соответствии с требованиями действующего законодательства, не исчерпаны. Повторное обращение в компетентный орган после устранения разночтений в землеустроительных документах (изложенных в ответе Госкомитета от 25.04.2011 года), с ходатайством о переводе земельного участка в другую категорию, является правом заинтересованного лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 09.08.2011 года.

Судья: И.В.Жданкина