Заволжский районный суд г. Твери
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Заволжский районный суд г. Твери — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-201/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2011 года город Тверь
Заволжский районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Богдановой М.В.
при секретаре Прохоровой М.В.
с участием ответчика ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате транспортного налога в размере 358 рублей 61 копейку, в том числе налог в размере 340 рублей и пени в размере 18 рублей 61 копейку
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России №12 по Тверской области обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО1 с требованиями о взыскании задолженности по уплате транспортного налога в размере 2.325 рублей 72 копейки, в том числе налога в размере 2.205 рублей и пени в размере 120 рублей 72 копейки, которое мотивировала тем, что на имя ответчика зарегистрировано транспортное средство. В соответствии с п. 1 ст. 361 НК РФ и ст. 1 Закона Тверской области от 6.11.2002 года №75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области» установлена ставка в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. На основании чего налоговой инспекцией начислен транспортный налог. Транспортный налог в установленный в налоговом уведомлении срок не был оплачен. За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, в соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ начисляются пени. На предложение инспекции погасить числящуюся задолженность ответчик так же не отреагировал.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные исковые требования и просил суд взыскать с ответчика задолженность по уплате транспортного налога в размере 358 рублей 61 копейку, в том числе налог в размере 340 рублей и пени в размере 18 рублей 61 копейка.
Определением суда от 08.02.2011 года, занесенным в протокол судебного заседания утоненное исковое заявление принято к производству суда.
В судебное заседание представитель истца Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, уважительных причин не явки в адрес суда не представил, в связи с чем, судом определено о рассмотрении дела в отсутствии представителя истца Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области.
Ответчик в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать по следующим основаниям. Учитывая, что налоговое уведомление и требование он получил, по сути, на другую машину, так как в уведомлении была указана другая мощность автомашины, этот налог он платить не обязан. В настоящее время он добился внесения достоверных сведений в карточку учета транспортных средств. После изменения мощности автомашины налоговая инспекция в силу требований закона обязана прислать ему новое уведомление, по которому он оплатит налог. Пока этого уведомления нет, он ничего платить не будет.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения ответчика, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, которая должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
На основании ст. 357 НК РФ лицо, на которого зарегистрировано транспортное средство, признаётся налогоплательщиком.
Как установлено судом, на имя ответчика зарегистрировано автотранспортное средство марки Ситроен, государственный регистрационный знак с мощностью двигателя 34 л.с., что подтверждается карточкой учета транспортного средства.
В связи с чем, а также в соответствии со ст. 357 НК РФ ответчик является плательщиком транспортного налога.
Согласно положениям п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении автотранспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В соответствии с положениями пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении автотранспортного средства, имеющего двигатель, определяется как мощность этого двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах. Другими словами, лошадиная сила - это единица измерения налоговой базы по транспортному налогу.
С учётом мощности двигателя данного транспортного средства и налоговой ставки, установленной в соответствии с п.1 ст. 361 НК РФ и ст. 1 Закона Тверской области от 6.11.2002 года №75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области», транспортный налог, подлежащий уплате ответчиком исчислен МИ ФНС России № 12 по Тверской области в размере 340 рублей (34х10).
Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налоги и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно материалам дела, налоговым органом по адресу ответчика заказным письмом направлялось налоговое уведомление на уплату транспортного налога за 2009 г. Указанный вывод суда подтверждается реестром заказной корреспонденции направления физическому лицу уведомлений на уплату налога.
В адрес ответчика было направлено требование об уплате налога и пени о чем свидетельствует реестр заказной корреспонденции направления требований об уплате налога. Однако требование МИ ФНС № 12 по Тверской области об уплате налога и пени ответчиком не исполнено.
Пунктом 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Соответственно, данной нормой НК РФ обязанность по исчислению транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками - физическими лицами, возложена на налоговые органы.
Согласно положениям ст. 52 НК РФ в случаях, когда обязанность по исчислению налога возложена на налоговый орган, он должен не позднее 30 дней до наступления срока платежа направить налогоплательщику налоговое уведомление с расчетом налоговой базы и указанием размера налога, подлежащего уплате, а также срока его уплаты.
В системной связи с данными нормами ст. 52 НК РФ находится положение п. 5 ст. 54 НК РФ, согласно которому налоговые органы в случаях, предусмотренных НК РФ, исчисляют налоговую базу на основе имеющихся у них данных по итогам каждого налогового периода.
Как следует из положений пп. 1 п. 1 ст. 359 и п. 2 ст. 362 НК РФ, налоговая база в отношении автотранспортных средств определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, а сумма транспортного налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, - как произведение соответствующей налоговой базы (мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах) и налоговой ставки.
При этом, как следует из положений п. 1 ст. 361 НК РФ, ставки транспортного налога на автотранспортные средства устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Порядок и сроки перерасчета сумм транспортного налога, неправильно исчисленных налоговыми органами (в том числе на основе имеющейся у них неполной или недостоверной информации) и подлежащих уплате налогоплательщиками - физическими лицами на основании налоговых уведомлений, НК РФ не установлены.
Вместе с тем положениями п. 1 ст. 362 НК РФ установлено, что в целях исчисления суммы транспортного налога, подлежащей уплате налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, по конкретному автотранспортному средству, данные о мощности его двигателя представляются в налоговые органы органом, осуществившим государственную регистрацию этого транспортного средства на территории Российской Федерации (в данном случае - подразделением ГИБДД).
Мощность двигателя - это величина, показывающая, какую работу двигатель совершает в единицу времени. Таким образом, поскольку мощность двигателя транспортного средства относится к его технической характеристике, ее величина указывается в технической документации данного транспортного средства.
Положениями Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", установлено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, производится на основании паспорта транспортного средства (далее - ПТС).
При этом Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" ПТС определен основным документом, действующим на всей территории Российской Федерации для допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении.
Мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (киловаттах), согласно п. 33 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв. Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005), указывается в выданном на данное транспортное средство ПТС по строке 10 "Мощность двигателя, л. с. (кВт)".
Из изложенного однозначно следует, что определение мощности двигателя конкретного автотранспортного средства осуществляется на основании данных ПТС, поскольку ПТС является первичным документом в отношении данного транспортного средства и именно на его основании подразделение ГИБДД, осуществившее постановку на регистрационный учет этого транспортного средства, заполняет и выдает свидетельство о его регистрации. В ином порядке, как по ПТС, определение мощности двигателя транспортного средства не предусмотрено.
Таким образом, представляемые в налоговые органы регистрационные сведения по конкретному автотранспортному средству и в том числе данные о мощности его двигателя определяются подразделением ГИБДД на основании сведений, указанных в ПТС, выданном на данное транспортное средство.
Согласно изложенного определение мощности двигателя конкретного автотранспортного средства относится к компетенции органов, осуществляющих его государственную регистрацию в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
Налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять показатель мощности транспортного средства, поскольку в их полномочия такие функции не входят. Поэтому какие-либо исправления и корректировки этого показателя до получения от ГИБДД уточняющих сведений неправомерны и недопустимы.
Таким образом, при исчислении суммы транспортного налога ставка этого налога применяется налоговыми органами исключительно на основании и в соответствии с представленными ГИБДД сведениями о мощности двигателя конкретного автомобиля.
Как установлено судом в результате обращения ФИО1 в УГИБДД УВД по Тверской области мощность двигателя автомобиля Ситроен, государственный регистрационный знак была уточнена, в связи с чем, в паспорт транспортного средства были внесены соответствующие коррективы в части показателя мощности его двигателя.
Однако как следует из материалов дела, транспортный налог был исчислен налоговой инспекцией исходя из мощности двигателя 105 л.с. и перерасчет был произведен только 08.02.2011 года.
Поскольку показатель мощности двигателя представляет собой основание для исчисления транспортного налога и, соответственно, уточнение этого показателя влечет за собой изменение обязанности налогоплательщика по уплате указанного налога, в данном случае допускается направление в кратчайшие сроки этому физическому лицу нового (уточненного) налогового уведомления с указанием суммы транспортного налога, подлежащей уплате за прошедший налоговый период, скорректированной на уточненные регистрационные данные.
Одновременно налоговому органу следует направить налогоплательщику информационное письмо с сообщением о произведенном перерасчете и признании в этой связи ранее направленного уведомления (т.е. уведомления, где сумма налога исчислена по неверно определенному ГИБДД показателю мощности двигателя) не подлежащим исполнению.
Соответственно, в этом случае оснований для начисления налогоплательщику пеней за просрочку уплаты суммы транспортного налога, указанной в первоначальном, то есть в не подлежащем исполнению, уведомлении, не имеется.
Учитывая вышеизложенное исковые требования подлежат удовлетворению частично, только в части взыскания транспортного налога за 2009 год в размере 340 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области удовлетворить частично.
Взыскать со ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области задолженность по транспортному налогу в сумме 340(триста сорок) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Тверской областной суд через Заволжский районный суд города Твери.
Председательствующий: М.В. Богданова