Дело № 2-2010/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2012 года г.Кунгур Пермского края
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Власовой Е.В.,
при секретаре Михайловой Т.Ю.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителей ответчика ФИО2, ФИО3, ФИО4,
представителя третьего лица ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кунгуре гражданское дело по иску общественной организации «Мой город» к ООО «Пермгазэнергосервис» о признании недействительным пункта 6.3 публичного договора, принято ООО «Пермгазэнергосервис» в отношении всех потребителей г. Кунгура, связанных с публичными правоотношениями по теплоснабжению,
установил:
общественная организация «Мой город» обратилась в суд с требованием к ООО «Пермгазэнергосервис», просит признать недействительным пункт 6.3 публичного договора № от ДД.ММ.ГГГГ, принятого ООО «Пермгазэнергосервис».
В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования, просит признать недействительным пункт 6.3 публичного договора, принятого ООО «Пермгазэнергосервис» в отношении всех потребителей <адрес>, связанных с публичными правоотношениями по теплоснабжению (л. д.50).
Заявленные требования обосновывает тем, что в результате многочисленных обращений граждан <адрес> по вопросам дополнительной оплаты за «перетоп», в соответствии с п. 6.3 публичного договора о теплоснабжении, заключаемого с ООО «Пермгазэнергосервис», истец в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей», Уставом общественной организации «Мой город», обратился в суд по оспариванию пункта 6.3 договора по теплоснабжению, заключаемому ООО «Пермгазэнергосервис» с потребителями, как противоречащий нормам права, нарушающий права неопределенного круга лиц в области расчетов за потребленный коммунальный ресурс. Считает, что п. 6.3 договора взимается дополнительная плата за потребленный ресурс, что противоречит нормам закона. Указывает, что в соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном правительством РФ. В соответствии с ч.4 ст. 154 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам №307 от 23.05.2006 г. установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, и иным нормативным правовым актам РФ. Размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, в порядке, определенном законодательством РФ. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве. Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения, и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам), или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных ФЗ «О теплоснабжении», в порядке, установленном ст. 15 данного закона. В соответствии с ч.3 ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении» договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены данным ФЗ для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ. Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а так же передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии. Правилами организации теплоснабжения в РФ №808 от 08.08.2012 г. установлен порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе, существенные условия договоров теплоснабжения, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случаях нарушения ими условий договоров, устанавливаемый в соответствии с жилищным законодательством. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам №307 не содержат норм расчета размера платы за коммунальные услуги в жилом помещении, представленном в п. 6.3 договора теплоснабжения, а именно, что при возвращении теплоносителя с завышенной температурой обратной сетевой воды, объем сверхнормативного потребления тепловой энергии производится по формуле, отраженной в договоре. Директор ООО «Пермгазэнергосервис», не наделен полномочиями устанавливать дополнительные расчеты по теплоснабжению, утвержденные законодательством. Ответчик производит в соответствии с формулой, установленной в п. 6.3 договора, дополнительное начисление по коммунальной услуге за подачу теплоносителя в многоквартирный дом, не предусмотренное правовым актом, тем самым нарушает права граждан. В соответствии с ч.4,5 ст. 426 ГК РФ, условия договора, не соответствующие установленным правилам Правительства РФ и законам, признаются ничтожными.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в заявлении, поддержал, настаивает на удовлетворении требований. Пояснил, что договор о теплоснабжении является публичным. Правилами организации теплоснабжения в РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, формулы по «перетопу», определенной в п. 6.3, оспариваемого договора, не установлено, возможно, «перетоп» подлежит подсчету по разнице температур теплоносителя между подающим и обратным трубопроводами. Включив данную формулу, взятую из справочника, не предусмотренную законодательством в сфере теплоснабжения, ответчик ввел в заблуждение, не представил достоверной информации потребителю в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей». При применении данной формулы ответчик взымает дополнительную плату за коммунальную услугу по отоплению, теплоснабжению.
Представители ответчика в судебном заседании требования истца не признали. Пояснили, что ответчик является энергоснабжающей организацией, осуществляющей подачу тепловой энергии на нужды отопления и подогрева воды для абонентов, расположенных на территории г. Кунгура, в том числе, и на жилые дома города Кунгура. Пунктом 6.3 договора на оказание услуг отопления и подогрева воды для горячего водоснабжения установлено, что при возвращении теплоносителя с завышенной температурой обратной сетевой воды, объем сверхнормативного потребления тепловой энергии производится по формуле, которая берется из «Справочника по наладке к эксплуатации водяных тепловых сетей», Q=(T1ф(Т2+5%))хGmlx10-3, где G-суточный расход сетевой воды, t1-t2-средне-часовые за сутки температуры сетевой воды, соответственно в подающем и обратном трубопроводах, С0. Указывают, что в соответствии с ФЗ «О теплоснабжении» №190 от 27.07.2010 г. потребитель несет ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя. Среднесуточная температура обратной сетевой воды не должна превышать заданную температурным графиком температуру более чем на 5%, что отражено в правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок п. 9.2.1). Допустимое +5% колеблются от 1,75 до 3 градусов, поэтому в формуле взято максимальное значение. Указывают, что, поскольку, соглашением сторон предусмотрен иной порядок определения количества потребленной энергии, в случае превышения температуры теплоносителя в обратном трубопроводе, установленный на основании Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, методических рекомендаций по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, организационно-методическими рекомендациями по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах РФ, при определении количества потребленной тепловой энергии следует руководствоваться положениями пункта 6.3 договора. Указывают, что «Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ №1190 от 26.02.2004 г. не содержат положений, регулирующих порядок определения количества потребленной энергии при наличии указанных в п. 6.3 договора обстоятельствах. В соответствии со ст.539 ГК РФ, на абонента возложена обязанность соблюдать, предусмотренный договором, режим потребления энергии, и обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. В соответствии со ст. 330 ГК РФ за ненадлежащее исполнение обязательств, законом предусмотрена ответственность (штраф, пени) и включение данного условия в договор не противоречит закону. Это санкция в интересах организации, рычаг воздействия на потребителя по исполнению обязанности соблюдения режима потребления тепловой энергии, по соблюдению термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя. Формула определяет количество тепловой энергии, а не размер платы, стоимость энергии в формуле не меняется. Высчитанный объем потребленной энергии по формуле, определенной в п. 6.3.договора применяется для подсчета объема потребленной тепловой энергии, в соответствии с формулами, утвержденными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Кроме этого, в силу раздела 5 договора, абонент имеет право требовать от обслуживающей организации возмещения убытков, причиненных в результате не исполнения договора в части исполнения п.6 п. 4.1 договора, где определено, что при отсутствии системы автоматического регулирования, обслуживающая организация обязана проводить качественно-количественное регулирование объема теплоносителя на общедомовых сетях с целью исключения возврата обратной сетевой воды завышенной температуры. Указывают, что Правила организации теплоснабжения в РФ приняты лишь 08.08.2012 г., и не действовали на момент разработки и заключения договор с потребителями.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал требования, изложенные в исковом заявлении. Указывает, что формулой, определенной в п. 6.3. договора о теплоснабжении определяется сверхнормативный объем тепловой энергии, за который определяется плата как за потребленную тепловую энергию, что не допустимо. При определении объема потребления потребителем коммунальной услуги по теплоснабжению, определяемому по показаниям учета тепловой энергии, недопустимо увеличение платы за коммунальную услугу. Санкция за нарушение потребителем режима потребления тепловой энергии не может быть увеличена в рамках платы за коммунальную услугу по теплоснабжению.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные суду письменные доказательства, суд находит уточненные исковые требования истца обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1, 2 ст.5 Жилищного кодекса РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 3 ФЗ № 190 от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
В соответствии с ч.2 ст. 13 ФЗ № 190 от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении» потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.7 ст. 15 ФЗ №190 от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении» договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).
В соответствии с п. 4 ст. 8 ФЗ №190 от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении» условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять: ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя.
Судом установлено:
Общественная организация «Мой город» включена в единый реестр юридических лиц (л. <...>).
В соответствии с п. 2.1 Устава Кунгурской местной общественной организации по защите прав потребителей в сфере ЖКХ «Мой город» целями организации является объединение граждан, потребителей работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства для активной защиты их прав и законных интересов, повышение роли общественности в обеспечении реализации законодательства о защите прав потребителей в сфере ЖКХ, участие в развитии и совершенствовании института общественного контроля за соблюдением прав потребителей в сфере ЖКХ. Для реализации своих уставных целей в соответствии с действующим законодательством РФ организация осуществляет следующие виды деятельности и решает следующие задачи: обращается в суды с заявлением в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей) (л. д. 156-171).
Из заявлений потребителей следует, что они обращались в общественную организацию «Мой город» для защиты их прав по обжалованию п. 6.3 договора о теплоснабжении в судебном порядке (л. д. 17-44).
В соответствии с ч.1,2 ст. 45 ФЗ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 г. граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.
Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
На основании изложенного, суд приходит к выводу о правомерности обращения истца в суд с требованием в защиту неопределенного круга потребителей.
Истец обратился в суд с требованием о признании недействительным конкретного пункта публичного договора теплоснабжения, заключаемого энергоснабжающей организацией с потребителем (абонентом) и обслуживающей организацией (управляющей компанией) по представлению коммунальной услуги по отоплению. Суд считает, подлежим разрешению данный спор в порядке искового производства, так как из правоотношений усматривается спор о праве потребителя на представление коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения. Кроме этого, суд считает, что данный договор не является нормативно-правовым актом, спор не подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ.
ООО «Пермгазэнергосервис» является юридическим лицом (л. д. 89).
В соответствии с Уставом основной целью деятельности общества является получение прибыли. Основными видами деятельности общества являются следующие: деятельность, связанная с производством, транспортировкой, распределением, торговлей топливно-энергетическими ресурсами, в том числе, тепловой энергией, реализация услуг гражданам (п. 3.3) (л. д.90-100).
ООО «Пермгазэнергосервис» заключает договоры на оказание услуг отопления и подогрева воды для горячего водоснабжения с обслуживающими организациями и собственниками (нанимателями) жилого помещения (абонентами) по подаче абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде на услуги отопления и подогрева воды (при наличии общедомового оборудования для приготовления горячей воды) на жилое помещение абонента для бытовых нужд (л.д. 14-15, 55-56, 146-155).
В соответствии с ч.1,3,4 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а так же соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О теплоснабжении» №190 от 27.07.2010 г. настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В соответствии с п.9 ст.2 ФЗ «О теплоснабжении» №190 от 27.07.2010 г. для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
В соответствии с ч.2 ст.13 ФЗ «О теплоснабжении» №190 от 27.07.2010 г. потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1,3, 7,8,10 ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении» потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).
Условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять: ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя.
Теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации и должны содержать: порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок.
В соответствии со ст. 1 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 настоящие Правила устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров.
В соответствии со ст. 23 Правил организации теплоснабжения в РФ договором теплоснабжения определяется, что при нарушении режима потребления тепловой энергии, в том числе превышении фактического объема потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя над договорным объемом потребления исходя из договорной величины тепловой нагрузки, или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, потребитель тепловой энергии, допустивший указанные нарушения, обязан оплатить теплоснабжающей организации объем сверхдоговорного, безучетного потребления или потребления с нарушением режима потребления с применением к тарифам в сфере теплоснабжения повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, если иное не предусмотрено жилищным законодательством Российской Федерации в отношении граждан-потребителей, а также управляющих организаций или товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключивших договоры с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии со ст. 26 Правил организации теплоснабжения в РФ режим потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя предусматривает: диапазон разницы температур теплоносителя между подающим и обратным трубопроводами или значение температуры теплоносителя в обратном трубопроводе.
В соответствии со ст. 96 Правил организации теплоснабжения в РФ В отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.
Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» определено, что в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: утвердить Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Установить, что Правила, утвержденные настоящим Постановлением: применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов установлено, что настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 6.3 публичного договора на оказание услуг отопления и подогрева воды для горячего водоснабжения, заключаемого ООО «Пермгазэнергосервис» с абонентами (собственниками, нанимателями жилого помещения) определено, что при возвращении теплоносителя с завышенной температурой обратной сетевой воды, объем сверхнормативного потребления тепловой энергии производится по формуле: Q=(T1ф-(Т2+5%))хGmlx10-3, где Q- количество тепловой энергии отпущенной на жилой дом, Т2- температура в обратном трубопроводе согласно температурному графику для системы теплоснабжения, Т1ф-фактическа температура в подающем трубопроводе, поступающего в ИТП за отчетный период, Gml-объем теплоносителя, отпущенный за отчетный период по подающему трубопроводу по тепловому счетчику или расчетный расход при отсутствии теплосчетчика, +5%- допустимое превышение текущей температуры в обратном трубопроводе за отчетный период из системы теплоснабжения.
Как следует из показаний представителя ответчика в судебном заседании, пункт 6.3 договора теплоснабжения предусматривает санкцию, рычаг воздействия на потребителя при несоблюдении режима потребления тепловой энергии, значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя. Указывают, что во избежание превышения значения термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя собственники общего имущества многоквартирных домов должны устанавливать автоматические системы регулировки контроля за термодинамическими параметрами возвращаемого теплоносителя, либо регулировать их «в ручную».
На основании анализа правовых норм суд приход к выводу о правовой возможности теплоснабжающей организации включить в договор о теплоснабжении санкции, при нарушении потребителем такого режима потребления тепловой энергии, как превышение диапазона разницы температур теплоносителя между подающим и обратным трубопроводами, определенной приложением №1 к договору.
Данное обстоятельство подтверждается содержанием п. 8.2 договора на оказание услуг отопления и подогрева воды для горячего водоснабжения, которым определено, что сторона, нарушившая обязательства по договору, обязана возместить другой(им) стороне(ам) ущерб в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ и настоящим договором.
Пунктом 23 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных Постановлением правительства РФ №808 от 08.08.2012 г. определено, что договором теплоснабжения определяется, что при нарушении режима потребления тепловой энергии, в том числе превышении фактического объема потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя над договорным объемом потребления исходя из договорной величины тепловой нагрузки, или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, потребитель тепловой энергии, допустивший указанные нарушения, обязан оплатить теплоснабжающей организации объем сверхдоговорного, безучетного потребления или потребления с нарушением режима потребления с применением к тарифам в сфере теплоснабжения повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, если иное не предусмотрено жилищным законодательством Российской Федерации в отношении граждан-потребителей, а также управляющих организаций или товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключивших договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Разделом 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов предусмотрен порядок и основания приостановления и прекращения представления коммунальной услуги, в котором не содержится оснований для приостановления коммунальной услуги при нарушении режима потребления тепловой энергии, выражающегося в нарушении диапазона разницы температур теплоносителя между подающим и обратным трубопроводами или значение температуры теплоносителя в обратном трубопроводе. В соответствии с п. 119 данных Правил прекращение коммунальной услуги по отоплению запрещено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что при нарушении потребителем режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, заключающегося в возвращении теплоносителя с завышенной температурой обратной сетевой воды наступает ответственность в виде применения к тарифам в сфере теплоснабжения повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Довод ответчика о том, что до настоящего времени повышающие коэффициенты не установлены, не является основанием для определения данных коэффициентов самостоятельно.
Кроме этого, пункт 6.3 договора предусматривает ответственность потребителя за нарушение режима потребления тепловой энергии в случае возвращения теплоносителя с завышенной температурой обратной сетевой воды, в то же время, санкция за данное нарушение режима потребления устанавливается исходя из объема сверхнормативного потребления тепловой энергии.
В соответствии с п. 29 ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении» определено, что бездоговорное потребление тепловой энергии – это потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что при нарушении потребителем режима потребления тепловой энергии, выражающегося в возвращении теплоносителя с завышенной температурой обратной сетевой воды (превышении термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя), исчисление санкции исходя из объема сверхнормативного потребления тепловой энергии не основано на законе. Сверхнормативное потребление тепловой энергии является самостоятельным нарушением режима потребления тепловой энергии, следовательно, п. 6.3 договора на оказание услуг отопления и подогрева воды для горячего водоснабжения не соответствует нормам действующего законодательства, в соответствии с ч.4,5 ст. 426 ГК РФ является ничтожным.
Довод представителя ответчика о том, что применение формулы, определенной в п. 6.3 договора не является основанием, для начисления платы за коммунальную услугу по теплоснабжению в судебном заседании подтверждения не нашел.
Как следует из показаний самого представителя ответчика, определив объем сверхнормативного потребления тепловой энергии, данный показатель применяется ответчиком при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению, исходя из формул, определенных Правилами оказания коммунальных услуг, что следует из актов учета тепловой энергии (л. д. 87-88).
В соответствии с ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 9.1 договора на оказание услуг отопления и подогрева воды для горячего водоснабжения, договор заключается с 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г. и считается ежегодно продолженным, если, за месяц до окончания текущего года, не последует заявление от одной из сторон об отказе от настоящего договора, или пересмотре его условий.
На основании изложенного суд считает установленным тот факт, что действие договора носит длящийся характер, данным договором регулируются отношения сторон, вытекающие из договора, условия которого распространяются на отношения сторон, до введения в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г., Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных постановлением правительства РФ №808 от 08.08.2012 г., и действуют на момент вступления данных нормативно-правовых актов в законную силу, следовательно, довод представителя ответчика о том, что данные Правила не могут быть применены при разрешении данного спора, суд считает не состоятельным.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
признать недействительным пункт 6.3 публичного договора по теплоснабжению, заключаемого ООО «Пермгазэнергосервис» с потребителями <адрес> края.
Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: Е. В.Власова