ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2012 от 20.10.2016 Соломбальского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2-2012 г. Архангельск

20 октября 2016 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе

председательствующего судьи Кривуля О.Г.,

при секретаре Коптеловой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску ФИО2 к ООО «А4 Проджект», Министерству имущественных отношений Архангельской области, администрации МО «Город Архангельск» об установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к ООО «А4 Проджект» об установлении границ земельного участка. В обоснование требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в границах участка сложившегося в порядке пользования. В соответствии с ч. 9 ст. 38 ФЗ от 24.07.2007 № 221 «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использование природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. С целью регистрации права собственности на фактически используемый земельный участок ФИО2 организовано проведение землеустроительных работ по установлению границ земельного участка. Министерством имущественных отношений Архангельской области в утверждении схемы расположения границ земельного участка было отказано в связи по тем основаниям, что границы его участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером . При формировании границ земельного участка ответчика последний с согласованием границ к истцу не обращался, чем нарушил сложившийся в процессе пользования границы и произвел самовольный захват территории, на котором располагается жилой дом истца. Просит установить смежную границу земельного участка с кадастровым номером и земельным участком истца в соответствии со сложившимся порядком пользования земельным участком, расположенным по адресу: <адрес> в границах, указанных в соответствии с кадастровым паспортом здания с инвентарным номером .

В ходе рассмотрения дела истец в лице своего представителя неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просит установить границы его земельного участка по координатным точкам 4, 5, 6, 7 и 8 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, составленной кадастровым инженером ФИО5

Определением суда от 13 июля 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены администрация МО «Город Архангельск», ФИО6, в последствии истцом и его представителем ФИО7 было указано на ошибочность указания ФИО6 как собственника смежного земельного участка.

Определением суда от 01 сентября 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен ФИО15, сособственник жилого дома <адрес>.

Определение суда от 06 октября 2016 года администрация МО «Город Архангельск» и Министерство имущественных отношений Архангельской области по ходатайству стороны истца привлечены в качестве соответчиков.

В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель ФИО7 на уточненных исковых требованиях настаивали.

Истец в ходе рассмотрения дела пояснял, что является собственником 2/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, из которых 1/6 доли ему подарил в 1981 году отец, 6/12 доли в 2012 году он купил у ФИО8 Собственником оставшейся доли является его брат ФИО15 Истец не мог пояснить, кому и когда был предоставлен земельный участок, на котором расположен дом, назвал ориентировочный год постройки дома – 1860. В 1990 году им был установлен забор (точки 4-7 на схеме расположения земельного участка на л.д.165), частью которого некоторое время являлась стена винного магазина. Магазин впоследствии был разрушен, ему пришлось достраивать забор. До 1990 года забора не было. Указанный забор был сломан строителями ответчика. В 2004 году произвел перенос забора в сторону ул.<данные изъяты> (точки 7-8 на схеме расположения земельного участка на л.д.165), тем самым увеличил площадь своего участка. Считает, что несмотря на отсутствие официально оформленного права на земельный участок, он имеет право на оформление его в собственность. Около десяти лет он оплачивает земельный налог. Ответчик при межевании своего участка не согласовывал с ним границы. Установку забора (строительных ограждений) ни с кем не согласовывал. Земельному участку, который находится у него в пользовании, кадастровый номер не присвоен.

Представитель истца ФИО7 в ходе рассмотрения дела поясняла, что истец пользуется земельным участком в сложившихся границах на протяжении длительного времени. Границы земельного участка просит установить по фактическому пользованию.

Представитель ответчика ООО «А4 Проджект» ФИО9 с иском не согласился по доводам, изложенным в отзыве. Указал, что истцом пропущен срок исковой давности. Земельный участок с кадастровым номером был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Именно с этого момента сведения о границах земельного участка содержаться в государственном кадастре недвижимости. Действующее законодательство не допускает возможность использования земельного участка без надлежаще оформленных документов. Добросовестный участник земельно-правовых отношений обязан обратиться в уполномоченный орган с заявлением о приобретении им прав на используемый участок, поскольку согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в РФ является платным. Именно с указанной обязанностью связано то, что, если бы истец действительно пользовался спорной частью земельного участка, то он должен был узнать об установлении границ земельного участка с кадастровым номером с ДД.ММ.ГГГГ. Срок исковой давности составляет три года. Земельный участок с кадастровым номером является объектом права собственности, обременен действующими договорами участия в долевом строительстве. Участок обладает конкретными характеристиками: площадь и местоположение границ. При изменении указанных характеристик будет прекращено право на часть данного участка. Таким образом, оспаривать границы земельного участка возможно лишь одновременно с оспариваем самого права на земельный участок. Истом не представлено документов, подтверждающих право собственности, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей. В материалах дела отсутствуют какие–либо документы, подтверждающие права истца на земельный участок по <адрес> и документы, определяющие местоположение границ земельного участка при его образовании. Органы технической инвентаризации никогда не обладали полномочиями по предоставлению земельных участков или описанию их границ, а потому ссылка истца на технический паспорт жилого <адрес> не состоятельна. Технический паспорт на дом не является правоустанавливающим документом на земельный участок или документом, определяющим местоположение границ земельного участка. На момент изготовления кадастровым инженером схемы расположения земельного участка по <адрес>, забор, на который ссылается истец, отсутствовал. В судебном заседании 1 сентября 2016 года истец пояснял, что забор сам установил, не согласовывая его местоположение. При этом с правовой точки зрения не имеет значения существовал ли забор, поскольку ч. 9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» допускает возможность установления границ земельного участка по местоположению забора лишь в том случае, если этот забор существует на момент установления границ земельного участка. В 2016 году, когда истец обратился за утверждением схемы расположения земельного участка, забора, на который ссылается истец, не существовало. В натуре имелось лишь строительное ограждение земельного участка , принадлежащего ответчику. Таким образом, ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в данном случае применению не подлежит. При этом схема расположения земельного участка по <адрес> не соответствует требованиям ст.11.10 ЗК РФ, а именно подготовлена без учета местоположения границ земельных участков, которые были ранее поставлены на государственный кадастровый учет. Государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о том, что земельный участок <адрес> вообще сформирован как объект земельных отношений и является объектом права.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства имущественных отношений АО не явился, извещены надлежащим образом, в отзыве на иск указали, что в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 945 кв.м. в кадастровом квартале по <адрес> было отказано, поскольку согласно представленной схеме предложен к образованию земельный участок в двух территориальных зонах, что является нарушением п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ и с нарушением границ земельного участка с кадастровым номером . Земельный участок с кадастровым номером находится в частной собственности, его границы уточнены на местности. Земельный участок с кадастровым номером 29:22:022544:148 также находится в частной собственности, его границы уточнены на местности. Межевые планы земельных участков с кадастровыми номерами и в министерстве отсутствуют. Границы земельного участка ООО «А4 Проджект» сформированы на основании схемы расположения земельного участка, утвержденной распоряжением мэра г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее часть участка в спорных границах принадлежала ООО «Ижма». Норма ч. 9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» говорит об уточнении границ земельного участка, в отношении которого имеется документ, подтверждающий право на земельный участок, или документы, определяющие местоположение границ земельного участка при его образовании. Уточнить можно только границы земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет декларативно, то есть без межевания. Вместе с тем, информация о наличии государственного кадастрового номера у земельного участка по <адрес> министерстве отсутствует.

Представитель администрации МО «Город Архангельск» ФИО10 с иском не согласилась, пояснила, что схема расположения земельного участка с кадастровым номером была утверждена распоряжением мэра г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка. Администрации не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Третьи лица ФИО6 и ФИО15 в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела.

По определению суда дело рассмотрено при имеющейся явке.

Выслушав позицию участников процесса, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, установление границ является не только средством индивидуализации земельного участка, но и способом создания самого объекта права.

На основании п. 3 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Данные положения Закона предписывают, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, при этом границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.

В силу положений п.1 ст. 37, п. 1 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" одним из результатов кадастровых работ (в ходе которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка) является межевой план.

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек границ объекта.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Предметом указанного в ч. 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (ч. 2 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).

Из материалов дела следует, что ООО «А4 Проджект» с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Министерством имущественных отношений, является собственником земельного участка площадью 2462 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером (л.д.75-76 выписка из ЕГР, л.д.63-65 договор купли-продажи, акт приема-передачи).

На момент заключения договора купли-продажи земельный участок кадастровым номером являлся земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, находился в распоряжении Министерства.

Право собственности ООО «А4 Проджект» на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Разрешенное использование: для размещения малоэтажного многоквартирного жилого дома в осях 8-18/А-П (1 очередь) и среднеэтажного жилого дома в осях 1-16/Р-Ц (2 очередь) (л.д.94-96 кадастровый паспорт земельного участка).

Сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об объекте имеют статус учтенные.

Схема расположения земельного участка площадью 2462 кв.м., расположенного <адрес> (категория земель - земли населенных пунктов) утверждена распоряжением мэра г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.127-129).

Распоряжением первого заместителя мэра г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 0,15 га в Соломбальском территориальном округе по <адрес>, предоставленный решением Архангельского городского совета народных депутатов от 12.19.1992 , изъят у товарищества с ограниченной ответственность «Ижма» и переведен в состав земель городской застройки (л.д.130-132).

Земельный участок с кадастровым номером с ДД.ММ.ГГГГ до оформления его ООО «А4 Проджект» в собственность находился у Общества в аренде по договору , заключенному с Министерством имущественных отношений Архангельской области (л.д.181-183).

ФИО2 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 2/3 доли в праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.12,67-68,69-71,72,79), 1860 года ввода в эксплуатацию (л.д.25-26 кадастровый паспорт). В техническом паспорте на индивидуальный жилой дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указана площадь земельного участка – 821,10 кв.м., из которых: застроенная – 167,5 кв.м., незастроенная – 653,6 к.в. (л.д.14-17).

Земельный участок с кадастровым номером и жилой дом по адресу <адрес> находятся в кадастровом квартале .

ООО «А4 Проджект» также является собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> (л.д.77-78).

Разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами и : для размещения малоэтажного многоквартирного жилого дома в осях 8-18/А-П (1 очередь) и среднеэтажного жилого дома в осях 1-16/З-Ц (2 очередь) (л.д.187).

Собственником земельного участка с кадастровым номером является ФИО11 (л.д.81).По заданию ООО «А4 Проджект» на основании кадастрового плана территории (выписке из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения мэрии г.Архангельска «Об утверждении схемы расположения земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале (М 1:500) от ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО12 проведено межевание земельного участка с кадастровым номером , составлен межевой план, определены координаты характерных точек местоположения границ земельного участка. Межевой план представлен суду на л.д.137-149.

Поскольку на момент осуществления ответчиком межевания, право истца ФИО2 на земельный участок по адресу: <адрес> в установленном законом порядке не было оформлено, границы земельного участка не были сформированы, на кадастровый учет земельный участок не поставлен, доказательств обратного в деле нет, то истец ФИО2 не относился к числу лиц, с которыми требовалось согласование границ земельного участка в порядке ст. 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", потому судом не принимается довод истца о нарушении действиями ответчика при проведении межевания прав истца на спорный земельный участок.

Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с частью 2 статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно части 1 статьи 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В соответствии с пунктом 9 статьи 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

ФИО2 в ходе рассмотрения дела пояснял, что границы его земельного участка в соответствии с земельным законодательством не установлены, однако поскольку он более тридцати лет фактически пользуется участком площадью 821,10 кв.м., у него в соответствии с п. 9 ст. 38 "О государственном кадастре недвижимости" возникло право на владение и распоряжение им. Суду представил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в Соломбальском территориальном округе <адрес>, подготовленную кадастровым инженером ФИО5 (л.д.165). Просит суд установить границы его земельного участка по координатным точкам 4, 5, 6, 7 и 8 указанной схемы. Площадь образуемого земельного участка согласно схеме составляет 927 кв.м.

Министерством имущественных отношений Архангельской области в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в Соломбальском территориальном округе <адрес> было отказано, поскольку предлагаемый к образованию земельный участок расположен в двух зонах – ПЖ-02-3-2 и Ж-02-10-3 (согласно Правилам землепользования и застройки МО «Город Архангельск», утвержденных решением Архангельской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ) и пересекает границы земельного участка с кадастровым номером (л.д.43).

В судебном заседании 06 октября 2016 года в качестве свидетеля был допрошен ФИО5, который пояснил, что на момент изготовления им схемы забор от точки Н4 до точки Н7 установлен не был, на момент съемки никаких ограждений кроме строительного забора, не было. Границы от точки Н4 до точки Н7 и от точки Н7 до точки Н8 определили со слов заказчика. Заказчик был предупрежден о том, что соседний земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет. Земельный участок со стороны земельного участка ответчика был огорожен строительным ограждением.

По информации Министерства имущественных отношений земельный участок по <адрес> от точки н7 до точки н8 согласно схеме на л.д.165 является участком, государственная собственность на которые не разграничена и находится в распоряжении министерства.

По данным администрации МО «Город Архангельск» по координатным точкам 7,8 проходит дорога по ул.<данные изъяты> протяженностью 383 м. с тротуарами и числится в реестре имущества, принадлежащего МО «Город Архангельск», вдоль ул.<данные изъяты> на участке от ул.<данные изъяты> до ул.<данные изъяты> расположены линии наружного освещения, также числящиеся в реестре имущества, принадлежащего МО «Город Архангельск».

В судебном заседании были допрошены свидетели ФИО13 и ФИО14

Свидетель ФИО13 суду пояснила, что с истцом состоит в дружеских отношениях, часто бывает у него в гостях, ее супруг помогал истцу устанавливать забор. В начале 80-х годов граница земельного участка ФИО2 проходила по стене магазина, который стоял на соседнем участке. Рядом с магазином были ворота. Сейчас через ворота пройти невозможно, поскольку они огорожены строительным забором.

Свидетель ФИО14 дала показания о том, что с рождения живет в доме <адрес>. Забор вокруг дома <адрес> был установлен в 90-х годах. В декабре 2015 года забор, граничащий с соседним участком ответчика был убран строителями.

В обоснование своих исковых требований истец ссылается на ч.9 ст.38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Данная норма говорит об уточнении границ земельного участка в отношении которого имеется документ, подтверждающий право на земельный участок, или документы, определяющие местоположение границ земельного участка при его образовании. Уточнить можно только границы земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет декларативно, т.е. без межевания.

Однако, как следует из материалов дела, спорный земельный участок по адресу: <адрес> на кадастровый учет не поставлен, что не отрицалось и стороной истца в судебном заседании.

В соответствии с п. 9 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".

В соответствии с ФЗ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав применяется ранее установленный порядок выдачи свидетельств на право собственности на землю и государственных актов на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей.

При этом признавались ранее возникшие права на недвижимое имущество и сохраняли юридическую силу ранее выданные правоподтверждающие документы.

В соответствии с п. 9.1 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Материалами дела не подтверждено предоставление земельного участка по адресу: <адрес> ни истцу, ни лицам, ранее владевшими домом по указанному адресу. Технический паспорт на жилой дом не является правоустанавливающим документом на земельный участок или документом, определяющим местоположение границ земельного участка при его образовании. Органы технической инвентаризации никогда не обладали полномочиями по предоставлению земельных участков или описанию их границ.

В соответствии с положениями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", границы участка должны быть описаны и удостоверены в установленном земельным законодательством порядке, в том числе посредством проведения кадастровых работ.

Из содержания требований п.9 ст.38, ст.40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" следует, что земельный участок всегда индивидуализируется на местности при его отводе, представляя собой конкретно определенную вещь, и характеризуется такими признаками, как общая площадь и местоположение.

Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) предусмотрена возможность уточнения местоположения границ и площади земельного участка при условии, что определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований площадь земельного участка не превышает площадь, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН. В ином случае принимается решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета (пункт 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре).

Исходя из анализа норм Закона о кадастре, суд полагает, что уточнение местоположения границы земельного участка возможно в случаях:

отсутствия в ГКН сведений о координатах характерных точек границы земельного участка;

если содержащиеся в ГКН координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения либо не позволяют однозначно определить (восстановить) положение характерных точек границ на местности;

исправления ошибок в местоположении границ земельного участка.

Таким образом, если содержащиеся в ГКН сведения о местоположении границ спорного земельного участка соответствуют одной из перечисленных выше ситуаций, то правообладатель имеет право внести уточнение в такие сведения. По мнению суда основания для применения к спорным правоотношениям п.9 ст.38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" отсутствуют, поскольку правовых оснований для уточнения границ земельного участка по адресу: <адрес> нет.

При принятии решения судом учтены и те обстоятельства, что истцом фактически самовольно, без законных на то оснований был занят участок земли (точки н7-н8 на схеме л.д.165), поскольку как пояснил истец, он самовольно передвинул забор в сторону улицы <данные изъяты>, тем самым увеличив площадь занимаемого им земельного участка, нарушив тем самым права и законные интересы Министерства имущественных отношений, в распоряжении которого находятся земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Поскольку ФИО2 в установленном ст.39.1 Земельного кодекса РФ порядке земельный участок, который он самовольно занял, не предоставлялся, соответственно у суда нет законных оснований для установления указанной границы земельного участка по точкам н7-н8 (схема на л.д.165).

В соответствие с п.2 ст.11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Как установлено в судебном заседании, подтверждено свидетелем –кадастровым инженером ФИО5, представленная в материалы дела схема расположения земельного участка по адресу: <адрес> выполнена без учета местоположения границ земельных участков, которые были ранее поставлены на кадастровый учет, в частности земельного участка, принадлежащего на праве собственности ответчику

Судом принимаются доводы стороны ответчика о том, удовлетворение исковых требований истца приведет к изменению уже зарегистрированного права собственности ООО «А4 Проджект» на земельный участок, к тому же обременного договорами участия в долевом строительстве. Однако суд находит ошибочным довод ООО «А4 Проджект» о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с настоящим иском.

На основании вышеизложенного, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований истца к ООО «А4 Проджект», Министерству имущественных отношений Архангельской области в полном объеме.

Поскольку в распоряжении Министерства имущественных отношений АО находится земельный участок, самовольно занятый истцом в сторону ул.<данные изъяты> (от точки н7 до точки н8), администрация МО «Город Архангельск» является не надлежащим ответчиком по данному спору.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ООО «А4 Проджект», Министерству имущественных отношений Архангельской области, администрации МО «Город Архангельск» об установлении границ земельного участка – отказать.

Решение в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска.

Судья О.Г. Кривуля

Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2016 года