ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2013 от 22.12.2011 Саровского городского суда (Нижегородская область)

                                                                                    Саровский городской суд Нижегородской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Саровский городской суд Нижегородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        ...

Дело № 2- 2013/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2011 года г.Саров

Саровский городской суд Нижегородской области в составе:

федерального судьи Максименко Т.В.,

при секретаре Серовой Т.Е.

с участием представителя заявителя ФИО1- ФИО2.( по доверенности), представителя заинтересованного лица МИФНС России № 3 по Нижегородской области ФИО3,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Нижегородской области г.Сарова о признании недействительными справок о наличии задолженности по налогу и пеням, признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справок,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Нижегородской области г.Сарова

- о признании недействительными справок, выданных МИФНС № 3 по Нижегородской области от 26.08.2011г. № ( о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам), от 04.08.2011г. № в части сведений о наличии у заявителя задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 3264.31 руб., уплате пеней в сумме 3560.69руб. за просрочку уплаты налога на доходы физических лиц,

- о признании незаконными действий МИФНС № 3, выразившихся в выдаче указанных справок без отражения информации о невозможности взыскания предполагаемой задолженности в принудительном порядке, о наличии предполагаемой задолженности неподтвержденной документально,

- признании незаконными действий по начислению и учету пени по НДФЛ, начисленному за 2002 год, а также требование об уплате пени;

- о признании налогового органа утратившим возможность взыскания числящейся в учете задолженности по НДФЛ за 2002г. и пеням в связи с истечением установленного срока их взыскания. Обязать МИФНС № 3 по Нижегородской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в соответствии с полномочиями, предусмотренными п.п.2 п.2 ст.59 НК РФ.

Заявленные требования мотивированы тем, что на запрос ФИО1 04 августа 2011г. МИФНС № 3 по Нижегородской области выдала справки №, № о наличии задолженности по уплате налога на доходы физических лиц за 2002 год по состоянию на 01.08.2011г. В указанных справках содержатся сведения о задолженности без отражения информации о невозможности взыскания долга в принудительном порядке. Действия инспекции по указанию в справках сведений о наличии у налогоплательщика задолженности без указания информации о невозможности ее взыскания не соответствуют требованиям, установленным подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ, нарушают права и законные интересы налогоплательщика. Это повлекло для заявителя невозможность участия в аукционах по продаже права на заключение договоров аренды нежилых помещений намеченных на 08.09.2011г. на основании постановления администрации от 19.07.2011№. Кроме того, действия по начислению и учету пени по НДФЛ, начисленному за 2002 год, и требования об их уплате заявитель также считает незаконными, так как налоговый орган утратил возможность взыскания числящейся задолженности по НДФЛ за 2002г. и пеням в связи с истечением установленного срока их взыскания.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 уточнил заявленные требования в части признании недействительными справок от 26.08.2011г. за № и от 04.08.2011г. за №, выданных МИФНС № 3 по Нижегородской области о наличии у заявителя задолженности по уплате пеней в сумме 3560.69 рублей за просрочку уплаты налога на доходы физических лиц. В остальной части заявленные требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица МИФНС России № 3 по Нижегородской области ФИО3 требования не признал, пояснив, что за ФИО1 числится задолженность перед бюджетом по налогу на доходы физических лиц. Заявителю были выданы справки о наличии задолженности по налогу на доходы физических лиц в соответствии с административным регламентом, утвержденным Приказом Минфина РФ от 18.01.2008г. №. Пропуск налоговым органом срока для принудительного взыскания задолженности по налогам не влечет прекращение начисления пени и не прекращает обязанности налогоплательщика по уплате существующей задолженности. Отражение в справках информации о пропуске срока для принудительного взыскания задолженности по налогам и пени законом не предусмотрено.

Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 ст.31 и пункт 2 ст.32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (ст.33 Кодекса).

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Судом установлено, что ФИО1 в июле 2011г. обратился в МИФНС № 3 по Нижегородской области с просьбой выдать справку об отсутствии задолженностей по уплате налогов и арендных платежей с целью участия в конкурсе по приобретению права аренды нежилых муниципальных помещений обратился в МИФНС № 3 по Нижегородской области.

04.08.2011г. МИФНС № 3 по Нижегородской области выдала ФИО1 справку за № о наличии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства РФ.

26.08.2011г. ФИО1 была выдана справка за № о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01 августа 2011г., из которой следует, что у заявителя имеется задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 3264.31 руб., уплате пеней в сумме 3560.69руб. за просрочку уплаты налога на доходы физических лиц.

ФИО1 заявлено требование о признании незаконными действий по начислению пеней и признании недействительными справок от 26.08.2011г. за № и от 04.08.2011г. за №, выданных МИФНС № 3 по Нижегородской области о наличии у заявителя задолженности по уплате пеней за просрочку уплаты налога на доходы физических лиц.

Заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Запрашиваемая справка представляется (передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента ((в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ).

Согласно административному регламенту, утвержденному Приказом Минфина РФ от 18.01.2008 № Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, налоговые органы обязаны по запросам налогоплательщиков и налоговых агентов предоставлять им справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

В соответствии с п. 104 Регламента должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, получившее запрос налогоплательщика (его представителя) на исполнение, формирует на основании информационных ресурсов инспекции ФНС России и документов, поступивших в инспекцию ФНС России на дату формирования справки, соответствующую справку (приложения N 8, N 9 к Административному регламенту) на дату, указанную в запросе.

Форма справки утверждена Приказом ФНС России от 23.05.2005 № "Об ут_верждении справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методических указаний по ее заполнению". Ука_занные в справке сведения должны быть достоверными.

Согласно п. 3 Методических указаний при формировании справки запись "не имеет неис_полненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Феде_рации", делается в случае отсутствия по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней и налоговых санкций.

Из материалов дела следует, что согласно представленной декларации по налогу на доходы физических лиц за 2002 год ФИО1 обязан был уплатить в бюджет налог на доходы физических лиц в сумме 3264.31 рублей.

Представитель заявителя не отрицал, что ФИО1 не уплатил в бюджет налог по НДФЛ за 2002 год.

Согласно требованию № Межрайонной ИФНС России № 3 по Нижегородской области по состоянию на 20.08.2004г. ФИО1 предлагалось погасить числящуюся задолженность в размере 3264.31 руб. в срок до 30.08.2004г.

В связи с неоплатой указанного долга на указанную сумму недоимки начислялись пени за просрочку уплаты налога на доходы физических лиц, что подтверждается копией лицевого счета.

Доводы представителя заявителя о незаконности начисления пеней за просрочку уплаты налога на доходы физических лиц, судом не могут быть приняты во внимание.

В силу статьи 75 Налогового кодекса РФ налоговый орган вправе начислять пени в случае неуплаты налога, который налогоплательщик обязан уплатить в установленный законом срок.

То обстоятельство, что налоговый орган не предъявлял требований в суд о принудительном взыскании налога и пени не является основанием для признания действий налогового органа по начислению пеней незаконными. Налогоплательщик при предъявлении ему соответствующих требований не лишен возможности погасить имеющуюся задолженность по налогу и пеням во внесудебном порядке.

Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.

Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные приказом МНС России от 05.08.2002 №). Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

Так как по состоянию на 01 августа 2011г. у ФИО1 имелась задолженность по налогу на НДФЛ и пеням, МИФНС № 3 по Нижегородской области по установленной регламентом форме выдала ФИО1 справки за №, № о наличии задолженности.

Оснований для признании незаконными действий налогового органа по начислению пеней и выдаче справок у суда не имеется.

Вместе с тем требования заявителя о признания налогового органа утратившим возможность взыскания числящейся задолженности по НДФЛ за 2002г. и пеням в связи с истечением установленного срока их взыскания, а также признания незаконными действий МИФНС № 3 по Нижегородской области, выразившиеся в выдаче справок без указания факта утраты возможности взыскания задолженности в принудительном порядке, суд считает обоснованными.

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае, если лицо, отказалось добровольно уплатить сумму налога или пропустило срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением.

В соответствии со ст.48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога может быть подано в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно требованию № Межрайонной ИФНС России № 3 по Нижегородской области от 20.08.2004г. ФИО1 предлагалось погасить числящуюся задолженность за 2002г. по НДФЛ в размере 3264.31 руб. до 30.08.2004г.

В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. Данный срок является пресекательным.

Таким образом, шестимесячный пресекательный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки истек в 2005 году.

Представитель МИФНС России № 3 по Нижегородской области не отрицал, что налоговый орган в судебные органы с иском о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу и пеням не обращался.

Следовательно, налоговый орган утратил возможность взыскания с ФИО1 числящейся задолженности по НДФЛ за 2002г. и пеням в судебном порядке, в связи с истечением установленного срока взыскания.

Однако, в справках по состоянию на 01.08.2011г., выданных ФИО1, содержатся сведения о задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени за просрочку уплаты налога без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке.

Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает право ФИО1 на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов.

То обстоятельство, что приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 №, утвердивший форму справки, не предусматривает информации об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.

Данная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 01.09.2009г. №.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд считает требование заявителя о признании незаконными действий МИФНС № 3 по Нижегородской области, выразившиеся в выдаче справок №, № без отражения информации о невозможности взыскания задолженности в принудительном порядке подлежащим удовлетворению.

В силу п.1 ст.258 ГПК РФ суд считает необходимым обязать МИФНС № 3 по Нижегородской области устранить допущенное нарушение прав и свобод заявителя ФИО1

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Нижегородской области, выразившиеся в выдаче справок №, № без отражения информации о невозможности взыскания задолженности в принудительном порядке.

Возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Нижегородской области обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ФИО1.

В остальной части заявление оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

П/п-судья Т.В.Максименко

...

Судья Т.В.Максименко