ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2013/2021 от 25.08.2021 Красноглинского районного суда г. Самары (Самарская область)

УИД 63RS0-23

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 августа 2021 года <адрес>

Красноглинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Зинкина В.А.,

при секретаре судебного заседания Зацепиловой А.С.,

с участием представителя истца - помощника Куйбышевского транспортного прокурора Кулик К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ульяновского транспортного прокурора к ФКУ «Приволжский АПСЦ» о возложении обязанности по оснащению специальной техникой, имуществом и снаряжением,

УСТАНОВИЛ:

Ульяновский транспортный прокурор обратился в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в Красноглинский районный суд <адрес> с указанным исковым заявлением по тем основаниям, что учредителем ФКУ «Приволжский АПСЦ» является Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). Ульяновской транспортной прокуратурой проведена проверка ФКУ «Приволжский АПСЦ» воздушного законодательства, в части организации наземного обслуживания воздушных судов, аварийное и поисково-спасательное обеспечение полетов, по итогам которой выявлены нарушения в рассматриваемой сфере правоотношений. По итогам проверки установлено, что Ульяновском РПСБ ФКУ «Приволжское АПСЦ» в полной мере не оснащена необходимой специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением: грузовой поисково-спасательный автомобиль повышенной проходимости (с кузовом типа КУНГ); гусеничный (на шинах низкого давления) тягач; транспортер для перевозки личного состава, грузов и техники; приемник сигналов глобального позиционирования ГЛОНАСС (GPS); катер спасательный с мотором прицеп для транспортировки катера; оборудование для спасательных катеров; пояс авиационный спасательный на каждого члена спасательной парашютно-десантной группы.

По результатам проверки <дата> Ульяновским транспортным прокурором директору ФКУ «Приволжский АПСЦ» внесено представление об устранении нарушений вышеуказанных требований законодательства которое рассмотрено, удовлетворено, однако, до настоящего времени нарушения не устранены.

На основании изложенного, прокурор просит обязать ответчика ФКУ «Приволжский АПСЦ» (ОГРН 1086311004636) оснастить, согласно Требований к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состава наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечня оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требований к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково- спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методики выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналов, применяемых при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроков проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от <дата> Ульяновскую РПСБ следующим обмундированием, снаряжением и имуществом: грузовым поисково-спасательным автомобилем повышенной проходимости (с кузовом типа КУНГ),- гусеничным (на шинах низкого давления) тягачом; - транспортером для перевозки личного состава, грузов и техники, -приемником сигналов глобального позиционирования ГЛОНАСС (GPS); - катером спасательным с мотором, прицеп для транспортировки катера,-оборудованием для спасательных катеров, поясами авиационными спасательными на каждого члена спасательной парашютно-десантной группы Ульяновской РПСБ.

Представитель истца помощник Куйбышевского транспортного прокурора - Кулик К.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - ФКУ «Приволжский АПСЦ» в судебное заседание не явился, в соответствии с письменными возражениями просили заявленные требования оставить без удовлетворения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства воздушного транспорта России в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещались о времени и месте судебного заседания, о причине неявки суду не сообщили.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного разбирательства.

Выслушав в судебном заседании представителя истца, изучив представленные ответчиком возражения, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от <дата> (пункт 3) на транспортные прокуратуры возложены полномочия по организации и осуществлению надзора за исполнением законов в сфере функционирования воздушного транспорта, безопасности полетов и авиационной безопасности.

В соответствии с п.п. 1.1, 5 ст. 88 Воздушного кодекса Российской Федерации организация единой системы авиационно-космического поиска и спасания осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства.

Согласно п. 3 Положения о единой системе авиационно-космического поиска и спасания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>, в состав единой системы входят органы, службы, авиационные силы и средства поиска и спасания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти.

В судебном заседании установлено и подтверждается представленными документами, что согласно свидетельству, выданному центральной аттестационной комиссией Росавиации, Ульяновская региональная поисково-спасательная база - филиал ФКУ «Приволжская АПСЦ» уполномочена на ведение поисково-спасательных работ ( от <дата> регистрационный , действует до <дата>.

Учредителем ФКУ «Приволжский АПСЦ» является Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от <дата> утверждены Требования к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состава наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечня оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требований к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методики выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналов, применяемых при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроков проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств (далее – Требования).

Согласно п. 12 Требований региональные поисково-спасательные базы должны быть оснащены специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с перечнем, который указан в приложении к Требованиям.

В период с <дата> по <дата> Ульяновской транспортной прокуратурой проведена проверка ФКУ «Приволжский АПСЦ» требований воздушного законодательства, при организации деятельности Ульяновской региональной поисково-спасательной базы - филиал ФКУ «Приволжский АПСЦ».

В ходе проверки установлено, что в нарушение п.п. 2, 3, 7, 9, 14, 71 Положения Требований в Ульяновской РПСБ отсутствует следующая специальная техника, аварийно-спасательное имущество и снаряжение, в частности:

- грузовой поисково-спасательный автомобиль повышенной проходимости (с кузовом типа КУНГ);

- гусеничный (на шинах низкого давления) тягач;

- транспортер для перевозки личного состава, грузов и техники;

- приемник сигналов глобального позиционирования ГЛОНАСС (GPS);

- катер спасательный с мотором прицеп для транспортировки катера;

- оборудование для спасательных катеров;

- пояс авиационный спасательный на каждого члена спасательной парашютно-десантной группы.

По результатам проверки <дата> Ульяновским транспортным прокурором директору ФКУ «Приволжский АПСЦ» внесено представление об устранении нарушений вышеуказанных требований законодательства.

<дата> ФКУ «Приволжский АПСЦ» в адрес Ульяновской транспортной прокуратуры поступило письмо об исполнении Представления, из которого прокурором сделан вывод об отсутствии со стороны ФКУ «Приволжский АПСЦ» действий по принятию исчерпывающих мер для устранения указанных нарушений, при этом, в качестве причины, препятствующей исполнению установленной законом обязанности, указано на недостаточность финансирования со стороны Федерального агентства воздушного транспорта.

Согласно пункту 3 статьи 86 Воздушного кодекса РФ потерпевшее бедствие воздушное судно подлежит немедленному поиску и спасанию.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 89 Воздушного кодекса РФ установлено, что эвакуация людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, с места бедствия осуществляется привлекаемыми поисковыми и аварийно-спасательными силами и средствами авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации.

Пунктом 3 названной статьи законодатель обязал федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также авиационные предприятия гражданской авиации и организации государственной и экспериментальной авиации, ранее не привлекавшиеся к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ, участвовать в организации поиска потерпевшего бедствие воздушного судна и до прибытия поисковых и аварийно-спасательных сил принять неотложные меры к спасению людей, оказанию им медицинской и другой помощи, охране данного воздушного судна и находящихся на его борту документации и имущества.

Данное положение законодательно установлено в связи с тем, что в отдельных случаях штатные поисковые и аварийно-спасательные силы по разным причинам могут прибыть к месту аварии позже людей, находящихся в непосредственной близости от места аварии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> утверждены Федеральные авиационные правила поиска и спасания в Российской Федерации.

Согласно пункту 6 названных Правил, поисково-спасательное обеспечение включает в себя, в том числе, оснащение сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением.

Согласно абзацу «в» пункта 9 названных Правил, Министерство транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации определяет перечень оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп.

Приказом Минтранса России от <дата> определены требования к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состав наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечень оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требования к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методику выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналы, применяемые при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроки проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств.

Приложением к названным Требованиям, определен перечень специальной техники, аварийно-спасательного имущества и снаряжения РПСБ, в который, в том числе входит отсутствующее в Ульяновской РПСБ ФКУ «Приволжское АПСЦ» оборудование.

При этом, доводы ответчика ФКУ «Приволжское АПСЦ» о нецелесообразности оснащения РПСБ ФКУ «Приволжский АПСЦ» некоторыми видами оборудования, судом не принимаются, поскольку противоречат пункту 12 Требований, в соответствии с которым региональные поисково-спасательные базы (РПСБ) должны быть оснащены специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с перечнем, который указан в приложении к настоящим Требованиям. Сведений о выборочном оснащении РПСБ теми или иными видами оборудования, спецсредств, спецтехники и т.д., в зависимости от района расположения РПСБ, ни указанные Требования, ни приложение, не содержит.

Вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик не представил суду сведений, опровергающих результаты проведенной Ульяновской транспортной прокуратурой проверки, при этом письмами ФКУ «Приволжский АПСЦ» от <дата> и от <дата>/ПАПСЦ, направленными в адрес Росавиации, подтверждается недостаточная оснащенность филиала ФКУ «Приволжская АПСЦ». Уставом ФКУ «Приволжский АПСЦ» закреплено, что Учреждение находится в ведении федерального агентства воздушного транспорта, насеет субсидиарную с ним ответственность, является юридическим лицом, имущество Учреждения находится в федеральной собственности, функции главного распорядителя средств федерального бюджета осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта (пункты 2, 4, 6, 21 Устава).

Согласно абзацу 1 части 1 статьи 21 Федерального закона «Опрокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу пункта 3 части 3 статьи названного Закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении нарушений закона.

Пунктом 1 статьи 24 названного Закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что участвуя в гражданском процессе, прокурор вправе защищать интересы законности, а не конкретного лица. Кроме того, защита неопределенного круга лиц предполагает отсутствие конкретного выгодоприобретателя по иску и будущему судебному решению, поскольку защищается потенциально большой круг лиц, оказавшихся в одинаковой юридико-фактической ситуации, например лиц (пассажиров, членов экипажа), права которых могут быть нарушены отсутствием необходимого оборудования при проведении поисково-спасательной операции.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 -198 ГПКРФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ульяновского транспортного прокурора - удовлетворить.

Обязать ФКУ «Приволжский АПСЦ» (ОГРН 1086311004636) оснастить, согласно Требований к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состава наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечня оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требований к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методики выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналов, применяемых при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроков проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от <дата> Ульяновскую РПСБ следующим обмундированием, снаряжением и имуществом:

- грузовым поисково-спасательным автомобилем повышенной проходимости (с кузовом типа КУНГ),

- гусеничным (на шинах низкого давления) тягачом,

- транспортером для перевозки личного состава, грузов и техники,

- приемником сигналов глобального позиционирования ГЛОНАСС (GPS),

- катером спасательным с мотором, прицеп для транспортировки катера,

- оборудованием для спасательных катеров, поясами авиационными спасательными на каждого члена спасательной парашютно-десантной группы Ульяновской РПСБ.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено <дата>.

Судья: В.А. Зинкин