РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО2, представителя ответчика ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» - ФИО3, при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7ФИО6ФИО11 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» о восстановлении в реестре участников накопительно-ипотечной системы, о возложении обязанности, У С Т А Н О В И Л : ФИО1 обратился в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», в котором, с учетом уточнения исковых требований, просит: - восстановить истца в реестре участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, категория участника «04», - обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить сумму накопленных взносов и иных учтенных на именном накопительном счете истца поступлений, - обязать ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» отменить решение о возврате задолженности по целевому жилищному займу, выраженное в письме от 31.01.2018 №НИС-3/2/639, расчет задолженности по целевому жилищному займу, фактические платежи бюджетных средств после даты увольнения заемщика, график возврата задолженности по договору от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, - признать факт отсутствия обязанности возврата истцом денежных средств, перечисленных по договору целевого жилищного займа от ДД.ММ.ГГГГ№ ******. В обоснование иска ФИО1 указал, что проходил военную службу в войсковой части 41659, был уволен с военной службы приказом от ДД.ММ.ГГГГ по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Исключен из списков личного состава войсковой части приказом от ДД.ММ.ГГГГ. Общая продолжительность военной службы истца составила 15 лет 11 месяцев. В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» истец не мог быть уволен с военной службы без обеспечения его жилым помещением. На основании положений Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» истец был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, приобрел жилое помещение за счет средств накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и кредита (военная ипотека) по адресу: <адрес>216/<адрес>. Кредит погашен в 2015 году. Таким образом, обязанность государства по обеспечению истца жилым помещением была исполнена. По смыслу действующего законодательства возврат денежных средств накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, за счет которых было приобретено жилое помещение, невозможен. Основания возврата накопленных денежных средств в федеральный бюджет установлены пунктом 4 ст. 13 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», этот перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации направило в адрес истца уведомление, из которого следует, что истец был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих неправомерно, не оспаривая при этом факт необходимости обеспечения истца жилым помещением. В основу этого решения положен вывод ответчика о том, что с истцом был заключен контракт в соответствии с законодательством, действовавшим на момент прохождения военной службы в 1992-1993 годах. В качестве контракта ответчик расценивает прохождение истцом сверхсрочной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в войсковой части 64805 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» не предусматривает возможности возврата накопленных денежных средств в случае расторжения контракта по окончании срока, на который он был заключен. Действующее законодательство проводит различие между сверхсрочной службой и службой по контракту. Расширительное толкование ответчиком законодательства нарушает жилищные права истца, он поставлен в ситуацию продажи приобретенной квартиры для возврата накоплений денежных средств. После обращения истца в суд истцом от ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» получено уведомление о необходимости возврата задолженности в сумме 1 325 315,96 руб., с чем истец не согласен. Аннулирование регистрационного номера участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в случае ошибочного открытия именного накопительного счета возможно только до предоставления участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих накоплений, учтенных на этом счете, то есть до исполнения государством обязанности по жилищному обеспечению. Действия ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», связанные с прекращением исполнения взятых на себя обязательств по жилищному обеспечению истца после фактического включения его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и предоставления целевого жилищного займа не основаны на законе. В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО5 возражал против удовлетворения исковых требований, настаивая на законности и обоснованности доводов, изложенных уведомлении ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» ФИО3 не согласилась с требованиями истца в части отмены решения о возврате задолженности по договору целевого жилищного займа, признания факта отсутствия обязанности возврата истом денежных средств. Указала, что функции по формированию и ведению реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в отношении военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации возложена на регистрирующий орган – Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Внесение изменений в именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих осуществляется на основании представленных соответствующим федеральным органом исполнительной власти сведений о внесении изменений в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Изменения в именной накопительный счет ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» обязано внести не позднее 10 рабочих дней со дня поступления соответствующих сведений. В случае ошибочного открытия именного накопительного счета регистрационный номер участника аннулируется. При этом средства накоплений для жилищного обеспечения, учтенные на указанном счете, возвращаются в бюджет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. На основании сведений, полученных ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» из регистрирующего органа о выявлении факта ошибочного включения истца в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих, именной накопительный счет аннулирован ДД.ММ.ГГГГ. В действиях ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» нет нарушений действующего законодательства, все действия в части закрытия именного накопительного счета, а также требование о возврате задолженности по договору целевого жилищного займа, совершены строго в рамках действующего законодательства, регламентирующего ведение именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» выполнены все требования и обязанности, возложенные законом, никаких нарушений установленного порядка функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих не допущено. Удовлетворение сформулированных истцом требований в части отмены решения ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» о возврате задолженности по договору целевого жилищного займа, признании факта отсутствия обязанности возврата истцом денежных средств без получения из регистрирующего органа сведений о восстановлении истца в реестре участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих будет нарушать положения Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», а также установленный порядок ведения именных накопительных счетов, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ******. В случае получения из регистрирующего органа сведений о восстановлении ФИО1 в реестре участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» в установленном законом порядке произведет перерасчет средств, учтенных на именном накопительном счете заявителя, и требование о возврате задолженности по договору целевого жилищного займа будет отменено. Истец ФИО1, представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в том числе, посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Октябрьского районного суда <адрес> в сети Интернет: https://oktiabrsky--svd.sudrf.ru. С учётом мнения представителей ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. Заслушав пояснения представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела, и не оспаривалось участвующими в деле лицами, ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен с военной службы приказом командира 35 отдельной гвардейской мотострелковой бригады (на БМП) от ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Исключен из списков личного состава войсковой части 416659 приказом командира части от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ. В 2005, 2008 годах истец обращался к командиру войсковой части 59895 (где тогда проходил службу) с рапортами о включении его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. ДД.ММ.ГГГГ истец был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих по категории «04». ДД.ММ.ГГГГФИО1 заключил с ПАО «Сбербанк России» кредитный договор № ******, по условиям которого кредитор обязался предоставить заемщику кредит по программе «Военная ипотека» - «Приобретение готового жилья» в сумме 723 802,53 руб. под 9,5% годовых на приобретение квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 29,9 кв.м на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Погашение задолженности по кредиту и уплата процентов за пользование кредиту осуществляется за счет средств Целевого жилищного займа в соответствии с договором целевого жилищного займа, поступающих на текущий счет заемщика. ДД.ММ.ГГГГФИО1 заключил договор купли-продажи <адрес>, на основании которого приобрел в собственность квартиру по адресу: <адрес>. Согласно справке ПАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 задолженность по кредитному договору (Военная ипотека) № ****** от ДД.ММ.ГГГГ в указанном банке погасил полностью. Счет по программе «Военная ипотека» закрыт. В письме (уведомлении) от ДД.ММ.ГГГГ№ ******нс ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации сообщило истцу, что он заключил контракт о прохождении военной службы в соответствии с законодательством, действующим на момент прохождения им военной службы, в 1992-1993 годах. Согласно п. 3 «в» Приказа от Министра обороны от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** «Об утверждении порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации» сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее ДД.ММ.ГГГГ и изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, относятся к «04» категории. В соответствии с п. 13 указанного Приказа основанием для включения указанной категории военнослужащих является обращение (в письменной форме) об их включении в реестр, зарегистрированное в журнале учета служебных документов. Так как второй контракт о прохождении военной службы был заключен истцом ранее ДД.ММ.ГГГГ можно сделать вывод о неправомерном включении его в реестр накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих по «04» категории. ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в целях внесения изменений и исключения ФИО1 из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, как ошибочно включенного, просит представить таблицу изменений по форме согласно приложению № ****** к Приказу, а также документы, подтверждающие обоснованность вносимых изменений в показатель «категория участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» с «04» категории на категорию «00». Обеспечение ФИО1 жилым помещением должно осуществляться в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** «О предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». В письме от ДД.ММ.ГГГГ №НИС-3/2/639 ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» сообщило истцу, что указанным Учреждением получены сведения об исключении истца из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих без права на использование накоплений. Именной счет истца как участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих закрыт. Погашение обязательств по кредитному договору истец в дальнейшем должен осуществлять самостоятельно. Ссылаясь на п. 82 Правил предоставления участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» указало, что поскольку истец был исключен из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих без права на использование накоплений в связи с ошибочным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и при этом не был уволен с военной службы, в Учреждении принято решение о предоставлении истцу графика погашения задолженности по целевому жилищному займу, рассчитанного на 10 лет. К указанному письму приложен расчет задолженности по целевому жилищному займу и график возврата задолженности. В ответе на судебный запрос ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» указало, что именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы ФИО1 открыт ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений регистрирующего органа – федерального органа исполнительной власти, в котором ФИО1 проходил военную службу, с датой возникновения основания для включения в реестр участников накопительн-ипотечной системы ДД.ММ.ГГГГ. На основании сведений регистрирующего органа именной накопительный счет ФИО1 аннулирован ДД.ММ.ГГГГ в связи с ошибочным включением военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы. В связи с тем, что ФИО1 не имел права на использование накоплений для приобретения жилого помещения в рамках накопительно-ипотечной системы, у него образовалась задолженность перед указанным Учреждением в размере 1 314 297,47 руб., которая состоит из первоначального взноса и ежемесячных платежей, перечисленных Учреждением по договору целевого жилищного займа для погашения его ипотечного кредита. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» к участникам накопительно-ипотечной системы относятся, в том числе, сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее ДД.ММ.ГГГГ, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы. В соответствии с Приложением № ****** к Порядку реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации (утвержден Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 245) сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее ДД.ММ.ГГГГ и изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, относятся к категории «04». Ответчик ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на основании данных послужного списка истца обоснованно посчитал, что поскольку истец проходил службу в войсковой части 64805 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями), а в последующем, ДД.ММ.ГГГГ, вновь поступил на военную службу, заключив контракт, истец является военнослужащим, заключившим второй контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому истец ошибочно был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих по категории «04». Между тем, как установлено в судебном заседании и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, после включения истца в реестр участников накопительно-ипотечной системы, ему ответчиком ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» был предоставлен целевой жилищный заем, истцом получен кредит в ПАО «Сбербанк России», а впоследствии истцом приобретено по договору купли-продажи жилое помещение. В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» получение участником денежных средств, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего. Согласно п. п. 7, 8 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 655, в случае ошибочного открытия именного накопительного счета уполномоченный федеральный орган аннулирует регистрационный номер участника накопительно-ипотечной системы. При этом средства накоплений для жилищного обеспечения, учтенные на указанном счете, возвращаются в федеральный бюджет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основанием для закрытия уполномоченным федеральным органом именного накопительного счета является исключение военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы, кроме случая, предусмотренного частью 3 статьи 12 Федерального закона. Документом, подтверждающим возникновение основания для закрытия именного накопительного счета, является уведомление соответствующего федерального органа об исключении военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы. Частью 3 ст. 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» предусмотрены следующие основания для исключения военнослужащего из реестра участников НИС: увольнение его с военной службы; исключение его из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признание его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим; исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета. Содержание названных правовых норм в их взаимосвязи указывает на то, что военнослужащий может быть исключен из реестра участников накопительно-ипотечной системы только при наличии оснований, указанных в законе. Между тем, как следует из упомянутого выше уведомления ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ******нс основанием для исключения ФИО1 из реестра накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих послужило неверное отнесение истца к категории участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих «04». Однако такого основания для исключения из реестра накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих закон не предусматривает. В связи с этим решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об исключении ФИО1 из реестра накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих нельзя признать правомерным. Что касается аннулирования регистрационного номера участника накопительно-ипотечной системы в случае ошибочного открытия именного накопительного счета, то в силу приведенных норм закона это возможно только до предоставления участнику накопительно-ипотечной системы средств накоплений, учтенных на этом счете, то есть до исполнения государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего. В противном случае такой военнослужащий не может быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса участника накопительно-ипотечной системы и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, о необходимости соблюдения вытекающих из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 19, ч. ч. 2, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации принципов поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ******. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2794-О также указал, что в силу п.п. 7, 8 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, части 3 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" исключение военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы возможно только при наличии одного из указанных оснований. Если же лицо ошибочно было включено в реестр участников накопительно-ипотечной системы, то аннулирование записи о нем в реестре и закрытие специального накопительного счета допускаются только до момента получения им соответствующих денежных средств. Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П такое правовое регулирование, при котором добросовестный гражданин, доверившийся ошибочному решению уполномоченного государством органа о предоставлении социальной выплаты, в связи с ее отменой утрачивает существенный источник дохода, который он получал в течение длительного времени, притом что возвращению к прежнему жизненному укладу препятствуют объективные трудности, не соответствует принципу справедливого равновесия между требованиями общего интереса и необходимостью защиты права этого лица. В связи с изложенным суд полагает возможным удовлетворить требования истца, предъявленные к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, возложить на данного ответчика обязанность восстановить истца в реестре участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, категория участника «04», а также обязанность восстановить сумму накопленных взносов и иных учтенных на именном накопительном счете истца поступлений. В то же время нет оснований для удовлетворения требований истца об обязании ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» отменить решение о возврате задолженности по целевому жилищному займу, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №НИС-3/2/639, расчет задолженности по целевому жилищному займу, фактические платежи бюджетных средств после даты увольнения заемщика, график возврата задолженности по договору от ДД.ММ.ГГГГ№ ******. В силу ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга. Разрешение вопроса об отмене принятого ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» решения относится к исключительной компетенции данного Учреждения. Возложение на Учреждение обязанности отменить указанное решение судом приведет к нарушению публичных прав органа исполнительной власти в лице ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» по решению вопросов, относящихся к его компетенции, что само по себе, исходя из конституционного принципа разделения властей, предусмотренного ст. 10 Конституции Российской Федерации является недопустимым. Кроме того, обоснованными являются доводы представителя ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» о том, что возложение на данного ответчика обязанности отменить решение о возврате задолженности по договору целевого жилищного займа повлечет нарушение положений Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. В силу п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют и ведут реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках накопительно-ипотечной системы, необходимые для ведения их именных накопительных счетов, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Согласно п. 2 Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 245, утвердившего Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации является регистрирующим органом. В силу п. 5 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих формируется и ведется регистрирующим органом в порядке, установленном Правилами формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. В силу п. 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внесение изменений в именной накопительный счет осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников накопительно-ипотечной системы. Таким образом, действия по закрытию именного накопительного счета истца, направление ему требования о возврате задолженности были совершены ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» в связи с поступлением сведений об ошибочном включении истца в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, из ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. Следовательно, ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» при осуществлении оспариваемых истцом действий руководствовалось данными, полученными от ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. При этом, восстановление истца в реестре участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих само по себе будет являться основанием для отмены ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» требования о возврате задолженности. Что касается требования истца о признании факта отсутствия обязанности возврата истцом денежных средств, перечисленных по договору целевого жилищного займа от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, то такое требование, с учетом избранного истцом способа защиты права, не является материально-правовым, исковым требованием, указанный факт представляет собой одно из юридически значимых обстоятельств по делу, это обстоятельство в ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение, в связи с чем требования истца о восстановлении в реестре участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, о восстановлении денежных средств на именном накопительном счете истца удовлетворены. Таким образом, требования, предъявленные истцом к ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», не подлежат удовлетворению. Истцом также в качестве ответчика указано ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», однако в исковом заявлении и уточнениях к нему не указано, какие именно права истца были нарушены этим Учреждением. При рассмотрении настоящего дела также не установлено нарушения прав истца, допущенных ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», в связи с чем в удовлетворении требований, предъявленных к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», суд отказывает. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : иск ФИО1ФИО8 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» о восстановлении в реестре участников накопительно-ипотечной системы, о возложении обязанности удовлетворить частично. Возложить на ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность восстановить ФИО1ФИО10 в реестре участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, категория участника «04». Возложить на ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность восстановить сумму накопленных взносов и иных учтенных на именном накопительном счете ФИО1ФИО9 поступлений. В удовлетворении остальных требований – отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>. Судья И.В. Кайгородова |