ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2015/19 от 31.10.2019 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело №2-2015/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2019 года город Иваново

Ленинский районный суд города Иваново в составе: председательствующего по делу - судьи Гараниной С.А. при секретаре судебного заседания – Шмелевой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново гражданское дело по иску ФИО1 к ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России о признании незаконным решения единой жилищной комиссии, возложении обязанности устранить допущенные нарушения

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивировав его тем, что истец и члены его семьи (жена, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ) решением единой жилищной комиссии от 17.12.2018г. незаконно были сняты с учета для получения единовременной социальной выплаты в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет. Выводы комиссии являются необоснованными и противоречат фактическим обстоятельствам. В протоколе заседания комиссии указано, что сотрудником при подаче заявления о принятии на учет не были предоставлены выписки из домой книги с прежних адресов регистрации, чем были нарушены пп. «з» п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369. Однако Правила допускают предоставление не только выписки из домовой книги, но и замещающих ее документов. В материалах учетного дела имеются справки администрации Бабяковского сельского поселения о регистрации ФИО2 и справки территориального отдела городского микрорайона Репное о регистрации по месту жительства ФИО1, ФИО3, ФИО4, а также копии паспортов с указанием мест регистрации, свидетельств о регистрации по месту пребывания всех членов семьи истца. Комиссией неправильно рассчитана обеспеченность жилой площадью истца и членов его семьи. Собственниками жилого дома по адресу: <адрес> являются: ФИО6 и ФИО6 ФИО6 не является матерью истца. Площадь дома, которая находится в собственности ФИО6 ( отца истца), составляет – 68,7 кв.м, на момент снятия с регистрационного учета по данному месту жительства истца и его сыновей в доме были зарегистрированы еще 4 человека. Следовательно, на истца и его сыновей приходилось : 68,7: 6*3=34,2 кв. Также комиссия установила, что ФИО2 была зарегистрирована до 24.11.2011г. в <адрес>, собственником которого является ее отец ФИО7 При этом комиссией не дана оценка тому обстоятельству, что согласно свидетельству о государственной регистрации права право собственности ФИО7 на данный жилой дом было зарегистрировано только в 2013г., т.е. после снятия ФИО14 с регистрационного учета. Снятие истца и его супруги с регистрационного учета по месту жительства в 2011г. не может рассматриваться как намеренное ухудшение жилищных условий для получения единовременной социальной выплаты, поскольку на момент снятия К-вых с регистрационного учета ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" еще не был принят. Кроме того, ч. 8 ст. 4 данного Федерального закона предусмотрен перечень намеренных действий, влекущих ухудшение жилищных условий. Снятие граждан с регистрационного учета не указано в данном перечне.

На основании изложенного, истец просил суд, с учетом уточнений, признать незаконным решение единой жилищной комиссии по учету сотрудников ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлению им жилых помещений (социальных выплат) от 17 декабря 2018г. о снятии с учета для получения единой социальной выплаты старшего преподавателя кафедры пожарной тактики, пожарно-строевой, физической полготовки и газодымозащитной службы Воронежского института – филиала Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, подполковника внутренней службы ФИО1, 04.06.1983г.р., составом семьи 4 человека: он, жена, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ на основании пп. «г» п. 15 Правил в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет) и о нерассмотрении вопроса о внесении изменений в состав семьи ФИО1; возложить обязанность устранить допущенные нарушения и принять решение о восстановлении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ составом семьи 4 человека: он, жена, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ на учете для получения единовременной социальной выплаты и рассмотреть рапорт ФИО1 об изменении его состава семьи – включении в состав семьи сына – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истец ФИО1 заявил об отказе от исковых требований к ответчику Воронежскому институту – филиалу Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России. Отказ от иска в отношении данного ответчика принят судом, производство по делу в данной части прекращено.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО8 поддержали заявленные исковые требования по основаниям. изложенным в иске.

Третье лицо ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, в судебное заседании не явилась, извещена в установленном порядке, представила письменные пояснения, в которых поддержала заявленные исковые требования, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Третье лицо ФИО9 в судебное заседании не явился, извещен в установленном порядке, о причинах неявки в суд не сообщил.

Представители ответчика ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России ФИО10, ФИО11 в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск, в которых указали, что представленные истцом справки о регистрации истца и членов его семьи не могут заменить выписку из домовой книги, поскольку данные документы лишь подтверждают регистрацию истца и его супруги, определить уровень обеспеченности общей площади жилого помещения на одного человека по данным документам невозможно. В учетном деле отсутствует соглашение истца с собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>, следовательно, истец имел право пользования всем жилым помещением, а не только частью, принадлежащей его отцу. Довод истца о том, что отец супруги оформил документы о собственности на жилой дом в <адрес> только в 2013г., не означает, что супруга истца не была обеспечена данным жилым помещением. Снявшись с регистрационного учета в 2011г., истец и его супруга совершили действия по ухудшению жилищных условий. Предусмотренный ч. 8 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ перечень намеренных действий, влекущих ухудшение жилищных условий, не является исчерпывающим. Довод истца о том, что действия по снятия с регистрационного учета были совершены до вступления в силу данного Федерального закона, также не являются правомерными, поскольку в соответствии с положениями ст. 53 ЖК РФ, действующей с 01.03.2005г., граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что истец ФИО1, проходивший службу в ФГБОУ ДПО Учебный центр ФПС по Воронежской области, в составе 4 членов семьи (он, супруга ФИО2, дети ФИО3, ФИО4) был принят 20.11.2014г. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по Главному управлению МЧС России по Воронежской области.

В связи с переводом к новому месту службы 30.09.2015г. он был снят с учета по Главному управлению МЧС России по Воронежской области и поставлен на учет по ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России- филиал Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России.

28.08.2018г. истец обратился в единую жилищную комиссию по учету сотрудников ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях и предоставлению им жилых помещений (социальных выплат) (далее- Единая жилищная комиссия) с просьбой внести изменения в учетное дело в связи с увеличением состава семьи ( рождением третьего ребенка).

Решением Единой жилищной комиссии от 17.12.2018г. истец составом семьи 4 человека снят с учета для получения единой социальной выплаты старшего на основании пп. «г» п. 15 Правил в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет). Также принято решение вопрос о внесении изменений в состав семьи ФИО1 не рассматривать, поскольку сотрудник подлежит снятию с учета для получения единовременной социальной выплаты.

Комиссией установлено, что ФИО1 и его дети ФИО3 и ФИО4 28.11.2011г. снялись с регистрационного учета по месту жительства в жилом доме общей площадью 137,4 кв.м по адресу: <адрес>, собственниками которого являются родители ФИО1 – ФИО6, ФИО6 ФИО12 и его дети являлись членами семьи собственников жилого помещения и были обеспечены общей жилой площадью по 45,8 кв.м ( 137,4 :3), что превышает учетную норму. Также супруга ФИО1 – ФИО2 снялась с регистрационного учета по месту жительства в жилом доме общей площадью 106,3 кв.м по адресу: <адрес>, собственником которого является ее отец ФИО7 Обеспеченность ФИО2 в этом жилом доме составила 54,5 кв.м (106,3:2), что превышает учетную норму. Кроме того, ФИО1 не представлены выписки из домовых книг по данным адресам. Комиссия пришла к выводу, что данные действия являются действиями по ухудшению жилищных условий. В связи с чем ФИО1 не мог быть принят на учет 20.11.2014г., поскольку на тот период времени не истек пятилетний срок с момента совершения им действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

На согласившись с решением комиссии, истец обратился в суд. Проанализировав доводы истца, суд приходит к выводу об их несостоятельности, поскольку они основаны на ошибочном толковании правовых норм.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название приводится в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной).

Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной).

Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что для признания соответствующих лиц, названных в статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По данному делу юридически значимыми и подлежащими установлению, с учетом вышеуказанных правовых норм, являются следующие обстоятельства: был ли истец и его супруга зарегистрированы в жилом доме своих родителей в качестве члена семьи собственника жилого помещения, заключалось ли между ними какое-либо соглашение, определяющее их права на это жилое помещение иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, и приобрел ли истец и члены его семьи в результате этих действий (снятие с регистрационного учета) статус нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты.

По данному делу судом установлено, что истец в период с 1987г. по 28.11.2011г. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, в жилом доме общей площадью 137,4 кв. м, принадлежащем на праве общей долевой собственности по ? доле каждому: его отцу ФИО6 и супруге его дяди - ФИО6 Также в данном жилом доме были зарегистрированы с рождения дети истца (ФИО3 и ФИО4). В судебном заседании истец подтвердил, что был вселен и проживал в данном жилом доме как член семьи собственника – его отца. Какое-либо соглашение, определяющее его право на это жилое помещение иначе, между ним и собственниками данного жилого помещения не заключалось. 28.11.2011 г. истец с несовершеннолетними детьми добровольно снялся с регистрационного учета в данном жилом доме, что он подтвердил в судебном заседании, мотивировав это тем, что он фактически проживал в г. Воронеже в жилом помещении по договору коммерческого найма, где он и члены его семьи были зарегистрированы по месту пребывания.

Супруга истца ФИО2 в период с 1987г. по 24.11.2011г. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> жилом доме, общей площадью 106,3 кв. м, принадлежащем на праве собственности ее отцу ФИО7 Из пояснений истца и третьего лица ФИО2 следует, что она была вселена и проживала в данном жилом доме как член семьи собственника – ее отца. Какое-либо соглашение, определяющее ее право на это жилое помещение иначе, между ней и собственником данного жилого помещения не заключалось. 24.11.2011 г. она также добровольно снялась с регистрационного учета в данном жилом доме.

В результате указанных действий обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека семьи ФИО12 составила менее 15 кв.м. Довод истца о том, что он и его супруга снялись регистрационного учета по месту жительства в связи с тем, что они оформили регистрацию по месту пребывания в жилом помещении, занимаемом ими по договору коммерческого найма, судом отклоняется, поскольку регистрация по месту жительства не является препятствием для регистрации по месту пребывания. Кроме того, ранее в судебном заседании 09.10.2019г. истце пояснил, что снялся с регистрационного учета в целях получении компенсации за поднайм жилья, которая выплачивается при отсутствии у сотрудника жилых помещений для проживания.

Таким образом, действия сотрудника и членов его семьи по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, в котором они как члены семьи собственника были обеспечены общей площадью жилого помещения более 15 кв. м, а также их добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением, в результате чего обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составила менее 15 кв. м, свидетельствуют о намеренном создании им ситуации нуждаемости в жилье. Такие действия в силу положений части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ дают право комиссии снять сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты (пп. «г» п. 15 Правил предоставления единовременной социальной) в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).

Довод истца о том, что комиссией неправильно произведен расчет обеспеченности истца и членов его семьи общей площадью жилого помещений на момент снятия с регистрационного учета в ноябре 2011г., судом отклоняется. Из материалов дела следует, что на момент снятия ФИО2 с регистрационного учета в жилом доме по адресу: <адрес> были зарегистрированы 4 человека, включая ФИО2, что сторонами не оспаривалось. В связи с чем на долю ФИО12ой приходилось 26,57(106,3:4) кв.м. общей площади жилого помещения.

Истец в своих доводах сослался на то, что жилой дом по адресу <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности по ? доле каждому его отцу ФИО6 и супруге его дяди - ФИО6, членом семьи которой он не является. Между собственниками данного жилого дома 19.05.2010г. заключено соглашение о порядке пользования, из которого следует, что в пользование ФИО6 выделена изолированная часть дома площадью 68,8 кв.м в литере АА1. В связи с чем в расчет обеспеченности общей площадью жилого помещения может быть включена только ? доля общей площади данного жилого помещения, принадлежащая его отцу. Однако, даже при расчете обеспеченности общей площадью жилого помещения с учетом данных доводов истца, общая площадь жилых помещений, приходящаяся на каждого члена семьи истца до снятия их с регистрационного учета в ноябре 2011г., превышает учетную норму и составляет: 68,7 (137,4:2) :6 (количество зарегистрированных лиц в жилом помещении ) *3=34,35 + 26,57( обеспеченность ФИО2 общей площадью жилых помещений) :4=60,92:4=15,23 кв.м.

Довод истца о том, что ФИО2 не может быть признан членом семьи собственника жилого помещения, поскольку право собственности ее отца зарегистрировано в ЕГРП в 2013г., судом отклоняется в силу следующего.

Из материалов дела действительно следует, что право собственности в ЕГРН на жилом дом по адресу: <адрес> зарегистрировано в упрощенном порядке за ФИО7 11.02.2013г. на основании свидетельства о праве собственности на землю от 06.12.1993г. и кадастрового паспорта от 18.01.2013г. Однако из этого не следует, что право собственности возникло с данного момента.

Согласно п.1 ст. 69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Из кадастрового паспорта следует, что жилой дом возведен в 1988г. Согласно выписки из похозяйственной книги данный жилой дом значится на праве собственности за ФИО7 с 1987г. (похозяйственная книга № 17, лицевой счет <***> Администрации Бабяковского сельского поселения).

Похозяйственная книга являлась документом, содержащим данные учета расположенных в сельской местности жилых и нежилых строений, записи о собственнике строения, характеристике строения, об основании принадлежности строения правообладателю.

Обязательность ведения похозяйственных книг Советами народных депутатов по установленным формам была предусмотрена пунктом 7 статьи 11 Закона РСФСР от 19 июля 1968 года "О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР".

Постановлением Госкомстата СССР от 25 мая 1990 года N 69 были утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, согласно которым похозяйственные книги являлись документами первичного учета хозяйств.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов.

При таких обстоятельствах право собственности ФИО7 является ранее возникшим, т.е. до вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи с чем на момент снятия ФИО2 с регистрационного учета в ноябре 2011г. ее отец был собственником указанного жилого дома.

Довод истца о том, что его действия по снятию с регистрационного учета не были совершены с намерением приобретения права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты, поскольку имели место до принятия Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 г., судом также отклоняются.

Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу 1 марта 2005 г., граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Подпункт "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов.

Ввиду того, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок приобретения сотрудником права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты, предусмотрено такое обязательное условие как принятие сотрудника на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения им или членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий, и такое условие уже было ранее установлено положениями Жилищного кодекса Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, а также исходя из пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, суд приходит к выводу о том, что решение ответчика о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, является правомерным.

Кроме того, согласно пункту 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник при обращении в комиссию в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты к заявлению прилагает в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения) (подпункт "з" пункта 5 Правил).

Копии документов, указанных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, заверенных в установленном порядке.

Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом комиссии не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты.

Несоблюдение сотрудником установленных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет либо снятия его с учета.

Из материалов учетного дела следует, что истцом при постановке его на учет не были представлены выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. Справки о регистрации истца и членов его семьи по месту жительства и по месту пребывания не могут являться заменяющими документами, поскольку из данных справок невозможно определить полный перечень лиц, зарегистрированных в жилом помещении, и, соответственно, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения истца и членов его семьи.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ :

исковые требования ФИО1 к ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России о признании незаконным решения единой жилищной комиссии, возложении обязанности устранить допущенные нарушения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: С.А.Гаранина

Решение суда в окончательной форме принято 01.11.2019г.