Дело № 2-2015/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Черемхово 25 декабря 2015 года
Черемховский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего федерального судьи Тирской А.С., при секретаре Козловой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Службы государственного строительного надзора Иркутской области к ФИО1 о запрете эксплуатации объекта капитального строительства до устранения нарушений градостроительного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Служба государственного строительного надзора Иркутской области обратилась в Черемховский городской суд с иском к ФИО1 о запрете эксплуатации объекта капитального строительства до устранения нарушений градостроительного законодательства, указав, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <данные изъяты> в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГг. внесена запись № о государственной регистрации права собственности ФИО1 на объект недвижимости - 4-этажное (подземных этажей - 1) нежилое здание, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, (кадастровый (или условный) №). Учитывая технические характеристики, проектная документация данного объекта капитального строительства подлежит экспертизе и, соответственно, в случае его реконструкции Службой должен осуществляться государственный строительный надзор. ДД.ММ.ГГГГ в Службу поступила жалоба Ш., в которой содержалась информация о реконструкции 4-этажного нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>. В данной жалобе содержались сведения о нарушении технических регламентов, иных нормативных правовых актов при выполнении работ в процессе реконструкции данного объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, которые создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей. Данная информация является достаточным правовым основанием для назначения внеплановой проверки в рамках осуществления государственного строительного надзора в отношении застройщика при реконструкции данного объекта капитального строительства. Застройщиком может быть физическое или юридическое лицо, намеренное осуществить строительство, реконструкцию строительного объекта за счет собственных, заемных или привлеченных средств, являющееся собственником, владельцем, пользователем или арендатором соответствующего объекта недвижимости или желающее получить право на использование для целей строительства, реконструкции объекта недвижимости, находящегося в государственной, муниципальной или иной собственности. Земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, в границах которого находится 4-этажный реконструированный «<данные изъяты>» принадлежит на праве собственности ФИО1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <данные изъяты>. Застройщиком является ФИО1 - правообладатель земельного участка и объекта недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>. Распоряжением Службы № срп от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1, была назначена внеплановая выездная проверка при реконструкции объекта капитального строительства - «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>. При проведении проверки Службой было установлено, что к существующему зданию объекта капитального строительства - «<данные изъяты>», площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, выполнен 4-этажный пристрой, общей площадью <данные изъяты> кв.м, (согласно проектной документации - «Проект реконструкции здания магазина со строительством пристроя по <адрес>» лист 1 шифр АР). Возведение пристроя, площадью <данные изъяты> кв.м. к «<данные изъяты> расположенному по адресу: <адрес>, является реконструкцией, поскольку общая площадь данного объекта капитального строительства была увеличена с <данные изъяты> кв.м. до <данные изъяты> кв.м. Администрация муниципального образования <адрес> не выдавала ФИО1 разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства - 4-этажного нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>. Строительство, реконструкция объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на строительство образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии постановлением Службы № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.5 КоАП РФ и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. В ходе проведения проверки в рамках осуществления государственного строительного надзора при реконструкции объекта капитального строительства - «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, Службой были установлены многочисленные нарушения.
По результатам проверки Службой был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором зафиксированы все вышеуказанные нарушения. ФИО1 было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. о прекращении реконструкции объекта капитального строительства - «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, до получения в установленном законом порядке разрешения на строительство.
При реконструкции 4-этажного нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, было допущено 27 нарушений строительных и градостроительных норм и правил, технических регламентов, которые влияют на надежность и безопасность данного объекта капитального строительства. Его эксплуатация, как объекта капитального строительства с постоянным массовым пребыванием людей, создает угрозу жизни и здоровью, сохранности имущества неопределенного круга лиц.
Истец просил обязать ФИО1 прекратить эксплуатацию объекта капитального строительства - 4-этажного нежилого здания, расположенного на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, кадастровый №, до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Представитель истца Службы государственного строительного надзора Иркутской области ФИО2, действующий на основании доверенности оформленной надлежащим образом, исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика адвокат Юркин Э.В., действующий на основании ордера, требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица администрации МО «город Черемхово» в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск мэр г.Черемхово ФИО3 указал, что предмет иска ранее являлся предметом рассмотрения Черемховским городским судом, в результате чего ДД.ММ.ГГГГ принято решение, согласно которому требования прокурора города Черемхово, действующего в интересах неопределённого круга лиц к ФИО1 удовлетворены в полном объеме, эксплуатация здания торговоразвлекательного центра «Октябрь», расположенного по адресу: <адрес>, приостановлена до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Законность принятого решения подтверждена апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, прокурор города Черемхово при предъявлении искового требования к ФИО1 о приостановлении эксплуатации объекта действовал в рамках ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и представлял интересны неопределённого круга лиц, соответственно и интересы Службы государственного строительного надзора Иркутской области, которая по данному делу выступает в качестве истца. По рассматриваемому делу имеется вступившее в законную силу решение по спору фактически между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, администрация города Черемхово, полагает, что дальнейшее производство по данному делу подлежит прекращению.
Выслушав представителя истца ФИО2, представителя ответчика адвоката Юркина Э.В., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ.
Статьей 49 ГрК РФ установлено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 является собственником объекта недвижимости - 4-этажного (подземных этажей - 1) нежилого здания, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Согласно техническим характеристикам, проектной документации данный объект капитального строительства подлежит экспертизе.
В соответствии с п.16 ст. 1 ГрК РФ застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, в границах которого находится 4-этажный реконструированный <данные изъяты>» принадлежит на праве собственности ФИО1
На основании поступившей ДД.ММ.ГГГГ жалобы распоряжением Службы государственного строительного надзора <адрес>№ срп от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ФИО1 была назначена внеплановая выездная проверка при реконструкции объекта капитального строительства - <данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что к существующему зданию объекта капитального строительства - «<данные изъяты>», площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, выполнен 4-этажный пристрой, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
В силу ч. 4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В соответствии с п.14 ст.1 ГрК РФ реконструкцией объектов капитального строительства признается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Возведение пристроя, площадью <данные изъяты> кв.м. к <данные изъяты>», расположенному по адресу: <адрес>, является реконструкцией, поскольку общая площадь данного объекта капитального строительства была увеличена с <данные изъяты> кв.м. до <данные изъяты> кв.м.
Согласно материалам дела администрация муниципального образования города Черемхово не выдавала ФИО1 разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства.
Постановлением Службы государственного строительного надзора Иркутской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.5 КоАП РФ. Ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей
Пунктом 4 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №54 Ф от 01.02.2006г., предусмотрено, что предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов проектной документации, в том числе требованиями энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Проведенной проверкой выявлены нарушения при реконструкции объекта капитального строительства - <данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с требованиями п.3.18 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» электротехнические устройства общественных зданий, а в необходимых случаях - резервные источники электроснабжения следует проектировать в соответствии с требованиями СП 31-110, ГОСТ Р 50571.28 и Правилами устройства электроустановок. Согласно п.5.1 СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» степень обеспечения надежности электроснабжения электроприемников предприятий торговли должна соответствовать II-ой категории.
Согласно требованиям п.1.2.20, главы 1,2 «Электроснабжение и электрические сети» ПУЭ «Правил устройства электроустановок» электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
В нарушение указанных требований электроснабжение электроприемников здания торгового центра производится по III-ой категории надежности электроснабжения, при которой возможен перерыв в электроснабжении до 24-х часов.
В соответствии с требованиями п.3.18 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» электротехнические устройства общественных зданий, а в необходимых случаях - резервные источники электроснабжения следует проектировать в соответствии с требованиями СП 31-110, ГОСТ Р 5057Г28 и Правилами устройства электроустановок.
Согласно п.5.1 СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» степень обеспечения надежности электроснабжения противопожарных устройств (пожарных насосов, систем подпора воздуха, дымоудаления), аварийного освещения предприятий торговли должна соответствовать I-ой категории. В соответствии с требованиями п. 1.2.19 главы 1.2 «Электроснабжение и электрические сети» ПУЭ «Правил устройства электроустановок», электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.
В нарушение указанных требований питание щитов аварийного электроосвещения, электроприемников систем противопожарной защиты, относящихся к потребителям 1-ой категории, предполагается производить по III-ой категории надежности электроснабжения, при которой возможен перерыв в электроснабжении до 24-х часов.
В соответствии с требованиями п.7 ст.82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов в зданиях, сооружениях и строениях должны иметь защиту от распространения пожара. В местах прохождения кабельных каналов коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций.
Согласно требованиям п.2.1,58 «Правил устройства электроустановок» (ПУЭ), в местах прохода проводов и кабелей через стены, междуэтажные перекрытия или выхода их наружу необходимо обеспечивать возможность смены электропроводки. Для этого проход должен быть выполнен в трубе, коробе, проеме и т.п. С целью предотвращения проникновения и скопления воды и распространения пожара в местах прохода через стены, перекрытия или выхода наружу следует заделывать зазоры между проводами, кабелями и трубой (короба, проемы и т.п.), а также резервные трубы (короба, проемы и т.п.) легко удаляемой массой их несгораемого материала. Заделка должна допускать замену, дополнительную прокладку новых проводов и кабелей и обеспечивать предел огнестойкости проема не менее предела огнестойкости стены (перекрытия).
В нарушение указанных требований проходы кабелей, проводов через стены и перекрытия выполнены без применения отрезков стальных труб в кабельных лотках, гофрированной поливинилхлоридной трубке, гладкой жесткой поливинилхлоридной трубе, металлорукаве, нарушающих нормируемый предел огнестойкости строительных конструкций, не выполнена заделка мест прохода кабелей распределительных и групповых линий через перекрытия и стены, обеспечивающая требуемый предел огнестойкости строительных конструкций, а так же не выполнена заделка зазоров между кабелями и трубами легко удаляемой массой из несгораемого материала.
В соответствии с требованиями п.11.7. СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» задвижка с электроприводом на обводной линии счетчиков холодного водоснабжения должна открываться автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств противопожарной автоматики.
В нарушение указанного требования задвижка с электроприводом на обводной линии счетчиков холодного водоснабжения не установлена, не выполнена система автоматического открытия задвижки с электроприводом на обводной линии холодного водоснабжения от кнопок, устанавливаемых от пожарных кранов или от устройств противопожарной автоматики.
В соответствии с требованиями п.7.1.28 главы 7.1 «Электроустановки жилых, общественных, административных и бытовых зданий» ПУЭ «Правил устройства электроустановок», ВУ, ВРУ, ГРЩ, как правило, следует устанавливать в электрощитовых помещениях, доступных только для обслуживающего персонала. ВУ, ВРУ, ГРЩ могут размещаться в помещениях, выделенных в эксплуатируемых сухих подвалах, при условии, что эти помещения доступны для обслуживающего персонала и отделены от других помещений перегородками с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.
В нарушение указанных требований помещение для размещения вводно- распределительных устройств (электрощитовая) не выгорожено (не отделено от других помещений перегородками с пределом огнестойкости не менее 0,75ч).
В соответствии с требованиями п.7.1.30 главы 7.1. «Электроустановки жилых, общественных, административных и бытовых зданий» «Правил устройства электроустановок» (ПУЭ), помещения, в которых установлены ВРУ, ГРЩ, должны иметь естественную вентиляцию, электрическое освещение. Температура помещения не должна быть ниже +5°С.
В нарушение указанного требования в помещении электрощитовой (где установлены щиты вводно-распределительных устройств) естественная вентиляция отсутствует.
В соответствии с требованиями п.7.1.36 главы 7.1. «Электроустановки жилых, общественных, административных и бытовых зданий» «Правил устройства электроустановок» (ПУЭ), во всех зданиях линии групповой сети, прокладываемые от групповых, этажных и квартирных щитков до светильников общего освещения, штепсельных розеток и стационарных электроприемников, должны выполняться трехпроводными (фазный - L, нулевой рабочий – N и нулевой защитный - РЕ проводники).
В нарушение указанного требования линии групповой сети, прокладываемые от групповых щитков до светильников общего освещения выполнены двухжильным кабелем (двухпроводные).
В соответствии с требованиями ч.1 ст.85 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» объемно-планировочные решения зданий, сооружений и строений должны исключать возможность распространения продуктов горения за пределы помещения пожара, пожарного отсека и (или) пожарной секции.
Пункт 4.23. СП 40-107-2003 «Проектирование, монтаж и эксплуатация систем внутренней канализации из полипропиленовых труб» устанавливает, что в многоэтажных зданиях на трубопроводах следует устанавливать противопожарные муфты со вспучивающим огнезащитным составом, препятствующие распространению пламени по этажам.
В нарушение указанных требований в подвалах на полипропиленовых трубопроводах не установлены противопожарные муфты со вспучивающим огнезащитным составом, препятствующие распространению пламени по этажам.
В соответствии с требованиями п.7.11 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», заделку отверстий в местах прокладки воздуховодов, кабелей и трубопроводов с обеспечением требуемого предела огнестойкости и дымогазонепроницаемости конструкции.
В нарушение указанных требований в местах пересечения перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости.
В соответствии с требованиями ч.16 ст.90 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п.8.3 СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения», высота ограждений лестниц, балконов, террас, кровли и в других местах опасных перепадов высот должна быть достаточной для предупреждения падения и быть не менее 0,9 м. Ограждения из металлических конструкций должны выполняться в соответствии с ГОСТ 25772. Независимо от высоты здания указанные ограждения следует предусматривать для эксплуатируемых плоских кровель, балконов, лоджий, наружных галерей, открытых наружных лестниц, лестничных маршей и площадок. Ограждения должны быть непрерывными, оборудованы поручнями и рассчитаны на восприятие нагрузок не менее 0,3 кН/м.
В нарушение указанных требований ограждение кровли отсутствует. Ограждения лестничных маршей и лестничных площадок выполнены в нарушение ГОСТ 25772 высотой 0,7 - 0,8 м.
В соответствии с требованиями п.8.3* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» для зданий высотой 10 м и более до карниза кровли или верха наружной стены (парапета) следует предусматривать выходы на кровлю из лестничных клеток непосредственно или через чердак, за исключением теплого, либо по лестницам 3- го типа или по наружным пожарным лестницам. Число выходов на кровлю и их расположение следует предусматривать в зависимости от функциональной пожарной опасности и размеров здания, но не менее чем один выход.
В нарушение указанных требований выход на кровлю отсутствует.
Согласно требованиям ч.19. ст.88 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» объемно-планировочные решения и конструктивное исполнение лестниц и лестничных клеток должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей из зданий, сооружений, строений при пожаре и препятствовать распространению пожара между этажами., согласно требованиям ч.4. ст.89 указанного закона эвакуационные выходы из подвальных и цокольных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения, строения.
В нарушение указанных требований лестничная клетка в здании сообщается с цокольным этажом.
В соответствии с требованиями ст.52 Федерального закона от 22.07.2008г. №123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара, защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов: устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения.
В соответствии с требованиями п. 1.2 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», настоящий свод правил распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями. Необходимость применения установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется в соответствии с приложением А, таблица А1. Согласно п.10.3 таблицы здания для размещения торговых предприятий три и более этажей независимо от площади обеспечиваются автоматическими системами пожаротушения. Предприятия торговли площадью более 3500 м2 должны оснащаться системами пожарной сигнализации.
В нарушение указанных требований Объект не оборудован автоматической установкой пожарной сигнализации и автоматической установкой пожаротушения, проектной документацией установка указанных систем не предусмотрена.
В соответствии с требованиями главы 7 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожаре. Требования пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» здания (сооружения) должны оснащаться СОУЭ соответствующего типа в соответствии с таблицей 2.
В нарушение указанных требований здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожаре.
В соответствии с требованиями п.1 ст.78 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», проектная документация на здания, сооружения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы должна содержать пожарно-технические характеристики, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В нарушении указанным Федеральным законом требований проектная документация противопожарной защиты не представлена.
В соответствии с требованиями пунктов 1, 2, 5, 9 ст.87 Федерального закона №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков должна устанавливаться в зависимости от их этажности, класса функциональной пожарной опасности, площади пожарного отсека и пожарной опасности происходящих в них технологических процессов. Пределы огнестойкости строительных конструкций должны соответствовать принятой степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков. Соответствие степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков и предела огнестойкости применяемых в них строительных конструкций приведено в таблице 21 приложения к настоящему Федеральному закону. Класс конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков должен устанавливаться в зависимости от их этажности, класса функциональной пожарной опасности, площади пожарного отсека и пожарной опасности происходящих в них технологических процессов. Пределы огнестойкости и классы пожарной опасности строительных конструкций должны определяться в условиях стандартных испытаний по методикам, установленным нормативными документами по пожарной безопасности.
В нарушении указанному Федеральному закону не установлена степень огнестойкости здания, а также пределы огнестойкости и классы пожарной опасности строительных конструкций.
В соответствии с требованиями п.1 ст.89 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
В нарушении указанных требований не представлена проектная документация по расчету эвакуационных путей и выходов из здания.
В соответствии с требованиями ст.79 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» индивидуальный пожарный риск в зданиях и сооружениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания и сооружения точке. Риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара должен определяться с учетом функционирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений,
В нарушение указанных требований не представлен расчет индивидуального пожарного риска.
Согласно требованиям п.3.24 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» в общественных зданиях выше 2 этажей крыши следует проектировать с организованным водостоком, В зданиях до пяти этажей включительно - должен быть предусмотрен наружный организованный водосток; шесть и более этажей - должен устраиваться внутренний водосток.
В нарушение указанного требования не организован отвод дождевых и талых вод с кровли здания торгового центра «<данные изъяты>».
Согласно требованиям пунктов 4.33, 4.36 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» санитарно-бытовые помещения следует предусматривать раздельно для обслуживающего персонала, работающих и т.п., а также для посетителей, зрителей и т.п. Для расчета санитарных приборов соотношение мужчин и женщин принимается 1:1.Л если иное не указано в задании на проектирование. Помещения уборных в общественных зданиях и сооружениях (кроме открытых спортивных сооружений) следует размещать на расстоянии, не превышающем 75 м от наиболее удаленного места постоянного пребывания людей.
В нарушение указанного требования в здании торгового центра «Октябрь» имеется 1 санузел на 1-м этаже (1 унитаз).
Согласно требованиям п.3.14 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» в общественных зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое, противопожарное и горячее водоснабжение, канализацию и водостоки, в соответствии с требованиями СНиП 2,04.01 и приложения И.
В нарушение указанного требования в тепловом пункте здания отсутствует подключение к тепловым сетям (врезка) на горячее водоснабжение здания, сети горячего водоснабжения в здании не смонтированы. Проектная документация, подраздел «Система водоснабжения» не представлена.
В соответствии с требованиями п.7.3 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» рабочее освещение следует предусматривать для всех помещений зданий, а также участков открытых пространств, предназначенных для работы, прохода людей и движения транспорта.
В нарушение указанного требования не выполнены системы наружного освещение прилегающей территории, предназначенной для прохода людей и движения транспорта, проектной документацией освещение прилегающей территории не предусмотрено.
В соответствии с требованиями п. 5.4.18 СП 2.13130 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» предел огнестойкости конструкций наружных светопрозрачных стен должен соответствовать требованиям, предъявляемым к наружным ненесущим стенам.
В нарушение указанных требований сертификат соответствия требованиям пожарной безопасности витражных конструкции либо протокол испытаний отсутствуют,
В соответствии с требованиями ст.11 Регламента здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.
Согласно рекомендаций по проектированию, изготовлению и монтажу светопрозрачных конструкций с безопасным остеклением (РМД 56-05-2008), в торговых центрах в светопрозрачных конструкциях следует применять: Стекло толщиной не менее 4 мм в том числе закаленное, с установленной защитной пленкой со стороны помещения не менее 203 мкм или многослойное стекло по ГОСТ 30826. а также однокамерные стеклопакеты со стеклами толщиной не менее 4 мм и межстекольным расстоянием 16 мм с защитной пленкой толщиной не менее 203 мкм, установленной на внутреннее стекло внутри стеклопакета или со стороны помещения.
В нарушение указанного требования, примененные светопрозрачные конструкции имеют многочисленные трещины, расколы, защитная пленка или ограждение конструкций в местах опасных перепадов отсутствует.
В соответствии с требованиями п.3.16. СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» в общественных зданиях следует предусматривать сеть телефонной связи с выходом на телефонные сети общего пользования, сеть приема телевидения и радиовещания, сеть проводного вещания.
В нарушение указанного требования в здании торгово-административного центра система телефонной связи с выходом на телефонные сети общего пользования, сеть приема телевидения и радиовещания, а так же сеть проводного вещания не выполнены.
В соответствии с требованиями п.3.18 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» электротехнические устройства общественных зданий, а в необходимых случаях - резервные источники электроснабжения следует проектировать в соответствии с требованиями СП 31-110, ГОСТ Р 50571.28 и Правилами устройства электроустановок. Согласно п.4.3 СП 31-110-2003 эвакуационное освещение в общественных заданиях следует устраивать в проходных помещениях, коридорах, холлах, фойе и вестибюлях, на лестницах, служащих для эвакуации людей, в торговых залах общей площадью 90 м2 и более и на путях выхода из них.
В нарушение указанных требований в здании торгового центра система эвакуационного освещения не выполнена.
В соответствии с требованиями ст.85 Федерального закона от 22.07.2008 №123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п.7.18 Свода правил СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности» для противодымной защиты допускается использовать системы приточно-вытяжной общеобменной вентиляции при обеспечении требований пунктов 7.1 - 7.17 указанного СП расчетное определение требуемых параметров систем противодымной вентиляции или совмещенных с ними систем общеобменной вентиляции следует производить в соответствии с положениями указанных норм.
В нарушение указанных требований, в проекте системы вентиляции на объект капитального строительства - <данные изъяты>» по <адрес>, предусмотрено: крышной вентилятор марки ВКРТГ - Б - 6.3ДУ- 4 - выполняющий функции только дымоудаления, и не может быть использован в вытяжной общеобменной вентиляции; толщина оцинкованной стали воздуховодов принята 0.5-0.7мм, при минимально допустимой толщине 0.8мм; воздуховоды дымоудаления запроектированы без огнезащитной обработки (при требовании к воздуховодам в пределах одного пожарного отсека - горизонтальные с пределом огнестойкости не менее EI-30, вертикальные с пределом огнестойкости не менее EI-45), предел огнестойкости шахты дымоудаления не отражен (при требовании не менее EI-150), противопожарные огнезадерживающие клапаны установлены поэтажно в вентшахте, при требовании к их установке в местах присоединения горизонтальных воздуховодов к вентиляционной шахте
Таким образом, реконструкция объекта капитального строительства - «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, осуществляется с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, технических регламентов.
В соответствии п. 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №54 Ф от 01.02.2006г., при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений.
По результатам проверки был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ. с указанием допущенных нарушений.
Ответчику ФИО1 выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. о прекращении реконструкции объекта капитального строительства - <данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, до получения в установленном законом порядке разрешения на строительство.
ФИО1 предоставлен срок до ДД.ММ.ГГГГ. для уведомления истца о выполнении данного предписания.
Согласно ч.5 ст.54 ГрК РФ истечение срока исполнения предписания об устранений выявленного нарушения обязательных требований, выданного органом государственного строительного надзора, является основанием для проведения внеплановой выездной проверки.
Службой государственного строительного надзора Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка при реконструкции объекта капитального строительства - <данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, поскольку наступил срок исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения проверки было установлено, что работы по реконструкции данного объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на строительство продолжаются; нарушения строительных и градостроительных норм и правил, выявленные по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ не устранены.
Кроме того, был установлен факт эксплуатации <данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>.
Указанное обстоятельство не оспорено стороной ответчика в ходе судебного заседания.
В соответствии с ч.2 ст. 55.24 ГрК РФ эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно ч.1 ст.55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка.
Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик должен обратиться в орган, выдавший разрешение на строительство с заявлением, к которому должны быть приложены документы, указанные в ч.9 ст.55 ГрК РФ, в том числе разрешение на строительство и заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
В связи с тем, что разрешение на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства <данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, администрацией муниципального образования города Черемхово не выдавалось, а истец не осуществляла государственный строительный надзор при его реконструкции, у ответчика ФИО1 отсутствуют правовые основания для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Статьей 1065 ГК РФ установлено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Поскольку при реконструкции нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, были допущены нарушения строительных и градостроительных норм и правил, технических регламентов, которые влияют на надежность и безопасность данного объекта капитального строительства, его эксплуатация, как объекта капитального строительства с постоянным массовым пребыванием людей, создает угрозу жизни и здоровью, сохранности имущества неопределенного круга лиц.
В силу ч.1 ст. 55.26 ГрК РФ в случаях нарушения при эксплуатации зданий, сооружений требований технических регламентов, проектной документации эксплуатация зданий, сооружений может приостанавливаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, требования о приостановлении эксплуатации 4-этажного нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, используемого ФИО1 в качестве Торгового центра «Октябрь», обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя третьего лица администрации МО «город Черемхово» о необходимости прекратить производство по делу на основании ст. 220 ГПК РФ, поскольку имеется вступившее в законную силу решение по спору фактически между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, суд находит ошибочными.
В соответствии с абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.
Между тем, <данные изъяты> городским судом <адрес>ДД.ММ.ГГГГг. было принято решение по иску прокурора города Черемхово в интересах неопределенного круга лиц, РФ и МО «город Черемхово» к ФИО1 о приостановлении эксплуатации здания торгово- развлекательного центра «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, по тем основаниям, что ответчиком не получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и несоответствие требованиям пожарной безопасности.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пп.3 п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для юридических лиц составляет <данные изъяты> рублей.
С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в федеральный бюджет в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Службы государственного строительного надзора Иркутской области к ФИО1 о запрете эксплуатации объекта капитального строительства до устранения нарушений градостроительного законодательства - удовлетворить.
Обязать ФИО1 прекратить эксплуатацию объекта капитального строительства - четырехэтажного нежилого здания, расположенного на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, кадастровый №, до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд путем подачи жалобы через Черемховский городской суд в течение одного месяца со дня его объявления.
Федеральный судья Тирская А.С.