ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2015/2021 от 22.12.2021 Кинельского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2021 года г. Кинель

Кинельский районный суд Самарской области в составе:

Председательствующий судья Куршева Н.Г.,

При секретаре Хартенко Е.П.,

с участием истца Антонова В.И., представителя ответчика Кутуевой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2015/2021 по исковому заявлению Антонова В. И. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации Самарской области о включении в стаж периода работы

УСТАНОВИЛ

Антонов В.И. обратился в суд с исковым заявлением о включении в стаж для перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве период работы в ООО «ОРТЭКС» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера участка.

В судебном заседании истец Антонов В.И. в судебном заседании поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске. При этом пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ истцом было написано заявление в пенсионный фонд о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013. Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.о. Отрадный Самарской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве не менее 30 лет, так как в сельский стаж не был засчитан период работы в ООО «ОРТЭКС» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве мастера участка. ДД.ММ.ГГГГ истцом в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.о. Отрадный Самарской области (межрайонное) была направлена жалоба на выше указанное решение от ДД.ММ.ГГГГ, в которой он указал, что при рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ Пенсионный фонд не учел трудовой стаж в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «ОРТЭКС» в должности мастера участка. Дополнительно к жалобе была приложена справка от ООО «ОРТЭКС», в которой организация-работодатель подтверждает отношение своей деятельности к птицеводству в сельском хозяйстве и осуществление им трудовой деятельности в оспариваемом периоде в сельской местности. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на его жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.о. Кинель Самарской области (межрайонное) указывает, что период работы в ООО «ОРТЭКС» не может быть включен в сельский стаж, так как согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности данного предприятия является строительство жилых и нежилых зданий, что не относится к сельскому хозяйству. Считает, что период работы в ООО «ОРТЭКС» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве мастера участка не включен в сельский стаж неправомерно со стороны Пенсионного фонда, так как согласно выписке из ЕГРЮЛ среди дополнительных видов деятельности организации указан ОКВЭД 01.47 Разведение сельскохозяйственной птицы, относящийся к сельскому хозяйству; должность мастер участка указана в «Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей», утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ; фактическим местом работы для истца являлся объект, ведущий свою деятельность в сельской местности, а именно в <адрес>. Также, показал, что согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, Антонов В.И. действительно работал в ООО «ОРТЭКС» мастером участка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ООО «ОРТЭКС» зарегистрировано: <адрес>, фактическим местом работы Антонова В.И. являлся объект, расположенный в <адрес>». Основные направления деятельности ООО «Тимашевская птицефабрика» - разведение сельскохозяйственной птицы (код отрасли по ОКВЭД 01.47), относящееся к сельскому хозяйству.

Представитель ответчика Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации Самарской области Кутуева Ю.Н. в судебном заседании возражала против исковых требований, просила оставить их без удовлетворения. Вместе с тем указала, что истец неоднократно обращался в Управление с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального Закон от 28 декабря 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Управлением выносились решения об отказе в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве, так как у Антонова В.И. отсутствует необходимый стаж. Последнее заявление о перерасчете было подано ДД.ММ.ГГГГ, по данному заявлению вынесено отказное решение от ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия необходимого стажа. Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона №400-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 №1440 и Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона №400-ФЗ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 №1440. Согласно Списку, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» для включения работы в сельском хозяйстве в ой или иной профессии (должности) в сельский стаж в одних случаях требуется, чтобы работа протекала в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, в других случаях достаточно, чтобы такая работа была в сельскохозяйственном структурном подразделении организации, не являющейся по основному виду деятельности сельскохозяйственной. В «сельский стаж» Антонова В.И. не засчитан период работы в ООО «ОРТЭКС» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве мастера участка, так как организация-работодатель не относится к сельскохозяйственному структурному подразделению организации, не являющейся по основному виду деятельности сельскохозяйственной, основным видом деятельности ООО «ОРТЭКС» не является ведение сельского хозяйства. Таким образом, документально подтвержденный стаж Антонова В.И. на ДД.ММ.ГГГГ составляет 29 лет 6 месяцев 17 дней, что не дает право на перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, Антонов В.И. обращался в Отрадненский городской суд Самарской области с исковым заявлением, предметом которого явилось включение в сельский стаж в том числе периода работы в ООО «ОРТЭКС» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Решением суда Антонову В.И. было отказано во включении данного периода в «сельский стаж», данное решение обжаловалось, однако апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ,вынесенным судебной коллегией по гражданским делам Самарского областного суда, решение оставлено без изменения.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

СДД.ММ.ГГГГ введен в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии на весь период их проживания в сельской местности.

Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года №1440.

Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГАнтонов В.И. является получателем пенсии по старости.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве в соответствии с ч. 14 ст.17 Федерального Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ было отказано истцу в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве по причине того, что в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального Закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 года лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральнымзакономот 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии на весь период их проживания в сельской местности. Согласно Правилам в подсчет «сельского стажа» периоды работы в РФ (РСФСР) включаются в стаж только при условии занятости в определенных производствах и определенных должностях (профессиях), поименованных Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ №1440 от 29.11.2018 (в редакции постановления правительства РФ от 25.06.2019 №805).

Не согласившись с названным выше решением, истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Пенсионный фонд РФ с жалобой, указав, что при рассмотрении его заявления о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального Закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 года, Управлением ПФР в г. Отрадный Самарской области не был учтен период работы в ООО «ОРТЭКС» на Тимашевской птицефабрике с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера участка. Сведения об этом периоде работы также отражены в его трудовой книжке. К настоящей жалобе дополнительно приложил копию документа, подтверждающего сельский характер работы в указанный период и отношение вида деятельности места работы к разведению сельскохозяйственной птицы (л.д. 120).

ДД.ММ.ГГГГ за в адрес истца был отправлен ответ, согласно которому по документам, имеющимся в его пенсионном деле, сельский стаж составляет 29 лет 6 месяцев 17 дней, что не дает право на перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве. В связи с отсутствием требуемого стажа работы в сельском хозяйстве Управлением ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. В решении указаны периоды, засчитанные в сельский стаж. Указанный в обращении период работы в ООО «ОРТЭКС» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в сельский стаж, так как согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности данного предприятия является строительство жилых и нежилых зданий, что не относится к сельскому хозяйству. Кроме того, согласно решению Отрадненского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в зачете указанного периода работы в сельский стаж истцу отказано (л.д. 118-119).

Согласно материалам дела, истец с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в ООО «ОРТЭКС» на должность мастера участка, аДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию.

Согласно Списку работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» для включения работы в сельском хозяйстве в той или иной профессии (должности) в сельский стаж в одних случаях требуется, чтобы работа протекала в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, в других случаях достаточно, чтобы такая работа была в сельскохозяйственном структурном подразделении организации, не являющейся по основному виду деятельности сельскохозяйственной.

В соответствии с п. 2 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона № 400-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от29.11.2018№1440 при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяется список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от29 ноября 2018 №1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии с п. 3 вышеуказанных Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:

а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик доД1 января 1992, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.

Согласно п. 5 Правил исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года№1015«Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.

При этом, независимо от занятости на работах, производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), если они имели место в колхозах, машино-факторных станциях, межколхозных предприятиях (организациях), совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которые выполнялись на территории Российской Федерации (РСФСР) до 1 января 1992 года.

Пунктом 6 Правил установлено, что при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:

а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости имеют только лица, занятые по профессии, должности, специальности, поименованных в вышеуказанном Списке.

Согласно порядку исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленному Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении «рабочих всех наименований», указанных в разделах 1 и 2 Списка, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 года №1440, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.

Следовательно, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.

Истец полагает, что справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ООО «ОРТЭКС», подтверждает его работу в должности мастера участка в ООО «ОРТЭКС» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку основным видом деятельности организации является разведение сельскохозяйственной птицы (код отрасли по ОКВЭД 01.47), относящееся к сельскому хозяйству, и позволяет зачесть его в «сельский стаж».

Суд полагает, что к данному документу следует отнестись критически в виду отсутствия указаний на документы, на основании которых он выдан, а также не представлена информация о структурном подразделении и участке, в котором работал Антонов В.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, из содержания Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что основным видом деятельности ООО «ОРТЭКС» является строительство жилых и нежилых зданий (код ОКВЭД 41.20), что не соответствует положениям части 14 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях».

Таким образом, истцом, в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ, не представлено объективных доказательств того, работа в должности мастера участка соответствовала работе в области сельского хозяйства, а занимаемая должность предусмотрена соответствующим Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года №1440.

С учетом изложенного, период работы Антонова В.И. в ООО«ОРТЭКС» сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве мастера участкане может быть засчитан в «сельский стаж», так как должность «мастер участка» не поименована Списком, кроме того организация-работодатель не относятся к сельскохозяйственному структурному подразделению организации, не являющейся по основному виду деятельности сельскохозяйственной, основным видом деятельности не является ведение сельского хозяйства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Антонова В. И. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

<данные изъяты>

Решение в окончательной форме составлено 28 декабря 2021 года.

Председательствующий судья

<данные изъяты>

<данные изъяты>