ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2016/16 от 18.11.2016 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

РЕШЕНИЕ 2-2016/16

Именем Российской Федерации

18 ноября 2016 года

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Поморцева С.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лекомцевой С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой Н.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Премьер» о возврате денежных средств, взыскании неустойки и компенсации морального вреда,

установил:

Степанова Н.А. обратилась в суд с иском к ООО «Премьер» о взыскании ... рублей, уплаченных по договору купли-продажи автомобиля, неустойки в размере ... компенсации морального вреда в сумме ... рублей, штрафа в размере ... % присужденных сумм, указывая на то, что по договору купли-продажи от Дата приобрела у ответчика автомобиль ... уплатив за него ... Автомобиль и все документы получила по акту от Дата и Дата поставила автомобиль на регистрационный учет. Установленный п. договора гарантийный срок ... месяца, исчисляемый по п. договора с даты передачи автомобиля, продлевался до Дата и до Дата. За период эксплуатации по причине неисправностей в автомобиле, неоднократно обращалась в сервисный центр. В результате чего в авторизованных станциях сервисного и технического обслуживания произведены соответствующие гарантийные ремонтные работы. Замена блока управления двигателя, замена рулевого управления автомобиля производились неоднократно. Дата в связи с проявлением вновь неисправности автомобиль на эвакуаторе доставлен в сервисный центр, где находится по настоящее время. Указанное позволяет сделать вывод о том, что ответчиком в нарушение требований ст. 469 ГК РФ передан товар ненадлежащего качества. Дата обратилась к ответчику с претензией, в которой указала на отказ от исполнения договора купли-продажи договора, одновременно с этим заявила требования о возврате уплаченной за автомобиль денежной суммы. В ответе на претензию от Дата ответчик указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Дата направила ответчику вторую претензию с аналогичными требованиями. Ответа на повторные требования в ее адрес не поступало. Обращаясь с претензионными требованиями указывала на факт обнаружения существенного недостатка товара. Предусмотренная п. 1 ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» неустойка за период с Дата по Дата составила ... За нарушение продавцом прав потребителя в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» ответчик обязан уплатить компенсацию морального вреда, который оценила в ... рублей. Также должен быть уплачен штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

При разбирательстве дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила требования, указала на то, что ей был реализован технически сложный товар ненадлежащего качества, в котором имеются существенные производственные недостатки (повторяющиеся недостатки), а также не имела возможности эксплуатировать автомобиль в совокупности более 30 дней в течение каждого года гарантийного срока по причине неоднократного устранения различных видов проявляющихся недостатков, размер неустойки увеличила до ... рублей. В период гарантии с Дата по Дата... автомобиль находился на гарантийном ремонте ... дня. В период гарантии с Дата по Дата автомобиль находился на гарантийном ремонте ... дней. В период гарантии по дополнительному соглашению автомобиль находился на гарантийном ремонте ... дня.

В судебном заседании истец с участием представителя Мелехиной Ю.В., по доверенности от Дата, настаивают на удовлетворении заявленных требований. Пояснили, что время нахождения автомобиля на гарантийном ремонте следует считать с учетом времени использования подменного автомобиля. Когда забирала автомобиль иногда просили расписаться в акте приемки работ прошедшим числом, объясняли это какими-то своими трудностями. Утверждает, что забирала автомобиль сразу после того, как сообщали о завершении ремонта. Срок ремонта был больше, чем указано в представленных ответчиком актах, что следует и из заказов деталей для ремонта. Просто так, по окончании ремонта её автомобиля, подменные автомобили не использовала. В каждый год гарантийного срока автомобиль находился в ремонте в совокупности более 30 дней. Автомобиль имеет существенные недостатки. Дважды ремонтировался блок управления двигателя: Дата и Дата. Дважды ремонтировался передний правый подшипник ступицы: Дата и Дата. Промежуточный рулевой вал был отремонтирован Дата. Сдала автомобиль Дата. На момент сдачи промежуточный рулевой вал был неисправен – заменен Дата в период проведения по делу технической экспертизы. Из-за неисправности рулевого управления несколько раз чуть было не попала в аварию. Также автомобиль терял тягу, глох. В очередной раз зимой, Дата поехала ... в область. По пути машина заглохла. Пока ждали эвакуатор несколько часов на морозе, замёрзли, ... После того, как Дата автомобиль на эвакуаторе доставили в сервисный центр ответчика больше его не забирала. Неустойку в размере стоимости автомобиля предъявили за период с Дата по Дата. Претензия получена ответчиком Дата, в срок до Дата требования ответчиком не удовлетворены. Со следующего дня Дата рассчитали неустойку.

Представитель ответчика Старцева О.Ю., по доверенности от Дата, иск не признала. Пояснила, что нахождение автомобиля на гарантийном ремонте в первый год более 30 дней не оспаривают. Второй год автомобиль находился на гарантийном ремонте в совокупности ... дней. При дополнительной гарантии – ... дней. Подсчет произведен с момента сдачи автомобиля до момента подписания акта выполненных работ. Время использования истцом подменного автомобиля не учитывают. Подменный автомобиль выдавался на примерный срок ремонта её автомобиля. Могла забрать автомобиль и позднее того, как его ремонт был завершен. Дата автомобиль не ремонтировался. Акт выдачи подменного автомобиля составлен не Дата, а Дата. Указанный в акте подменный автомобиль Дата не мог быть ей выдан, т.к. Дата продан. Существенных недостатков автомобиль не имеет. Автомобиль технически исправен, что подтверждается заключением экспертов. Истец имела право отказаться от автомобиля раньше, но она каждый раз изъявляла желание отремонтировать его. При удовлетворении иска просит применить положения ст. 333 ГК РФ.

Эксперт С.В.В. пояснил, что при проведении экспертизы совершили поездку на автомобиле для установления имеющихся неисправностей. Обнаружилось затрудненное вращение рулевого колеса из-за неисправности промежуточного рулевого вала. Эксплуатировать автомобиль с этой неисправностью было нельзя, влияет на безопасность движения. Расценил эту неисправность как производственный недостаток. При проведении экспертизы ООО «Премьер» произвело замену промежуточного рулевого вала. После замены признаков блокировки или потери рулевого управления не выявили. Других недостатков не выявили. По окончании экспертизы новый промежуточный рулевой вал заменили на старый.

Свидетель Н.В.Н. показал, что Дата автомобиль на ремонт не сдавался. Подменный автомобиль Степановой Н.А. выдал Дата... принял Дата

Заслушав пояснения сторон, разъяснения эксперта, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 469 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

В соответствии с пунктом 3 статьи 503 ГК РФ в отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (пункт 2 статьи 475).

В соответствии с пунктом 2 статьи 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

В соответствии со статьёй 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 1).

Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю (пункт 2).

В соответствии со статьей 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности (пункт 1).

Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.

Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором (пункт 3).

В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы (пункт 6).

В соответствии с пунктом 4 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» при устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.

Согласно пункта 2 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924, к технически сложным товарам отнесены автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования.

Согласно преамбулы Закона РФ «О защите прав потребителей»: существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Судом установлено, что Дата между ООО «Премьер» (продавец) и Степановой Н.А. (покупатель) заключен договор купли-продажи автомобиля ... по цене ...).

Автомобиль передается покупателю в течение ... рабочих дней с момента его полной оплаты (п. договора).

Продавец принял на себя обязательства, в том числе, передать покупателю автомобиль без недостатков качества материалов и сборки (п. договора), гарантировал, что передаваемый покупателю автомобиль не имеет недостатков качества материалов и сборки (п. договора).

Завод-изготовитель предоставляет гарантию качества автомобиля в соответствии с условиями гарантийной политики на срок ... месяца с момента передачи автомобиля покупателю (п. договора).

Гарантия качества ограничена только дефектами производственного характера и не распространяется на: технико-эксплуатационные регулировки автомобиля, другие диагностические и регулировочные работы, связанные с естественным износом; естественный износ деталей, в том числе и ускоренный, если он вызван внешними воздействиями; повреждения автомобиля и любых его элементов, вызванные внешними воздействиями химических веществ, кислоты, частей дорожного покрытия, камней, песка, соли, пожаров, техногенной деятельности человека, его небрежностью или неправомерными действиями; также природными и экологическими явлениями (смолистые осадки деревьев, град, шторм, молнии, сильные ливни), и стихийными бедствиями; проявляющиеся вследствие эксплуатации и являющиеся конструктивной особенностью автомобиля незначительные шумы (щелчки, скрип, вибрация), не влияющие на качество, характеристики и работоспособность автомобиля или его элементов, а также незначительные (не влияющие на нормальный расход) просачивание жидкостей сквозь прокладки и сальники, не различимые без применения специальных методов диагностики недостатки элементов отделки, лакокрасочного и гальванического покрытия; повреждения автомобиля в результате дорожно-транспортного происшествия; устранение последствий ремонта (обслуживания), выполненного не уполномоченными концерном ... на проведение сервисного и технического обслуживания лицами (п. договора).

Степановой Н.А. за автомобиль уплачено ...

Автомобиль с ПТС, договором купли-продажи от Дата, сервисной книжной, ключами ... копией ГТД, руководством (инструкцией) по эксплуатации на русском языке передан покупателю по акту приема-передачи Дата (л.д. 13).

Дата Степановой Н.А. выдано свидетельство о регистрации транспортного средства (л.д. 15).

Степанова Н.А. указывает на то, что в период срока гарантийного обслуживания автомобиля производились следующие ремонтные работы:

замена блока управления двигателя - Дата

замена блока управления двигателя - Дата

замена регулировочного клапана охлаждающей жидкости - Дата

герметизация кронштейна зеркала, вклеивание уплотнительных полосок слева и справа - Дата

замена топливного насоса высокого давления - Дата

замена переднего правого подшипника ступицы - Дата

замена выключателя стоп-сигнала - Дата;

замена термостата - Дата

замена переднего левого подшипника ступицы - Дата

замена рулевого механизма (рулевой рейки) - Дата

замена промежуточного рулевого вала, вклеивание уплотнительной полоски слева - Дата

замена форсунки 4-го цилиндра двигателя, замена масла и масляного фильтра – Дата

доливка жидкостей - Дата

замена переднего левого датчика ABS - Дата

замена датчиков оборотов - Дата

замена подшипника передней правой ступицы и верхней левой опоры пружины – Дата

замена лямбда зонда до катализатора, проверка свечей и лямбда зонда – Дата

дефект промежуточного рулевого вала, требующий замены - Дата

В период гарантийного срока в автомобиле имелись повторяющиеся дефекты, а именно:

блок управления двигателя Дата

передний правый подшипник ступицы Дата

промежуточный рулевой вал Дата

Утверждает, что не имела возможности использовать автомобиль более 30 дней в совокупности в течение каждого года гарантийного срока вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Период гарантии с Дата по Дата (первый год)

Гарантийный ремонт (... дней) - замена блока управления двигателя.

Дата приема на гарантийный ремонт - Дата, пробег ТС - ... км, жалобы - периодически горит ЕРС, машина не развивает мощность.

Дата выдачи - Дата (заказ-наряд , акт выполненных работ , договор на поставку запасных частей (заявка от Дата).

Гарантийный ремонт (... дней) - замена блока управления двигателя.

Дата приема на гарантийный ремонт - Дата (договор на поставку запасных частей заявка от Дата).

пробег - ... км (пробег при последнем обращении - ...).

Дата выдачи согласно акту выполненных работ - Дата

Гарантийный ремонт (... дней) - замена регулировочного клапана охлаждающей жидкости.

Дата приема ТС на гарантийный ремонт - Дата, что подтверждается актом приема-передачи к заказ-наряду, договором на поставку запасных частей (заявка от Дата

пробег ТС - ... км., (пробег ТС при последнем обращении – ... км); жалобы - из печки дует холодный воздух, облазит лак на решетке радиатора.

Дата выдачи - Дата, что следует из заказ-наряда , акта выполненных работ

Гарантийный ремонт ... день) - ведомый поиск неисправностей, зарядка аккумулятора.

Дата приема на гарантийный ремонт - Дата что подтверждается актом приема-передачи к заказ-наряду; пробег ТС - ... км, (пробег при последнем обращении - данные не указаны); жалобы - горит Чек.

Дата выдачи - Дата, что подтверждается актом выполненных работ

Гарантийный ремонт ... дня) - герметизация кронштейна зеркала, вклеивание уплотнительных полосок слева и справа.

Дата приема на гарантийный ремонт - Дата

Дата выдачи - Дата, что подтверждается заказ-нарядом (копии заказ-наряда, акта выполненных работ прилагаются); пробег ТС - ... км., (пробег при последнем обращении - ... км.); жалобы - свист в районе наружных зеркал.

На период предоставлен подменный автомобиль (копия договора от Дата, акты приема-передачи подменного автомобиля).

Гарантийный ремонт (... дня) - замена топливного насоса.

Дата приема на гарантийный ремонт - Дата (договор на поставку запасных частей , заявка от Дата); пробег - ... км, (пробег при последнем обращении - ... км.).

Дата выдачи - не ранее Дата, исходя из того, что в соответствии с заказ-нарядом дата приемки на ремонт - Дата года.

Автомобиль находился на гарантийном ремонте в первый год гарантии ... дня.

Период гарантии с Дата по Дата (второй год гарантии).

Гарантийный ремонт (... день) – замена переднего правого подшипника ступицы.

Дата приема – Дата, что подтверждается актом приема передачи к заказ наряду, заказ нарядом , пробег – ... км (пробег при последнем обращении - ... км), жалобы – гул спереди.

Дата выдачи – Дата, что подтверждается актом выполненных работ

Гарантийный ремонт ... дней) - замена стоп-сигнала, ведомый поиск неисправностей.

Дата приема ТС на гарантийный ремонт - Дата, что подтверждается актом к заказ-наряду, заказ-нарядом (копии прилагаются);

пробег ТС - ... км, (пробег ТС при последнем обращении - ... км.);

жалобы - горит ЧЕК, ЕРС.

Дата окончания ремонта - Дата

По окончанию ремонта было выявлено, что неисправность не устранена.

В связи с чем, Дата автомобиль вновь передан сотрудникам сервисного цента, что подтверждается актом к заказ-наряду от Дата. Был представлен подменный автомобиль на период гарантийных работ, который составил с Дата по Дата, что подтверждается копиями договора от Дата., актов приема-передачи подменного автомобиля.

Дата обращалась в сервисный центр с целью устранения неисправности -с жалобами на гул в машине, потеря тяги, где автомобиль находился на ремонте до Дата года, то есть в течение ... дней.

Гарантийный ремонт ... дня) - замена термостата.

Дата приема ТС на гарантийный ремонт - Дата, что следует из заказ - наряда , акта выполненных работ пробег - ... км (пробег при последнем обращении - ... км.); жалобы - не поднимается температура двигателя, в машине холодно.

Дата выдачи - Дата по акту выполненных работ

Гарантийный ремонт ... день) - замена переднего левого подшипника ступицы.

Дата приема - Дата, что подтверждается актом приема-передачи к заказ-наряду, заказ нарядом ; пробег - ... км, (пробег при последнем обращении - ... км).

Дата выдачи - Дата, что подтверждается актом выполненных работ

Гарантийный ремонт (... дня) - опрос памяти неисправностей.

Дата приема - Дата

Дата выдачи - Дата, что подтверждается актом выполненных работ ; пробег ТС - ... км, (пробег при последнем обращении - данные не указаны).

На период ремонта предоставлялся подменный автомобиль, что подтверждается копиями договора от Дата, актов приема-передачи подменного автомобиля.

Гарантийный ремонт ... дней) - замена рулевого механизма (рулевой рейки и промежуточного рулевого вала).

Дата приема - Дата, что подтверждается договором на поставку запасных частей заявка от Дата, заказ-наряд ; пробег ТС - ... км, (пробег ТС при последнем обращении - ... км.); жалобы - при движении туго крутиться руль.

Дата окончания ремонта - Дата

По окончании настоящего гарантийного ремонта было выявлено, что неисправность не устранена. В связи с чем, сотрудниками сервисного цента была проведена диагностика, по результатам которой вновь произведен гарантийный ремонт - замена промежуточного рулевого вала, а также повторно проведен гарантийный ремонт, направленный на устранения шума со стороны левого зеркала заднего вида, что подтверждается заказ-нарядом актом выполненных работ

На период производства гарантийных ремонтных работ, период которых составил с Дата по Дата, предоставлялся подменный автомобиль, что подтверждается копиями договора от Дата, актов приема-передачи подменного автомобиля.

Автомобиль находилось на гарантийном ремонте с Дата года по Дата, т.е. ... дней.

Гарантийный ремонт ... дней) - замена форсунки 4-го цилиндра двигателя, замена масла и масляного фильтра.

Дата приема - Дата, подтверждается заказ-нарядом актом выполненных работ пробег - ... км, (пробег ТС при последнем обращении - ... км.); жалобы - автомобиль прибыл на эвакуаторе, пропала тяга, загорается ЧЕК, ЕРС.

Дата выдачи - Дата

На период производства ремонта предоставлен подменный автомобиль, что подтверждается копиями договора от Дата, акта сдачи подменного автомобиля от Дата

Обращалась в сервисный центр с целью устранения неисправности Дата года (ремонт ... дня). При этом, предоставлялся подменный автомобиль.

Автомобиль находился на гарантийном ремонте во второй год гарантии ... дней.

Период гарантии по дополнительному соглашению.

Гарантийный ремонт ... дней) - доливка жидкостей, замена переднего левого датчика ABS, замена датчиков оборотов.

Дата приема - Дата, подтверждается историей по заказ-нарядам; пробег ТС - ... км. (пробег ТС при последнем обращении - данные не указаны); жалобы - загорается ЕРС, ABS, курсовая неустойчивость.

Дата выдачи - Дата

Согласно указанной выше выписке в период с Дата по Дата гарантийные ремонтные работы проводились в соответствии с многочисленными заказ-нарядами, где также указан пробег - ... км., то есть пробег не менялся, следовательно, период гарантийного ремонта составил - ... дней.

Гарантийный ремонт ... день) - диагностика автомобиля.

Дата приема - Дата, что подтверждается актом приема-передачи транспортного средства, историей по заказ-нарядам; пробег - ... км. (пробег при последнем обращении - данные не указаны); жалобы - в машине холодно, температура ДВС не поднимается, скачет на щитке приборов.

Дата выдачи - Дата

Гарантийный ремонт (... дней) - замены подшипника передней правой ступицы и верхней левой опоры пружины.

Дата вновь обратилась в сервисный центр с жалобами на проявление неисправностей в автомобиле: горит ЕРС, гул при движении спереди справа.

Дата приема - Дата, что подтверждается историей по заказ-нарядам. В результате чего с Дата года по Дата года, принадлежащий ей автомобиль находился на гарантийном ремонте по поводу замены подшипника передней правой ступицы и верхней левой опоры пружины.

Гарантийный ремонт ... дня) - замена лямбда зонда до катализатора, проверка свечей и лямбда зонда.

Дата приема - Дата, что следует из истории по заказ-нарядам; пробег - ... км, (пробег при последнем обращении - данные не указаны); жалобы - горит ЧЕК, плавают обороты, автомобиль троит.

Дата выдачи - Дата

Гарантийный ремонт ... дней).

Дата вновь обратилась в сервисный центр с жалобами на проявление неисправностей в автомобиле: горит ЧЕК, машина не развивает обороты, неравномерен. В тот же день автомобиль принят на гарантийный ремонт. Предоставлен подменный автомобиль, что подтверждается историей по заказ-нарядам.

Отметила, что в период с Дата по Дата производились ремонтные работы, направленные на устранение поломки ДВС (двигателя внутреннего сгорания), на что указано в письме ответчика от Дата года.

Автомобиль находился на гарантийном ремонте в период дополнительной гарантии ... дня.

С учетом указанного выше утверждает, что ответчиком реализован технически сложный товар ненадлежащего качества, в котором имеются существенные производственные недостатки (повторяющиеся недостатки). Поэтому, а также учитывая невозможность эксплуатировать автомобиль в совокупности более 30 дней в течение каждого года гарантийного срока по причине неоднократного устранения различных недостатков считает, что вправе возвратить продавцу товар ненадлежащего качества и требовать возврата уплаченной за него суммы.

ООО «Премьер» письмом от Дата в ответ на обращение Степановой Н.А. о продлении срока действия гарантийных обязательств на принадлежащий ей автомобиль по причине неоднократных обращений в сервисный центр с различными неисправностями, сообщил о принятии на себя гарантийных обязательств по обслуживанию автомобиля после окончания срока действия гарантии завода-изготовителя на срок до ... месяцев, а именно с Дата по Дата. Кроме того, с Дата по Дата ООО «Премьер» обязалось рассматривать каждое обращение в сервисный центр с неисправностями, требующими ремонта на сумму более ... рублей и в случае заводского дефекта устранять данные неисправности безвозмездно.

Письмом от Дата ООО «Премьер» сообщило Степановой Н.А. о своей осведомленности о необходимости ремонта ДВС в период продленной гарантии по соглашению от Дата и на претензию Степановой Н.А. к качеству автомобиля продлило принятые на себя обязательства по обслуживанию автомобиля в части обращений, касающихся неисправностей ДВС, АКПП и электронных блоков управления автомобилем на срок с Дата по Дата

При разбирательстве дела представитель ответчика не оспаривает невозможность использования автомобиля в течение первого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

По второму году и в период дополнительной гарантии со ссылкой на акты приемки автомобиля в ремонт и акты выполненных работ утверждает, что автомобиль находился в ремонте ... дней: ...

При разбирательстве дела проведена экспертиза.

Согласно заключения автотехнической экспертизы, проведенной экспертами С.В.В. и П.Д.В. с Дата по Дата и недостатки, которые имел автомобиль в период с Дата по Дата указаны в таблице № 1 (33 позиции). ООО «Премьер» проведены диагностические, текущие и ремонтные работы с автомобилем. Проведенные ООО «Премьер» работы по позициям №№ 4, 16, 29 (зарядка аккумулятора, доливка жидкостей, замена масла, фильтров и жидкостей) являются эксплуатационными. Принимая во внимание наличие деформации пластиковой защиты с нижней части автомобиля, как с левой, так и с правой стороны, а также у основной защиты двигателя, потерю смазки на игольчатых подшипниках крестовины промежуточного рулевого вала в процессе эксплуатации, эксперт П.Д.В. сделал вывод, что выход из строя промежуточного рулевого вала является эксплуатационным недостатком. При визуальном осмотре промежуточного рулевого вала в месте установки уплотнительных колец отсутствуют повреждения механического характера. В связи с чем, эксперт С.В.В. сделал вывод, что выход из строя промежуточного вала является производственным недостатком (дефектом). На момент осмотра Дата автомобиль находился в технически неисправном состоянии по причине неисправности промежуточного рулевого вала. Недостаток был устранен путем замены промежуточного рулевого вала. Причина выхода из строя остальных замененных деталей экспертами не определена, поскольку автомобиль, заменяемые детали и узлы в момент возникновения неисправностей для осмотра экспертам не предоставлялись. При проведении инструментального контроля каких-либо иных недостатков не выявлено. Выявленный недостаток устранен. Стоимость замены промежуточного рулевого вала ... рублей, время замены ... часа. Признаков блокировки рулевого управления или потери рулевого управления автомобиля в процессе проведения его ходовых испытаний не выявлено. В ходе проведения ходовых испытаний автомобиля каких-либо неисправностей двигателя, приводящих к потере мощности (тяги) не выявлено. В ходе проведения компьютерной диагностики электронных блоков управления двигателем каких-либо недостатков в работе двигателя не выявлено. На момент осмотра климатическая установка каких-либо неисправностей не имеет. В ходе проведения ходовых испытаний автомобиля каких-либо неисправностей в виде звуков, шумов, гула, свиста не выявлено. Возникновение вибрации при торможении происходило по причине повышенного износа деталей тормозной системы, а именно тормозных дисков и тормозных колодок. Автомобиль может использоваться по назначению.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Приобретенный Степановой Н.А. автомобиль относится к технически сложным товарам.

По истечении пятнадцати дней со дня передачи такого товара потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков (ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Согласно пункта 2 статьи 475 ГК РФ и преамбулы Закона РФ «О защите прав потребителей»: существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

В приобретенном Степановой Н.А. автомобиле устранялись имевшиеся недостатки, в том числе, блока управления двигателя, переднего правого подшипника ступицы, промежуточного рулевого вала.

Ремонт производился путем замены неисправной детали на новую.

После замены дефекты проявлялись вновь.

Снова производился ремонт с заменой детали на новую.

Так дважды заменены: блок управления двигателя Дата передний правый подшипник ступицы Дата промежуточный рулевой вал Дата

Тем самым, кроме прочих неисправностей, одни и те же неисправности выявлялись неоднократно, проявлялись вновь.

Один из этих недостатков: неисправность промежуточного рулевого вала устранен путем его замены вновь после сдачи Степановой Н.А. автомобиля на ремонт в последний раз Дата

Причем вторичная замена промежуточного рулевого вала произведена лишь при проведении по делу автотехнической экспертизы Дата, что свидетельствует о наличии в автомобиле существенного недостатка на момент предъявления Степановой Н.А. требования продавцу об устранении имеющихся неисправностей автомобиля (Дата а затем и на момент предъявления ею претензии с требованием о возврате уплаченной за автомобиль суммы Дата

Суд отклоняет вывод эксперта П.Д.В. о том, что выход из строя промежуточного рулевого вала является эксплуатационным недостатком. Данный вывод основан на том, что пластиковая защита в нижней части автомобиля имеет деформации и в процессе эксплуатации игольчатые подшипники крестовины промежуточного рулевого вала теряют смазку.

Экспертом С.В.В. указано на то, что при визуальном осмотре промежуточного рулевого вала в месте установки уплотнительных колец не обнаружено повреждений механического характера. В связи с чем, экспертом сделан вывод, что выход из строя промежуточного рулевого вала является производственным недостатком (дефектом).

Суд соглашается с выводом эксперта С.В.В.., свидетельствующим о том, что деформация пластиковой защиты в нижней части автомобиля не могла повлиять на потерю смазки игольчатых подшипников крестовины промежуточного рулевого вала в процессе эксплуатации автомобиля, поскольку повреждения механического характера в месте установки уплотнительных колец промежуточного рулевого вала отсутствуют. Следовательно, обнаруженный дефект промежуточного рулевого вала относится к производственным недостаткам.

Таким образом, все вышеперечисленные недостатки в автомобиле, которые выявлялись неоднократно, проявлялись вновь после их устранения, имеют производственный характер. Также и выход из строя промежуточного рулевого вала является производственным недостатком (дефектом). Доказательств иного ответчиком не представлено.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что существенные недостатки в автомобиле возникли по причинам, возникшим до его передачи Степановой Н.А.

Поэтому Степанова Н.А. была вправе в порядке п. 6 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков и по истечение двух лет со дня передачи ей автомобиля, а поскольку её требование не удовлетворено по истечении двадцати дней - возвратить автомобиль и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

В силу пункта 4 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» при устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.

При устранении недостатков сданного в ремонт автомобиля произведена замена комплектующих изделий, на новое комплектующее изделие.

В связи с чем и в силу пункта 4 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю автомобиля по окончании ремонта.

Замена блока управления двигателя - Дата (срок гарантии по Дата

Замена блока управления двигателя - Дата (срок гарантии по Дата

Замена переднего правого подшипника ступицы Дата (срок гарантии по Дата

Замена промежуточного рулевого вала, вклеивание уплотнительной полоски слева - Дата (срок гарантии по Дата

Замена подшипника передней правой ступицы и верхней левой опоры пружины – Дата (срок гарантии по Дата

В период проведения по делу экспертизы вновь произведена замена промежуточного рулевого вала - Дата (срок гарантии по Дата

Кроме того, производился ремонт с заменой других деталей:

замена регулировочного клапана охлаждающей жидкости - Дата

замена топливного насоса - Дата

замена стоп-сигнала - Дата

замена термостата - Дата

замена переднего левого подшипника ступицы - Дата

замена рулевой рейки Дата

замена форсунки 4-го цилиндра двигателя - Дата

замена переднего левого датчика ABS, замена датчиков оборотов - Дата

замена верхней левой опоры пружины - Дата

замена лямбда зонда до катализатора - Дата

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 16.12.2014 № 34-КГ14-10 положения абзаца одиннадцатого пункта 1 статьи 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" применяются при наличии совокупности следующих обстоятельств:

невозможности в течение хотя бы одного года гарантии пользоваться автомобилем более, чем 30 дней;

невозможность использования обусловлена неоднократным ремонтом;

во время ремонтов устранялись разные недостатки товара.

Истец указала на нахождение автомобиля в ремонте в первый год гарантии на протяжении ... дней. Ответчик не оспаривает то обстоятельство, что автомобиль находился на гарантийном ремонте более 30 дней.

Тем самым, у истца как потребителя, в силу ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», возникло право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы.

Предусмотренная абзацем одиннадцатым пункта 1 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» норма предусматривает необходимость определения периода, когда отсутствовала возможность использовать товар.

Согласно пункта 7 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца.

По смыслу приведенных норм срок доставки автомобиля в сервис и срок проезда покупателя в сервис за автомобилем являются периодом времени, в течение которого покупатель не мог использовать товар вследствие устранения его недостатков (Определение Верховного Суда РФ от 16.12.2014 № 34-КГ14-10).

Поэтому суд учитывает доводы истца о времени, когда у неё отсутствовала возможность использовать товар, что составило соответственно в период с Дата по Дата (первый год) – ... дня, с Дата по Дата (второй год) – ... дня, с Дата по Дата (третий год) – ... дня.

За указанные периоды стороной истца не подтверждено нахождение автомобиля на гарантийном ремонте лишь Дата... дня). Истец указала на то, что обращалась в сервисный центр с целью устранения неисправности Дата При этом, предоставлялся подменный автомобиль.

Утверждения представителя ответчика о том, что Дата автомобиль не ремонтировался, акт выдачи подменного автомобиля составлен не Дата, а Дата, указанный в акте подменный автомобиль Дата не мог быть ей выдан, т.к. Дата продан, подтверждаются представленными по делу доказательствами.

Так, из показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля Н.В.Н. следует, что Дата автомобиль на ремонт не сдавался. Подменный автомобиль Степановой Н.А. он выдавал Дата... принял подменный автомобиль Дата

Продажа подменного автомобиля ..., выдававшегося Степановой Н.А. Дата, подтверждена договором купли-продажи этого автомобиля от Дата заключенного ООО «Премьер» с Г.Т.В.. (копии договора и акта приема-передачи от Дата приобщены к материалам дела).

Тем самым, автомобиль находился на гарантийном ремонте во второй год не ... дней, как указала истец, а ... дня.

Тем не менее, периоды нахождения автомобиля в сервисном центре ответчика указывают на невозможность использования автомобиля вследствие неоднократного устранения его различных недостатков на протяжении более тридцати дней в совокупности как в течение первого года гарантийного срока, так и в течение второго и третьего.

С учетом изложенного, у Степановой Н.А. имелись предусмотренные абзацами девятым и одиннадцатым пункта 1 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» основания для отказа от исполнения договора купли-продажи автомобиля и возврата уплаченной за него суммы.

Поэтому заявленное ею требование о возврате суммы, уплаченной по договору купли-продажи автомобиля от Дата, подлежит удовлетворению. С ответчика следует взыскать в пользу истца ...

По сведениям ООО «Премьер» ремонт автомобиля производился Дата и Дата (ремонт сигнализации). После проведенного ремонта Степанова Н.А. автомобиль не забрала, а Дата обратилась к ответчику с претензией о возврате уплаченной за него суммы. Отказ Степановой Н.А. забрать автомобиль после ремонта, с предъявлением Дата претензии о возврате уплаченной за него цены, суд расценивает как возврат товара продавцу.

Требование потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня его предъявления (ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителя»).

За нарушение этого срока продавец, допустивший нарушение, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара (п. 2 ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителя»).

Претензия о возврате уплаченной за автомобиль суммы получена ответчиком Дата. Предусмотренный статьей 22 Закона РФ «О защите прав потребителя» срок истек Дата

В связи с чем, за нарушение этого срока ответчик обязан уплатить в соответствии с положениями пункта 2 статьи 23 Закона РФ «О защите прав потребителя» неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

С учетом заявленного требования о взыскании неустойки за период просрочки с Дата по Дата... дней, размер установленной законом неустойки составляет ...

Положение абзаца первого пункта 1 статьи 23 Закона РФ «О защите прав потребителей», устанавливающее размер неустойки за каждый день просрочки, но не содержащее условий, ограничивающих общий размер неустойки, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 22.04.2004 N 154-О, само по себе имеет целью побудить продавца товара как профессионального участника рынка надлежащим образом исполнять свои обязательства, направлено на защиту прав потребителя как менее защищенной стороны договора.

Представителем ответчика заявлено о применении положений ст. 333 ГК РФ ввиду явной несоразмерности размера заявленной к взысканию неустойки и штрафа последствиям нарушения обязательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

Заявляя требования о взыскании неустойки истец самостоятельно ограничила её размер ценой автомобиля, что свидетельствует о чрезмерно высоком размере установленной законом неустойки, которая не имеет ограничений общего размера и в данном случае рассчитывается исходя из стоимости технически сложного и дорогостоящего товара.

С учетом заявления представителя ответчика и положений пункта 1 статьи 333 ГК РФ, которая закрепляет право суда уменьшить размер подлежащей взысканию неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и, по существу, предписывает суду устанавливать баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и размером действительного ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, суд уменьшает размер подлежащей уплате ответчиком неустойки.

Суд определяет экономически целесообразный размер неустойки с учетом нарушения ООО «Премьер» денежного обязательства: несоблюдения срока возврата уплаченной за автомобиль суммы по требованию потребителя.

Суд принимает во внимание, что по общему правилу за неисполнение денежного обязательства наступает гражданско-правовая ответственность в виде уплаты процентов, размер которых определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды (пункт 1 ст. 395 ГК РФ).

По установленным пунктом 6 статьи 395 ГК РФ правилам размер процентов может быть уменьшен, но не менее чем до суммы, определенной исходя из ставки, указанной в пункте 1 настоящей статьи.

С учетом установленных ст. 395 ГК РФ общих норм применения гражданско-правовой ответственности за неисполнение денежного обязательства, суд для определения соразмерности ответственности последствиям нарушения обязательства рассчитывает размер процентов за период с Дата по Дата исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

Общий размер рассчитанных таким образом процентов составляет ...

...

...

...

Также суд учитывает специфику гражданских правоотношений сторон, особенности регулирования отношений, возникающих между потребителями и продавцами при продаже товаров, повышенную ответственность последних при нарушении прав потребителей, в том числе, предусмотренную положениями абзаца первого пункта 1 статьи 23 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Поэтому в данном случае суд определяет размер подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца неустойки за нарушение установленного законом срока удовлетворения требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы за период с Дата по Дата в сумме ... что в ... раза превышает размер процентов за тот же период, рассчитанный по правилам пункта 1 ст. 395 ГК РФ.

В связи с нарушением ответчиком прав потребителя Степановой Н.А., на него следует возложить обязанность по компенсации истцу морального вреда в соответствии с положениями ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

С учетом фактических обстоятельств, при которых причинен вред, характера причиненного вреда (нравственные страдания), индивидуальных особенностей истца, приведенного ею обоснования, а также с учетом требований разумности и справедливости, суд определяет компенсацию морального вреда в размере ... рублей. Оснований для возложения на ответчика обязанности компенсировать причиненный истцу моральный вред в большем размере судом не усматривается. В удовлетворении остальной части требования следует отказать.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В связи с тем, что требование истца как потребителя в добровольном порядке не было удовлетворено ответчиком, с него подлежит взысканию штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требования потребителя в размере ...% от суммы удовлетворенных требований, что составляет в сумме ...

Размер подлежащего уплате штрафа чрезмерно высок, не соответствует последствиям нарушения обязательств, составляет более половины стоимости дорогостоящего товара, его взыскание в полном объеме может существенно нарушить баланс интересов сторон, привести к значительным убыткам для ответчика. Суд принимает во внимание также и то, что на протяжении всего периода использования автомобиля Степановой Н.А. ООО «Премьер» принимало меры к устранению неисправностей, осуществляло его гарантийный ремонт и полагало, что по состоянию на Дата имевшиеся недостатки устранены, автомобиль технически исправен, а период его ремонта в течение каждого гарантии в совокупности не превысил 30 дней, за исключением устранения неисправностей автомобиля в первый год гарантии, вплоть до Дата несло расходы по гарантийному ремонту, также Дата понесло расходы в сумме ... рублей по замене промежуточного рулевого вала.

С учетом изложенного, заявления представителя ответчика и положений пункта 1 статьи 333 ГК РФ, суд уменьшает размер подлежащего уплате ответчиком штрафа до ... т.е. до размера взысканной неустойки.

При проведении автотехнической экспертизы Степановой Н.А. по квитанции от Дата уплачено ... рублей (копия квитанции истцом представлена и приобщена к материалам дела).

Расходы истца на эти цели, в соответствии со ст.ст. 88, 94 ГПК РФ, относятся к судебным издержкам, подлежащим возмещению по правилам ст. 98 ГПК РФ, т.е. в данном случае в полном объеме, поскольку требования имущественного характера удовлетворены в полном объеме, а размер подлежащей уплате ответчиком неустойки уменьшен судом с применением положений п. 1 ст. 333 ГК РФ.

В порядке ст. 103 ГПК РФ расходы по уплате госпошлине в доход местного бюджета следует отнести на ответчика пропорционально размеру и характеру удовлетворенных судом исковых требований, что составит в сумме ...

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Премьер» в пользу Степановой Н.А.... рублей, неустойку за период с Дата по Дата в сумме ...... рублей компенсации морального вреда, а также штраф в сумме ... и ... в возмещение судебных издержек. В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Премьер» госпошлину в сумме ... в доход местного бюджета.

Апелляционная жалоба может быть подана в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья